Труд в природе, как средство развития познавательных способностей детей
Труд в природе, как средство развития познавательных способностей детей
Воспитатель Е.Н. Жукова.
Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию.
В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу.
По мнению П. Г. Саморуковой, труд в природе создает благоприятные условия для сенсорного воспитания дошкольников. Педагог учит ребят при достижении целей и результатов труда ориентироваться на характерные признаки предметов.
Так, чтобы определить, нуждается ли растение в поливке, необходимо учесть его состояние — упругость, плотность листа и стебля или его вялость, мягкость; состояние почвы — ее влажность, плотность и т. п.
В процессе труда дети осознают зависимость состояния растений от условий их произрастания, узнают о том, что изменение среды закономерно влечет за собой изменение в состоянии растений. Освоение этих связей и зависимостей оказывает влияние и на отношение к труду: он становится более осмысленным и целенаправленным. У детей формируются устойчивый интерес к труду, трудолюбие.
Трудясь в природе, дети на практике усваивают зависимость состояний растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой. Усвоение этих связей и зависимостей способствует формированию отношения детей к природе, труд становится осмысленным и целенаправленным.
Труд в природе способствует развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывает у них интерес к объектам природы, к труду человека, уважения к людям труда.
Воспитание умения малышей принять цель наблюдения, осознать его результат будет эффективнее, если наблюдение связано с трудом.
В процессе труда формируются практические навыки ухода за растениями и животными, развиваются интеллектуальные умения: планировать работу, подбирать материалы и инструменты, намечать последовательность операций, распределять их по времени и между участниками труда, оценивать результаты и т.д.
П.Г. Саморукова в своих работах пишет, что труд создает благоприятные условия для физического развития детей, т.к. в большинстве случаев он проходит на воздухе, разнообразен по своему характеру, а это способствует развитию движений, укреплению нервной системы ребенка. В труде удовлетворяются эстетические потребности детей. Посильная и интересная работа доставляет им радость, а это — основа для воспитания в дальнейшем желание трудиться, устойчивого интереса к труду.
Помимо воспитательных, в процессе труда в природе решаются и образовательные задачи. Дети получают представления об объектах труда, свойствах и качествах растений, их строении, потребностях, основных стадиях развития, способах выращивания, сезонных изменениях в жизни растений; о животных, их внешнем виде, потребностях, способах передвижения, повадках, образе жизни и о его сезонных изменениях. Они учатся устанавливать зависимость между средой обитания, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним в уголке природы.
Важнейшим педагогическим требованием является организация разнообразного по содержанию труда: уход за животными (птицами, рыбами, млекопитающими), растениями, выращивание растений в уголке природы, труд на участке (в цветнике, на огороде, в плодовом саду). Только разнообразный труд вызывает у детей интерес, желание в нем участвовать.
Труд в природе лишь в том случае имеет воспитательно-образовательное значение, если его организация и содержание отвечают определенным педагогическим и гигиеническим требованиям.
Как создать у детей устойчивое положительное отношение к повседневной, однообразной, но столь необходимой работе? Одно из условий эффективности всякой работы — правильная организация труда. А.С. Макаренко говорил, что только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда.
Большое значение в организации труда детей имеет их эмоциональное отношение к делу, которое создает воспитатель еще до начала работы. Не всегда сама работа, в особенности, если она уже выполнялась не однажды, будет интересовать детей, иногда привлекает и воодушевляет их цель, поставленная воспитателем, а во время выполнения работы захватывает общий темп и слаженность.
При всяком виде трудовой деятельности детей воспитатель должен помнить об охране их здоровья: не перегревать детей, вовремя заканчивать работу, следить, чтобы дети не поранили друг друга лопатой, граблями и т.д.
Не следует забывать о том, что непременным условием должны быть интерес и осмысленное отношение детей к любой работе. В противном случае появляется невнимание, рассеянность, небрежность, и задолго до наступления действительной усталости ребенок начнет жаловаться, что он устал.
Также важнейшим педагогическим требованиям является осознанность труда, что предполагает раскрытие перед ребенком его цели, результатов и способов их достижения.
Трудовая деятельность детей в природе должна систематически усложняться. Усложняются навыки ухода за растениями и животными, обогащается круг знаний, развиваются наблюдательность, планирующие умения детей.
Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка.
Формы организации труда детей в природе. Труд детей в природе организуют в форме индивидуальных поручений и как коллективный. Индивидуальные поручения применяются во всех возрастных группах детского сада. Они дают возможность воспитателю более тщательно руководить действиями детей — оказать прямую помощь тем, кто нуждается в ней, дать дополнительные разъяснения, советы, проконтролировать выполнение трудовых операций. Все это помогает прочному формированию навыков и умений, а также воспитанию ответственности за порученное дело, привычки к трудовому усилию.
Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Эти формы труда необходимы для установления отношений в коллективе. Здесь формируются умения принимать общую цель труда, договориться, согласовывать свои действия, сообща планировать работу, помочь товарищу, оценить его труд; воспитывается коллективная ответственность за выполнение задания.
При фронтальной организации коллективного труда, когда в труде участвуют все дети возрастной группы, они сообща могут выполнять одно какое-либо задание, например прополку огорода. При уборке уголка природы одни моют растения, другие чистят клетки для животных, третьи моют поддоны и протирают подоконники. В этом случае детей делят на подгруппы. Коллективный труд может быть организован для одной небольшой подгруппы: например, 5—6 ребятам поручают полить цветник или собрать плоды бобов, гороха.
Одной из форм организации труда являются дежурства. По уголку природы дети начинают дежурить в старшей группе. Эта форма труда позволяет совершенствовать трудовые навыки, формировать общественные мотивы труда.
У детей средней группы предстоит развить интерес к уходу за растениями и животными и, опираясь на него, сформировать привычку к трудовому усилию, умение и желание самостоятельно и без отвлечений выполнять поручения. Формируются более глубокие представления о труде, связанном с уходом за растениями и животными, обо всём содержании труда, необходимого для их выращивания.
Руководство трудом детей.
В средней группе дети помогают воспитателю в уходе за животными и растениями в уголке природы и на участке. Большое место занимают индивидуальные поручения, они носят более длительный характер, чем в младших группах. Дети выполняют одно и то же поручение в течение 2—3 дней. Труд подгруппами имеет свои особенности: одновременно могут работать 2 подгруппы и выполнять разные трудовые операции (но не более двух). Например, одна группа детей поливает растения на огороде, другая рыхлит междурядья. Навыки детей средней группы еще несовершенны, поэтому необходимо постоянное внимание воспитателя к способам их работы, чтобы не нанести ущерба растениям и животным.
Возможна организация труда всего коллектива детей. Коллективные формы труда воспитатель использует тогда, когда необходимо познакомить детей с новыми трудовыми операциями, например со способами посадки семян.
Например, посадка крупных цветочных семян, лука проводится совместно. Работу организуют как «труд рядом» — дети не испытывают никакой зависимости друг от друга. Это дает возможность каждому ребенку действовать в индивидуальном темпе, что очень важно, когда он только овладевает навыками. И в то же время в коллективном труде воспитывается интерес к совместному труду.
Также возможна организация труда небольшими подгруппами. Каждая подгруппа выполняет одну трудовую операцию: обтирает растения, или сажает горох на грядке, или поливает клумбу.
При обучении навыкам труда в природе детям показывают каждый этап трудовой операции, одновременно организуя выполнение ее всеми детьми. Воспитатель сочетает показ с объяснением, и дети поэтапно выполняют трудовые операции.
Труд детей среднего дошкольного возраста проходит при участии воспитателя или под его наблюдением. Воспитатель помогает детям, если они в чем-либо затрудняются, показывает приемы выполнения задания, поощряет тех, кто хорошо справился с порученной работой.
Дети средней группы в труде более самостоятельны. Обучая их новой трудовой операции, воспитатель показывает и объясняет все задание, а затем делит его на последовательные этапы (провести бороздку, положить семена, засыпать землей, полить). Следя за выполнением каждого этапа, напоминает о последовательности действий, способах использования оборудования, используя показ, объяснение.
Характер оценки меняется: воспитатель дает оценку по ходу труда детей и тут же при необходимости предлагает исправить ошибку. Он учит ребят понимать необходимость труда, показывает, почему надо выполнить ту или иную трудовую операцию. Осматривает вместе с детьми растения, проводит рукой по крупным листьям, выявляет, что они запылились, нужно вымыть; указывает растение, которое необходимо полить (подчеркивает — земля серая, сухая); напоминает, что в клетке у животного грязный песок, надо его сменить, в аквариуме мало воды — нужно долить.
Таким образом, в средней группе усложняются формы организации детей в процессе труда и методика руководства трудом в природе
В процессе руководства трудом детей воспитатель решает задачу развития чувства самоконтроля: проверяя выполнение задания, ставит перед отдельными детьми вопросы, направляющие их внимание на результат труда, на сравнение его с заданием, учит соотносить свои действия с указаниями.
Оценка носит положительный характер, но она дифференцируется в зависимости от качества: «Посадил правильно, но землю вокруг луковицы прижал плохо». К оценке привлекаются и сами дети: воспитатель предлагает одному ребенку оценить, как другой выполнил задание. При работе подгруппами одна подгруппа оценивает работу другой.
Формы организации труда и методика руководства им на протяжении дошкольного возраста усложняются. Усложнение определяется возрастными возможностями детей.
При организации работы детям необходимо предоставить нужный инвентарь, соответствующий их возрасту.
П. Г. Саморукова привела примерный список инвентаря, необходимого для работы на участке:
— Грабли: длина ручки 100—110 см, длина грабель 20—22 см и зубьев 5 см.
— Грохот: прямоугольник 100-Х-75 см.
— Колышки: высота 30 см.
— Кошки, лейка, ведро.
— Лопата: длина ручки 75—80 см, диаметр 2—2,5 см; высота лопаты 15 см, ширина 13 см.
— Совок: длина 16—20 см.
— Молоток (деревянный).
— Носилки: длина 100—110 см, расстояние между ручками 30—35 см, ящик квадратный 20—25 см, высота бортика 3 см.
— Тачка: длина 100—ПО см, расстояние между ручками 35 см, длина ящика 30—40 см.
Труд детей в природе должен быть посильным. Физические усилия, затраченные ребенком, не должны вызывать переутомления. В противном случае у него возникает отрицательное отношение к трудовым заданиям. Продолжительность труда зависит от его характера и возраста детей: в младшей группе — в пределах 5—7 мин, в средней — от 10 до 15 мин с небольшим отдыхом в зависимости от характера труда, в старшем дошкольном возрасте — 15—25 мин с перерывом на отдых или сменой характера труда.
Необходимо обеспечить правильную позу детей в труде. Так, при переноске воды лейки или ведра нужно носить в обеих руках; при работе граблями, лопатой тело надо держать выпрямленным. Важно, чтобы дети не находились долгое время в одной и той же позе. С этой целью следует чередовать один вид работы с другим (например, рыхление почвы с подноской воды). Орудия труда должны быть абсолютно безопасны и соответствовать росту и силам ребенка, но вместе с тем нужно, чтобы инвентарь был не игрушечный, а настоящий.
Воспитанники средней группы становятся все более самостоятельными в связи с приобретением навыков. Они охотно выполняют трудовые поручения, помогают взрослым; у них начинают развиваться процессы преднамеренного запоминания и припоминания, появляются зачатки чувства ответственности за порученное дело, критическое отношение к результатам своей деятельности. У детей пятого года жизни начинает развиваться осознанное отношение к выполнению трудовых операций, формируется умение видеть и чувствовать необходимость проведения того или иного трудового процесса. Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей. Трудясь в природе, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств.
Главная задача трудового воспитания — формирование правильного отношения детей к труду. Формируя у детей трудолюбие, необходимо учить их ставить цель, находить пути её достижения, получать результат, соответствующий цели. При этом надо строго учитывать особенности трудовой деятельности дошкольников.
Руководя процессом работы, следует учить детей работать тщательно, спокойно, не отвлекаясь. Тогда вместе с навыками будет формироваться привычка к опрятности, умение следить за собой, поддерживать порядок во внешнем виде. И главное — у детей будет развиваться привычка к трудовым усилиям.
В процессе нравственно-трудового воспитания детей среднего дошкольного возраста встречаются и новые трудности, которые обусловлены их возрастными особенностями. Это низкий уровень самооценки, самоконтроля, организационных навыков и культуры деятельности в целом. Дети не всегда умеют соотнести свои возможности с предстоящей деятельностью. Учитывая эти трудности, воспитателю следует ориентироваться в работе на положительные особенности этого возраста, помогающие воспитанию детей в труде: желание действовать, стремление к самостоятельному выполнению заданий, активность. При выполнении заданий детьми этого возраста процент достижения цели вдвое выше, чем у малышей. Дети среднего дошкольного возраста могут уже довольно объективно оценивать поступки товарищей и с уважением отзываться о них. Они переживают вместе со сверстниками их успехи и неудачи, проявляют различные формы взаимопомощи; большинство детей (более 90%) отличают игру от труда. По сравнению с малышами трудовая деятельность у детей пятого года жизни приобретает большую самостоятельность, хотя пока она имеет не столько творческий, сколько исполнительский характер. Уровень организационных умений и культуры деятельности этих детей еще низок. Поэтому инициатива в организации трудовой деятельности по-прежнему принадлежит взрослым: чаще всего ставит цель педагог, он же помогает установить последовательность операций, достичь намеченного результата. Участие взрослого в труде (совместный труд) пока остается одним из ведущих в руководстве трудовой деятельностью.
У дошкольников среднего возраста пока нет организационных навыков, и их формирование представляет большую трудность в силу возрастных особенностей детей. Необходимы постоянные напоминания воспитателя, показ им рациональных способов подготовки рабочего места, разъяснение, почему именно так надо располагать материалы и инструмент: «Так удобнее», «Так лучше, приятнее трудиться» и т. п.
В процессе труда необходимо формировать у детей представление о том, что значит, быть трудолюбивым, а также опыт поступков, в которых выражается это нравственное качество.
Организация труда в природе с детьми среднего дошкольного возраста
татьяна смолякова
Организация труда в природе с детьми среднего дошкольного возраста
Воспитывать трудолюбие и бережное отношение детей к природе — одна из важных задач общей работы по охране окружающей среды.
Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытывал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.
Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.
Труд как метод воспитательно-образовательной работы в детском саду имеет важное значение. Непосредственно соприкасаясь с предметами и явлениями природы, дети приобретают конкретные знания о ней, устанавливают некоторые связи между развитием растении и уходом за ними человека. Все это положительно влияет на развития мышления, создает основу для материалистического миропонимания.
Систематический труд на огороде, в саду, цветнике и уголке природы повышает интерес к растениям и животным, помогает воспитывать у детей любовь и бережное отношение к объектам природы, способствует формированию трудолюбия и других нравственных качеств. Работая на участке или в уголке природы, дети овладевают простейшими практическими навыками обращения с инвентарем, усваивают приемы ухода за растениями, получают много сведений о росте и развитии растений.
Посильный физический труд оказывает полезное воздействие на общее развитие детей, способствует развитию функций анализаторов, и в первую очередь двигательного. Труд детей в природе создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, укрепляет нервную систему. Систематическая коллективная работа объединяет детей. Воспитывает у них трудолюбие и ответственность за порученное дело, доставляет им удовольствие и радость.
Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить.
Труд в природе способствуют развитию наблюдательности у детей.
Воспитывает у них интерес к сельскохозяйственному труду и уважению к людям, которые им занимаются. Труд в природе помогает воспитывать любовь к ней.
Создание условий для трудовой деятельности в д/с
Как создать у детей устойчивое положительное отношение к повседневной, однообразной, но столь необходимой работе? Одно из условий эффективности всякой работы — правильная организация труда. Антон Семенович Макаренко говорил, что только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда.
Материалы, инструменты для детского труда должны, во-первых, строго соответствовать гигиеническим требованиям и правилам охраны жизни и здоровья детей. Категорически запрещается давать детям для работы то, что может создать малейшую опасность получения травм или оказать неблагоприятное влияние на их здоровье и физическое развитие. Во-вторых, материалы, которые дети используют в трудовой деятельности, должны быть податливы и несложны в обработке, а инструменты удобны и приспособлены к возможностям детей.
Для того чтобы дети могли принимать посильное участие в уходе за растениями, которые имеются в группе и на участке, необходим разнообразный инвентарь.
Для работы в уголке природы: фартуки, салфетки для протирания пыли с листьев растений, инструменты для рыхления, лейки, пульверизатор, щеточки, тазы, ведра, подносы. Ведра вместимостью 1,5—2 л. Лейки вместимостью до 2 л.
Для хранения оборудования выделяют определенное место, и все, чем дети пользуются самостоятельно, располагают так, чтобы они сами могли доставать и убирать все необходимое для работы. это может быть комбинированный шкаф любой конструкции с закрытыми и открытыми полками.
Оборудование для труда детей на участке необходимо для того, чтобы правильно организовать деятельность детей во все сезоны. Предметы для труда должны быть удобны для детей, иметь привлекательный вид, изготовляться из легкого, но достаточно прочного материала (например, лопаты и совки — железные или стальные; ведра и лейки — из тонкого оцинкованного железа или жести, выкрашенные масляной краской, или полиэтиленовые; тачки, носилки, этикетки и т. д. — из дерева).
Для уборки участка,работы на огороде и в цветнике используется следующий инвентарь: Грабли деревянные (для сгребания листьев)
и железные (для рыхления, очистки поверхности почвы от камней, выравнивания поверхности гряд): примерное количество зубьев — 7, расстояние между ними — 2,3—2,5 см, высота зубьев — 5 см, длина гребенки —20—22 см, длина граблей—100—110 см, сечение ручки — 2—3 см.Метелка для очистки участка от сухих листьев и другого сора: длина палки— 1 м, диаметр от 2 до 2,3 см. Носилки с бортиками для переноски земли, песка,опавших листьев: длина — 20—25 см, ширина — 20 см, высота бортика — 3—4 см, длина с ручками —100—110 см. Тачка для перевозки земли, песка, опавших листьев,камешков: высота бортов — 20 см, длина вместе с ручками—100 см, длина бортов —30—40 см, диаметр колеса — 12 см. Совки для выкапывания и посадки растений, для окучивания и рыхления почвы; длина лотка — 10 см, ширина — 7—8см, длина совка— 16—20 см. Ручные цапки-
«кошки»
для рыхления земли.
Инвентарь, используемый детьми в процессе трудовой деятельности в природе, хранится на участке детского сада, в шкафах, где сделаны полки, удобные для детей.
Основные виды труда в детском саду — это хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд. В средней группе используются все виды
Формы организации — поручения, дежурства и коллективный труд детей.
Индивидуальные Поручения широко используются во всех возрастных группах детского сада, но в младших группах они являются ведущей формой организации детского труда. Воспитатели должны знать, почему работу с малышами по трудовому воспитанию надо начинать с индивидуальных поручений, которые ребенок выполняет вместе с воспитателем, и только много позже переходить к другим формам. В силу психологических особенностей дети младших групп еще недостаточно самостоятельны в своих действиях, склонны к подражанию, они не могут согласовывать свои действия с действиями товарищей и работать в нужном для коллектива темпе, они часто отвлекаются, не доводят начатое дело до конца. В этом возрасте детей мало интересует результат, их влечет сам процесс действия (они еще не владеют необходимыми умениями и навыками для достижения результата). Поэтому только во второй младшей группе со второй половины года, когда дети уже имеют некоторый трудовой опыт, воспитатели используют групповые поручения. Основной формой объединения в труде детей этого возраста является труд «рядом»
, когда каждый ребенок работает самостоятельно и за свою работу отвечает перед воспитателем; при этом ребенок упражняется в умениях и навыках, необходимых в коллективной работе.
В конце года во второй младшей группе вводятся дежурства — систематический труд, требующий определенного уровня самостоятельности. (Наиболее широкое применение разные виды дежурства получают в старшей и подготовительной группах.)
Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд. Он широко используется в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость. Дети уже имеют достаточный опыт участия в разных видах дежурств, в выполнении разнообразных поручений. Возросшие возможности позволяют педагогу решать более сложные задачи трудового воспитания: он приучает детей договариваться о предстоящей работе, работать в нужном темпе, выполнять задание в определенный срок. В старшей группе воспитатель использует такую форму объединения детей, как общий труд, когда дети получают общее для всех задание и когда в конце работы подводится общий итог.
В подготовительной группе особое значение приобретает совместный труд, когда дети оказываются в зависимости друг от друга в процессе работы. Совместный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формы общения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу.
Содержание труда детей среднего дошкольного возраста в природе:
В средней группе дети более самостоятельные, чем в младшей. Они приобрели некоторые знания и навыки по уходу за растениями и животными в уголке природы. Теперь стоит задача- продолжать формировать у детей интерес и любовь к природе, приучать их заботится о животных и растениях.
Комнатные растения- постоянные обитатели уголка природы во всех группах детского сада. Это дает возможность учить детей ухаживать за растениями. В процессе приучения детей по уходу за растениями большое место должен занимать совместный труд ребенка и взрослого. Воспитатель, работая вместе с детьми, ставит им конкретную задачу, намечает, какой они получат результат, по мере необходимости показывает нужные приемы, сообщает знания, делает это по ходу выполнения работы. Совместная работа помогает детям усвоить направление движений (движения корпуса, повороты рук и ног при рыхлении и поливке)
. Все это можно осуществить тогда, когда взрослый с самого начала работает с небольшой группой детей, за которой закрепляется определенный участок работы. Имея постоянное задание, ребенок прилагает известные усилия, учится преодолевать
трудности. Заодно у детей закреплялись названия этих растений и понятия о влаголюбивых и не очень любящих частые поливы растениях,о разнообразных способах полива: под корень, в поддон, не попадая на луковицу.
Сначала старались заинтересовать детей, обратить их внимание.Подвожу детей к цветку: Дети, посмотрите на Колеус, как поникли его листья, почему, как вы думаете? надо его полить. Постепенно стали привлекать всех детей к поливке растений установив дежурство. Поливка растений является для детей трудным видом ухода. Увлекаясь самим процессом поливки, они могут поливать одно и тоже растение несколько раз в день. Поэтому эта работа выполняется детьми под контролем воспитателя. Привлекая всех ребят поочередно к поливке, необходимо учить каждого ребенка, как нужно правильно держать лейку (прикладывая ее носик к краю горшка, приучать лить воду понемногу, не торопясь, лить воду нужно до тех пор, пока вся земля в горшке не будет влажной и на поддоне не покажется вода.
При уходе за луковичными растениями поливают только землю и ни в коем случае не заливают луковицу. Необходимо объяснить детям, что поливать растения надо водой, которая уже стояла в комнате.
Необходимо также напомнить, что листья растений нужно содержать в чистоте,обмывать теплой водой: холодная вода им вредна. Растения с мелкими листьями (например, традесканцию, бегонию вечноцветущию)
поливают из лейки с ситечком, ставя растения в таз. Дети научились мыть листья. В начале предлагали посмотреть, как обтирать листья, показывая, как проводить тряпочкой по листу в одном направлении от черешка к концу, иначе лист может сломаться. Затем дети закатывали рукава, чтобы не испачкать их. Каждому предлагалось намочить тряпочку в тазу, выжать ее, положить лист на ладонь левой руки, а если лист большой, положить лист на всю руку, до локтя, и осторожно вытирать. Во время работы необходимо наблюдать за каждым ребенком. Двум-трем детям можно поручить вымыть поддоны в другом тазу с теплой водой.
После работы вытираем пол, ополаскиваем тряпочки,выжимаем их и развешиваем для просушки, затем растения ставим на место. Осматривая растения после работы,необходимо спросить детей: «Какие стали растения после того, как их вымыли?»
Познакомив детей с инструментами для рыхления, рассказали о необходимости рыхления земли. И постепенно научили детей выполнять эту трудовую операцию.
В течение весенне-летнего периода, когда растениям нужно больше питания, необходимо при детях подкармливать растения органическими или минеральными удобрениями, привлекая детей к работе (полить растения водой до и после подкормки, объясняя им цель подкормки.
Подвести детей к выводу: растениям необходим уход, тогда они будут лучше расти и развиваться.
Трудовая деятельность по посевам проводится в группе, в огороде, на цветнике.
Дети сажают лук, сеют овес, петрушку, горох, высаживают рассаду огурцов, помидор, капусты в грунт. Регулярно в течении весны и лета поливая, пропалывая огород наблюдая за ростом растений, дети были заинтересованы в результате своего труда.
При организации трудовойдеятельности на участке и огороде следует соблюдать следующие правила: работать не в жаркие часы дня, а утром или вечером. Рабочая поза должна быть правильной. Процессы труда необходимо чередовать, учитывая его характер. Менее напряженные процессы должны сменяться более напряженными, работа отдыхом (например, после оформления грядок, прополки между грядок дети могут утрамбовать их, после посева полить).
Следует помнить, что пример взрослых является главным условием воспитания у детей интереса и бережного отношения к природе. Трудовые десанты, субботники которые проходят совместно с родителями имеют большую воспитательную ценность для детей.
Труд, как метод воспитательно-образовательной работы в детском саду, имеет важное значение. Непосредственно соприкасаясь с предметами и явлениями природы, дети приобретают конкретные знания о ней, устанавливают некоторые связи между развитием растений и уходом за ними человека. Все это положительно влияет на развитие мышления у детей.
Систематический труд детей в природе повышает интерес детей к растениям и животным, помогает воспитывать у детей любовь и бережное отношение к объектам природы, способствует формированию высоких нравственных качеств.
Организуя трудовую деятельность, воспитатель обеспечивает всестороннее развитие детей, помогает им обрести уверенность в своих силах, сформировать жизненно необходимые умения и навыки, воспитывает ответственность и самостоятельность. Необходимо так организовать труд детей, чтобы он активизировал физические силы и умственную деятельность детей, доставляя им радость, позволял ощущать себя значимым и компетентным.