Материалы для работы
Правильная организация занятия по пластилинографии предполагает наличие базового набора рабочих инструментов:
- Плотный картон или лист бумаги большого формата.
Материалы и инструменты для работы с палстилином В зависимости от возраста и практических навыков конкретного ребенка или группы детей, на рабочей поверхности можно прорисовать контур объекта, внутреннюю часть которого и предстоит заполнить ребенку.
- Набор из разноцветного пластилина. Не рекомендуется предоставлять ребенку в пользование больше 7-8 цветов пластилина, так как это может способствовать рассеиванию внимания. Необходимость получить оттенок, которого нет в представленном наборе, будет стимулировать фантазию юного творца, а также побуждать его экспериментировать, смешивая вязкую массу.
- Салфетки для рук и антисептическое средство. Необходимо для удаления остатков пластилина с кожи рук.
- Стеки. Специальные небольшие пластмассовые ножи, предназначенные для работы с пластилином.
- Доска для лепки. На отдельной деревянной поверхности ребенок будет создавать конкретную деталь объекта, раскатывая, нарезая, размазывая пластилин, который в последствие будет переносится на картон или бумагу, используемую в качестве основы.
- Исходное изображение. Если ребенку дается задание создать конкретную картинку, ему следует предоставить итоговое изображение, продемонстрировав то, что он должен получить в результате своей творческой деятельности.
Рисование пластилином: основные приемы
Ряд приемов уже известен детям, ведь рисованию пластилином предшествует обучение лепке.
Малыши уже умеют:
- скатывать;
- раскатывать;
- сплющивать;
- вытягивать;
- придавать нужную форму кусочку пластилина.
Какие навыки приобретают дети при обучении пластилинографии?
Чтобы рисовать пластилином, ребятам предстоит научиться:
- отщипывать;
- размазывать;
- вдавливать;
- приглаживать;
- смешивать цвета;
- придавать текстуру при помощи стеков.
Существует немало способов создать изображение:
1. Прямой. Используются разные цвета пластилина. Самые популярные шаблоны – овощи, листочки, грибы, рыбки. Прямая пластилинография – первое знакомство с необычным рисованием. Используются крупные и простые фигуры, с которыми легко работать даже малышам.
2. Витражный (обратный). На пластину из оргстекла маркером наносят рисунок. Получившийся контур заполняют пластилином. Обратная пластилинография очень эффектна. Очень часто в качестве основы берут крышки от сметаны.
3. Мозаичный. Фигура или рисунок создаются разноцветными пластилиновыми шариками. Мозаичная пластилинография весьма проста. Секрет красивых рисунков – удачный подбор цветов и аккуратность. Примером такой техники служит мастер-класс «Рыбка-петушок», тельце которой выложено мозаикой.
4. Контурный. Этот способ практикуется у ребят постарше. Контур заполняется пластилиновыми жгутиками, которые выдавливают с помощью шприца. Материал должен быть нагретым. Для этой цели используют либо микроволновку, либо горячую воду. Колбаску из пластилина помещают в шприц без иглы и нагревают вместе с ним.
5. Многослойный. Материал наносят разноцветными мазками. Картина создается путем наслаивания. В итоге получается объемное изображение. Как, напримера, в пластилиновой открытке на Пасху.
6. Фактурный. Варьируется выпуклость изображения. Дети учатся создавать горельефы, барельефы и контррельефы. Фактурная пластилинография – один из самых сложных видов, поэтому ей обучают детей в подготовительных группах. Посмотрите, как мы сделали сказочного персонажа — Груффало.
7. Модульный. Отдельно выполняют элементы, используя разные техники, а затем выстраивают из них единую композицию. Например, можно создать рельефное изображение из жгутиков, шариков и колбасок.
В этой технике можно создать чудесный подводный мир.
Описание – только пример, у каждого появится свое фантазийное подводное царство. Смотрите подробную инструкцию как сделать подводный мир из пластилина здесь.
Для изготовления кораллов и водорослей можно смешивать цвета, добиваясь красивых переливов. Например, для изготовления подводных растений подойдут голубые, фиолетовые, синие, светло-зеленые и темно-зеленые оттенки. Кораллы и ракушки лепят из розового, желтого, белого пластилина.
Когда все детали готовы, их прикрепляют на разрисованный лист бумаги.
Поделка помогает вспомнить, как выглядят обитатели подводного мира, дает понятие о масштабе. В ней используются фигуры разных форм, поэтому детям придется вспомнить все изученные техники пластилинографии.
Создавая объемное изображение, дети сталкиваются с понятием меры. Если перегрузить картину деталями, то пропадет весь эффект. Вместо пронизанного солнечными лучами яркого и загадочного подводного мира получится нагромождение пластилиновых фигурок.
Изображение содержит много мелких и крупных деталей, поэтому понадобится немало терпения и усидчивости, чтобы воспроизвести всех обитателей морского дна.
Эта работа отлично подходит для коллективного выполнения в группе детского сада. Дети осваивают навыки работы в команде, распределения обязанностей, взаимопомощи и у них получится отличный результат!
Шаблоны для пластилинографии
Шаблоны должны соответствовать возрасту обучающихся. Если в младшей группе предпочтение отдается незамысловатым формам, то в старших группах создаются сложные изображения, со множеством элементов, с разным рельефом.
Шаблоны отлично подходят для творчества малышей. На первом этапе контур просто заполняется пластилином. Можно построить работу иначе и использовать шаблон на уже покрытом пластилином листе. В этой технике выполнена бабочка с цветочком.
Для этой поделки подойдут остатки пластилина или старые поделки, потому что нужны будут красивые разноцветные переливы.
Небольшие кусочки пластилина нужно размазать на бумаге, стараясь сделать максимально тонкий слой. Распечатать шаблон, в который входит контур бабочки, стебель, три листочка, сердцевина цветка и лепестки.
Вырезать распечатанные детали из покрытого пластилином листа. На белой бумаге цветными фломастерами или восковыми мелками штрихами нарисовать землю. Приклеить вырезанные разноцветные детали. Из пластилина вылепить тельце бабочки, сделать на нем фактуру с помощью стека. Фломастером нарисовать бабочке усики и сделать пластилиновые глазки.
С такой поделкой справятся и воспитанники младшей группы. Она учит работать с шаблоном, тренирует навык размазывать пластилин ровным тонким слоем. Вырезание деталей из покрытого слоем пластилина листа требует аккуратности и не терпит спешки.
«Вторичное» использование пластилина показывает, что в уже использованных предметах и, казалось бы, ненужных предметах можно найти возможности для творчества.
Виды пластилинографии в ДОУ
В ДОУ практикуется шесть видов нетрадиционной техники лепки из пластилина, каждый из которых имеет свои особенности выполнения творческой задачи:
- прямая пластилинография — картина оформляется на горизонтальной поверхности (дети скатывают детали из пластилина в форме «шариков», «колбасок», располагают на основе, при этом на подложку может быть заранее нанесён контур рисунка) – начиная со второго семестра первой младшей группы,
- витражная или обратная пластилинография (пластилиновые детали выкладываются на обратной стороне прозрачного пластика или оргстекла по нанесённым заранее контурам) – дети 5–6 лет,
- контурная лепка — картина выкладывается жгутиками (тонкими «колбасками») разной толщины (на основу наносится рисунок, жгутиками, выложенными по границам изображения — так ему придаётся объём, затем жгутиками выкладываются внутренние элементы картины) – второй семестр второй младшей группы или средняя группа в зависимости от уровня подготовленности детей, в частности, развития умения скатывать тонкие колбаски или давить пластилин из шприца,
- многослойная лепка — изображение получается последовательным нанесением слоёв пластилина (из «лепёшек» разного цвета делаем «слоёный пирог» от тёмных оттенков к светлым, сгибаем заготовку по центру или скатываем в «колбаску», разрезаем на детали) – старшие группы,
- мозаичная техника — выкладывание картины шариками из пластилина разного размера — вторая младшая, средняя группы,
- модульная лепка — элементы выполняются в разных видах техники («шарики», «колбаски» прямой техники, жгутики контурной и пр.), а затем эти модули собираются в единую композицию,
- фактурная техника — создание пластилиновых картин разной степени выпуклости (барельеф — изображение выделяется на фоне менее чем наполовину, горельеф — образ проступает над фоном более чем наполовину, контррельеф — рисунок углубляется в фон) – подготовительная группа.
Видео: контурная пластилинография — мастер-класс
Фотогалерея: примеры поделок в разных видах пластилинографии
Прямая пластилинография — это начальный уровень выполнения поделок, которые могут выкладываться в контуры или располагаться на подложке без них
В модульной пластилинографии комбинируются элементы разной формы: шарики, жгутики, колбаски и др
Фактурная пластилинография заключается в использовании элементов разной степени выпуклости
Чтобы сделать фон для витражной пластилинографии, достаточно подложить под прозрачную основу лист бумаги с нанесёнными на него контурами, при этом поделка может выполняться разными видами рисунка пластилином, в том числе и многослойным
Для выполнения многослойных поделок детям требуется определённая мышечная сила, чтобы сделать переходы гладкими
Для контурной пластилинографии используются жгутики разной толщины
Видео: техника обратной пластилинографии
Работа кружка по пластилинографии
Кружок по пластилинографии организуется с целью расширения круга тем для поделок, а также для привлечения дополнительных материалов в процесс творчества.
Перечень полезных ресурсов для кружковой деятельности
Прежде чем приниматься за разработку рабочей программы кружка по рисунку пластилином, необходимо ознакомиться с тонкостями методики работы с дошкольниками в этом виде технике лепки:
- Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей. – Скрипторий, 2003,
- Шницкая И. О. Аппликация из пластилина Д.: Феникс, 2008,
- Янушко Е. А. Лепка с детьми раннего возраста (1–3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика — Синтез, 2006.
Кружковая работа даёт дополнительное время на создание сложных картин из пластилина
Материалы для самообразования
В качестве материалов для самообразования в рамках освоения техники пластилинографии в ДОУ педагогу нужно познакомиться с наработками в области развития мелкой моторики с помощью лепки у дошколят разного возраста:
- Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М.: АСТ: Астрель, 2006,
- Большакова С. Е.Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения.- М.: ТЦ Сфера,2009,
- Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка. – М.: Педагогика, 1973,
- Павлова Л. Значение развития действий рук // Дошкольное воспитание. 1984, № 1,
- Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. — СПб.: Хардфорд,1996.
Важные нюансы составления программы работы кружка
Составление программы кружка по рисунку пластилином включает учёт следующих аспектов:
- особенности возраста подопечных (освоение видов должно выстраиваться последовательно, а приёмы соответствовать мышечной силе малышей, например, заглаживание осваивается только со старшими дошкольниками — у малышей просто сил не хватит на заглаживание переходов оттенков и элементов),
- форма проведения уроков (игры — для младших и средней группы, сюжетные рассказы — для старших дошколят),
- методы и приёмы взаимодействия с детьми (с малышами это в основном словесные методы, в старших группах — практические),
- оснащение занятий (привлечение ИКТ),
- расписание уроков (обычно одно занятие в неделю, с детьми 5–7 лет возможно проведение двух уроков в неделю),
- ожидаемые результаты работы,
- перечень тем для занятий.
Фрагмент программы деятельности кружка по пластилинографии для детей 5–6 лет
В своей практике в рабочей программе кружка по нетрадиционной технике лепки «Пластилиновая ворона» в старшей группе я освещала следующие позиции:
- использование компьютера и мультимедийного проектора для демонстрации готовых работ, шаблонов и видеороликов с порядком выполнения поделок, что способствует развитию у ребят креативности,
- режим работы кружка — занятия проводятся 2 раза в неделю после дневного сна,
- продолжительность урока — 30 минут,
- среди разрабатываемых тем – «Просторы космоса» (мозаичная пластилинография), «Цветущий яблоневый сад» (контурный рисунок пластилином), «Гжель» (витражная пластилинография) и др.
Следует отметить, что тематическое планирование с описанием целей каждого занятия составляет основную часть программы.
Таблица: Чернышова А.А. фрагмент тематического планирования кружка по пластилинографии в старшей группе на сентябрь
Номер п/п | Название темы, основные задачи | Количество часов | Дата проведения |
1 | Введение.
| 1 | сентябрь |
2 | «Змейка»
| 1 | |
3, 4 | «Какая осень без грибов»
| 2 | |
5 | «Осенний лес» (пейзаж)
| 1 | |
5 | «Украсим сервиз» (натюрморт)
| 1 | |
6 | «Украсим галстук для папы»
| 1 |