Конспект НОД в соответствии с ФГОС по развитию речи для детей 5 – 6 лет Тема: «Заколдованная принцесса»


Структура написания конспекта НОД в ДОУ по ФГОС

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №12 «Колокольчик»

Консультация для педагогов

Структура написания конспекта НОД в ДОУ по ФГОС

Структура написания конспекта НОД в ДОУ по ФГОС

С введением ФГОС меняется подход к организации и проведению непосредственно образовательной деятельности с детьми.

Происходит отказ от традиционных занятий, построенных в логике учебной модели. Занятие понимается как увлекательное дело с детьми, в процессе которого педагог решает программные задачи. Переосмысливается роль педагога, который становится в большей степени «координатором» или «наставником», чем непосредственным источником информации.

Позиция педагога дошкольного образования по отношению к детям изменяется и приобретает характер сотрудничества, когда ребенок выступает в ситуации совместной с педагогом деятельности и общения равноправным партнером.

Многие педагоги не обращают внимания на оформление конспектов. В конспекте пишут тему, цель, задачи. И часто задачи проходят через цель.

Давайте вспомним, как это делается.

Начнём с титульного листа

Вверху титульного листа указывается полное название дошкольного учреждения. Примерно посередине листа идёт надпись:

Конспект

Непосредственной образовательной деятельности по (Область)

На тему: «……………»

для детей старшей группы.

Ниже названия конспекта справа указывается фамилия автора и его должность.

В конце титульного листа, посередине пишется ваш населенный пункт, а ещё ниже год, когда написан конспект.

Следующий лист

начинается с программного содержания.

Туда входит цель и задачи НОД.

Что такое цель?
Цель– это конечный результат, то к чему мы стремимся. Цель осуществляется через задачи, которые по отношению к цели являются средствами, т.е. как мы будем выполнять эту цель.Рекомендуется цель определять существительным от глагола: создание условий, формирование, воспитание, укрепление и т.д.
Алгоритм постановки цели:

  1. Оцените имеющиеся проблемы и определите главную, четко ее сформулируйте.
  2. Определите шаги (действия) по её решению, их последовательность.
  3. Сформулируйте точно промежуточный результат (эффект) от исполнения каждого шага (действия).
  4. Оцените какие (и сколько) их этих шагов (действий) можно осуществить в рамках одной НОД.
  5. Сформулируйте цель НОД, содержащую описание эффекта от действий, которые вы планируете осуществить в рамках одной НОД.

То, что предлагает делать взрослый, ребенку обязательно должно быть нужно и интересно, а осмысленность для ребенка, предлагаемой взрослым деятельности есть главный залог развивающего эффекта.

Задача
– то, что требует исполнения, решения.
Задачи по отношению к цели являются и бывают:

Обучающими;

Развивающими;

Воспитывающими.

Рекомендуется формулировать задачи глаголом в неопределенной форме: закрепить, обобщить, формировать, развивать, воспитывать и т.д. Соблюдать четкость и конкретность в формулировке задач (не просто расширить (закрепить) представления о зиме, а что именно дети узнают (закрепляют) о зиме в рамках данного занятия). Это относится и к формулировке развивающих задач: не просто развитие умственных способностей детей, а каких конкретно (перечислить).

Следует помнить, что каждая новая задача пишется с новой строчки.

Когда задачи будут сформулированы, необходимо указать, какое оборудование

будет использовано на данном НОД (например: магнитофон, доска, мольберт, настенная доска, кубы, подставки и т.д.).

Далее указывается демонстрационный материал,

где перечисляются не только все пособия, картины, но и указываются их авторы, количество, размеры.

Описывая раздаточный материал,

обязательно перечисляется, какой берется материал с указанием размера и количества.

Далее необходимо описать предшествующую работу воспитателя
по подготовке к занятию:
что оформили, что изготовили, что составили, изучили, написали и т.д. После этого указывается предварительная работа с детьми

, весь объем фронтальной и индивидуальной работы с детьми (куда ходили на экскурсию, за каким объектом наблюдали, что читали детям, что выучили и т.д.)

После этого пишется, какую индивидуальную работу,

с кем (указываются имена и фамилии детей) в какой части занятия планируется провести.
Желательно не забыть вписать эту работу в ту часть занятия в конспекте, в которую вы запланировали.
Далее описывается структура

и
методические приемы,
используемые на занятии.
Указываются части занятия и конкретные методические приемы.
В конспекте указывается и словарная работа

– это новые слова, значение которых детям надо объяснить.

Указываются части занятия и конкретные методические приемы

.

Далее описывается организация детей на непосредственно образовательной деятельности.

Указывается размещение столов, оборудования, посадки и размещение детей — при необходимости помещается план размещения.

Если размещение детей в разных частях занятия меняется, описывается, каким образом осуществляется переход от одной части занятия к другой. И, наконец, начинается описание хода занятия

. Ход занятия пишется в прямой речи.
Обязательно пишутся все слова, которые воспитатель будет говорить, предполагаемые ответы детей, обобщения воспитателя.
Если па ходу занятия воспитателю нужно выполнить какие-то действия, это указывается в конспекте. Занятие завершается словами анализа.

Итак, если кратко описать все вышеупомянутое, то
структура конспекта, выглядит следующим образом:

  1. Тип, вид, тема НОД с указанием возрастной группы детей
  2. Программное содержание

(обучающие, развивающие, воспитывающие задачи).

  1. Словарная работа.
  2. Оборудование занятия.
  3. Демонстрационный материал.
  4. Раздаточный материал.
  5. Предшествующая работа воспитателя по подготовке к занятию.
  6. Предварительная работа с детьми

(со всей группой, с подгруппой, индивидуально).

  1. Индивидуальная работа с детьми на НОД

(какая, с кем, в какой части занятия).

  1. Структура занятия и методические приемы.
  2. Организаций детей на занятии.
  3. Ход занятия (в прямой речи).

В конце завершающие фразы или анализ занятия.

Напоминаем типы занятий:

1. Занятия, по сообщению новых знаний. 2. Занятия по закреплению знаний, умений, навыков. 3. Занятия по обобщению и систематизации. 4. Итоговые. 5.Учетно-проверочные. 6. Комбинированные (смешанные, объединенные). 7. Комплексные. 8. Интегрированные

(по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств речевого развития).

Интеграция может быть по тематическому принципу.

Например:

1) чтение о птицах; 2) коллективное рисование птиц; 3) рассказывания по рисункам.

Дополнительная информация

Не забывайте про методическое обеспечение педагогического процесса. Любая деятельность начинается с мотива.

Мотив

– это причина, побуждающая к действию. Раньше мотивом мы называли заинтересовывающий момент перед занятием.

Выделяют следующие мотивы деятельности для детей:

Игровая.

Потребность своей значимости ребёнок может реализовать, «помогая» различным игрушкам решать их практические и интеллектуальные проблемы.

Мотивация общения.

Мотивация строится на желании ребёнка чувствовать свою необходимость и значимость в условии помощи взрослому. Взрослый обращается к ребёнку с просьбой помочь ему, он говорит, что без помощи ребёнка никак не обойтись. При этом не забывает благодарить ребёнка.

Мотивация личной заинтересованности.

Эта мотивация побуждает ребёнка к созданию разных предметов для собственного потребления.

После мотивации идёт методика проведения занятия. В этом разделе следует выделять части занятия. Ответы детей в конспектах не пишутся.

Конспект НОД по ФГОС

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 КГО

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

Тема: «Поможем Колобку»

воспитатель Веденяпина Ксения Валентиновна

КГО, 2022 г.

ЗАДАЧИ

ПРИОРИТЕТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ:

«Познавательное развитие»

Формирование элементарных математических представлений по разделам: «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве» «Ориентировка во времени».

Создавать условия для закрепления счета в пределах 7.

Способствовать закреплению знаний геометрических фигур.

Способствовать закреплению знаний о частях суток.

Содействовать умению ориентироваться на листке бумаги.

Способствовать закреплению знаний большой, маленький.

Воспитывать целеустремленность, устойчивость, интерес к математическим знаниям.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ

«Социально-коммуникативное развитие»

Способствовать эмоциональному настрою на работу.

Способствовать формированию правильного дыхания, выполнения движений.

«Речевое развитие»

Содействовать формированию умения отвечать на вопросы.

Способствовать речевому развитию.

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТЕЙ:

групповая

ФОРМА РАБОТЫ:

интегрированная образовательная деятельность

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Дидактические игры: «Составление геометрических фигур из счетных полочек», «Цепочка примеров», «Помоги Чебурашке найти и справить ошибку», «Назови число».

ОБОРУДОВАНИЕ:

Демонстрационный материал: письмо, конверты с заданиями от лесных жителей,

Раздаточный материал: изображения 7 морковок различных по размеру, геометрические фигуры (круг, квадрат, параллелограмм, треугольник,); картинки частей суток.

МОТИВАЦИОННАЯ ЧАСТЬ
(введение в образовательную деятельность):
(Воспитатель читает детям письмо.)

Дети, сегодня к нам пришло письмо от Колобка. Давайте я вам его прочитаю:

«Я Колобок, Колобок, я по коробу скребен, по сусеку метён, на сметане мешен, да в масле замешен, на окошке стужён. Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел. А теперь, в лесу, меня хотят съесть лесные звери. Помогите мне! Лесные жители дали мне задания. Они очень трудные. Я не могу их решить».

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (деятельностный этап)

:

Содержание ОД Деятельность детей Образовательные задачи
Дети, поможем Колобку?

А вы помните сказку про колобок? Кого в лесу он сначала встретил?

Верно! А вот и задание от Зайца. (Открывает конверт с заданием и читает)

Участие в диалоге Воспитывать целеустремленность, устойчивость, интерес к математическим знаниям.
«У меня есть морковки. Все они разной величины. Нужно их разложить по порядку: от самой маленькой, до самой большой».

Ну что ребята, вы готовы?

Давайте каждый возьмет у себя на столе морковки и разложит их по величине.

Хорошо, вы разложили морковки.

А теперь давайте посчитаем их, сколько морковок положил нам зайка?

Молодцы! Как хорошо вы справились с заданием зайца! А кого в лесу встретил Колобок после зайца? Кто помнит?

Ответы детей

Выполнение задания

Содействовать формированию умения отвечать на вопросы.

Способствовать закреплению знаний большой, маленький.

Создавать условия для закрепления счета в пределах 7.

Как правильно разработать конспект непосредственно образовательной деятельности по ФГОС

Уважаемые коллеги, предлагаю примерный образец конспекта непосредственно образовательной деятельности. Это не значит, что вся страна должна писать именно так. В каждом регионе могут быть свои традиции написания конспектов. Самое главное – конспект должен отражать современные тенденции развития дошкольников и быть методически грамотным.

Прежде всего, следует заметить, что четкого замещения слову «занятие» на данный момент нет. В одних регионах называют «непосредственно образовательная деятельность» (НОД), в других — «организованная образовательная деятельность» (ООД), в третьих — «образовательная ситуация» (ОС). Все эти определения правильные, так как отражают конкретную образовательную деятельность. Но в защиту слова «занятие» хочу сказать, что педагоги-дошкольники всегда вкладывали в это понятие немного иной смысл, чем, например, учителя школы. Занятие у нас проходило в игровой форме, с различными проблемными ситуациями, сюрпризными моментами и хорошей двигательной активностью воспитанников. Никогда в детском саду не было чисто учебного занятия! Итак, конспект:

1. Заголовок. В заголовке не обязательно писать название НОД (например, конспект непосредственно образовательной деятельности «В гостях у Петрушки»). Можно просто обозначить направление деятельности («Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию»). Написать возраст (группу) детей (для детей старшего дошкольного возраста).

2. Можно после заголовка указать приоритетную образовательную область в процессе НОД и желательно интеграцию с другими образовательными областями, а также интеграцию детских видов деятельности.

3. Указываются формы организации коллективной деятельности (работа по подгруппам, в парах, совместная деятельность педагога с детьми) и самостоятельной деятельности детей (если она запланирована).

4. Далее указывают:

  • материал и оборудование;
  • предварительную работу;
  • планируемые результаты.

5. Задачи. Сразу хочу предостеречь педагогов от ошибки. Некоторые коллеги пишут: «цели НОД». Это методически неправильно. Цель – это финальный и общий результат, протяженный во времени. Какой цели можно добиться, например, за 15 минут образовательной деятельности в младшей группе? Слово «цель» правильнее писать, например, при разработке планирования комплекса (т.е., нескольких) НОД, при разработке проекта (так как он многогранен) и других, протяженных во времени, комплексов образовательных мероприятий. Тем более, что цель бывает одна, а задач может быть много. И для конкретной образовательной деятельности подойдут конкретные задачи, которые должны быть решены к концу этой образовательной деятельности (через 15 минут в младшей или через 35 минут в подготовительной группе). То есть, если педагог написал задачу в конспекте НОД, то он должен ее решить в процессе НОД. Поэтому в конспекте не пишите по 10-15 задач. Пяти, максимум шести хватит. Можно слово «задачи» заменить фразой «программное содержание». В задачах не писать глагол «учить»! Грамотнее писать — «способствовать», «формировать умение», «создавать условия», «развивать», «приобщать» и т.д. Задачи можно разделить на 3 группы: развивающие, обучающие, воспитательные (воспитывающие). Обращаю Ваше внимание на интересный нюанс: многие педагоги вместо слова «обучающие» пишут слово «образовательные», имея в виду только обучающие задачи. А ведь в понятие «образование» (читайте закон «Об образовании в РФ») входит и обучение, и воспитание. Значит, в образовательных задачах будут и обучающие, и воспитательные вместе. В этом случае у Вас будет 2 группы задач: развивающие и образовательные.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]