Структура написания конспекта НОД в ДОУ по ФГОС
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №12 «Колокольчик»
Консультация для педагогов
Структура написания конспекта НОД в ДОУ по ФГОС
Структура написания конспекта НОД в ДОУ по ФГОС
С введением ФГОС меняется подход к организации и проведению непосредственно образовательной деятельности с детьми.
Происходит отказ от традиционных занятий, построенных в логике учебной модели. Занятие понимается как увлекательное дело с детьми, в процессе которого педагог решает программные задачи. Переосмысливается роль педагога, который становится в большей степени «координатором» или «наставником», чем непосредственным источником информации.
Позиция педагога дошкольного образования по отношению к детям изменяется и приобретает характер сотрудничества, когда ребенок выступает в ситуации совместной с педагогом деятельности и общения равноправным партнером.
Многие педагоги не обращают внимания на оформление конспектов. В конспекте пишут тему, цель, задачи. И часто задачи проходят через цель.
Давайте вспомним, как это делается.
Начнём с титульного листа
Вверху титульного листа указывается полное название дошкольного учреждения. Примерно посередине листа идёт надпись:
Конспект
Непосредственной образовательной деятельности по (Область)
На тему: «……………»
для детей старшей группы.
Ниже названия конспекта справа указывается фамилия автора и его должность.
В конце титульного листа, посередине пишется ваш населенный пункт, а ещё ниже год, когда написан конспект.
Следующий лист
начинается с программного содержания.
Туда входит цель и задачи НОД.
Что такое цель?
Цель– это конечный результат, то к чему мы стремимся. Цель осуществляется через задачи, которые по отношению к цели являются средствами, т.е. как мы будем выполнять эту цель.Рекомендуется цель определять существительным от глагола: создание условий, формирование, воспитание, укрепление и т.д.
Алгоритм постановки цели:
- Оцените имеющиеся проблемы и определите главную, четко ее сформулируйте.
- Определите шаги (действия) по её решению, их последовательность.
- Сформулируйте точно промежуточный результат (эффект) от исполнения каждого шага (действия).
- Оцените какие (и сколько) их этих шагов (действий) можно осуществить в рамках одной НОД.
- Сформулируйте цель НОД, содержащую описание эффекта от действий, которые вы планируете осуществить в рамках одной НОД.
То, что предлагает делать взрослый, ребенку обязательно должно быть нужно и интересно, а осмысленность для ребенка, предлагаемой взрослым деятельности есть главный залог развивающего эффекта.
Задача
– то, что требует исполнения, решения.
Задачи по отношению к цели являются и бывают:
Обучающими;
Развивающими;
Воспитывающими.
Рекомендуется формулировать задачи глаголом в неопределенной форме: закрепить, обобщить, формировать, развивать, воспитывать и т.д. Соблюдать четкость и конкретность в формулировке задач (не просто расширить (закрепить) представления о зиме, а что именно дети узнают (закрепляют) о зиме в рамках данного занятия). Это относится и к формулировке развивающих задач: не просто развитие умственных способностей детей, а каких конкретно (перечислить).
Следует помнить, что каждая новая задача пишется с новой строчки.
Когда задачи будут сформулированы, необходимо указать, какое оборудование
будет использовано на данном НОД (например: магнитофон, доска, мольберт, настенная доска, кубы, подставки и т.д.).
Далее указывается демонстрационный материал,
где перечисляются не только все пособия, картины, но и указываются их авторы, количество, размеры.
Описывая раздаточный материал,
обязательно перечисляется, какой берется материал с указанием размера и количества.
Далее необходимо описать предшествующую работу воспитателя
по подготовке к занятию:
что оформили, что изготовили, что составили, изучили, написали и т.д. После этого указывается предварительная работа с детьми
, весь объем фронтальной и индивидуальной работы с детьми (куда ходили на экскурсию, за каким объектом наблюдали, что читали детям, что выучили и т.д.)
После этого пишется, какую индивидуальную работу,
с кем (указываются имена и фамилии детей) в какой части занятия планируется провести.
Желательно не забыть вписать эту работу в ту часть занятия в конспекте, в которую вы запланировали.
Далее описывается структура
и
методические приемы,
используемые на занятии.
Указываются части занятия и конкретные методические приемы.
В конспекте указывается и словарная работа
– это новые слова, значение которых детям надо объяснить.
Указываются части занятия и конкретные методические приемы
.
Далее описывается организация детей на непосредственно образовательной деятельности.
Указывается размещение столов, оборудования, посадки и размещение детей — при необходимости помещается план размещения.
Если размещение детей в разных частях занятия меняется, описывается, каким образом осуществляется переход от одной части занятия к другой. И, наконец, начинается описание хода занятия
. Ход занятия пишется в прямой речи.
Обязательно пишутся все слова, которые воспитатель будет говорить, предполагаемые ответы детей, обобщения воспитателя.
Если па ходу занятия воспитателю нужно выполнить какие-то действия, это указывается в конспекте. Занятие завершается словами анализа.
Итак, если кратко описать все вышеупомянутое, то
структура конспекта, выглядит следующим образом:
- Тип, вид, тема НОД с указанием возрастной группы детей
- Программное содержание
(обучающие, развивающие, воспитывающие задачи).
- Словарная работа.
- Оборудование занятия.
- Демонстрационный материал.
- Раздаточный материал.
- Предшествующая работа воспитателя по подготовке к занятию.
- Предварительная работа с детьми
(со всей группой, с подгруппой, индивидуально).
- Индивидуальная работа с детьми на НОД
(какая, с кем, в какой части занятия).
- Структура занятия и методические приемы.
- Организаций детей на занятии.
- Ход занятия (в прямой речи).
В конце завершающие фразы или анализ занятия.
Напоминаем типы занятий:
1. Занятия, по сообщению новых знаний. 2. Занятия по закреплению знаний, умений, навыков. 3. Занятия по обобщению и систематизации. 4. Итоговые. 5.Учетно-проверочные. 6. Комбинированные (смешанные, объединенные). 7. Комплексные. 8. Интегрированные
(по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств речевого развития).
Интеграция может быть по тематическому принципу.
Например:
1) чтение о птицах; 2) коллективное рисование птиц; 3) рассказывания по рисункам.
Дополнительная информация
Не забывайте про методическое обеспечение педагогического процесса. Любая деятельность начинается с мотива.
Мотив
– это причина, побуждающая к действию. Раньше мотивом мы называли заинтересовывающий момент перед занятием.
Выделяют следующие мотивы деятельности для детей:
Игровая.
Потребность своей значимости ребёнок может реализовать, «помогая» различным игрушкам решать их практические и интеллектуальные проблемы.
Мотивация общения.
Мотивация строится на желании ребёнка чувствовать свою необходимость и значимость в условии помощи взрослому. Взрослый обращается к ребёнку с просьбой помочь ему, он говорит, что без помощи ребёнка никак не обойтись. При этом не забывает благодарить ребёнка.
Мотивация личной заинтересованности.
Эта мотивация побуждает ребёнка к созданию разных предметов для собственного потребления.
После мотивации идёт методика проведения занятия. В этом разделе следует выделять части занятия. Ответы детей в конспектах не пишутся.
Конспект НОД по ФГОС
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 КГО
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
Тема: «Поможем Колобку»
воспитатель Веденяпина Ксения Валентиновна
КГО, 2022 г.
ЗАДАЧИ
ПРИОРИТЕТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ:
«Познавательное развитие»
Формирование элементарных математических представлений по разделам: «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве» «Ориентировка во времени».
Создавать условия для закрепления счета в пределах 7.
Способствовать закреплению знаний геометрических фигур.
Способствовать закреплению знаний о частях суток.
Содействовать умению ориентироваться на листке бумаги.
Способствовать закреплению знаний большой, маленький.
Воспитывать целеустремленность, устойчивость, интерес к математическим знаниям.
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ
«Социально-коммуникативное развитие»
Способствовать эмоциональному настрою на работу.
Способствовать формированию правильного дыхания, выполнения движений.
«Речевое развитие»
Содействовать формированию умения отвечать на вопросы.
Способствовать речевому развитию. ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТЕЙ: групповая | |
ФОРМА РАБОТЫ: интегрированная образовательная деятельность | |
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Дидактические игры: «Составление геометрических фигур из счетных полочек», «Цепочка примеров», «Помоги Чебурашке найти и справить ошибку», «Назови число». |
ОБОРУДОВАНИЕ:
Демонстрационный материал: письмо, конверты с заданиями от лесных жителей,
Раздаточный материал: изображения 7 морковок различных по размеру, геометрические фигуры (круг, квадрат, параллелограмм, треугольник,); картинки частей суток.
МОТИВАЦИОННАЯ ЧАСТЬ
(введение в образовательную деятельность):
(Воспитатель читает детям письмо.)
Дети, сегодня к нам пришло письмо от Колобка. Давайте я вам его прочитаю:
«Я Колобок, Колобок, я по коробу скребен, по сусеку метён, на сметане мешен, да в масле замешен, на окошке стужён. Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел. А теперь, в лесу, меня хотят съесть лесные звери. Помогите мне! Лесные жители дали мне задания. Они очень трудные. Я не могу их решить».
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (деятельностный этап)
:
Содержание ОД | Деятельность детей | Образовательные задачи |
Дети, поможем Колобку? А вы помните сказку про колобок? Кого в лесу он сначала встретил? Верно! А вот и задание от Зайца. (Открывает конверт с заданием и читает) | Участие в диалоге | Воспитывать целеустремленность, устойчивость, интерес к математическим знаниям. |
«У меня есть морковки. Все они разной величины. Нужно их разложить по порядку: от самой маленькой, до самой большой». Ну что ребята, вы готовы? Давайте каждый возьмет у себя на столе морковки и разложит их по величине. Хорошо, вы разложили морковки. А теперь давайте посчитаем их, сколько морковок положил нам зайка? Молодцы! Как хорошо вы справились с заданием зайца! А кого в лесу встретил Колобок после зайца? Кто помнит? | Ответы детей Выполнение задания | Содействовать формированию умения отвечать на вопросы. Способствовать закреплению знаний большой, маленький. Создавать условия для закрепления счета в пределах 7. |
Как правильно разработать конспект непосредственно образовательной деятельности по ФГОС
Уважаемые коллеги, предлагаю примерный образец конспекта непосредственно образовательной деятельности. Это не значит, что вся страна должна писать именно так. В каждом регионе могут быть свои традиции написания конспектов. Самое главное – конспект должен отражать современные тенденции развития дошкольников и быть методически грамотным.
Прежде всего, следует заметить, что четкого замещения слову «занятие» на данный момент нет. В одних регионах называют «непосредственно образовательная деятельность» (НОД), в других — «организованная образовательная деятельность» (ООД), в третьих — «образовательная ситуация» (ОС). Все эти определения правильные, так как отражают конкретную образовательную деятельность. Но в защиту слова «занятие» хочу сказать, что педагоги-дошкольники всегда вкладывали в это понятие немного иной смысл, чем, например, учителя школы. Занятие у нас проходило в игровой форме, с различными проблемными ситуациями, сюрпризными моментами и хорошей двигательной активностью воспитанников. Никогда в детском саду не было чисто учебного занятия! Итак, конспект:
1. Заголовок. В заголовке не обязательно писать название НОД (например, конспект непосредственно образовательной деятельности «В гостях у Петрушки»). Можно просто обозначить направление деятельности («Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию»). Написать возраст (группу) детей (для детей старшего дошкольного возраста).
2. Можно после заголовка указать приоритетную образовательную область в процессе НОД и желательно интеграцию с другими образовательными областями, а также интеграцию детских видов деятельности.
3. Указываются формы организации коллективной деятельности (работа по подгруппам, в парах, совместная деятельность педагога с детьми) и самостоятельной деятельности детей (если она запланирована).
4. Далее указывают:
- материал и оборудование;
- предварительную работу;
- планируемые результаты.
5. Задачи. Сразу хочу предостеречь педагогов от ошибки. Некоторые коллеги пишут: «цели НОД». Это методически неправильно. Цель – это финальный и общий результат, протяженный во времени. Какой цели можно добиться, например, за 15 минут образовательной деятельности в младшей группе? Слово «цель» правильнее писать, например, при разработке планирования комплекса (т.е., нескольких) НОД, при разработке проекта (так как он многогранен) и других, протяженных во времени, комплексов образовательных мероприятий. Тем более, что цель бывает одна, а задач может быть много. И для конкретной образовательной деятельности подойдут конкретные задачи, которые должны быть решены к концу этой образовательной деятельности (через 15 минут в младшей или через 35 минут в подготовительной группе). То есть, если педагог написал задачу в конспекте НОД, то он должен ее решить в процессе НОД. Поэтому в конспекте не пишите по 10-15 задач. Пяти, максимум шести хватит. Можно слово «задачи» заменить фразой «программное содержание». В задачах не писать глагол «учить»! Грамотнее писать — «способствовать», «формировать умение», «создавать условия», «развивать», «приобщать» и т.д. Задачи можно разделить на 3 группы: развивающие, обучающие, воспитательные (воспитывающие). Обращаю Ваше внимание на интересный нюанс: многие педагоги вместо слова «обучающие» пишут слово «образовательные», имея в виду только обучающие задачи. А ведь в понятие «образование» (читайте закон «Об образовании в РФ») входит и обучение, и воспитание. Значит, в образовательных задачах будут и обучающие, и воспитательные вместе. В этом случае у Вас будет 2 группы задач: развивающие и образовательные.