Растения в группе детского сада, помимо эстетической, несут и ряд воспитательно-образовательных функций. Дети учатся ухаживать за растениями, понимать взаимосвязи в природе, нести ответственность.
При оформлении соответствующего уголка природы в группе должны четко соблюдаться требования:
- Растения должны быть безопасны (это было прописано в предыдущих санитарно-эпидемиологических требованиях. В нынешних СанПинах фразу о безопасности растений убрали как само собой разумеющееся). Более того, если у одного из дошкольников наблюдается на аллергия на какое-либо растение, то оно должно быть незамедлительно убрано.
- В группе должны быть такие растения, к уходу за которыми можно привлекать дошкольников. Начиная с трехлетнего возраста малыши активно подключаются к процессу ухода за цветами.
- Растения должны быть привлекательными, чтобы задерживать внимание дошкольников.
- Цветы, подобранные для уголка в группе, должны принадлежать экосистеме, в которой расположено дошкольное учреждение. Как правило, это неприхотливые растения, уход за которыми не составляет труда.
- Растения должны быть представлены несколькими экземплярами, чтобы дети могли сформировать объективное представление о том или ином виде растительном виде.
Конкретные задачи, виды растений, прописаны в образовательной программе. Например, в основной «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой (в дальнейшем Программа), которую выбирают в качестве приоритетной более 50% дошкольных учреждений, дано четкое описание обязанностей дошкольников и задач воспитателей в определенных возрастных группах. В своей статьей мы будем опираться именно на эту Программу.
Растения во 2-ой младшей группе
Программа предписывает:
- Знакомить с комнатными растениями (фикус, герань).
- Дать представления о том, что для роста растений нужны земля, вода и воздух.
Пока знакомство детей с растениями происходит на простейшем уровне. Дети учатся распознавать несколько видов растений по характерным признакам (форме листьев, окраске, запаху), различать их части (стебель, листок, цветок).
Начиная с трех лет детей активно привлекают к уходу за растениями. Воспитатели наливают воду в лейки. Малыши учатся правильно держать лейки, поливать растения в группе детского сада, протирать крупные растения влажной тряпочкой.
В этом возрасте дошкольников привлекают яркие виды. Для уголка природы выбирают долго цветущие растения, такие как: герань обыкновенная, фикус, фуксия, бегония вечноцветущая, камелия, китайская роза, бальзамин. Количество видов не превышает трех-четырех.
Проект в детском саду во 2 младшей группе на тему: Цветы
Проект во 2 младшей группе «Цветы».
Будет полезен и интересен педагогам, воспитателям, творческим людям. Красота окружающего мира вокруг нас так многообразна и прекрасна. Чтобы иметь возможность наслаждаться красотами природы нужно стараться сберечь и приумножить богатства флоры. Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять.
Цель: расширить знания и представление детей о цветах, растущих в цветнике нашего детского сада, а также о полезных свойствах цветов; создать условия для повышения творческой активности детей; развивать воображение, мышление, коммуникативные навыки; воспитывать бережное отношение к природе. Задачи: Воспитательная:
воспитывать бережное отношение к окружающей природе, показать воспитанникам красоту цветов природы.
Обучающая:
формировать у детей представление о цветах, растущих в цветнике, учить наслаждаться красотой живых цветов; познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования , научить новым способам рисования( рисование крышками); познакомить с лечебными свойствами цветов.
Развивающая:
развивать творческие способности детей через различные виды творческой деятельности, любовь к рисованию, фантазию, любознательность, наблюдательность.
Автор проекта: Колибабчук М.А..-воспитатель. Тип проекта: информационно-исследовательский, творческий. Вид проекта: групповой. Срок проекта -1 неделя Участники: воспитатель, дети 2 младшей группы. Место проведения: ГБДОУ ЯСОТ № 10 «Искорка» г.Стаханова. Сроки проведения: с 9 июля по 13 июля 2022 г. Возраст детей: 3-4 года. Форма проведения: чтение художественной литературы, разучивание стихов, обсуждение пословиц, нетрадиционное рисование крышками «Мальва», рассматривание иллюстраций, альбомов по теме, экскурсия к цветнику детского сада, фитотерапия «Ромашковый отвар» 1 этап. Подготовительный. Ознакомление детей с темой проекта. Установление цели. Подготовка материалов для проекта. 2 этап. Основной. Организация деятельности проекта. Игровая деятельность. «Сложи и расскажи». Каждому ребенку выдается пособие «Цветок», предлагается выложить цветы (как пазл). После окончания работы воспитатель задает детям вопросы: — Как называется цветок? — Какого цвета? — Какой величины у цветка листья – большие или маленькие? — Какой формы? Затем дети заканчивают фразу, начатую воспитателем: — Это один красный мак, а на лугу много …(красных маков). — Это один желтый одуванчик а на лугу много … — Это один синий колокольчик, а на лугу много … — Это одна белая ромашка, а на лугу много … Дети, посмотрите, у каждого цветка есть корень, он кормит все растение. Им цветок «пьет» воду из земли. Вот какой красивый букет у нас получился, а как он ароматно пахнет. Давайте глубоко вдохнем этот чудесный аромат! Дыхательная гимнастика «Ах! Как пахнет!» Воспитатель предлагает детям сделать глубокий вдох и произнести предложение: «Ах! Как пахнет!». Затем сделать медленный выдох. Проводится хороводная игра «Аленький цветочек»
Аленький цветочек, словно огонечек (дети идут хороводным шагом) Раз, Два, три –повернись, Алена ты. (названный ребенок поворачивается спиной в круг) Игра продолжается до тех пор, пока не повернется последний ребенок. Дальше дети идут спиной в круг и говорят так: Аленький цветочек, словно огонечек Раз, два, три, четыре. пять — повернулись все опять! (все дети поворачиваются лицом в круг) Игра «Мяч по кругу» Материалы: мяч. Ход игры: Дети встают в круг и перекидывают мяч друг другу, называя цветок, если ребёнок не может вспомнить название цветка, он выбывает из игры. Художественно-речевая деятельность. Чтение и заучивание стихов: Бегут ромашки по полю (А. Барто) В мире цветов (Л. Кузьминская) Венок (З. Александрова) Детям нравятся цветы (Н. Самоний) Как появились одуванчики (Е. Приходько) Как появились ромашки? (В. Орлов) Летней розе (А. Апухтин) Мак (Е. Фейерабенд) Не надо с клумбы рвать цветы (М. Львовский) Одуванчик (З. Александрова) Роза (С. Маршак) Цветы (А. Фет) Чтение рассказов: — Н. Павлова. «Жёлтый, белый и лиловый» — М. Пришвин «Золотой луг»
Художественно-эстетическая деятельность. Цель: развивать творческие способности детей, познакомить с нетрадиционными способами рисования, учить доводить начатое дело до конца, прививать аккуратность в работе. — Рисование нетрадиционным способом крышками «Мальва»; -Аппликация «Ромашка»; -Фитотерапия «Ромашковый отвар» Цель: привлечь внимание к разнообразию цветов, показать их ценность и значимость для жизни человека и других живых существ, расширить знания о полезных свойствах ромашки. 3 этап. Заключительный. • Выставка книг, фотографий и иллюстраций «Такие разные цветы» • Организация в группе выставки детских работ «Цветики-цветочки» Экскурсия к цветнику детского сада. Загадки. •Я капризна и нежна, К любому празднику нужна. Могу быть белой, желтой, красной, Но остаюсь всегда прекрасной! (Роза) •Стоит в саду кудряшка — Белая рубашка, Сердечко золотое. Что это такое? (Ромашка) •Белые горошки На зелёной ножке. (Ландыш) •Я шариком пушистым белею в поле чистом, а дунул ветерок — остался стебелек. (Одуванчик) •В огороде, на дорожке, под моим окошком Расцвело сегодня солнце на высокой ножке (Подсолнух) •Из зеленого цыпленка, Сплошь покрытого пушком, Становлюсь я горделивым Алым петушком! (Мак) •У занесённых снегом кочек, Под белой шапкой снеговой Нашли мы маленький цветочек, Полузамёрзший, чуть живой. (Подснежник) •Цветочек этот голубой Напоминает нам с тобой О небе — чистом-чистом, И солнышке лучистом (Незабудка) •Синенький звонок висит, Никогда он не звенит. (Колокольчик) •Цветочек этот голубой Напоминает нам с тобой О небе — чистом-чистом, И солнышке лучистом! (Незабудки) •Я в зимнем саду Целый день проведу. Захвачу акварельные краски. Нарисую… (Анютины глазки) •У извилистой дорожки Растёт солнышко на ножке. Как дозреет солнышко, Будет горстка зёрнышек. (Подсолнух) •Первым вылез из землицы На проталинке. Он мороза не боится, Хоть и маленький. (Подснежник) •Хороша я в свадебном букете, И в саду, где свищут соловьи. Круглый год во многих странах мира Я служу признанием в любви. (Роза) •Из луковки вырос, Но в пищу негож. На яркий стаканчик Цветок тот похож. (Тюльпан) Пальчиковая гимнастика «На лугу растут цветы». На лугу растут цветы небывалой красоты. Руки на столе в вертикальном положении с опорой на локти, пальцы раскрыты.
К солнцу тянутся цветы, с ними потянись и ты.
Потягивания- руки вверх.
Ветер дует иногда, только это не беда.
Взмахи руками, изображая ветер.
Наклоняются цветочки, опускают лепесточки.
Наклонить кисти рук.
А потом опять встают и по-прежнему цветут.
Распрямить кисти рук, пальцы раскрыты.Пальчиковая гимнастика «Каждый бутончик». Каждый бутончик склониться бы рад Поставить локти на стол, пальцы обеих рук собраны в щепоть – «бутончики».
Влево и вправо, вперед и назад.
Раскачивать «бутончики» вправо-влево, вперед-назад.
От ветра и зноя бутончики эти
Соединить вместе локти и ладони рук, образуя один большой «букет»
Спрятались живо в цветочном букете.
Пальчиковая гимнастика «Цветы». Наши нежные цветки распускают лепестки. Поднять кисти рук вверх с опорой на локти, пальчики собраны в щепоть, раскрыть пальчики.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Плавное раскачивание раскрытых пальчиков влево-вправо.
Наши алые цветки закрывают лепестки.
Собрать пальчики обеих рук в щепоть.
Тихо засыпают, головой качают.
Плавное раскачивание пальчиков, собранных в щепоть, влево- вправо пальчики.
Конспект занятия по нетрадиционному рисованию крышками «Мальва».
Цель: научить детей рисовать нетрадиционным способом рисования крышками. Прививать любовь к живым цветам, учить восхищаться красотой живой природы. Учить рисовать цветы новым способом изображения: отпечатком крышки. Развивать мелкую моторику, фантазию, творчество. Вызвать положительные эмоции от проделанной работы. Воспитывать любовь к природе. Материал: бумага белая, вода, салфетки, краска гуашь, крышки пластиковых бутылок. Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением мальвы, рассматривание мальвы в цветнике детского сада.
Ход занятия: Ребята, хочу вас познакомить с цветком, который вы встречали в нашем цветнике. Это цветок Мальва. Я расскажу вам историю об этом красивом цветке.В глухом лесу однажды заблудился охотник. Уставший, присел он на смотрит в глубины его и слушает, как дятел стучит, будто время отстукивает. Загрустил охотник. Сидит и думает: «Одинок я и в лесу и в жизни своей. Давно сбился я с пути и нет конца моим скитаниям. Сплошное одиночество, томление и гибель. Но для чего-то я родился, зачем-то пришел в эту жизнь, и в этот лес?… Не нахожу удовлетворения ни в моих поисках, ни в добытых мною зверях и птицах. Теперь вот заблудился и выхода вовсе нет…» И вдруг, между деревьями мелькнул свет, Охотник увидел синюю тень, силуэтом напоминающую высокую стройную девушку, которая помахала ему платочком. Он поднялся и почувствовал прикосновение на своем плече. Оглянулся, а перед ним сгорбленная старушка стоит. Недобрые глаза у старухи, угрюмые. Одета в дорогое, но очень ветхое платье. — Послушай, Добрый молодец, по другую сторону водопада есть место — чистый Рай! Как туда попадешь, все горести забудешь. Один ты туда дорогу не найдешь, а я проведу тебя, так как все тропинки знаю и живу там. Ты должен перенести меня на тот берег, потому что я не могу выдержать напора течения. Пожалел Охотник старую женщину, поднял ее на закорки. Потемнело в глазах у Охотника, почувствовал он такую невыносимую тяжесть, аж закачался. Подумал, что старушке лет сто, может больше, много на веку вынесла, нужно ей помочь. А меж деревьями кто-то вроде бы опять платочком машет. Ступил Охотник в студеную воду, шаг сделал-другой и не так тяжело наша стала, а дальше и вовсе полегчало. И почудилось ему, что платочек светится все ближе и ближе. Вот и берег уже. Вышел Охотник и видит, что стоит перед ним цветок Мальва, а вместо старухи обнимает его прекрасная Девушка. И вывела его Девушка к родным местам. С тех пор зажил Охотник счастливо. Воспитатель предварительно рисует листья и стебель цветка. Дети ставят крышками оттиски по обе стороны стебля. Сделать круглые отпечатки с помощью пластиковой крышки на листе бумаги. Итоги.
Конспект занятия по аппликации «Ромашка» для детей 3-4 лет Объёмная аппликация для детей 3-4 лет «Ромашка»
Грубин Ф. «Ромашки»
Белые ромашки-сестрички, У ромашек белые реснички. Пляшут среди летнего луга. До чего похожи друг на друга! Мальчик-ветер в дудочку дует, Он с ромашками польку танцует. Потанцует, улетит ветер: Мало ли ромашек на свете!
Для изготовления ромашек нам понадобятся: • цветная бумага; • белая бумага; • ножницы; • клей; • линейка; • простой карандаш. Берем белую бумагу и расчертим на полоски (0,8-1 см.) Воспитатель нарезает бумагу на полоски и вырезает середину цветков. Из желтой бумаги делаем серединку ромашки, обводим круги и вырезаем. Из полосок белой бумаги изготавливаем лепестки ромашки, склеивая концы полосок. (Это делают дети) Дети приклеивают белые полоски к желтому кругу.
Фитотерапия «Ромашковый отвар» Ромашка издавна известна как лекарственное растение широкого спектра действия. Она обладает смягчительными, обволакивающими, антиспазматическими, дезинфицирующими, противовоспалительными, свойствами. Благодаря наличию такого обширного списка целебных свойств ромашка может применяться при лечении очень многих заболеваний. Для профилактики заболеваний верхних дыхательных путей и простудных заболеваний для детей моей группы организована фитотерапия на прогулке.
Чтобы приготовить настой ромашки аптечной: 1 столовую ложку цветов, которую заливаем 1 стаканом кипятка. После этого состав отстаиваем в закрытой посуде в течение 30 минут, затем процеживаем. Я добавила немного сахара, чтоб было детям вкуснее. Итоги проекта.
Рекомендуем посмотреть:
Проект в младшей группе детского сада на тему: Сказки Проект для младшей группы детского сада. Водичка Проект в младшей группе детского сада. Театрализованная деятельность Игра-викторина для детей 5-7 лет на тему: Цветы
Похожие статьи:
Игры про цветы для детей дошкольников 5-7 лет в детском саду
Загадки про цветы для детей 6-7 лет с ответами
Екатерина Серова «Лужайка»
Растения в средней группе
Программа предписывает:
- Закреплять знания о травянистых и комнатных растениях (бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула и других), способами ухода за ними.
- Расширять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и прочее).
С 4-х лет дети учатся видеть разнообразие свойств и качеств. Они уже легче выделяют особенности растений, понимают процессы, которые необходимы для жизни цветов.
Помощь детей становится более структурированной. Они учатся поливать растения в группе детского сада из мелко сетчатой лейки, опрыскивать из пульверизатора, очищать опущенные листья сухой кисточкой, а листья — влажной тряпочкой или щеткой с зазубринами. Дошкольники уже в силах самостоятельно определить, нуждается ли растение в поливе или нет, исходя из цвета земли (если земля сухая — нужно полить, если земля темная — растение в поливе не нуждается).
К разнообразию растительных видов из прошлогодней группы, добавляются: алоэ или агава, бегония рекс, душистая герань, зональная герань, аспаргус.
Какие цветы должны быть в группе раннего возраста?
В уголок природы младших групп помещают растения, имеющие четко выраженные основные части (стебель, листья) и ярко, обильно и долго цветущие. Это обыкновенная (или зональная) герань, фуксия, вечноцветущая бегония, бальзамин («огонек»), азалия, китайский розан и др.
Интересные материалы:
Какое время нужно держать очищенные овощи в воде? Какое время сходит благодатный огонь? Какое время составляет наложение кровоостанавливающего жгута? Какое время суток лучше принимать лекарства для печени? Какое время суток можно есть яблоки? Какое время суток происходит дыхание у растений? Какое время требуется для оформления кредитной карты Сбербанк? Какое время у глагола идет? Какое время у глагола просит? Какое время у глагола видел?
Растения в старшей группе
В Программе предписано:
- Продолжать знакомить с комнатными растениями.
- Учить ухаживать за растениями.
- Рассказать о способах вегетативного размножения растений.
Знания детей становятся более углубленными. Дошкольникам рассказывают, что нужно для роста растения, что может привести к его гибели. Дети учатся определять, как ухаживать за растениями, основываясь на внешнем виде стебля и листьев. Новая тема — размножение растений вегетативно, с помощью стеблевых черенков.
Пять лет — этот тот возраст, в котором ребенок может ухаживать за растениями самостоятельно, без подсказки воспитателя.
Часть растений с прошлого года раздается родителям или отдается в более младшую группу. При этом их место могут занять растения с разнообразными стеблями (стелющиеся, вьющиеся), имеющие луковицы: традесканции, вьющийся плющ, кактус, цикламен, примула, амараллис, кливия, комнатный виноград.
Растения в подготовительной группе
Программа предписывает:
- Конкретизировать представления детей об условиях жизни комнатных растений.
- Знакомить со способами их вегетативного размножения (черенками, листьями, усами).
- Учить устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды.
- Знакомить с лекарственными растениями (подорожник, крапива и другими).
Детям рассказывают о сезонности растений, об основных этапах их роста и развития, о закономерностях размножения с помощью листкового черенкования.
В уголок добавляются растения, кардинально «противоположные» по своим потребностям: кактус и узамбарская фиалка — с одной стороны (растения, которые не нуждаются в постоянном поливе), и папирус, традесканция, примула — с другой стороны (растения, которым необходим постоянный полив).
Автор — Даниленко Мария.