Конспект ОД в средней группе «Федорено горе», хозяйственно – бытовой труд
Совместная деятельность педагогов и детей «Федорено горе», хозяйственно – бытовой труд в средней группе (4-5 лет)
Автор: Грибанова Анна Леонидовна Соавтор: Седельникова Анна Евгеньевна Должность и место работы: воспитатели, МБДОУ №109 «Детский сад комбинированного вида», г. Кемерово. Описание материала: Предлагаем вашему вниманию конспект совместной деятельности воспитателя и детей по трудовому воспитанию. Материал включает в себя следующие образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Речевое развитие». Конспект может пригодиться воспитателям, работающим на средней группе. Цель: расширять представления детей о хозяйственно-бытовом труде. Задачи: 1. Продолжать учить ухаживать за посудой, прививать навыки самообслуживания. 2. Закрепить названия посуды, виды посуды, материал для изготовления. 3. Развивать способности сравнивать предметы, находить общее, видеть геометрическую фигуру в основе предмета. 4. Совершенствовать бережное отношение к посуде. 5. Воспитывать бережное отношение к посуде. 6. Развивать умение работать двумя руками одновременно. 7. Способствовать сплочению коллектива, снятию напряжения, коррекция застенчивости. 8. Развивать умение входить в образ предмета, показать звуками, жестами, мимикой не живой предмет. Предварительная работа: изучение тем: «Посуда», «Профессия – повар, воспитатель, младший воспитатель», «Домашние обязанности», чтение произведений К.И.Чуковского. Оборудование: мяч для игры, четыре листа с изображением геометрических фигур для игры «Что к чему» и картинок с изображением посуды, тазы, губки, фартуки, посуда, полотенца, клеенки для мытья посуды, кукла повар, воспитатель, младший воспитатель.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель читает отрывки из сказок К.И.Чуковского, а дети угадывают из какой сказки отрывок.
Воспитатель: 1. Эй вы, звери, выходите, Крокодила победите, Чтобы жадный Крокодил Солнце в небо воротил! Узнали, из какого произведения эти слова? Дети: «Краденое солнце» 2. Он под деревом сидит. Приходи к нему лечиться И корова, и волчица? 3. Ехали медведи На велосипеде. А за ними кот Задом наперёд. А теперь давайте подуем сильно сильно на море из путанице? Дыхательная гимнастика
Воспитатель: а следующий отрывок вы послушаете в записи. Воспитатель включает запись из сказки «Федорено горе»
Скачет сито по полям, А корыто по лугам. За лопатою метла Вдоль по улице пошла. Топоры-то, топоры Так и сыплются с горы, Испугалася коза, Растопырила глаза: «Что такое? Почему? Ничего я не пойму». И я ничего не пойму! Кто от кого убегал? Дети: Посуда от Федоры.
Воспитатель: Вы, конечно, узнали это произведение? Дети: да, это сказка «Федорено горе» Воспитатель: которую написал… Дети: Корней Иванович Чуковский. Далее беседа о посуде, об отношении Федоры к ней. Воспитатель: 1. Ребята, а почему вся посуда от Федоры убежала? 2. А зачем мыть посуду? Можно купить много кастрюль и все, зачем же готовить, кушать, а потом мыть? 3. А как Федора относилась к своей посуде? Она все делала не правильно, посуду нужно любить и за ней ухаживать. 4. А какая бывает посуда? (кухонная и столовая) Из чего делают посуду мы узнаем во время игры. Я буду называть предмет, а вы из чего он сделан (стакан, тарелка и т.д.) Ребята, а кто в нашем детском саду пользуется посудой? (повара, помощник повара, воспитатели, дети, младший воспитатель, куклы игрушечной посудой) Воспитатель помогает детям ответить на этот вопрос при помощи кукол со словами «посмотрите кто к нам пришел в гости?» Затем разбирают, зачем каждому из них посуда.
Воспитатель: А теперь мы поиграем. У меня есть плакат с геометрическими фигурами, а у вас карточки, нужно подобрать каждой карточке свое место.
Проводится игра «Что к чему?», после игры входит Федора и плачет.
Воспитатель: А вот и Федора Егоровна пожаловала, здравствуй дорогая, проходи. Что ж ты плачешь теперь? Федора: от меня вся посуда убежала. Воспитатель: Ребята, что нужно было делать со своей посудой, чтоб она не убегала от тебя. Дети: мыть и ухаживать за ней. Федора: Да как же, я ведь не умею. Воспитатель: Что же с тобой делать? Ну для начало нужно посуду стою вернуть. Ты хоть помнишь, что у тебя было? Федора: Да, у меня тут целый список, только нужно отгадать, что у меня там, и отгадку показать. — Суп, салат, пюре, котлеты Подают всегда в … (Тарелке) — Чайника подружка Имеет два ушка, Варит кашу, суп для Юли. И зовут её… (Кастрюлей) — Будет вкусная еда С золотою коркою, Если пользуешься ты… Верно, … (Сковородкою) — Под Новый год их достают, Гостям напитки в них нальют, И, славные своим вокалом, Под бой часов звенят … (Бокалы) — Скажите, как назвать ее: Все в дырках зубы у нее, Но свеклу, редьку, хрен, морковку Она перетирает ловко. (Терка) — По моей тарелке лодочка плывёт. Лодочку с едою отправляю в рот. (Ложка) — А на чай и простоквашу Подставляй, дружочек, … (Чашку) — На плите — кастрюль начальник. Толстый, длинноносый… (Чайник)
Воспитатель: Вот мы и угадали и показали все ответы на загадке. Где же искать твою посуду? Воспитатель обращает внимание на куклу Повар, которая видела, куда спряталась посуда. И по подсказке, считая шаги ищет посуду вместе с детьми.
Федора вместе с детьми готовит рабочее место, раздает губки, полотенца, ставит тазы и обговаривает, кто, что будет делать (мыть, ополаскивать, протирать, уносить на сушку).
Дети с воспитателем разбирают на две группы посуду, кухонную и столовую, и приступают к мытью, с показом для Федоры.
После деятельности воспитатель хвалит детей, и вместе убирают свое рабочее место.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия в средней группе по произведениям Маршака Конспект НОД в средней группе «Помоги Петушку» Конспект НОД в средней группе по теме: «Кто в теремочке живет?» Конспект занятия по конструированию в средней группе «Неваляшка»
Похожие статьи:
Занятие по математике «Прямоугольник» в средней группе детского сада
«Самообслуживание»консультация (средняя группа) на тему
Консультация «Самообслуживание»
Консультация «Самообслуживание»
В средней группе детского сада у детей должны быть уже хорошо сформированы навыки самообслуживания. Дети средней группы в течении дня несколько раз снимают и одевают одежду. Перед сном дети ставят стульчики и раздеваются спокойно и деловито, умеют правильно сложить колготки, шорты, красиво повесить на спинку рубашку или платье. Все умеют выворачивать белье, самостоятельно застегивать и расстегивать его. Закрепляется навык просушивания намокшей одежды, но не всегда дети кладут сушиться свои штаны и варежки. Мальчикам всегда хочется раздеться быстрее девочек, поэтому «забывают» положить намокшие варежки. Дети, которые имеют навык быстрого одевания и раздевания помогают другим: застегивать, расстегивать пуговицы, завязывают шарфы. В процессе одевания дети общаются друг с другом, оказывают помощь. Этот вид самообслуживания сближает детей, вызывает желание заботиться о товарищах.
В средней группе впервые вводятся дежурства. Ребенок, дежурящий по столовой, должен самостоятельно разложить вилки, ложки, поставить хлебницы, вазочки с салфетками, собрать посуду. Эта деятельность сложная, поэтому организация этого вида труда должна быть хорошо продумана. В уголке дежурного должно быть все необходимое для работы: совки, фартуки, веники, подносы. Наглядная результативность и общественная польза дежурств делают их в глазах детей важным и серьезным делом, поэтому все оборудование (щетки, совки) должны быть рабочим, а не игрушечными.
Каждый дежурный обслуживает 1 стол. Таким образом, дежурства повторяются часто и дети быстрее и лучше усваивают необходимые навыки.
В средней группе трудовая деятельность пока еще мало обособлена от бытовой, тем более, что наиболее ее освоенным видом в этом возрасте является труд по самообслуживанию. Основной формой труда является выполнение поручений, связанных с самообслуживанием. Так, перед завтраком и после дневного сна дети поливают цветы, убираются в уголке природы, наводят порядок на полках с игрушками. Выполнение поручений, как и любая другая форма труда, предполагает обязательности оценки результатов, поощрения.
Формой самообслуживания является также дежурство по подготовке к занятиям. Они вводятся со 2 половины учебного года. Помогая воспитателю, дети узнают, что нужно готовить для занятий каждого вида, для рисования и лепки, аппликации и т. д.
Привлекая каждого ребенка к подготовке к занятиям воспитатель помогает им освоить последовательность приготовления, приучает делать все самостоятельно. В средней группе дети учатся застилать постель после дневного сна. Ребенок должен не просить накрыть постель одеялом, а сделать это красиво, не забыв расправить простынь. Вначале некоторые дети забывают заправить постель, спешат одеваться, но постепенно это входит в привычку. Очень важно похвалить того ребенка, который сумел красиво заправить постель, подбодрить того, у кого это плохо получается.
После того, как дети оденутся, они помогают няне. Это доставляет им большое удовольствие, каждому хочется помочь.
Все навыки по самообслуживанию развиваются и закрепляются в детском саду ежедневно и к, сожалению, не всегда эта работа продолжается дома. Часто можно наблюдать такую картину: ребенок активен в детском саду при выполнении, каких – то поручений, быстро умеет одеваться, но вот вечером приходит мама и картина меняется. Мама с ног до головы одевает сына или дочку, не дает ему даже прикоснуться к одежде, объясняя это или спешкой, или тем, что ребенок еще мал для того, чтобы одеваться. Часто бывает и так: воспитатель просит ребенка перед тем, как уйти домой, убрать на место игрушки, с которыми он играл. Недовольная мама стоит у двери, торопит ребенка и косо поглядывает на воспитателя. Значит, постоянный принцип и правило «поиграл — красиво поставь на свое место» дома еще не прививается. Ребенок либо кидает игрушки кое-как, либо это их убирают за ним родители. Не следует быть также постоянной нянькой при одевании и раздевании ребенка.
Не пытайтесь сделать за него то, с чем он может справиться сам. Попробуйте дома сказать своему ребенку «Покажи, пожалуйста, как ты умеешь раздеваться и вешать одежду?» и вы увидите, что он делает это последовательно, аккуратно. Не приучайте ребенка к спешке, она вредна, не дает до конца выполнить дело, воспитывает расхлябанность, уверенность, что «авось пойдет и так». Совсем неплохо, если у самого ребенка, не только в детском саду, но и дома войдет в привычку ставить себе посуду и убирать за собой ее, самостоятельно одеваться и причесываться, убирать после игр и занятий игрушки, пластилин, карандаши. Этот полезный навык превратится в привычку, которая выработает у ребенка самостоятельность, энергичность, целеустремленность, собранность.