Планирование игровой деятельности в детском саду
Определение 1
Планирование воспитательной деятельности представляет собой процесс предварительного определения этапов прохождения воспитательных мероприятий, с учетом определенных условий их осуществления, возрастной специфики воспитанников, выбора методов, форм и технологий организации воспитательного процесса.
Планирование в дошкольном учреждении осуществляется посредством составления нескольких видов планов:
- Среднесрочный план, охватывающий воспитательные мероприятия, планируемые к осуществлению в течение трех лет. Такой план является основой учебно-воспитательной программы дошкольного учреждения.
- План воспитательных мероприятий, предполагаемых к выполнению в течение одного года.
- Тематические планы, включающие мероприятия по основным видам деятельности.
- Персональные планы специалистов и управляющего состава воспитательного учреждения.
- Календарные планы, рассчитанные на перспективное планирование в конкретной воспитательной группе.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Планирование в дошкольном учреждении нацелено на применении научно обоснованных подходов к построению учебно-воспитательного процесса и осуществление систематической работы с воспитанниками, за счет индивидуализации воспитательного процесса.
План позволяет воспитателю определить основные направления деятельности, выбрать методы и приемы, которые помогут реализовать воспитательные цели и задачи.
Поскольку, планирование в детском саду направлено на изменчивую категорию граждан, то оно может подвергнуться воздействию сторонних факторов, как внешнего, так и внутреннего характера. В этой связи, планы должны быть гибкими, чтобы при необходимости легко корректироваться.
Планирование игровой деятельности в детском саду осуществляется путем составления планов по каждому виду деятельности. Организация такого планирования проходит следующим образом:
- Включение в воспитательную программу детского сада, рассчитанную на трехлетнее выполнение, различных дидактических игр, отвечающих содержанию и направлению учебно-воспитательной работы по конкретным сферам;
- Учебно-воспитательный процесс, протекающий ежедневно, предполагает включение досуговых, развлекательных, подвижных, сюжетно-ролевых игр, игр по правилам. Все разновидности игр нацелены на расширение игрового опыта детей и развитие определенных умений и навыков в других сферах деятельности. при организации игр, воспитатель выполняет роль игрового партнера, помогающего детям освоить игровую культуру и развить их таланты;
- Включение в воспитательный процесс самостоятельной игровой деятельности детей. Дети самостоятельно разрабатывают игры разных направлений. Это могут быть и развлекательные забавы, и народные игры, игры по правилам, сюжетные и ролевые игры. Воспитатель в этом случае может только помочь с организацией самодеятельных игр. При этом, важно, давать детям проявлять инициативу, развивать игровую активность и самостоятельность. Дети могут самостоятельно выбрать тематику игр, средства их организации, включить в игру определенное количество партнеров и определить период прохождения игры.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Организация игровой деятельности в ДОУ 460 ₽ Реферат Организация игровой деятельности в ДОУ 230 ₽ Контрольная работа Организация игровой деятельности в ДОУ 250 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Планирование игровой деятельности имеет важное значение, поскольку дает возможности педагогам и всему дошкольному воспитательному заведению конкретизации воспитательной деятельности, рационально организовать ее прохождение, определить оптимальные временные периоды прохождения воспитательного процесса и целесообразные методы и способы решения, поставленных учебно-воспитательных задач.
Замечание 1
Грамотно составленный план педагогической работы с детьми помогает четко организовать работу с детьми и определить интересные перспективы в работе с детьми.
«Роль воспитателя в организации игр детей»
Светлана Ильиных
«Роль воспитателя в организации игр детей»
Современный ребёнок – маленький гражданин, осознающий себя в современном пространстве страны и города, а игра- самая любимая и естественная деятельность детей. И задача воспитателя- увлечь детей играми, сделать игру содержанием детской жизни, раскрыть дошкольникам многообразие мира игры.
Игра имеет важнейшее значение для всестороннего развития личности ребёнка, выступает связующим звеном в отношении к познаваемому. Через игровые действия дети стремятся удовлетворить активный интерес к окружающей жизни и создают при этом свои комбинации различных жизненных ситуаций, где как бы перевоплощаются во взрослых, в героев художественных произведений, в животных. Для того чтобы воспитание детей в игре проходило успешно,необходимо создать соответствующие условия: отвести играм достаточное время, организовать удобную, спокойную обстановку, подобрать игрушки. «Основная общеобразовательная программа дошкольного образования»
требует,чтобы детям была предоставлена возможность играть в разное время дня: утром до завтрака, в течения дня, на прогулке, во второй половине дня.
Богатство замысла и эффективность средств воплощения в каждой игре у детей зависят от наличия жизненных наблюдений, дополненных литературно-художественными образами, которые помогают детям перейти от прямого подражания к творческому воспроизведению игровых замыслов. Своеобразны мотивы такого творчества- это прежде всего стремление выражать свои впечатления, переживания. Для возникновения замысла игры нужны яркие, волнующие ребёнка впечатления. Но появление замысла ещё не говорит о том, что ребёнок способен самостоятельно воплотить его в игре, так как у него нет ещё необходимых навыков и умения планировать свои действия. Этому его должен научить педагог.
Чёткое определение места и значении игры в педагогическом процессе тесно связано с работой воспитателя. Педагог прежде всего должен быть организатором детской жизни, разделяющим с детьми их радости, успехи и затруднения. Если же у воспитателя нет контакта с детьми, то они не улавливают событий детской жизни, происходящих в играх. Он слабо влияет на детей, иногда проявляет даже педагогическую некомпетенцию.
Но детская жизнь в играх не может правильно развиваться, если она будет представлена на усмотрение самих детей. Педагог должен быть в центре этой жизни, должен понимать происходящее, входить в интересы играющих, умело их направлять. Деятельность воспитателя прежде всего обращена на то, чтобы организовать играющих детей, добиться между ними правильных взаимоотношений, потому что всякая организация жизни требует установления взаимоотношений. Игра- это радость для детей, поэтому процесс организуется так, чтобы игры воспитывали положительные эмоции. Участвуя в жизни детей. в их играх, педагог руководствуется определёнными задачами воспитания. Необходимо воспитывать у детей такие качества как дружба, умение действовать самостоятельно, взаимопомощь; дети дошкольного возраста могут оказывать посильную помощь друг другу, воспитываем в них чувство справедливости, жизнерадостность, общительность, целеустремлённость, организованность, личную инициативу, изобретательность, смекалку и т. д. Именно в этих задачах намечаются перспективы деятельности нравственного воспитания.
Очень тяжело организовать игры, если численность группы составляет 20-25 человек. Но это вполне разрешимая задача, если руководствоваться правилами организации жизни детей в группе. Надо знать, что только опосредованным путём, через игры можно добиться больших воспитательных результатов.
В процессе игр педагогу принадлежит большая роль, так как именно здесь происходят те события, которые делают возможной игру. Каждое звено в цепи развивающихся событий что- то вносит в жизнь детей, делает их игры содержательными. Игры повторяются ежедневно и именно в играх крепнет детский коллектив. Можно заметить, что при поступлении нового ребёнка в группу, а также его дальнейшего пребывания в новом детском коллективе, отдельные дети не могут найти себе места в коллективе, они остаются вне этой жизни, никто из детей не хочет с ними играть. Именно в этой ситуации воспитатель должен помочь ребёнку влиться в коллектив, пытаясь вовлечь его в различные совместные игры. Но есть дети, которые очень легко вливаются в детский коллектив, которых приглашают нарасхват, перед некоторыми заискивают. В этом случае педагог также должен обратить внимание на этого ребёнка, чтобы в дальнейшем не возникли осложнения в детском коллективе.
В только что организованных группах необходимо самое активное участие воспитателя в играх. Для начала лучше всего организовывать общие простые игры с правилами для того, чтобы дети могли познакомиться друг с другом. Если ребёнок уже умеет хорошо играть, также вовлекайте его в общие игры- это только оживит игру, сделает её более забавной и интересной.
Говоря о детских группировках в играх, важно всегда учитывать возраст играющих детей. В младшем дошкольном возрасте играющая группа детей легко распадается, и так же легко возникает новая группировка. Здесь воспитателю легко ориентироваться. Сложнее в старших группах где начинают преобладать симпатии и антипатии, наличие новой дорогой игрушки, либо это какие-либо особенные способности ребёнка. Важно знать и понимать по каким признакам складывается та или иная группировка. Именно группировки детей являются организационной опорой для воспитателя. Пока воспитатель не овладеет умением руководить этими группировками, он должен стремиться к тому, чтобы дети находились под его наблюдением, участвовали в его играх.
Педагог в глазах детей всегда должен быть опытным лицом, знающим много разнообразных игр, умеющий их правильно и интересно организовать. Поэтому, при правильном взаимоотношении «взрослый- дети»
, педагог сможет непрерывно обогащать опыт и знания
детей всё новыми играми, развивать и совершенствовать те игры, которые имеются уже в практике.
Именно такое руководство воспитателя принесёт огромную и несомненную пользу.Педагогу просто необходимо владеть мастерством руководства игры: подвижной, сюжетно-ролевой, театрализованными играми, дидактическими, музыкальными и др. играми. Воспитатель всегда должен быть готов показать игру детям, проиграть её с ними, оценить их достижения.
В старшей группе, где я работаю, 28 детей и все они разные: общительные и замкнутые, активные и молчаливые, гиперактивные, не всегда организованные и, наоборот, дисциплинированные, спокойные.У всех разные игровые умения: одни умеют планировать свою игру, выполнять главные и второстепенные роли, проявлять самостоятельность и творчество, другие, наоборот, с низким уровнем игровых навыков и умений, безынициативные. У себя в группе, продолжая работу по развитию игровой деятельности, мы создали все необходимые условия для удовлетворения интересов детей в разнообразных играх. Мы тщательно продумывали условия и подбирали материал для игр, чтобы, начав игру до завтрака, дети могли продолжить её в течении всего дня.
При планировании воспитательного процесса в группе мы учли, что есть несколько детей малообщительных, которые стараются играть в одиночку. Внимательно понаблюдав за ними, мы поняли, что причина их скованности в отсутствии хорошо развитых игровых навыков и умений, в недостаточно сформированной потребности в общении. Поэтому мы стремились, чтобы такие дети прежде всего овладели необходимыми для той или иной игры знаниями и умениями – знали сюжет игры, могли их творчески развивать. Только после этого стали этих детей вливать в общие игры.
Дети в группе в основном активные, всегда могут самостоятельно найти себе дело, легко вступают в контакт с другими детьми. Наша роль, как воспитателей — косвенное руководство. Также в работе мы не забываем о «лидерах»
, к которым нужен особый подход. Такие дети общительны, хорошие
организаторы игр, но стараются большую роль взять на себя. Поэтому мы стали насыщать второстепенные роли действиями, стали делать их более привлекательными и ненавязчиво предлагали их детям. В процессе нашей работы мы стали замечать как меняется отношение таких детей к другим детям. Они стали более внимательными и дружелюбными, научились договариваться. Также в группе имеются часто конфликтующие дети. Причина такого их поведения – неумение управлять своим поведением и недостаточное владение игровыми навыками. Таких детей мы старались чаще остальных привлекать к изготовлению игрового оборудования, включать их в общественно полезную деятельность, трудовую деятельность. В игре предлагали такие роли, которые требовали бы аккуратности, сдержанности и дисциплинированности. По ходу игры выступаем в роли советчика.
Хочется сделать вывод о необходимости воспитателю владеть мастерством руководства игрой. Мы берём игру как жизнь детей, со всеми заключающимися в ней противоречиями, чувствами, переживаниями, поступками, в общем, с проявлениями цельной человеческой личности. Если для ребёнка игра есть самая настоящая жизнь, то организовав эту жизнь хорошо, разумно, мы получаем большие возможности влиять на детей, воспитывать их в том или ином отношении.
Роль воспитателя в развитии сюжетно — ролевых игр детей
Сюжетно — ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно — ролевой игры является то, что её создают сами дети, а их игровая деятельность носит ярко выраженный самодеятельный и творческий характер. Эти игры могут быть кратковременными и длительными. Руководство этим видом игр требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не разрушая её, сохранять самодеятельный творческий характер игровой деятельности детей. Педагог влияет на игровой замысел и его развитие, обогащая содержание жизни детей: расширяет их представление о труде и быте взрослых, о взаимоотношениях людей. Все эти способы не прямо воздействуют на игру, а направлены на более глубокое раскрытие тех источников, из которых дети черпают её содержание, на обогащение их духовного мира. Однако в расширении знаний и представлений у детей необходимо соблюдать меру. Воспитатель не должен спешить, побуждая детей к быстрому воспроизведению в игре того, что они усвоили во время бесед, экскурсий, рассказов и т. д. Отражение окружающей жизни в игре не представляет собой прямого воспроизведения усвоенного содержания: оно некоторое время как бы отстаивается в сознании и чувствах детей.
Роль воспитателя в игре способствует развитию её замысла, расширению содержания, уточнению игровых действий, ролей, проявлению доброжелательных отношений. Воспитатель должен стремиться к тому, чтобы эти отношения закреплялись, становились реальными отношениями детей и вне игры. Педагог оказывает воспитывающее воздействие через роли, выполняемые детьми. Например, он спрашивает ребёнка, выполняющего роль заведующего магазином, где касса, кто кассир, почему нет в магазине тех или иных продуктов, кто будет заворачивать покупки, подсказывает, что покупатели благодарят продавца, а продавец вежливо приглашает приходить в магазин ещё.
Для того чтобы игра, возникнув, перешла на более высокий этап развития, необходимо ее грамотно организовать. Воспитатель должен знать особенности организации игры в детском коллективе. Это требует большого искусства, профессионального мастерства и любви к детям, основанного на знании педагогики и психологии игры.
Руководство сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста предполагает, что педагог влияет на расширение тематики этих игр, обогащает содержание, способствует овладению детьми ролевым поведением.
В теории сложились разные подходы к руководству сюжетно-ролевыми играми детей. Один из них представлен в трудах Р. И. Жуковской, Д. В. Менджерицкой и включает следующие компоненты:
- обогащение содержания игр, создание интереса к новым сюжетам;
- обогащение жизненного опыта детей, пополнение знаний детей;
- своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта;
- активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на побуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.
- умение поддерживать инициативу, желание детей организовать игру по собственной инициативе.
Наиболее эффективным способом руководства является участие самого педагога в игре. Через выполняемую роль он воздействует на развитие содержания игры, помогает включению в неё всех детей, особенно робких. В течение дня в группе возникает несколько игр: «Семья», «Детский сад», «Автобус», «Поезд», «Машина» и другие. Они как бы связаны между собой: на автобусе или машине можно ехать и в детский сад, и домой, и в театр. Дети объединяются небольшими подгруппами, иногда в игре принимают участие все. Воспитатель играет вместе с детьми, дает им советы. Ребята действуют активно, охотно берут на себя роли шофёров, водителей, машинистов.
Пожалуй, самыми любимыми являются игры на бытовые сюжеты. В играх в «семью» наиболее ценным в воспитательном отношении является то, что они дают детям возможность переживать гуманные чувства к родителям, к малышам и своим сверстникам. Дети проявляют живой интерес к младенцам. Но не все дети имеют представления об уходе за малышом, не отражают действий по уходу за маленьким ребёнком, не проявляют заботу о нём. Роль воспитателя здесь заключается в том, чтобы обогатить игру содержанием, оказывающим положительное влияние на развитие ребёнка. Воспитатель предлагает играющим посмотреть за ребёнком, так как его мама ушла на работу. Охотно принимая сюжет игры, дети укладывают куклу спать, готовят еду, гладят её одежду.
Педагогу следует планомерно учить детей действовать с игрушками, брать на себя роль членов семьи, подбирать нужные материалы. Воспитатель знакомит детей с положительными сторонами быта, учитывая при этом, что внутрисемейные отношения они усваивают вне детского сада. Для выявления детского опыта педагог проводит беседы. Тех, у кого есть маленькие братишки и сестрёнки, он просит рассказать, как за ними ухаживают. Стихотворения Е. Благининой «Алёнушка», А. Барто «Машенька» и другие произведения служат образцом для подражания в играх. Беседа даёт толчок детскому воображению, помогает найти разнообразные варианты сюжетов игры в семью.
Для того, чтобы бытовая игра прежде всего оказывала влияние на развитие у детей чувства гуманизма, ответственности, дружелюбия, педагог должен смоделировать и внести в неё необходимые в воспитательном отношении моменты.
Темой многих игр является жизнь детей в детском саду. Роль педагога должна заключаться в том, чтобы обогащать знания и опыт детей и развивать интерес к выполнению в игре ролей, отражающих труд работников детского сада. Наблюдая игру, воспитатель советует, как лучше выполнить ту или иную роль, обыгрывает вновь вносимые игрушки. В играх детей в «детский сад» с куклами воспитателю следует подсказать, что на занятиях куклам можно читать книги, показывать картинки. Таким образом, у детей расширяется интерес к книге, развивается любознательность. Они приобретают навыки учебной деятельности: учатся внимательно слушать воспитателя, выполнять его указания, обращаться к нему за помощью, оценивать результаты своей работы.
Производственную деятельность людей дети этого возраста отражают в играх в «транспорт», в «машины». В этих играх также необходима роль со стороны воспитателя. Игры с машинами протекают обычно как шумная возня. Воспитатель, развивая игру, старается сделать притягательной роль шофёра, везущего груз из одного пункта в другой. С этой целью он вспоминает экскурсию на стройку, где дети наблюдали, как машины возят стройматериалы, как их разгружают. Впечатления, полученные детьми от экскурсии, воспитатель связывает с их играми в машины.
Формируя игру как детскую деятельность, её надо насыщать содержанием в соответствии с требованием программы. Большая роль в развитии сюжетно – ролевой игры принадлежит воспитателю.