Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
детский сад №2 с. Неверкино
Конспект занятия по теме:
«Где вода — там жизнь»
(ознакомление с окружающим миром
детей старшего дошкольного возраста).
- Познакомить детей со свойствами воды ( вкус , цвет, текучесть).
- Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.
- Дать понятие о значимости воды в жизни человека, в природе.
- Воспитывать бережное отношение к воде.
Оборудование: аудио запись шума прибоя; фотографии пустыни и леса; вода в стаканчиках; чайные ложки; соль, сахар, молоко; фланелеграф, плоскостной макет реки, ручейков, человека.
Дети входят в зал, садятся на стульчики.
Воспитатель.: Дети, посмотрите, что у меня в руках?
Воспитатель.: Правильно. А как вы думаете глобус — это модель чего?
Воспитатель.: Правильно это модель нашей планеты- земли. Скажите мне, каким цветом изображена вода? А каким — суша? Чего больше: суши или воды?
Воспитатель.: Правильно — воды.
Воспитатель.: Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. И, поскольку нам предстоит плыть по реке, давайте выберем какой- нибудь вид водного транспорта. Какие виды водного транспорта вы знаете? Что же мы выберем? ( ответы детей: пароход, лодка, яхта, катер, катамаран и т.п.) Закройте глаза и послушайте, как плещется вода за бортом. Нас ждет путешествие с несколькими остановками, вот и первая пристань. Мы остановимся и вспомним, что мы знаем о воде.
1. Пристань «Где вода – там жизнь»
- Для чего мы ежедневно используем воду?
- Почему нужно поливать комнатные растения?
- Как вы думаете, сколько дней человек может прожить без воды?
Всему живому, в том числе и растениям и животным нужна вода. Без нее все гибнет. Например, человек может прожить без воды только несколько дней (от трех до семи). Взгляните на эти две картинки. Так выглядит пустыня, где нет воды, а вот так выглядят берега реки или озера. (Показ картинок.) Ну что же, отправляемся дальше, за следующим поворотом реки нас ждет еще одна остановка.
2. Пристань « Откуда к нам пришла вода?»
Послушайте рассказ капельки.
Воспитатель: Жил-был маленький ручеек. Бежал он среди лесов, лугов. На пути он встретил незнакомца, очень похожего на него.
— Ты кто?- спрашивает он.
— Я – ручеек. А ты кто?
— И я ручеек,- отвечает наш ручей.- Давай дружить и потечем дальше вместе. Так, воды многих ручейков слились в одну большую и красивую реку. Катит она свои воды многие километры, по пути щедро даря воду людям. Пришел Человек к реке, залюбовался ее чистыми водами и попросил реку поделиться своими дарами. Поставил Человек насосы, что бы качать воду из реки и подавать ее в водопровод. Но какой бы ни казалась чистой вода Человеку , в ней все равно оставались песчинки, частички ила, грязи. Что бы избавиться от этих « попутчиков» воды, Человеку пришлось построить очистные сооружения и только после очистки отправлять воду в дальнейший путь – в наши водопроводные краны. Вот так я, Капелька, попала к Вам.
Вот такой долгий и сложный путь проделывает капелька, и она становится драгоценной, так как дорого обходится человеку.
(во время слов воспитателя проводиться моделирование реки).
Воспитатель: А как же рождается река, хотите узнать?
(кладет перед детьми широкую и длинную полоску голубой бумаги).
Воспитатель проводит опыт очищения воды (экспериментальная деятельность).
Воспитатель: Давайте вместе попробуем очистить грязную воду. Для этого возьмем воронку, вложим в нее специальную ткань-фильтр (сделанный из ваты и марли) и начнем пропускать грязную воду через эту воронку. Посмотрим, что у нас получится?
Эксперимент мы проведем,
Воду чистую найдем .
Грязь не пустим через фильтр,
Чтобы водой могли напиться!
Вывод: после очистки вода стала чистой, но пить ее еще нельзя. Ее надо вскипятить и только потом она будет пригодна для питья.
Воспитатель: Да, без чистой воды мы не сможем прожить. Нам нужна только чистая вода! Кому еще нужна читая, пресная вода?
Пристань «Танец с Тучкой»
Воспитатель: На горизонте появилась тучка, давайте посмотрим в наши бинокли ( дети с помощью рук делают бинокли). Вы видите тучку?
Воспитатель: А из чего состоит тучка?
-Из капелек воды.
Воспитатель: А хотите превратиться в капельки? Раз, два, три капельки оживи.
Проводится игра-танец с детьми.
Воспитатель: Ну вот прошла тучка, напоила всех водой, природа ожила, а мы с вами продолжаем путешествие.
Мы остановились и теперь познакомимся с водой поближе, проделаем с ней несколько опытов.
Опыт №1. «Вода это жидкость»
Воспитатель: Вода – это жидкость. Ее можно налить во что ни будь: в стакан, в ведро, в вазу. Ее можно вылить, перелить из одного сосуда в другой.
Опыт №2 «Вода бесцветная»
На столе у воспитателя стакан с водой, стакан с молоком, ложечка.
Воспитатель: ( опускает ложечку в молоко) Ребята, видно ложечку? ( нет ) . ( опускает ложечку в воду) А теперь видно ложечку? (да).
Воспитатель: Молоко какого цвета? (белого) А вода какого цвета? ( вода не имеет цвета, вода бесцветная).
Опыт №3 «Вода без вкуса»
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. Какая она? Сладкая? Соленая? Кислая? Горькая?
Воспитатель: Вода не имеет вкуса, она безвкусная. Давайте проведем небольшой опыт. Положим в стакан с водой вещество, которое находиться у нас на столе. Размешаем, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (ответы детей). Как вы думаете, что я добавила в воду? (ответы детей). Оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в нее положили.
Сегодня вы очень много узнали о воде. Давайте еще раз вспомним, что же вы узнали:
Вода — это жидкость.
Воспитатель: Ребята, воду нужно беречь? Почему? (ответы детей)
Вывод по занятию: Для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много трудов и сил. Вот почему нужно беречь воду, плотно закрывать кран.
Источник
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
(для детей старшего дошкольного возраста)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ДЕТСКИЙ САД «ЖУРАВЛЁНОК» Г. НАДЫМА»
Подготовила старший воспитатель Чиданова И.В. г. Надым
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
- закрепить: представление детей о разнообразии предметного мира; умение правильно называть предметы рукотворного мира; представление о том, что каждый предмет имеет свое назначение и функцию
- учить описывать предмет, вычленяя его особенности с помощью алгоритма описания
- расширять познания детей о предметах-изобретениях, облегчающих труд человека в быту, делающих жизнь удобной и комфортной; обратить внимание на то, что они служат человеку, и он должен беречь их
- учить устанавливать причинно- следственные связи между явлениями окружающей жизни и предметом, который помогает человеку легче переносить неудобства, связанные с этим явлением
- развивать любознательность, находчивость, смекалку.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
— Ребята, у меня для вас невероятная новость. Сегодня совершил успешную посадку воздушный корабль – дирижабль. У нас в гостях Мастер Самоделкин и его друг Незнайка. Их визит к нам не случаен. Мастер Самоделкин очень надеется на нашу помощь. Он просит помочь объяснить Незнайке, что такое рукотворный мир. Сможем помочь? (да!) Ну, а отправимся мы в страну «Рукотворный мир» на дирижабле.
— Посадочным талоном будет слово, которое относится к рукотворному миру.
(дети называют слово и проходят на стульчики)
— А Незнайке мы дадим ручку и блокнот, пусть записывает все самое важное.
Приготовиться к полету! Пристегнуть ремни! Внимание! 5,4, 3, 2, 1!
Вжик – вжик – вжик!
(дети по показу взрослого выполняют пальчиковую разминку)
— Движется воздушный корабль от направления и силы ветра.
«Подули низко, подули близко, подули высоко, подули далеко»
(дети выполняют дыхательную гимнастику, звучит музыка)
— Наш полет прошел в штатном режиме, у экипажа хорошее настроение? Мы прибыли в заданные координаты. Большая или маленькая страна «Рукотворный мир»? Как вы это поняли? (картинка большого города) Много разных зданий.
— Какие вы видите дома? Покажите и назовите их правильно (одноэтажные, многоэтажные).
— Из чего построены дома? (из кирпича – кирпичные, из дерева – деревянные и т.д.) Покажите.
— Без чего нельзя представить дома? (без крыши, стен, окон, дверей)
— Кто строит здания? Для кого? (назначение – жилой дом, школа, детский сад, цирк, дворец спорта и т.д.) Зачем?
— Где мы можем увидеть такие дома? (в деревне, городе)
— Итак, к какому миру принадлежат дома? Почему?
— Посмотрите, какой поток машин движется по улицам города. Посчитаем, сколько машин едет направо, налево (ориентировка в пространстве)
— Каждая машина выполняет свою работу. Одни отвечают за перевозку людей. Это такси, автобусы, троллейбусы, трамваи (дети называют и показывают) Другие перевозят грузы.
Д/И «Назови одним словом»
— Назовите одним словом машину, которая:
Возит молоко — …, мешает бетон -…, возит воду — …, дробит камни — …, возит хлеб — …
— Ребята, скажите, а есть машины, которым все уступают дорогу? Назовите их правильно. Спецмашины – скорая помощь, милицейская, пожарная машина.
— Давайте узнаем, что Незнайка записал в блокнот.
Д/И «Исправь предложения»
Дом подъехал к машине.
Бензин кончился, потому что остановилась машина.
Машина ехать по городской улица.
Пассажир брать билет у кондуктор в автобус.
— Кто придумал и сделал все эти машины? Для чего? К какому миру относится техника?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
— Спасибо, Незнайка за веселую разминку! Мы и не заметили, как оказались у витрины магазина. Посмотрите внимательно и скажите, как он называется (одежда – обувь).
— Скажите, что мы называем одеждой? Обувью?
Д/И «Догадайся о чем говорю»
Спинка, рукава, полочки, манжеты, воротничок, карманы, пуговицы – рубашка
Штанины, карманы, пуговица, замок, ремень – брюки
Рукава, карманы, молния, меховая подстежка, воротник – пальто, шуба
— Как можно рассказать про обувь?
— Давайте вспомним материалы из которых шьют одежду, обувь (ситец, трикотаж, драп, хлопок; кожа, шерсть, мех).
— Назовите одежду, которую вяжут, шьют.
— Кто шьет одежду. Для чего? Одежда и обувь предметы какого мира?
— Что за странный рисунок перед нами? Посмотрите внимательно, может, догадаетесь.
— Мастер Самоделкин привел нас к аллее инструментов и материалов (картинка)
— Ребята, кто из вас знает, зачем людям нужны эти и многие другие инструменты? (чтобы совершать трудовые действия и сделать много нужных и полезных предметов).
Д/И «Что чем делаем?» (игра с мячом)
Копаем землю – лопатой Рубим дрова – топором Забиваем гвозди – молотком Откручиваем или закручиваем болт – отверткой
Пилим доски – пилой Режем бумагу – ножницами Прокалываем отверстие – шилом Пишем в тетради – ручкой
Чертим таблицу – линейкой Красим забор – кистью Шьем платье — иголкой
— Если предмет сделан из резины – он резиновый (приводят пример), из пластмассы – пластмассовый, из бумаги – бумажный, из металла – металлический, из дерева – деревянный, из полиэтилена – полиэтиленовый, из стекла – стеклянный.
— Мы и не заметили, как оказались на Площади Изобретений.
— Есть предметы, с помощью которых человек трудится, а еще есть предметы, облегчающие труд человека. Отгадайте их вместе с Незнайкой.
Дом на ножках, посреди окошко. Засветится окно – появится кино (телевизор)
Ходит, бродит по коврам, Водит носом по углам. Где прошел – там пыли нет. Пыль и сор его обед. Он охотно пыль вдыхает, Не болеет, не чихает (пылесос)
В Полотняной стране По реке Простыне Плывет пароход То взад, то вперед. А за ним такая гладь – Ни морщинки не видать (утюг)
Стучат, стучат – Не велят скучать, Идут, идут – А все тут да тут (часы)
Полюбуйся, посмотри – Полюс Северный внутри! Там сверкает снег и лед, Там сама зима живет, Навсегда нам эту зиму Привезли из магазина (холодильник
— Назовите, какие вы еще знаете изобретения человека. Для чего они (посудомоечная машинка, стиральная машина, микроволновая печь, фен, миксер, кухонный комбайн, обогреватель и др.)?
— Мы возвращаемся к дирижаблю по Улице Сравнений
Д/И «Похоже – непохоже»
Конь – велосипед Дерево – стул Самолет – птица Часы – петух
— Путешествие по стране Рукотворный мир подходит к концу. Нам пора возвращаться. Как вы думаете, сейчас Незнайка понял, что такое рукотворный мир? Как вы сами это понимаете? (ответы детей) Верно, то, что человек сделал своими руками или с помощью инструментов, то, что улучшает, облегчает или делает его жизнь комфортной называется рукотворный мир.
— Мы еще не раз побываем в стране «Рукотворный мир».
Итог занятия. Оценка деятельности детей.
На память о путешествии ребята получают раскраски с предметами рукотворного мира.
Список используемой литературы
- Дыбина О.В. Рукотворный мир: сценарии игр-занятий для дошкольников. Творческий . Москва, 2002
- Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. ТЦ «Учитель». Воронеж, 2005
- Кибитина И.И. Дошкольникам о технике. Москва «Просвещение», 1991.
Следующая > |
Конспект НОД по окружающему миру «Волшебница вода» в старшей группе
АЛИЕВА АСИЯТ
Конспект НОД по окружающему миру «Волшебница вода» в старшей группе
Конспект НОД по окружающему миру «Волшебница вода» в старшей группе.
Программное содержание: познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть)
. Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни. Закрепить знания детей о том, где, в каком виде существует
вода в окружающей среде. Развивать любознательность, мышление, память, внимательность.
Словарная работа:ввести в активный словарь детей: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная. Приучать отвечать полным ответом.
Материалы и оборудование:Инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей, пустые стаканы, соль, сахар, марганцовка, ложечки, тазик, сосуды разной формы, белый лист бумаги, стаканчики с молоком, салфетки, символы, обозначающие свойства воды.