Конспект занятия: «Песок, камни, глина»
Конспект занятия на тему «Песок, глина, камень. Свойства».
Цели:
Образовательные.
— развивать познавательно-исследовательскую активность детей в процессе формирования представлений о свойствах песка, глины, камня.
— научить сравнивать материалы, правильно называть все особенности в соответствии с их свойствами, использовать в поделках.
— развивать «чувство времени». Знакомство с песочными часами.
Развивающие.
— развивать связность речи, зрительное внимание, творческое воображение.
— учить наблюдать, сравнивать, анализировать, классифицировать, делать выводы, самостоятельные умозаключения.
3. Воспитательные
.
-формирование взаимопомощи, доброжелательности, самостоятельности, инициативы, ответственности, сотрудничества.
-воспитывать у детей аккуратность, умение работать с раздаточным материалом.
Словарная работа:
прилагательные: твердый, прочный, сыпучий, сухой, мокрый, вязкий, связывающее
существительные: вещество, свойство, увеличительное стекло.
Предварительная работа:
наблюдение за свойствами песка, глины, камня.
Рассматривание народных глиняных игрушек.
Пособие и материал:
-песок, глина и камни на каждого ребенка, банки с водой, пластмассовые ложечки, увеличительные стекла, деревянные палочки, фартучки, комочки влажной глины.
НОД.
1.Вступительная часть.
Воспитатель. Ребята, у нас сегодня очень интересная работа. Оно будет проходить в нашей детской «лаборатории». Представим, что мы «ученые». А кто такие ученые?
Дети. Люди, которые изучают разные предметы, ставят опыты, делают открытия, работаю т с приборами
Воспитатель. Правильно, в нашей лаборатории есть приборы, с которыми мы уже работали. И мы, «ученые», будем проводить опыты, исследования, наблюдения, делать выводы.
2. Основная часть.
Воспитатель. Вы видите перед собой природный материал. Какой?
Посмотрите и назовите.
Дети. Глину, песок, камни.
Воспитатель. Сегодня мы будем сравнивать материалы парами — песок и камень, песок и глину, камень и глину. Давайте рассмотрим и сравним песок и камень. Потрогайте песок, поиграйте с ним. Какой он, что можно о нем сказать?
Дети. Песок сухой, его можно сыпать.
Воспитатель. Чтобы его хорошо рассмотреть, возьмите увеличительное стекло и посмотрите через него. Что вы видите?
Дети. Много мелких крошек, песчинок
Воспитатель. Правильно, песок — это мельчайшие песчинки, крупинки разрушенного камня. А камень, он какой?
Дети. Он твердый, жесткий, гладкий.
Воспитатель. Сейчас мы будем выяснять, что тяжелее песок или камень. Я буду проводить опыт, вы внимательно посмотрите, а потом проведите его сами
В банку с водой насыпаю песок и камни и все перемешиваю палочкой, наблюдаем, как происходит оседание на дно, что коснулось быстрее дна камни или песок?
Так, как вы ученые сами сейчас проведете опыт, сделайте наблюдения и вывод, что тяжелее и что легче.
Берите баночку с водой, насыпайте в банку песок и камни, палочкой все перемешайте и наблюдайте, что видите, что быстрее коснулось дна, и почему?
Дети. Камешки.
Воспитатель. Почему?
Дети. Камни тяжелее, чем песок.
Воспитатель. А теперь будем сравнивать песок и глину.
Определим, что лучше пропускает воду. Возьмите увеличительные стекла, рассмотрите песок и глину, чем они отличаются друг от друга?
Дети. У песка есть много песчинок, крупинок, а у глины нет. Она сухая, мягкая, как пух.
Воспитатель. Сейчас я проведу еще один опыт с песком и глиной. Нужно наливать воду в стаканы одновременно. А почему одновременно? У нас задача определить, что быстрее пропускает воду песок или глина: Вот поэтому воду нужно наливать одновременно. Беру две баночки с воронками, отверстия в воронках закрываю ватным диском, в первую воронку насыпаю ложку глины, а во вторую воронку — ложку песка. Затем одновременно наливаю в две банки воду из стаканов до верху на глину и песок, смотрим, в какой банке быстрее наливается вода.
Дети. В банке, где песок.
Воспитатель. Правильно, а почему? Кто сможет ответить?
Дети. Песок пропускает воду, а глина нет.
Воспитатель. Мы убедились, что песок пропускает воду, а глина почти не пропускает, так как влажная глина становится вязкой, липкой, она состоит из мельчайших частичек, тесно связанных между собой, из нее хорошо лепить. А сейчас будем сравнивать камень и глину. Уточним, какой камень?
Дети. Тяжелый, твердый, прочный.
Воспитатель. Ребята, а когда глина высыхает, то она превращается в камень. Посмотрите, что произойдет, если нажать на камень из глины, что вы видите?
Дети. Она рассыпался.
Воспиталь. А нажмите на обычный камень. Что с ним произошло?
Дети. Ничего.
Воспитатель. Почему?
Дети. Потому что камень прочный, твердый.
Воспитатель. Дети, мы с вами убедились, что камень твердый, крепкий, прочный. Из-за его прочности камень применяют в строительстве зданий. А из глины изготавливают множество народных игрушек, поделок, свистулек, красивую посуду. И все это, и песок, и глина, и камень называют полезными ископаемыми. А кто находит эти полезные ископаемые?
Дети. Геологи.
Воспитатель. А кто такие геологи?
Дети. Геологи — это люди, которые ищут в земле полезные ископаемые.
Физкультминутка.
Воспитатель. А сейчас представим, что мы с вами «геологи» и пойдем на поиски полезных ископаемых. Может нам сегодня повезет? (Дети имитируют движения, копая лопатой, находят глину.)
Воспитатель. Ребята, вы что — то нашли?
Дети. Да, глину.
Воспитатель. Глина — это что?
Дети. Полезное ископаемое.
Воспитатель. А зачем нам нужна глина, чем она полезная?
Дети. Из нее делают игрушки, красивую посуду, используют в строительстве.
3. Итог занятия.
Ну вот, мы сегодня были и «учеными», и «геологами», и «исследователями», узнали о свойствах каких полезных ископаемых? (ответы детей)
Что мы о них узнали, чем они полезны? (ответы детей)
Конспект НОД в старшей группе «Песок, глина, земля»
Воспитатель:
Правильно!
Дождик льет – она все пьет.
Все остальное – зеленеет и растет (земля)
Ответы детей.
Воспитатель:
Правильно!
Воспитатель:
Открывает коробку в ней стакан с песком, глиной, землёй.
Воспитатель:
Ребята, так вот мы сегодня и будем исследовать песок, глину и землю. Итак, давайте войдем в нашу лабораторию и начнем исследование (отодвигается ширма, на столе подносы на них стакан с песком, ложечка, формочка для песка, стакан с водой, трубочка, салфетки).
— Вначале нашей работы давайте вспомним правила поведения в нашей лаборатории:
Не пробовать то, с чем экспериментируете!
Не сыпать песок в глаза, делать опыты аккуратно!
Слушать внимательно воспитателя!
Работать дружно!
Мыть руки после экспериментирования!
— Свои исследования мы начнем с изучения песка. Рассмотрите его внимательно.
1 опыт:
«Откуда берётся песок»
Материал:
камни, листы белой бумаги, лупа.
Ход эксперимента:
Возьмите 2 камня и постучите ими друг о друга, потрите их над листом бумаге.
Как вы думаете, что это сыплется?
Возьмите лупы, рассмотрите это.
Как мы получили песок?
Как в природе появляется песок?
Вывод:
Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.
— Из чего состоит песок? (из песчинок) Какого цвета? (светло-коричневый) Возьмите песок ложкой и насыпьте в тарелочку. Хорошо ли он сыплется? Что можно сказать о песке, если его можно сыпать? Он какой? (Сыпучий) А теперь возьмите трубочки и аккуратно подуйте на песок, что получилось?
Ответы детей.
Воспитатель:
Песчинки передвигаются, потому что они лежат отдельно друг от друга. А что будет, если в песок налить немного воды? Как вы думаете? (Ответы детей) Куда девалась вода?
(Ответы детей).
Воспитатель:
Можно так сказать, что песок впитал в себя воду и стал мокрым? Можно ли сказать, что мокрый песок сыпучий? (Нет, сыпучий только сухой) Из какого песка легче построить что то — из мокрого или сухого? (Ответы детей).
Вывод:
Ребята, что мы узнали о песке: песок состоит из множества маленьких песчинок, как правило, разных. Песок (сухой) сыпучий, поэтому ветер легко может передвигать песчинки. Если его намочить, песчинки склеиваются, прилипают к рукам и друг к другу.
— А теперь перейдём к другому столу (на столе тарелочки закрыты салфетками).
2 опыт
: Поднимите салфетки! Что мы видим? Как вы догадались, что это глина? (Ответы детей.)
— Внимательно рассмотрите ее. Какого она цвета? (коричневого) Возьмите в руки, помните! Легко мять? (ответы детей)
— Давайте нальем в мисочку с глиной немного воды и посмотрим, что получится. Куда делась вода? (Она плохо проходит сквозь глину) Как изменилась глина? (Стала пластичной, мягкой, из нее можно лепить.)Ребята, я хочу вам также рассказать, что в Дагестане есть село Балхар, там мастера изготавливают глиняные кувшины и игрушки. (Показ кувшинов)
Игра: «Что у нас под ногами»
Цель: закрепить понимание, что почва имеет разный состав.
Ход: Дети с моделями земли , песка и глины по сигналу воспитателя подбегают к своему виду породы.
Игра: «Угадай, что лучше по признакам песка и глины для живых организмов в земле»
Ход: дети к карточке с песком и глины выкладывают живых организмов, живущих в земле.
Игра «Что мы делали — не скажем, лучше это мы покажем!»
Ход: Дети показывают, как они копали землю, складывали её в мешочек, как смотрели в лупу, как наливали воду и так далее.
Игра: «Изображение песчинок, глины»
Ход: Каждый ребёнок стоит отдельно. Подул ветер, песчинки перемещаются с места, летают. Глина (группами, взявшись за руки, налетел ветер, он остались на месте) .Усложнение игры: дети делятся на две команды: одна из них — это песчинки, вторая — комочки глины. Воспитатель при помощи фена или вентилятора имитирует ветер, при этом команды ведут себя по-разному.
Игра: « Ширма ощущений»
Цель: определять на ощупь почву: глина, песок, земля.
Ход: предлагается ширма ощущений, песок, глина, земля камни, другие предметы. Дети должны определить, что это за предмет. Кто отгадал всё правильно. Тот выиграл.
Игра «Песок»
Цель: Закреплять особенности песка, определять, как свойства этого вещества: песок. проявляются в повседневной жизни.
Материал: песок.
Ход: растворять в воде и отстаивать. Пересыпать из разных объёмов.
Взвешивать сухой и влажный песок. Просеивать песок между пальцев, с помощью сита. Рассматривать под увеличительным стеклом. Переносить песок различными мерами. Раскрашивать песок, перетирая его с цветными мелками. Заполнять разноцветными слоями песка прозрачные ёмкости. Выбивать ямки в песке водой. Разыскивать «секретики» в песке изготавливать песочные часы смешивать песок с другими сыпучими веществами. Нагревать песок под лампой.
Игра «Если бы я был….»
Цель: помочь закрепить представления о свойствах песка и глины, полученные во время экспериментирования.
Материал: фотографии с изображением обитателей песчаной пустыни.
Ход: Педагог предлагает детям рассмотреть фотографии с изображением обитателей песчаной пустыни. Каждый из них выбирает животное, которое ему больше всего по душе. По волшебному сигналу взрослого, дети превращаются в этих животных и рассказывают о себе «Если бы я был ящерицей и жил в пустыне, я бы…». (как прятался, как питался, как бегал и т.п.)
Игра с мячом «Живое — неживое»
Цель: закрепление знаний о живой и неживой природе.
Ход: воспитатель бросает мяч ребёнку, если называет объект живой природы, ребёнок ловит мяч, если неживой — отбивает.
Игра «Отгадай-ка»
Цель: закреплять знания о живой и неживой природе, развивать память, смекалку.
Ход: один из детей задумывает объект живой или неживой природы и опишет его. Задача остальных участников игры — о чём или о ком идёт речь, и пояснить, почему они отнесли его к живой или неживой природе.
Усложнение : дети делятся на 2 команды. Одна движениями изображает растение или животное, другая — камень, песок, солнце. Участники игры угадывают о ком или о чём идёт речь.
Дидактическая игра «Что из чего»
Цель: помочь закрепить представления о свойствах песка и глины, полученные во время экспериментирования.
Материал: глина, песок, глиняная посуда, стеклянные и керамические тарелки, вазы.
Ход: дети рассматривают все предметы, и рассказывают, из чего они сделаны — из песка или из глины? Почему они так думают? Если бы они были древними людьми, из чего бы лепили посуду?
Знакомство с песком и глиной (конспект урока)
Конспект занятия по экспериментированию.
«Знакомство с песком и глиной».
Программные задачи:
1.
Обучающие:
Познакомить детей с особенностями песка и глины, сравнить, чем отличаются, определить, как свойства этих веществ, проявляются в повседневной жизни (сочетание экспериментирования и наблюдений) .
2.
Развивающие:
развивать знания, умения и навыки детей в экспериментировании с песком и глиной.
3.
Воспитательные:
воспитывать чувство любви к окружающему миру.
Материалы и оборудование:
Стаканчики или другие емкости с песком и глиной на каждого ребенка (для удобства работы можно наклеить на стаканчики с песком желтые кружочки, а на стаканчики с глиной коричневые кружочки) ; трехлитровая банка со шлангом и песком; стаканчики с водой, листы бумаги, ложечки, лупы, палочки.
Ход занятия.
Воспитатель:
Ребята, я получила посылку от сказочного принца. С ним случилась беда, злой волшебник украл его принцессу. Принц сможет освободить ее, если построит крепкий, надежный и красивый замок. Для строительства можно использовать только один из двух видов материала. Принц просит нас помочь выбрать материал. (Достает из посылки мешочки с глиной и песком).
Воспитатель:
— Что это? (песок и глина).
— Сложное задание задал волшебник. Замок должен быть крепким, не рассыпаться, не пропускать воду во время дождя. А материал для строительства должен хорошо лепиться. Как вы думаете, какой материал лучше подойдет?
Воспитатель:
Давайте посмотрим картинку замка. Из чего он построен? (кирпича). Как вы думаете, из чего можно сделать кирпичи: из песка или глины? Как можно проверить?
А вы знаете, как называют людей, которые делают опыты? Их называют исследователями. Хотите побывать в роли исследователей?
Дети:
Да!
Воспитатель:
Уважаемые исследователи! Я приглашаю вас в научную лабораторию, где мы будем проводить опыты с песком и глиной, проходите на свои места.
С песком и глиной надо работать аккуратно, чтобы не попал ни в рот и в глаз.
Готовы юные исследователи и так приступим.
Опыт 1.
Возьмите стаканчик с песком и аккуратно насыпьте немного песка на лист бумаги. Легко ли, сыплется песок? (Легко). А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. Что легче высыпать – песок или глину? (Песок). Потому и говорят, что песок — сыпучий. Глина слипается комочками, ее нельзя так легко высыпать из стаканчика.
Вывод:
песок – рыхлый, в отличие от глины.
Опыт 2.
Давайте с помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрим, из чего состоит песок (из песчинок). Как выглядят песчинки? (они очень маленькие, круглые, полупрозрачные (или белые, желтые, это крохотные камешки). Похожи ли песчинки одна на другую? Чем они похожи, чем отличаются? Рассмотрите таким же образом комочек глины. Видны ли такие же песчинки в глине? В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам». А в глине – слипшиеся, очень мелкие частички, из которых получаются комочки. Дети глина чем-то похожа на пластилин?
Вывод:
песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прилипли друг к другу.
Опыт 3.
Дети посмотрите у меня в руках банка с песком и глиной. Возьмите по трубочке и подуйте в банку с песком и глиной, посмотрите, что происходит с песчинками? (Они легко двигаются, сдуваются). А что происходит с комочками глины? Кусочки глины, могут двигаться так же быстро, легко, как песчинки? (Нет, они сдуваются труднее или совсем не двигаются).
Вывод:
песчинки легко сдуваются, убегают от ветра, а слипшиеся частички глины – нет.
Ну, что, ребятки, устали? Давайте мы с вами немного отдохнем.
После опытов проводится игра «Песок и глина».
Включается аудио запись «Шум ветра».
1
Дети вы будете песчинками? (каждый из вас стоит отдельно, не прикасаясь друг с другом). Подул ветер – что случится с песчинками? (дети бегают).
2
Дети вы будете изображать частички глины (вы будете стоять группами, взявшись за руки). Налетел ветер – что происходит с кусочками глины? Они остались на месте. Если ветер сильный, комочки глины медленно перемещаются (дети медленно передвигаются группами, но при этом руки не разжимают) .
3
Дети поделитесь на две команды: одна команда — песчинки, другая — комочки глины. Дует ветер, дети передвигаются по группе по-разному.
Молодцы! А теперь сядем обратно за столы и продолжим наши исследования.
Опыт 4.
Дети давайте аккуратно нальем немного воды в стаканчик с песком. Потрогайте песок, каким он стал? (влажным, мокрым). А куда исчезла вода? (она забралась в песок и уютно устроилась между песчинками). А теперь налейте воду в стаканчик с глиной. Следите, как водичка впитывается: быстро или медленно? (медленно, медленнее, чем в песок, часть воды остается сверху).
Вывод:
песок впитывает воду, а глина нет.
Опыт 5.
Что легче ломается?
Дети пробуют пальчиком разломать кирпичи. Что случилось с песочными кирпичами? Рассыпались. А глиняные рассыпаются?
Вывод: из песка кирпичи получаются непрочные, легко распадаются, а глиняные прочные, их трудно разломать.
— А для прочности глиняные фигурки обжигают в специальных печах, после этого они становятся прочными, твердыми.
Анализ занятия:
Так, какие же кирпичи лучше защитят от дождя: песочные или глиняные? Почему? Верно, песочные кирпичики будут пропускать воду, а глиняные – нет.
Молодцы!
— Как вы теперь думаете, что лучше подойдет для строительства замка? Почему? Какая должна быть глина для лепки кирпичей: сухая или сырая? Что случится с замком во время дождя, если кирпичи будут песочные? Молодцы, мои юные исследователи, вы очень хорошо работали сегодня. Я думаю, принц будет рад нашей помощи. Давайте отправим ему нужный материал. (кладут мешок с глиной в посылку.