НОД по музыке в старшей группе с использованием ИКТ. Музыкальные инструменты


НОД по музыке в старшей группе с использованием ИКТ. Музыкальные инструменты

Конспект занятия в старшей группе ДОУ. Знакомство с музыкальными инструментами
Цель: Развитие музыкальных способностей через игру на шумовых инструментах. Создание условий, способствующих повышению творческой активности детей, расширению их музыкального кругозора, пробуждению интереса ко всем видам музыкальной деятельности. Задачи: Привлекать детей к правильному выполнению заданий, развивать устойчивое внимание при их выполнении. Формировать умение правильно называть шумовые инструменты, ритмично играть на них, прислушиваться друг к другу. Обогащать словарный запас детей. Методы: Словесный (загадки, беседа). Наглядный (презентация, шумовые инструменты). Практический (игра на ложках, игра с бубном, танец с погремушками, песня — танец). Игровой (игра с бубном).
Ход занятия

Дети под музыку заходят в зал, встают в общий круг. Музыкальное приветствие «Здравствуйте». КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА «ЗДРАВСТВУЙТЕ» Здравствуйте, ладошки хлоп — хлоп — хлоп Здравствуйте, ножки — топ — топ — топ Здравствуй те, глазки — мырг, мырг, мырг Здравствуй, мой носик — пип — пип — пип Здравствуйте, ушки — ух — ух — ух Здравствуйте, дети, здравствуйте!
Музыкальный руководитель: Ребята, хотите отправиться на экскурсию в Городок музыкальных инструментов? Ответы детей. Хорошо. На чем можно поехать ? (Ответы детей.) ……………… предлагает на поезде. Согласны? Садитесь в вагончики, а машинистом будет ………. Музыкально-ритмическое упражнение «Поезд». Слайд. Паровозик едет по лесу.
Музыкально-ритмическое упражнение «Поезд». Дети встают друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящему и топающим шагом двигаются по залу под музыку «Паровоз» Л.Компанейца. После проведения Ритмической разминки дети рассаживаются на стульчики.
Музыкальный руководитель. Ребята, мы с вами прибыли в Городок музыкальных инструментов. Какие инструменты вы знаете? Ответы детей. Нас почему-то никто не встречает. Давайте постучимся в первый домик, узнаем, кто же живет в этом домике. Слайд. Педагог задает ритмический рисунок, дети повторяют. Из одного домика появляется загадка.
Я круглый словно солнышко, только с бубенцами Звучу я очень звонко услышите вы сами, Когда в руки меня возьмете, ударите ладошкой Звучать я буду громко-громко Угадайте, кто я? (Бубен) Ответы детей. Правильно, ребята, это бубен. Бубен — это ударный инструмент, потому что мы по нему ударяем, а он нам отвечает своим звонким звучанием. Давайте поиграем с бубном.
ИГРА С БУБНОМ Дети стоят по кругу, трое детей стоят в кругу с бубнами. Дети с бубнами ритмично ударяют в бубен под музыкальное сопровождение, остальные дети двигаются по кругу. На вторую часть музыки дети присаживаются и «засыпают», а дети с бубном тихонько выходят из круга, кладут бубны за своих товарищей и присаживаются рядом. На громкий аккорд дети просыпаются, оглядываются, находят бубны, встают в круг и игра продолжается. Молодцы, ребята, присаживайтесь на места. Вот какой веселый бубен, даже поиграл с нами. Интересно, а кто же живет в следующем домике? Давайте постучим. Слайд. Музыкальный руководитель задает ритмический рисунок, дети его повторяют. Из домика появляется загадка. Две подружки удалые, расписные, хохломские Быть одной никак нельзя, вы узнали нас, друзья? (Ложки) Правильно, ребята, это ложки. Посмотрите, какие они красивые, яркие, расписные, сделаны из дерева. Играют на ложках спинками — горбинками, поглаживая их. Давайте попробуем, как у нас получится. Игра с ложками. Молодцы, у нас с вами получился ансамбль ложкарей. Давайте повторим «ансамбль ложкарей». Хорошо. Положите ложки обратно в кувшин, пусть они отдыхают. А мы заглянем еще в один домик и узнаем, кто же там живет? Слайд. Музыкальный руководитель задает ритмический рисунок, дети его повторяют. Из домика появляется загадка.
Попаду в руки ребенку Заиграю звонко — звонко Не зря веселая игрушка А зовусь я …. (Погремушка) Правильно, ребята, это погремушка. Погремушки в руки взяли Они громко зазвучали Погремушки веселят Сидеть на месте не велят В круг скорее все вставайте С ними пляску начинайте! ПЛЯСКА С ПОГРЕМУШКАМИ Молодцы, ребята. Поплясали от души. Но у нас еще один домик не открытый. Кто же в нем живет? Сейчас узнаем.
Слайд. Музыкальный руководитель задает ритмический рисунок, дети его повторяют. Из домика появляется загадка.
Он под шапочкой сидит, Не тревожь его — молчит. Стоит только в руки взять И немного раскачать, Слышен, будет перезвон: «Дили-дон, дили-дон. (колокольчик) Молодцы, ребята, посмотрите внимательно, все ли домики открылись? Ответы детей. Посмотрите, сколько у нас музыкальных инструментов. Давайте поиграем в оркестре.
Игра на детских музыкальных инструментах. Ребята, вам понравилась экскурсия? Где мы с вами побывали? С какими инструментами повстречались? Вы хотели бы еще отправиться в Городок музыкальных инструментов? Мне было очень приятно с вами путешествовать сегодня. Но нам пора прощаться с вами.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект ООД для старшей группы по теме: Осень Конспект НОД в старшей группе «Путешествие в волшебный мир музыкальных инструментов» Конспект НОД в старшей группе «В гости к Домисольке» Тематическое музыкальное занятие в ДОУ. Старшая группа

Похожие статьи:

Беседа в старшей группе детского сада на тему: Как люди используют кожу и дерево

Конспекты занятий в старшей группе детского сада

Конспект музыкального познавательного занятия в детском саду в старшей группе. Музыка — сокровище небес

Конспект музыкального занятия в детском саду в старшей группе ко Дню прилёта птиц — 22 марта

Конспект музыкального занятия в детском саду для детей старшей группы на тему «Мир через спорт»

Знакомство с муз. инструментами — занятие для детей 4-5 лет

Цель: Развитие музыкальных способностей через игру на шумовых инструментах. Созданиеусловий, способствующих повышению творческой активности детей, расширению их музыкального кругозора, пробуждению интереса ко всем видам музыкальной деятельности.

Задачи:

Образовательные: Привлекать детей к правильному выполнению заданий, развивать устойчивое внимание при их выполнении. Формировать умение правильно называть шумовые инструменты, ритмично играть на них, прислушиваться друг к другу. Обогащать словарный запас детей. Развивающие: Совершенствовать двигательную активность детей, координацию движений и свободного перемещения в пространстве. Развивать чувство ритма, музыкальную память, При помощи опытно — экспериментальной деятельности развивать воображение, творческую фантазию. Формировать умение реагировать на смену частей музыки.

Воспитательные: Вызвать желание и интерес к игре на шумовых инструментах. Воспитывать любознательность, самостоятельность, активность при выполнении заданий.

Методы: Словесный (загадки, беседа). Наглядный (презентация, шумовые инструменты). Практический (игра на ложках, игра с бубном, танец с погремушками, песня — танец). Игровой (игра с бубном, рефлексия).

Словарная работа: Ввести в активны словарь детей названия шумовых инструментов.

Предварительная работа: Разучивание песен с движениями. Игра на музыкальных инструментах. Разучивание танца с погремушками. Знакомство с подвижной игрой с бубном.

Индивидуальная работа: Воспроизведение ритмических рисунков по просьбе педагога. Поощрение детей за выполненное задание. Активизировать малоактивных детей.

Оборудование: Мультимедийная установка. Музыкальный центр. Аудиозаписи. Детские шумовые инструменты: ложки, погремушки по количеству дете. Кармашки для раздаточного материала. Бубны для использования в игре. Сундучок с нетрадиционными инструментами. Разнос для рефлексии.

Приемы: Музыкальное приветствие. Отправление в город музыкальных инструментов. Загадки. Воспроизведение ритмических рисунков по просьбе педагога. Подвижная игра. Танец. Пение.

Музыкальный репертуар: Коммуникативная игра «Здравствуйте!» Музыкально — ритмическая разминка Е.Д.Макшанцевой. Песня с имитацией игры на инструментах «Сыграем и споем». Подвижная игра с бубном. Р.н.м «Ах, вы сени, мои сени». Пляска с погремушками. Песня — танец «Мы похлопаем в ладошки…».

Дети под музыку заходят в зал, встают в общий круг.

КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА «ЗДРАВСТВУЙТЕ»

Журнал «Музыкальная палитра».

Здравствуйте, ладошки хлоп — хлоп — хлоп Здравствуйте, ножки — топ — топ — топ Здравствуй те, глазки — мырг, мырг, мырг Здравствуй, мой носик — пип — пип — пип Здравствуйте, ушки — ух — ух — ух Здравствуйте, щечки — плюх — плюх — плюх Здравствуйте, губки — чмок — чмок — чмок Здравствуйте, дети, здравствуйте!

Музыкальный руководитель: Ребята, хотите отправиться на экскурсию в Городок музыкальных инструментов?

Ответы детей.

Хорошо. Чтобы отправиться на экскурсию мы должны выполнить ритмическую разминку. Вы готовы? Будьте очень внимательны, прислушивайтесь к музыкальному сопровождению, движения выполняйте ритмично.

РИТМИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА

Сборник «Детские забавы» Е.Д.Макшанцевой

Ритмическая разминка стр. 4 (способствует организации внимания детей)

После проведения Ритмической разминки дети рассаживаются на стульчики.

Музыкальный руководитель:

Ребята, мы с вами прибыли в Городок музыкальных инструментов.

Какие инструменты вы знаете?

Ответы детей.

Нас почему-то никто не встречает. Давайте споем веселую песенку о музыкальных инструментах и поиграем на них. Может быть кто-нибудь выйдет из домика?

ПЕСНЯ «СЫГРАЕМ И СПОЕМ»

«Колокольчик» № 44 стр. 21

Давайте постучимся в первый домик, узнаем, кто же живет в этом домике. Педагог задает ритмический рисунок, дети повторяют. Из одного домика появляется загадка.

Я круглый словно солнышко, только с бубенцами Звучу я очень звонко услышите вы сами, Когда в руки меня возьмете, ударите ладошкой Звучать я буду громко-громко Угадайте, кто я?

Бубен

Ответы детей.

Правильно, ребята, это бубен. Бубен — это ударный инструмент, потому что мы по нему ударяем, а он нам отвечает своим звонким звучанием. Давайте поиграем с бубном.

ИГРА С БУБНОМ

Дети стоят по кругу, трое детей стоят в кругу с бубнами. Дети с бубнами ритмично ударяют в бубен под музыкальное сопровождение, остальные дети двигаются по кругу. На вторую часть музыки дети присаживаются и «засыпают», а дети с бубном тихонько выходят из круга, кладут бубны за своих товарищей и присаживаются рядом. На громкий аккорд дети просыпаются, оглядываются, находят бубны, встают в круг и игра продолжается.

Молодцы, ребята, присаживайтесь на места. Вот какой веселый бубен, даже поиграл с нами. Интересно, а кто же живет в следующем домике? Давайте постучим.

Музыкальный руководитель задает ритмический рисунок, дети его повторяют. Из домика появляется загадка.

Две подружки удалые, расписные, хохломские Быть одной никак нельзя, вы узнали нас, друзья?

Ложки

Правильно, ребята, это ложки. У вас на стульчиках висят кармашки, достаньте из них ложки. Посмотрите, какие они красивые, яркие, расписные, сделаны из дерева. Играют на ложках спинками — горбинками, поглаживая их. Давайте попробуем, как у нас получится.

ИГРА НА ЛОЖКАХ

Р.н.м. «Ах, вы сени мои сени».

Молодцы, у нас с вами получился ансамбль ложкарей. Давайте повторим «ансамбль ложкарей». Хорошо. Положите ложки обратно в кармашки, пусть они отдыхают. А мы заглянем еще в один домик и узнаем, кто же там живет?

Музыкальный руководитель задает ритмический рисунок, дети его повторяют. Из домика появляется загадка.

Попаду в руки ребенку Заиграю звонко — звонко Не зря веселая игрушка А зовусь я …. Погремушка

Правильно, ребята, это погремушка.

Погремушки в руки взяли Они громко зазвучали Погремушки веселят Сидеть на месте не велят В круг скорее все вставайте С ними пляску начинайте!

ПЛЯСКА С ПОГРЕМУШКАМИ

Молодцы, ребята. Поплясали от души. Но у нас еще один домик не открытый. Кто же в нем живет? Сейчас узнаем.

Музыкальный руководитель задает ритмический рисунок, дети его повторяют. Из домика появляется загадка.

Инструменты всем на диво Смотрите — заглядение В них фасоль и макароны — просто объедение Как звучат они? Не знаем Очень хочется узнать Нужно смело взять их в руки И всем дружно поиграть!

Ребята, что же это за инструменты такие? А у нас здесь есть сундучок. Вы хотите узнать, что же в нем лежит? Сейчас мы его откроем. Ой, какие -то незнакомые инструменты. Не про эти ли инструменты была загадка? Посмотрите, здесь фасоль, а здесь макароны, а здесь рис, горох… Давайте на них поиграем и послушаем как они звучат.

Ребята играют на инструментах их бросового материала, затем говорят свои впечатления.

Молодцы, ребята, посмотрите внимательно, все ли домики открылись?

Ответы детей.

Наша экскурсия подходит к концу. Нас пора возвращаться в детский сад. А вернемся мы с вами с помощью песни. Согласны?

ШУТОЧНЫЙ ПЕСНЯ — ТАНЕЦ «МЫ ПОХЛОПАЕМ В ЛАДОШКИ…»

«Колокольчик» № 35, стр28

По окончании песни дети вернулись в детский сад. Музыкальный руководитель задает вопросы по ходу занятия.

Ребята, вам понравилась экскурсия?

Где мы с вами побывали? С какими инструментами повстречались?

Вы хотели бы еще отправиться в Городок музыкальных инструментов?

Посмотрите, у меня на разносе лежат разные нотки: одни веселые, другие грустные. С каким настроением вы пойдете в группу?

Покажите ваши нотки.

Мне было очень приятно с вами путешествовать сегодня. Но нам пора прощаться с вами. Хочется пожелать вам творческих успехов, чтобы вы росли большими фантазерами.

Дети поют «До свидания» и уходят в группу.


Подписаться music2baby

Конспект занятия «Инструменты русского народного оркестра»

Тема занятия № 26:

«Инструменты русского народного оркестра»

Цели занятия:

ознакомление с русскими народными инструментами, расширение кругозора;

формирование устойчивого интереса к русскому народному творчеству, музыке русского народа;

— формировать творческое мышление.

Оборудование:

презентация «Народные инструменты»; пластинка с записью «Светит месяц»; народные музыкальные инструменты: балалайка, ложки, бубен, барабан, треугольник, баян.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

2.Сообщение темы занятия

Как вы думаете, каким был первый музыкальный инструмент? Возможно, это было дерево с дуплом. Первобытный человек ударил по нему, и дерево зазвучало. Сначала человек испугался – звук совсем не похож ни на его собственный голос, ни на крик зверя. Но потом освоился с необычным деревом. Хорошо быть хозяином необычного инструмента, который звучит по твоему желанию! Человек ударял по нему, то ускоряя, то замедляя темп. Мелодию на нем, конечно, не сыграешь, зато можно подать сигнал. Правда, для этого приходилось каждый раз идти к своему дереву. И первобытный музыкант сделал инструмент поменьше, чтобы брать с собой. Взял кусок древесины и выдолбил его. К тому времени древний музыкант уже понял, что полые предметы, если по ним ударять, издают звук. А однажды, за ужином человек дунул в кость, и раздался свист. Конечно, это было чистой случайностью! Звук походил на птичий свист. Неужели полую кость и кусок выдолбленной древесины уже можно считать музыкальным инструментами? Оказывается, можно! Так появилась мелодия, а вместе с мелодией — музыкальные инструменты. И хотя с тех пор прошло уже много-много лет, все известные в наше время инструменты делятся на три группы: струнные, духовые и ударные. О них мы сегодня с вами и поговорим.

3.Основная часть

1) Показ презентации с рассказом воспитателя

1)Гусли

Слайд № 1 Загадка. А Садко на них играл И душевно напевал, Перебрал он много струн, Вышел из моря Нептун.

— О каком музыкальном инструменте идёт речь? — Что означает слово «гусли»? — Стадия развития гуслей ( Гусли-псалтырь , ансамблевые разновидности гуслей). Гусли

– инструмент, представляющий собой плоский полый ящик с натянутыми над ним струнами. Верхняя дека гуслей выделывалась обычно из явора ( белого клена), отсюда выражение «яворчаты » или «яровчаты». Музыкальный пример игры на гуслях ( Н. Римский – Корсаков «Заиграйте , мои гусельки»).

2)Балалайка Слайд № 2 Загадка. У неё есть три струны , Их рукой щипать должны, Можно под неё плясать И по-русски приседать.

-О каком инструменте говорится в загадке? — Что обозначало в давние времена слово балалайка

? Родство со словами балакать, балабонить, балагурить. Музыкальный пример игры на балалайке. ( Вариации на тему

русской народной песни «Калинка»)

3) Свирель Слайд № 3

Загадка. А на ней пастух играет И овечек собирает, Фью-фью-фью, Фью-фью-фью, Идём мы к пастуху.

— О каком музыкальном инструменте идёт речь? Исследование об истории возникновения инструмента. Свирель

-русский народный инструмент, представляющий чаще всего спаренные деревянные трубки со свистками и боковыми отверстиями (свистковую флейту). Изготавливается из крушины, орешника, клёна или черёмухи. Звучит музыкальный пример игры на свирели

4) Рожок Слайд № 4 Загадка.

Мы собрали хоровод. Пригласили весь народ, А пастуший рожок Дополняет наш кружок Рожок представляет собой конической формы прямую трубу с пятью игровыми отверстиями сверху и одним снизу. На нижнем конце есть небольшой раструб, на верхнем – вклеенный мундштук..Музыкальный пример игры на рожке.

5) Жалейка Слайд № 5 Загадка. В лесу вырезана, Гладко вытесана, Поёт, словно жалуется. Как называется?

-Жалейка. Русский народный духовой инструмент: тростниковая или деревянная трубка с простым или одинарным язычком и боковыми отверстиями. Нижний конец трубки часто вставляется в коровий рог, служащим резонатором. С чем связана однородность корня «жалейка» и «жальник»?

6) Бубен Слайд № 6 Загадка Я весь круглый, Меня ударишь – я бубенцами звучу, Меня положишь- я молчу!

-Как вы думаете, о каком ударном инструменте упоминается в загадке? Бубен – ударный инструмент неопределённой высоты звука. Деревянный обруч, затянутый с одной стороны кожей; в отверстиях обруча парами свободно прикреплены металлические пластинки.

7) Трещотки Слайд № 7 Загадка Народный музыкальный инструмент, С сороками имеет связь его название. Владеть им может каждый человек, Имеющий хоть малое призванье! Трещотки – русский народный ударный инструмент; ряд дощечек (до 20 и более), разделённых узкими планочками и нанизанных на ремешок.

8)Ложки Слайд № 7 Загадка -Каким ударным инструментом можно щи хлебать?

Ложки-русские народные ударные инструменты, состоящие из двух обыкновенных ложек. В старину к ложкам подвязывались бубенчики. В игровой комплект ложек могут входить 2,3или 4 ложки среднего размера и одна большой величины.

2) Закрепление полученных знаний. Детям раздаются ударные шумовые инструменты: ложки, трещотки, бубны. Звучат вариации на тему русской народной плясовой песни «Барыня» в исполнении ансамбля русских народных инструментов под управлением Петра Музыки. Участие ребят в исполнении произведения.

4. Подведение итогов занятия — Какие русские народные инструменты относятся к струнным,

духовым, ударным?

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Конспект интегрированной НОД «Русский народный музыкальный инструмент — балалайка»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 104 г. Владивосток»

группа общеразвивающей направленности, полного дня, старшего возраста (5-6 лет)

Авторы:

  • воспитатель вышей категории Дульнева Т. Е.
  • воспитатель вышей категории Хрюкина Г. Я.
  • музыкальный руководитель, высшей категории Счастливцева А. М.

Приоритетная образовательная область: Художественно-эстетическое развитие (Музыка)

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие; речевое развитие; социально-коммуникативное развитие.

Цель: формирование интереса к истории своей страны через знакомство с русским народным музыкальным инструментом — балалайкой

Предполагаемый результат:

У детей усовершенствуется тембровый слух, смогут определять звучание балалайки, дудочки, бубенцов, ложек; закрепят навыки правильного пения и певческого дыхания.

У дошкольников будет сформировано умение выразительно согласовывать свои танцевальные движениями с характером русских хороводов и плясок, развита отчетливость и координация движений кистей рук и корпуса.

Дети продолжат совершенствовать чувство ритма и навыки исполнительства, закрепят правильные приёмы игры на детских музыкальных инструментах.

Сформируется представление о народных инструментах и о народных умельцах (музыкант — ложкари, дударь, балалаечник).

У детей усовершенствовать умение свободно и чётко выражать свои мысли, обогатиться словарь.

Дети закрепят знания о государственных символах России (герб, гимн, флаг).

Сформируются навыки уважительного отношения к традициям и обычаям своего народа, навыки работы в коллективе.

Образовательные технологии:

личностно-ориентированные, игровые.

Предварительная работа:

Дети: знакомство с официальными символами России — гимн, герб, флаг; совершенствование навыков выполнения музыкально-ритмических движений — поскоки, дробный шаг, галоп, танцевальных движений ( «ковырялочка», «пружинка», «полочка»); разучивание песен: «Дудочка» музыка А. Лепина слова Н. Френкель (сб. «Старшая группа», стр. 42); русской народной попевки «Бай, качи-качи, качи» (№ 12 СД 1 старшая группа «Ладушки), ри; знакомство с правилами игры на ложках, бубенцах; р.н. м. «Во саду ли в огороде»; народной игрой «Гори, гори, ясно» р.н. м. обр. Рустамова (сб. «Старшая группа», стр. 123); разучивание стихотворения о маме; чтение произведения А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» и просмотр мультфильма (отрывок «Белка), знакомство с народным костюмом, рассматривание иллюстраций и фотоальбомов; дидактическая игра «Узнай инструмент?»; настольно-печатная игра «Наша Родина».

Оборудование для детей: небольшие картинки флагов и гербов РФ и других стран ложки, бубенцы, платочки.

Оборудование для педагога: изображение герба, флага, запись гимна РФ, балалайка, сундук, кокошник и костюм русский народный, картуз, сарафан русский детский, рубаха; аудио записи звучания дудочки, ложек, балалайки, оркестра народных инструментов, колонка, ноутбук (компьютер), магнитная доска.

Словарная работа: картуз, кокошник, сарафан, рубаха, балалаечник, дударь, ложкарь.

Методы и приёмы: беседа, пояснение, уточнение, указания, объяснения, наводящие вопросы; игровая ситуация «А что в сундуке?»

Форма организации: путешествие

Ход деятельности:

Мотивационно-проблемный этап:

Дети входят в музыкальный зал.

Музыкальный руководитель:

— Ребята, я рада вас всех видеть, здравствуйте! (исполнение ритмического рисунка ложками)

— Что сейчас вы, ребята, услышали? (предполагаемые ответы детей — звуки, музыкальный инструмент, ложки). Правильно, звучали ложки. А какой ритм они простучали, кто может его повторить? (дети прохлопывают ритм ладошками).

— Знаком ли вам этот ритм? (да, это песенка-приветствие, «здравствуйте — доброе утро»)

Музыкальное приветствие – «Здравствуйте» (приём «Эхо»).

— Из какого материала получаются ложки? А какие бывают ложки? (простые и расписные)

— Ложки изготавливали из дерева и украшали по желанию резьбой, росписью или просто покрывали лаком. Пока взрослые их расписывали, давали детям поиграть. Они стучали ложку об ложку. Это звучание очень понравилось людям. Так и пошла игра на ложках. (Рассказ педагога, ответы детей). А музыканта — умельца, который мог на ложках хорошо играть, называли в народе – ложкарь.

Музыкальный руководитель:

— Хотелось бы вам сейчас поиграть на ложках? (да). Тогда можем поиграть вместе! На столе сундучок с ложками, выбирайте себе ложки (воспитатель открывает сундучок, но в нем нет ложек – реакция детей)

Проблемная ситуация

Музыкальный руководитель:

— Что такое? Ложки потерялись? И что делать? (дети: искать) А коробка совсем пустая? (нет).

Воспитатель:

— Вот что есть в коробке (картинки). Что это такое, ребята вы знаете? (изображение флагов и гербов разных стран)

— У всех стран есть особые самые главные символы, какие? (герб, флаг, гимн). У России тоже есть? (да) Предлагаю вам самим во всём разобраться, а для этого девочки и мальчики собирают свои команды (командное задание) Объясните, что вы будете искать? (ответы детей)

Дидактическая игра «Найди герб и флаг России»

(девочки – выбирают карточку — флаг России; мальчики – герб России)

Воспитатель:

— Девочки, что у вас в руках? (Флаг России) Мальчики, что вы выбрали? (герб России) а что это? (государственные символы России) Да это символы нашей Родины. А что такое Родина? (ответы детей – мама, дом, улица город, где живёшь и т.п.) Украсим нашими картинками магнитную доску.

Деятельностный этап

Музыкальный руководитель:

— Чтобы любить Родину свою её нужно хорошо знать. У нашей Родины много разных музыкальных голосов — это голоса народных инструментов.

— Какие народные инструменты вы уже знаете? (ответы детей)

— Их голоса с нами и в радости, и в горести. Они звучат также как и в старые времена. Звучание этого инструмента кому-то будет знакомо, а кому-то – нет. Давайте вслушаемся в лёгкое, звонкое, звучание этого инструмента, который подарит нам русскую народную мелодию «Светит месяц»

Восприятие музыки

Музыкальный отрывок «Светит месяц» (балалайка)

Музыкальный руководитель:

— Может кто- то из вас назвать музыкальный инструмент, который играл эту мелодию? (ответы детей, если есть затруднение вариант с загадкой)

-Может быть вам загадка поможет:

А всего-то три струны Ей для музыки нужны. Всех игрою веселит! Ой, звенит она, звенит,

Кто такая? Отгадай-ка… Это наша… (балалайка). Три струны, а звук какой. С переливами, живой.

Узнают его в момент – Самый русский инструмент … (балалайка)

Рассказ воспитателя (показ – балалайки)

Балалайка – символ музыкального творчества русского народа, самый распространенный народный инструмент на Руси. Это струнный инструмент, изготовленный из дерева. Корпус напоминает юбочку, есть гриф, на котором расположены всего три струны и ушки, которые помогают настраивать инструмент, чтобы он правильно и мелодично звучал.

(Дополнительная информация:

Балалайку принято считать олицетворением русской культуры.

Название «балалайка», происходит от созвучных русских слов балакать, балаболить, балагурить, что значит болтать, пустозвонить. Эти понятия передают суть балалайки – инструмента шутливого, легкого, «бренчливого», не очень серьезного. Балалайку придумали крестьяне. Постепенно она распространилась среди скоморохов, разъезжающих по стране. Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание.)

— Как же звали тогда умельца играющего на балалайке? Балалаечник (проговаривание детьми, индивидуально по желанию, закрепить)

Музыкальный руководитель:

-У тех, кто балалайку слушал, моментально поднималось настроение, появлялись улыбки на лицах и легкость во всем теле.

-Давайте ещё раз вслушаемся в струнные переливы балалайки и запомним их звучание.

Музыкальный отрывок «Светит месяц» (балалайка)

Музыкальный руководитель:

— Ребята, а вы хотите заглянуть в историю, в прошлое нашей страны? (показать сундук — реакция детей)

— Вот и чудеса! Ребята, как вы думаете, что это такое? (сундук)

— Он же не простой сундук, а волшебный. Он поможет нам совершить путешествие в прошлое.

Воспитатель:

— А для чего вообще сундук нужен был? (для хранения вещей и разных предметов)

— Да, в сундуках обычно хранили вещи, которые передавали из поколения в поколение, от бабушке к маме, а мамы своим дочкам и сыночкам.

— Это что такое? (показывает головной убор – кокошник, картуз, одежда – рубаха, сарафан) – ответы детей, кто носил мальчики или девочки, закрепление слов.

Воспитатель достаёт народный костюм — рассматривание и краткое комментирование с пояснением).

Музыкальный руководитель:

— Наверно нашим девочкам он великоват, он нужен кому то взрослому. Я даже думаю, что он подойдёт вам (обращается к воспитателю).

— Пока вы сами, ребята, можете примерить кокошники и картузы (дети самостоятельно выбирают кокошники и картузы).

— Вот и нарядились мы как в старину наши предки и собирались мы в большой горнице — себя показать и на других посмотреть да и повеселить всех вокруг можем песенками-потешками.

Русская народная потешка «Бай, качи-качи, качи»

Ритмическая игра «Барашеньки»

Музыкальный руководитель:

Входит под музыку (№ 2 СД 1) воспитатель в костюме с поклоном обращается к детям

Воспитатель:

— Ребята, вам нравится этот костюм? Такие костюмы носили в старину женщины и девушки. Сейчас такие костюмы есть у артистов, музыкантов и танцоров, которые исполняют русские народные песни и танцы. Мне так захотелось в пляс пуститься и вас позвать.

Удержаться не могу хоровод я заведу,

Хоровод я заведу, за собою поведу.

Музыкально-ритмическое упражнение «Змейка» и повторение знакомого движения – дробный шаг.

Воспитатель выводит детей по залу и заводит в общий круг (музыкальный отрывок №6)

Воспитатель:

— А на Руси в старину танцевать очень любили. Ну-ка смотрите, (показывает танцевальное движение «ковырялочка») как называется такое движение? А вот такое? (показ «полочка»)

Дети показывают и называют ( «ковырялочка», «полочка», «пружинка»)

Воспитатель: Кто платочек свой найдёт танцевать быстрей идёт!

(дети выбирают для себе платочки в сундуке)

Приглашаю скорей — поплясать веселей!

Танцевальное упражнение «Ковырялочка» (№23 СД № 1 старшая группа «Ладушки») с платочками

Музыкальный руководитель:

— Пусть снова музыка играет, что звучит, кто угадает?

Фрагменты муз. отрывков (дудочка — запись); ложки (фрагмент)

Дети отвечают, после прослушивания каждого отрывка.

Музыкальный руководитель:

— Да, дудочка. Играл на дудочке музыкант, его называли – дударь. Запомнили, кто повторить может? (ответы детей по желанию)

— Русские люди очень любили петь. Современные композиторы тоже сочиняют весёлые песни для детей. Вот, например: исполнение фрагмента мелодии песни «Дудочка» (ответы детей).

— Кто хочет подарить эту песню своим друзьям? (варианты исполнения по выбору детей — поют с солистами; мальчики девочки; «цепочкой»)

Песня «Дудочка»

Музыкальный руководитель:

— Как хорошо вы спели весёлую песню про дудочку.

— А я вам сыграю во такую мелодию (исполняется фрагмент р.н. п. «Во саду ли, в огороде)

— Как называется мелодия? (ответы детей) Под эту мелодию к нам гость спешит какой-то?

Воспитатель:

— В каком литературном произведении А. С. Пушкина происходят чудеса? (Сказка о царе Салтане…)

Отрывок из произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

Ребёнок, в костюме белочки читает фрагмент.

Музыкальный руководитель:

  • Белочка из сказки к нам пришла, ложек много принесла

А ещё и бубенцы.

Выходите поскорей, музыканты-удальцы!

Игра на детских музыкальных инструментах (шумовой оркестр):

Оркестр с солистом «Во саду ли, в огороде» (ложки, бубенцы)

Музыкальная игра:

Игра «Гори ясно»

Дети встают парами. Выбирают водящего считалкой «Бегал заяц по болоту» или по выбору воспитателя. Игра повторяется, пока все дети не поучаствуют в игре.

Рефлексия:

Музыкальный руководитель:

— Наигрались? Славно и весело получилось. А узнали ли вы что-нибудь интересное? Кто играет на балалайке — …балалаечник. На ложках играет — …ложкарь. На дудочке играет ……- дударь.

Воспитатель:

— Ребята, звучание какого инструмента тебе больше всего понравилось? (экспресс опрос детей) Почему же эти инструменты называются русскими народными? (ответы).

Музыкальный руководитель:

Пора возвращаться в наше время и вам в свою группу – вернём в наш сундучок вещи из прошлого — какие? (дети перечисляют и складывают атрибуты в сундук – кокошники и картузы, платочки)

Всем друзьям мы на прощанье споём все вместе «До свиданья».

Варианты карточек для дидактической игры «Найди герб и флаг России»

Следующая >
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]