Картотека игр по конструированию в средней группе
Юлия Михайловна Воронина
Картотека игр по конструированию в средней группе
Сентябрь
1.«Постройка домика для кошки, собачки и козлика»
Цель: Развивать умение детей, строить домик. Учить выполнять постройку в нужной последовательности. Способствовать формированию совместной игры
2.«Загончик для животных»
Цель: Учить строить из вертикально поставленных кирпичиков. Воспитывать бережное обращение к постройке.Активизировать словарь: кирпичик, загончик.
3.«Башня, мост»
Цель: Учить строить простейшие постройки; закрепить приемы построек снизу вверх.
4.«Высокая и низкая башня»
Цель: Закреплять названия строительных материалов, понятия «высокий — низкий»
,
«больше — меньше»
, умение строить башни разного размера и цвета, соблюдая пропорции, используя призмы для украшения
конструкции.
Октябрь
1.«Домик для мишки»
Цель: Развивать умения строить домики для игрушек, ориентируясь на образец; воспитывать уважение к профессии строителя.
2.«Построим дорожку для машины»
Цель:Развивать умения: строить дорожку, приставляя кирпичики друг к другу короткими гранями, различать части построек по величине, строить по собственному замыслу, взаимодействовать в играх.
3.«Кроватка для кукол»
Цель: Показать детям на образце модели, наличие в постройке нужных деталей; продолжать упражнять детей строить по предложенному педагогом образцу.
4. «Постройка грузовика, дороги»
Цель: Закрепить умение плотно прикладывать кирпичики плашмя друг к другу узкой короткой стороной (дорога)
. Устойчиво и ровно ставить кубик на второй кирпичик
(машина)
.
Ноябрь
1.«Ворота для машины Айболита»
Цель: Учить строить ворота из двух вертикально стоящих кирпичиков, на которые кладется еще один кирпичик
2.«У куклы новоселье»
Цель: Закрепить навыки и умения работы со строительным материалом, учить играть с постройками, обогащать опыт детей. Постройка мебели, комнаты различными способами.
3.«Стол и стул»
Цель: Развивать умения подбирать материалы для мебели в соответствии с нужным размером; совершенствовать конструкторские навыки
4. «Городок для кукол»
Цель: Продолжать создавать постройки по общему сюжету. Формировать умение конструировать по желанию, воспитывать желание и умение строить спокойно вместе
Декабрь
1.«Лесенка для черепашки»
Цель: Продолжать учить детей создавать постройки, накладывать детали друг на друга и ставя их рядом; узнавать и называть строительный материал и постройки.
2.«Скамеечка узкая для Зайки – Длинное Ушко, скамеечка широкая для Мишутки»
Цель: Учить строить узкую скамейку из двух кирпичиков и пластины и широкую из четырех кирпичиков и двух пластин.
3.«Мост для пешеходов»
Цель: Продолжать учить две лесенки и делать перекрытие (накладывать сверху пластину, играть с постройкой.Словарь: лесенка, высота, сверху, мост, рядом, пластина.
4.«Разные машины»
Цель: Закрепить у детей представление о цвете и названии строительных деталей, способы конструирования. Научить детей сравнивать постройки, замечать их различия.
Январь
1.«Постройка парохода, лодки. Поездка куклы в гости»
Цель: Закреплять умение детей приставлять плотно друг к другу кирпичи, ставя на длинную узкую сторону, изображая лодку или пароход. Различать детали нос, корма.
2. «Построим магазин для кукол»
.
Цель: Закреплять умение строить магазин из кубиков, кирпичиков, доводить дело до конца, воспитывать дружеские отношения в игре.
3. «Зоопарк для диких животных»
.
Цель: Закреплять навыки совместной с воспитателем деятельности (строить клетки для животных)
; продолжать учить обыгрывать свою постройку.
4. «Зоопарк»
.
Цель: Закреплять умение строить из кубиков домики для разных животных; воспитывать уважение к животным.
Февраль
1. «Построим дом для животных»
.
Цель: Развивать память, речь; побуждать детей к созданию вариантов конструкций, добавляя другие детали.
2. «Гараж»
.
Цель: Закреплять умение строить из деталей крупного строителя; обыгрывать постройку.
3.«Построим дом для зайчика»
.
Цель: Развивать конструктивные умения детей, способность по показу строить простые конструкции, радоваться результатам; закрепить в речи названия деталей, глагольные формы; развивать моторику, умение соотносить движения со словами.
4.«Построим дом для медведя»
.
Цель: Развивать конструктивные способности детей, учить соотносить величину постройки с величиной объекта; закрепить знания о строительных деталях; развивать планирующую функцию речи.
Март
1. «Терем для животных»
.
Цель: Развивать конструктивные умения детей, учиться соизмерять постройки с величиной объекта, учиться проговаривать в речи последовательность действий.
2. «По желанию детей»
.
Цель: Совершенствовать навыки детей при работе с конструктором, научиться украшать конструкцию, обыгрывать её; доставить удовольствие от игры, коллективной деятельности.
3.«Гаражи для машин»
.
Цель: Закрепить знания названий строительного материала; воспитывать желание строить вместе, дружно.
4.«Дом для гномиков»
.
Цель: Закрепить умение конструировать объекты (дома)
в соответствии с определёнными условиями.
Апрель
1.«Мебель для куклы»
.
Цель: Формировать конструктивные способности детей, умение создавать простейшие постройки; закрепить знания о мебели, её назначении.
2.«Строительство домиков для котят разной величины»
.
Цель: Закрепить знания понятий «большой – маленький»
; развивать
конструктивные умения, речь.
3. «Грузовые машины»
.
Цель: Развивать конструктивные способности детей, мелкую моторику пальцев, учиться строить машины из конструктора «ЛЕГО»
; учить играть без конфликтов, дружно.
4.«Гаражи для транспорта»
.
Цель: Учить детей организовываться в группы и объединяться общим сюжетом, учить играть без конфликтов, дружно. Предложить мелкие игрушки для обыгрывания.
Май
1.«Двух этажный дом»
.
Цель: Рассмотреть иллюстрации с многоэтажными и двухэтажными домами, развивать умение самостоятельно замыкать пространство при строительстве дома, надстраивать верхний этаж.
2. «Конструирование по собственному замыслу»
Цель: побуждать детей перестраивать ту или иную постройку (расставлять, расширять, удлинять)
создавая игровую ситуацию.
3. «Будка для собачки»
Цель: Учить делать постройки по словесному описанию и по схеме
4. «Домик с заборчиком
Цель: Учить детей соблюдать план постройки, учитывать цвет, форму, размер
1. «Собери кирпичики по цвету»
Цель: закреплять с детьми цвета конструктора.
Ход: Взрослый раскладывает по одному кирпичику каждого цвета в разные углы стола. Дети должны разложить все оставшиеся кирпичики по цветам.
2. «Волшебный мешочек»
Цель: учить детей на ощупь определять кирпичики и выкладывать их на столе.
Ход: Взрослый предлагает детям на ощупь определить деталь конструктора, которая лежит в мешочке, а потом достать ее уже из имеющихся деталей на столе.
3. «Лего-лото»
Цель: развивать у детей внимательность и наблюдательность.
Ход: Детям раздаются карточки с изображением различных кирпичиков. Выигрывает тот, кто раньше закроет все картинки на своей карточке.
4. «Кто быстрее»
Цель: развивать у детей умение быстро и правильно построить заданную постройку.
Ход: детям раздаются несложные схемы построек. По команде дети начинают строить, выигрывает тот, кто быстрее и правильнее построит заданную фигуру.
5. «Найди все кубики»
Цель: Учить различать с помощью осязания детали конструктора, тренировать в группировании с учётом выделения одинаковых предметов, развивать мелкую моторику.
Ход: Взрослый предлагает вспомнить, как называются детали конструктора, и разложить их на группы: кубики, кирпичики, декоративные детали.
6. «Найди пару»
Цель: Закрепить знания о разновидностях геометрических форм. Тренировать в умении группировать с учетом выделения одинаковых признаков, развивать зрительные функции.
Ход: Взрослый предлагает вспомнить, как называются детали конструктора ЛЕГО и найти каждой детали пару.
7. «Куда села бабочка»
Цель: Учить детей определять местоположения в пространстве по словесному указанию с использованием игрушки бабочки, развивать зрительные функции.
Ход игры: взрослый предлагает рассмотреть 7-9 деталей конструктора, закрепить их название. По словесной инструкции педагога, например, «Бабочка села на белый кубик», ребенок выполняет задание.
8. «Расскажи, где находится деталь»
Цель: Учить объяснять местоположение деталей конструктора по отношению к другим деталям, развивать навыки ориентировки в пространстве.
Ход: На столе 10-12 деталей конструктора. Взрослый предлагает рассказать, где находится та или иная деталь (Например, «справа от зеленого кирпичика стоит красный кубик, слева – желтый кирпичик») .
9. «Найди деталь по указанным ориентирам»
Цель: Учить различать детали, определять местоположения в пространстве по словесному указанию; развивать зрительные функции.
Ход: взрослый предлагает рассмотреть 5-8 деталей конструктора, закрепить их название. По словесной инструкции педагога (например, я задумала деталь, справа от неё красный кирпичик, а слева жёлтый кубик) ребенок находит задуманную деталь.
10. «Четвертый лишний»
Цель: Упражнять в умении группировать детали конструктора с учетом выделения одинаковых признаков, развивать логическое мышление, объяснительную речь.
Ход: взрослый предлагает ребенку из четырех деталей конструктора найти деталь, не соответствующую данной группе, и объяснить свой выбор.
11. «Каждую деталь на своё место»
Цель: Закрепить знание о разновидностях форм конструктивных деталей, учить анализировать схематичное изображение, подбирать соответствующую схему детали; развивать наглядно-образное мышление, зрительное восприятие.
Ход: Детям предлагается рассмотреть схемы-следы деталей конструктора и к каждой схеме подобрать соответствующую деталь.
12. «Составь цепочку»
Цель: Учить различать детали конструктора ЛЕГО по цвету, по форме, по величине; развивать логическое мышление.
Ход: взрослый предлагает построить цепочку из деталей конструктора по предложенной схеме (например, белый кубик, синий кубик, зелёный кубик) продолжить цепочку, не нарушая закономерности.
13. «Найди по схеме»
Цель: Учить анализировать схематичное изображение предметов, подбирать соответствующую схеме постройку, развивать наглядно-образное мышление, зрительное восприятие.
Ход: взрослый предлагает рассмотреть несколько построек и найти конструкцию соответствующую данной схеме.
14. «Построй заборчик», «Собери пирамидку»
Цель: Упражнять в расположении элементов в ряд, закрепляя умение устанавливать соотношение между элементами по высоте, длине; тренировать прием плотного прикрепления деталей, развивать мелкую моторику.
Ход: взрослый предлагает построить забор для дачного участка, показывает способы соединения деталей: стопкой; внахлест; ступенчатая.
Строительные игры для детей второй младшей группыкартотека (младшая группа)
Картотека по конструированию
«Строительные игры»
во второй младшей группе
Сентябрь
1. Тема: «Дорожки для матрешек»
Задачи: формировать умение детей строить дорожки из кирпичиков; поощрять желание обыгрывать постройки; воспитывать желание общаться во время игрового действия.
2. Тема: «Мебель для детского сада»
Задачи: развивать умение создавать модели различных предметов мебели; формировать интерес к действиям со строительным материалом; воспитывать интерес к совместным действиям с взрослым.
3. Тема: «Дорожка в саду»
Задачи: способствовать формированию у детей элементарных конструкторских навыков; поощрять желание обыгрывать постройку.
4. Тема: «Горка с лесенками»
Задачи: совершенствовать элементарные конструкторские навыки; расширять представления детей о предметах ближайшего окружения.
Октябрь
1. Тема: «Дорожки для грузовика»
Задачи: развивать умения строить дорожки из кирпичиков; вызвать интерес к обыгрыванию постройки; воспитывать бережное отношение к постройкам сверстников.
2. Тема: «Мебель для кукол»
Задачи: формировать у детей умения строить по образцу и анализировать постройку, использовать в постройке детали разных цветов; развивать стремление к игровому и речевому общению.
3. Тема: «Стол и стул»
Задачи: развивать у детей способность различать и называть строительные детали (куб, пластина, кирпичик, формировать умение использовать детали с учетом их конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина); воспитывать интерес к совместному обыгрыванию построек.
4. Тема: «Автомобиль»
Задачи: формировать умение выполнять постройку по образцу; совершенствовать конструкторские навыки; воспитывать интерес к предметам ближайшего окружения.
5. Тема: «Ворота для разных машин»
Задачи: формировать умение возводить постройку по образцу, используя дополнительные материалы по своему замыслу; развивать навык самостоятельной организации игры с постройками; воспитывать желание делиться деталями и игрушками с партнерами по игре.
Ноябрь
1. Тема: «Зоопарк» (строительство клеток для животных)
Задачи: развивать умение строить из кирпичиков клетки для животных по образцу. Развивать партнерские отношения, речевое взаимодействие во время игрового процесса. Воспитывать интерес к животному миру.
2. Тема: «Мебель для кукол»
Задачи: развивать умения строить по образцу, используя детали разных цветов, анализировать постройку. Развивать стремление к игровому и речевому общению.
3. Тема: «Башня. Знакомство с ‘‘принципом пирамидки’’»
Задачи: развивать умение конструировать по рисункам, фотографиям. Закреплять понятия «высокий», «низкий».
4. Тема: «Стол и стул для Мишутки»
Задачи: развивать у детей способность различать и называть строительные детали (куб, пластина, кирпичик, умение использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина).
Декабрь
1. Тема: «Комната для кукол»»
Задачи: упражнять детей в постройке моделей предметов мебели по представлению. Развивать умение использовать в работе такое свойство строительных деталей, как взаимозаменяемость.
2. Тема: «Ворота широкие и узкие»
Задачи: совершенствовать умение сооружать различные постройки по заданным условиям. Уточнить значение понятий «широкий – узкий».
3. Тема: «Гирлянда – цепочка из колечек»
Задачи: развивать умение склеивать колечки из разноцветных полосок бумаги. Формировать желание создавать новогодние атрибуты своими руками. Воспитывать аккуратность, внимание; развивать мелкую моторику рук.
4. Тема: «Мебель для Снегурочки»
Задачи: продолжать знакомить детей с персонажем – Снегурочкой. Расширять представления детей о знакомых предметах в окружающем мире. Формировать умение играть со своими постройками.
Январь
1. Тема: «Конура для собачки»
Задачи: совершенствовать умение конструировать по рисункам, фотографиям. Продолжать формировать представления о понятиях «высокий – низкий».
2. Тема: «Мебель для куколки»
Задачи: совершенствовать умения выполнять постройку в определенной последовательности, изменять постройки способом надстраивания. Воспитывать интерес к играм с куклами.
3. Тема: «Мебель для Деда Мороза»
Задачи: расширять представления детей о новогоднем персонаже. Продолжать формировать умения детей выполнять постройки в нужной последовательности, самостоятельно придумывать сюжет для обыгрывания своей постройки.
4. Тема: «Домик для лисички»
Задачи: формировать умение строить домик для лисички и обыгрывать свою постройку. Воспитывать самостоятельность, желание заботиться о персонаже сказки.
Февраль
1. Тема: «Веселые змейки» (бумага)
Задачи: формировать умение детей видеть возможности эстетического преобразования предметов. Развивать активность, самостоятельность.
2. Тема: «Домик для зайчика»
Задачи: развивать умение детей строить домик по своему замыслу, обыгрывать свою постройку. Формировать игровое взаимодействие во время обыгрывания.
3. Тема: «Самолетик» (бумага)
Задачи: формировать умение выполнять поделку из бумаги. Развивать интерес]детей к «оживлению» аппликативного образа.
4. Тема: «Магазин мебели»
Задачи: развивать умения выполнять постройки, разные по величине, высоте, ширине. Воспитывать доброжелательное взаимодействие со сверстниками в совместных играх.
Март
1. Тема: «Строим дом»
Задачи: развивать представления детей о форме, величине и цвете предметов. Формировать интерес к конструированию домов.
2. Тема: «Мебель для кукол»
Задачи: развивать умение строить по образцу, анализировать постройку, использовать в ней детали разных цветов. Развивать стремление к игровому и речевому общению.
3. Тема: «Домик для матрешки»
Задачи: формировать умение создавать постройки с внутренним свободным пространством. Воспитывать желание доставить радость любимой игрушке.
4. Тема: «Ворота для грузовичка»
Задачи: совершенствовать умения возводить постройку по образцу, используя дополнительные материалы по своему замыслу. Развивать умение обыгрывать постройки, делиться деталями и игрушками с другими детьми.
Апрель
1. Тема: «Зоопарк»
Задачи: продолжать формировать умение строить по образцу клетки для животных из кирпичиков, поставленных на узкую длинную и узкую короткую стороны вплотную или на определенном расстоянии друг от друга. Развивать познавательный интерес, память, воображение.
2. Тема: «Башня»
Задачи: развивать умение конструировать по рисункам, фотографиям. Формировать представление о понятиях «высокий — низкий». Развивать умение обыгрывать постройки, делиться деталями и игрушками с другими детьми.
3. Тема: «Красивый домик для зайчика»
Задачи: формировать у детей представление о собственной значимости — могу помочь зайчику. Развивать умение детей конструировать по рисункам, фотографиям.
4. Тема: «Конура для собачки»
Задачи: развивать умение самостоятельно конструировать знакомый объект, при желании использовать рисунки, фотографии. Закреплять понятия «высокий — низкий».
Май
1. Тема: «Дома на нашей улице»
Задачи: совершенствовать умения детей сооружать разные по высоте модели домов. Формировать умение использовать свои постройки в сюжетных играх.
2. Тема: «Домик для гномика»
Задачи: развивать умения строить домик для персонажа и обыгрывать его. Воспитывать желание доставить радость любимой игрушке.
3. Тема: «Городок»
Задачи: способствовать проявлению детской инициативы; поощрять желание использовать в игре полученные конструктивные навыки.
4. Тема: «Мосты»
Задачи: совершенствовать умения детей выполнять постройки по схеме. Развивать умение обыгрывать постройки, делиться деталями и игрушками с другими детьми.
Воспитатель: Гулиева З.А.
Источник: stroitelnye_igry.docx