Правила и виды проведения педсоветов в детских садах


Виды педсоветов

В советские времена процессы образования, воспитания и развития дошкольников проходили по стандартным программам. Сегодня же у воспитателей есть право выбора. Обсуждается он на специальных собраниях, которые проводятся с участием всего педагогического коллектива.

Согласно ФЗ «Об образовании» принято проводить не менее 4 сборов. При этом все обсуждения протоколируются. Согласно всем требованиям, нормам, проводится несколько видов педсоветов в детских садах. К ним можно отнести:

  • установочное собрание – оно же является первым. Проводится, соответственно, в начале осени. Главными задачами и целями мероприятия является подведение итогов за прошедший летний период – каникулы и утверждение нового плана, режима работы дошкольного учреждения. К нему подготавливаются особенно тщательно старшие воспитатели и воспитатели. Во время подготовки педагоги разрабатывают новые программы по развитию малышей, создают все условия для реализации поставленных целей, а заодно собирают, оформляют всю документацию. Задача старшего воспитателя в рамках проведения установочного совета – дать рекомендации другим педагогам по составлению программ, а заодно подобрать методическую литературу;

  • текущий педсовет в детских садах – обязан проходить дважды за год. Задача проведения – обсуждения работы педагога. К проведению события работники ДОУ готовятся тщательно, подготавливают открытые доклады о своей деятельности. Данные доклады содержат темы, которые отвечают всем поставленным целям и задачам на установочном собрании. Во время выступления воспитателей, он делится опытом, результатом проведенной работы, докладывает об эффективности своей деятельности. Тема педсоветов оговаривается заранее. Как правило, из года в год они схожи между собой. Чаще всего поднимаются вопросы на следующие темы:
  1. Развитие детей разного возраста посредством игры.
  2. Индивидуальный подход к развитию, образованию воспитанников.
  3. Экологическое, трудовое, эстетическое или гуманное воспитание у дошкольников.
  4. Гендерный подход воспитательного процесса;

  • итоговое собрание – проходит мероприятие в конце учебного года – в мае или июне. Цель события – подвести итоги прошедшего периода, сделать выводы и задел на предстоящий год. Перед проведением совета, работники сада проводят разные виды работ: совершают опрос родителей, заполняют карты развития воспитанников. Такие специалисты, как психологи, логопеды, медработники, музруководители подготавливают отчет по каждому ребенку. С учетом всех выступлений составляется план работы на летний период, а также прогнозируется деятельность на следующий учебный год.

Виды, формы и методы организации пед. советов в ДОУ

«Виды, формы и методы организации педагогических советов в ДОУ»

В условиях реализации ФГОС ДО, проблема повышения качества образовательного процесса стоит наиболее остро и волнует руководителей многих дошкольных учреждений. Она актуальна как для новичков, так и для опытных управленцев.

Одной из важнейших форм руководства дошкольным образовательным учреждением, повышением качества образовательного процесса и профессионального мастерства педагогов являются педагогические советы.

Педагогический совет в дошкольной организации – постоянно действующий коллегиальный орган руководства всем образовательным процессом, который решает конкретные задачи ООП ДОО. Главная цель педагогического совета — объединить усилия коллектива дошкольного образовательного учреждения для повышения уровня воспитательно-образовательного процесса, использования в практике достижений педагогической науки и передового опыта.

Учебный год определяет цикл педагогических советов. Тематика педсоветов обозначается в годовом плане ДОУ. Наиболее часто встречающаяся структура годового цикла формируется из трех составляющих

: установочный педсовет, два (три) тематических и еще один итоговый. Заседания педагогического совета созываются, как правило, один раз в два месяца в соответствии с планом работы ДОУ. Если в районе или непосредственно в детском саду происходит чрезвычайная ситуация (авария, травма ребенка или воспитателя, карантин, воровство детей и прочие), созывается
внеплановый педагогический совет
.

Виды педагогических советов

:

· Установочный;

· Тематический;

· Итоговый.

Установочный педагогический совет

предусматривает анализ работы педагогического коллектива за прошедший учебный год, утверждение годового плана работы на новый учебный год, подведение итогов работы за летний оздоровительный период, утверждение программ и технологий, по которым будет работать дошкольное учреждение, оценку готовности к учебному году и другие вопросы организации воспитательно-образовательного процесса. Миссия установочного педагогического совета — побудить педагогов совершенствовать своё педагогическое мастерство, создать условия для разностороннего развития личности ребёнка. Этот педагогический совет проводится в августе, после традиционной районной августовской конференции.

Содержание тематических педсоветов

определяется годовой задачей или возникшей проблемой, которую необходимо решить педагогам детского сада. В нашем ДОУ традиционно организуется три тематических педагогических совета: два педагогических совета
по годовым задачам
(обычно в декабре и марте), один
по результатам мониторинга
на начало учебного года (в октябре месяце).

Цель итогового педагогического совета

— обсудить с педагогами анализ работы за прошедший учебный год, выявить и определить развивающие проблемы, решение которых, — единственный способ развития дошкольного учреждения и профессионального роста педагогов детского сада. Обычно итоговый педсовет проводится в конце мая.

В настоящее время используется большое разнообразие технологических вариантов Педагогических советов с применением различных форм и методов. Формы и методы проведения педсоветов

– тот организационный механизм, который обеспечивает активность педагогов.

Формы организации
педагогических советов:
а) Традиционный педсовет

— это педсовет с подробной повесткой дня, проводимый четко с соблюдением регламента всех обсуждаемых вопросов и принятием решения по каждому из них;

б) Интенсифицированный (модернизированный) педсовет

с использованием отдельных методов активизации педагогов. В ходе такого педсовета председатель может предложить участникам различные активные методы, например, решить ситуативную задачу по теме или использовать метод «игрового моделирования»;

в) Нетрадиционный педсовет.

Проводится, например, в форме деловой игры, конференции и др. Подготовка этого педсовета требует написания сценария, распределения участников на команды и определения ролей. Однако необходимо помнить, что итогом работы любого педсовета должно стать принятие решений по совершенствованию работы коллектива.

В какой бы форме не проводился педсовет, важно, чтобы все его участники были активны, высказывали свою точку зрения, сомнения, делились опытом работы. И перед руководителем методической службы всегда встает вопрос: «Как избавиться от пассивности отдельных педагогов?».

Существуют методы активизации педагогов

при проведении методических мероприятий, которые помогают методической службе в работе с кадрами.

Предлагаю вам описание наиболее популярных методов и форм активизации

, которые помогут при подготовке и проведении очередного педагогического совета в дошкольном учреждении.

1) Имитация конкретных педагогических ситуаций.

Различают 3 основных их вида:

ситуации-иллюстрации

(описываются простые случаи из практики дошкольного образования и сразу приводятся решения);

ситуации-упражнения

(требуют некоторых действий участников заседания ПС, например, составления плана-конспекта, заполнения какой-то таблицы усвоения детьми того или иного раздела программы и т.п.);

— ситуации-оценки

(проблема уже решена, но от педагогов требуется дать ее анализ, оценить, обосновать свой ответ, например, какого-то действия педагога, родителей в конкретной ситуации).

Наиболее сложным в применении методов активизации из перечисленных являются ситуации-оценки

. Каждый высказывает свою точку зрения, свое решение и таким образом возникает
диалог
(свободный обмен мнениями, без спора) или
дискуссия
(публичное обсуждение спорного вопроса; мягкая разновидность спора, при котором необходимо прийти к общей позиции).

2)
Обсуждение двух противоположных точек зрения.
Руководитель методической службы предлагает к обсуждению две точки зрения на одну и ту же проблему. Педагог должен высказать свое отношение и обосновать его. Например: «Нужны ли детскому саду стандарты?».

3)
Обучение практическим умениям.
Этот метод весьма эффективен, но его надо заранее продумать, решить, кому из педагогов можно будет его поручить. По продолжительности он должен занимать до 5 минут. Лучше давать обучающий элемент из опыта работы (например: обучение «мнемотехнике»). Проводится по типу мастер-класса.

4)
Разгадывание педагогических кроссвордов
помогает уточнить знания воспитателей по конкретной теме (например: «ФЭМП у дошкольников в ДОУ»), развивает их кругозор, а значит, влияет на качество работы с детьми.

5)
Работа с инструктивно-директивными документами.
Воспитателям заранее предлагается познакомиться с тем или иным документом, применить его к своей работе и, выделив одно из направлений, продумать план работы по устранению своих недостатков. Эту работу каждый выполняет самостоятельно, а на педсовете обсуждаются разные подходы к решению одной и той же проблемы.

6)
Анализ детских высказываний, детского поведения, творчества.
Руководитель методической службы готовит материал. Это могут быть магнитофонные записи, подборка рисунков или поделок детей, записи их поведения. Педагоги знакомятся с материалом, анализируют его, дают оценку умениям, навыкам, развитию, воспитанности детей, формулируют несколько конкретных предложений в помощь воспитателю, работающему с этими детьми.

7)
Метод игрового моделирования
повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умения в разрешении реальных педагогических проблем. Например: «Что мы знаем о правах ребенка?».

8)
Метод мозговой атаки
. Известно несколько методик мозговой атаки:

Брейнсторминг.

Члены коллектива, например, озадачены поисками путей решения какой- либо проблемы. Все педагоги делятся на 2 группы. Первая группа — «генераторы идей» — должны в течение короткого времени, предложить, как можно больше вариантов решения обсуждаемой проблемы. При этом они не имеют права обсуждать эти варианты, отвергая или соглашаясь с ними. Вторая группа — «аналитики»- получают от первой группы списки вариантов и, не добавляя ничего нового, рассматривают каждое предложение, выбирая наиболее разумное и подходящее. Выбранные предложения группируются и обновляются.

Мозговая атака Филипса

. Все участники делятся на группы по шесть человек и в течение шести минут проводят мозговую атаку. После этого все наиболее интересные идеи передаются другим группам для фантазирования и генерирования идей ассоциацией. Эти вторичные идеи и составляют основу для решения содержательных проблем.

— «Совет пиратов».

Эту игру лучше проводить в маленьких коллективах (6-10 человек). Все, кроме эксперта (старшего воспитателя), рассаживаются в круг, распределяют роли — от юнги до капитана потерпевшего крушение пиратского брига. Обсуждение темы идёт, начиная с младшего по статусу к старшему. Каждый должен высказать новую идею. Тот, кто не сможет сформулировать её, того «съедают» голодные пираты, т. е. он выбывает из игры. Проводится несколько кругов до тех пор, пока не останется самый плодовитый (опытный) «пират».

9)

При организации обмена опытом между воспитателями Белая К.Ю. предлагает использовать
«эвристическую беседу»,
в ходе которой более детально раскрываются отдельные положения изученной методической литературы, даются разъяснения по вопросам, в большей мере интересующим педагогов, выявляются ошибки в суждениях, степень понимания и усвоения новой информации.

10)

Метод
«педагогический бой»
применяется так же, как составная часть педсовета. Участники разбиваются на две группы. Руководитель заранее готовит вопросы, каждый из которых адресуется сразу обеим группам. На обдумывание предоставляется 1 минута, после чего поочерёдно выслушиваются и оцениваются ответы по 5-ти балльной системе, при этом учитываются быстрота при подготовке ответа, его правильность, краткость и оригинальность, умение дать обоснование.

11) Метод кейсов

(от лат. casus — запутанный или необычный случай) – метод анализа ситуаций, суть которого в том, что слушателям предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-нибудь практическую проблему, но и актуализирует определённый комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Данный метод имеет много общего с проблемным методом обучения. Технология работы с кейсом предполагает два этапа. Первый этап представляет собой индивидуальную работу, цель которой состоит в подготовке ко второму этапу – коллективному анализу кейсов. Второй шаг должен быть направлен на диагностику проблемной ситуации, основная задача которой – выделить из содержания кейса все параметры конкретной проблемной ситуации.

Время работы с кейсом ограничено 30 или 60 минутами. По истечении времени обучаемым должны быть представлены обоснованные выводы и план действий мероприятий, варианты решений.

Большинство из описанных методов активизации

приведут к использованию
дебатов
(обмен мнениями),
дискуссии
. Для их организации используется определенный алгоритм:

— вступительное слово председателя СП, ознакомление присутствующих с выдвигаемым тезисом, утверждение регламента и при необходимости – представление участников дебатов;

— проведение голосования для выявления мнения большинства по тезису;

— предоставление председателем слова лидеру 1-ой стороны и его выступление в поддержку тезиса;

— предоставление председателем слова лидеру 2-ой стороны и его выступление против;

— поочередное предоставление слова желающим высказаться в поддержку того или иного мнения и их выступления;

— суммирование аргументов лидером 1-й группы;

— суммирование аргументов лидером 2-й группы;

— проведение голосования (лучше открытого) для выявления общего мнения;

— принятие решения по результатам голосования.

Выбор нетрадиционных (активных) форм и методов

проведения педагогических советов зависит от уровня педагогического мастерства и квалификации педагогов и руководителя ДОО; зрелости и сплоченности педколлектива, его интересов, потребностей, запросов; определяется целями, задачами, содержанием работы ДОО, конкретным состоянием педагогического процесса в данном дошкольном образовательном учреждении.

Эти методы помогают педагогам находить нестандартные выходы из стандартных ситуаций, мыслить креативно и тем самым поднять свой профессиональный уровень.

Структура проведения педагогического совета:

· Заседание начинается с анализа решений предыдущего педсовета. Это может сделать и руководитель, и заместитель заведующего по ВМР, старший воспитатель или секретарь педагогического совета детского сада, и опытный педагог, которому это поручается.

· Затем председатель обозначает актуальность темы педагогического совета вообще и для данного дошкольного учреждения в частности.

· Далее зачитывается повестка дня, регламент работы. Если членами педсовета предлагаются коррективы, то данные изменения выносятся на обсуждение педагогов. Повестка и регламент утверждаются.

· Проводятся выступления и др. формы в соответствии с повесткой дня. Каждому выступающему могут быть заданы вопросы председателем или участниками педсовета.

· Проводится обсуждение по теме педсовета.

· В заключении предлагается проект анализирующего приказа, проект решения педсовета, который обсуждается, дополняется и утверждается голосованием. Все пункты решения должны быть конкретными и иметь реальные сроки выполнения.

· Заключительное слово принадлежит председателю педсовета. Он ещё раз подводит итог проделанной работы и итог проведения педсовета (оценка его подготовки, персонального участия педагогов, др.).

Одна из наиболее важных процедур педагогического совета — процедура принятия решений

. Проект решения заранее готовится методической службой и ставится на голосование после предварительного обсуждения и внесения дополнений и поправок.

По завершении педагогического совета формируется пакет документов в составе:

• план проведения педагогического совета;

• материалы подготовительной работы;

• протокол заседания;

• выступления участников;

• решения педагогического совета.

На современном этапе используется печатный вариант ведения протоколов. Каждый протокол подписывается председателем и секретарём, страницы нумеруются, сшиваются, скрепляются печатью.

Педагогический совет

– это собрание педагогов, которые действительно советуются, а не «заседают», где каждый член коллектива имеет право быть услышанным, где общие проблемы решаются вместе, где дается старт новым начинаниям и подводится итог уже проделанной педагогическим коллективом работы. Мы стараемся строить заседания таким образом, чтобы совет приносил профессиональное удовлетворение, новые знания и умения, уверенность, желание осуществлять намеченное.

Правила проведения педагогических обсуждений

Провести мероприятие не так уж просто. Нужно знать ключевые правила. Педсоветы в детском саду должны проходить следующим образом:

  • должен присутствовать весь педагогический состав дошкольного учреждения;

  • на протяжении всего года обязано пройти не менее 4 советов;
  • регламентируется график проведения собраний на законодательном уровне;
  • должно выступать несколько докладчиков;

  • на каждом событии должен вестись протокол. Он будет выглядеть как прошитый журнал. Все записи будут писаться вручную, а страницы будут пронумерованы. При заполнении указываются все выступающие с докладом педагоги, темы их выступлений, обсуждения и решения. На самом мероприятии секретарь педсоветов ведет черновик, а через 5 дней представляет готовый протокол;
  • результат педсоветов обязан вестись должным образом. В протоколе указывается дата, номер мероприятия, число всех присутствующих воспитателей и отсутствующих педагогов, тема события, повестка дня, цели собрания, достигнутые результаты обсуждения;
  • тематика всех советов регламентируется годовым планом ДОУ в начале каждого учебного года.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]