Схемы по сбору головоломки листик. Танграм своими руками (схемы игры, фигуры)

Танграм — старинная восточная головоломка из фигур, получившихся при разрезании квадрата на 7 частей особым образом: 2 больших треугольника, один средний, 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. В результате складывания этих частей друг с другом получаются плоские фигуры, контуры которых напоминают всевозможные предметы, начиная от человека, животных и заканчивая орудиями труда и предметами обихода. Такого рода головоломки часто называют «геометрическими конструкторами», «головоломками из картона» или «разрезными головоломками».

С танграмом ребенок научится анализировать изображения, выделять в них геометрические фигуры, научится визуально разбивать целый объект на части, и наоборот — составлять из элементов заданную модель, а самое главное — логически мыслить.

Как сделать танграм

Танграм можно сделать из картона или бумаги, распечатав шаблон и разрезав по линиям. Вы можете скачать и распечатать схему квадрата танграма, кликнув по картинке и выбрав «печать» или «сохранить картинку как…».

Можно и без шаблона. В квадрате чертим диагональ — получается 2 треугольника. Один из них разрезаем пополам на 2 небольших треугольника. Отмечаем на каждой стороне второго большого треугольника середину. Отсекаем по этим отметкам средний треугольник и остальные фигуры. Есть и другие варианты, как расчертить танграм, но когда вы его разрежете на части, они будут абсолютно те же самые.

Более практичный и долговечный танграм можно вырезать из жесткой офисной папки или пластиковой коробки из под DVD. Можно немного усложнить себе задачу, вырезав танграм из кусочков разного фетра, обметав их по краям, или вовсе из фанеры или дерева.

Польза развивающей игры танграм

Несмотря на кажущуюся простоту, танграм является отличным развивающим пособием. Не зря его называют также разрезной головоломкой или геометрическим конструктором. Собирая различные фигуры из деталей танграма, ребенок может многому научиться.

Что развивает танграм:

  • усидчивость (как и любая другая головоломка, танграм требует времени);
  • внимание, умение концентрироваться на деталях;
  • воображение – ребенок представляет себе конечный результат и способы его достижения;
  • логическое мышление, поскольку ребенок создает из частей целое, анализирует варианты;
  • умение действовать по правилам.

Все эти качества и навыки являются важными не только для обучения, но и для жизни в целом.

Как играть в танграм

Каждая фигура игры должна складываться из семи частей танграма, и при этом они не должны перекрываться.

Самый легкий вариант для детей дошкольников 4-5 лет — собирать фигуры по расчерченным на элементы схемам (ответам), как мозаику. Немного практики, и ребенок научится составлять фигуры по образцу-контуру и даже придумывать свои фигуры по такому же принципу.

Уровень первый — скачать и распечатать цветной танграм, так легче будет ориентироваться в схеме.

Китайская игра-головоломка танграм: правила и история возникновения

Танграм (от китайского «семь дощечек мастерства») состоит из семи плоских фигур, или танов. Их необходимо сложить определенным образом для получения более сложной фигуры, изображающей человека, животное, растение, предмет, цифру, букву и т.д. Условиями игры являются использование всех семи фигур танграма и отсутствие наложения между фигурами. Начинать сложение головоломки следует с нахождения местоположения самого большого треугольника.

Танграм считается древней игрой, возникшей более 4000 лет назад. По легенде у одного человека выпала из рук и разбилась фарфоровая плитка. Получилось 7 частей, и расстроенный человек попытался поскорее сложить их снова в единое целое, но результатом стало появление разнообразных фигур. Занятие оказалось очень увлекательным, впоследствии оно превратилось в игру и нашло множество поклонников.

Еще одно красивое сказание повествует о битве Бога Грома и Великого дракона. Бог Грома разбил небо на 7 частей, упавших на землю. Черные куски поглотили земной свет и все существовавшие формы объектов. Дракон начал создавать из «кусков неба» различные формы – животных, растения, человека.

Однако, несмотря на устоявшееся представление о танграме как о древнейшей игре, самое раннее изображение его фигур в китайской книге датируется 1813 годом. Уже в начале XIX века благодаря развитию торговых отношений с Китаем эта игра стала популярна в Европе и Америке. Старейший экземпляр танграма был подарен сыну американского судовладельца в 1802 году; он сделан из слоновой кости и хранится в шелковом футляре.

Любителями игры были, например, Эдгар Аллан По и Льюис Кэрролл. В библиотеке последнего имелась книга с 323 заданиями для этой головоломки.

Схемы и фигуры игры танграм

В последнее время танграм частенько используют дизайнеры. Самое удачное применение танграма, пожалуй, в качестве мебели. Есть и столы-танграмы, и трансформируемая мягкая мебель, и корпусная мебель. Вся мебель, построенная по принципу танграма, довольно удобна и функциональна. Она может видоизменятся в зависимости от настроения и желания хозяина. Сколько всевозможных вариантов и комбинаций можно составить из треугольных, квадратных и четырехугольных полок. При покупке такой мебели вместе с инструкцией покупателю выдаются несколько листов с картинками на разные темы, которые можно сложить из этих полок. В гостиной можно повесить полки в виде людей, в детской из этих же полок можно сложить котов, зайцев и птиц, а в столовой или библиотеке — рисунок может быть на строительную тему — дома, замки, храмы.

Вот такой многофункциональный танграм.

На магнитах, которую я сделала пару дней назад, что Остапа меня понесло дальше! Ну, а что — магнит простаивает без дела! Теперь я знаю, на сколько хватает рулона 100*100 см — на 5 магнитных музыкальных инструментов, размером с альбомный лист, а еще на громадное Пентамино, огромный Танграм, и не менее громадные Пифагор, Листик, Монгольскую и Вьетнамскую игру, Колубово яйцо и букву Т.

И после этого кусок чуть больше формата А4 еще остался. Я бы сделала еще и Стомахион и Магический круг, но вдруг выяснилось, что магнит этот не примагничивается к поверхностям с обратной стороны. Это минус,конечно. За счет этого несимметричные кусочки головоломок трудно использовать,ведь все их можно переворачивать по правилам. На столе собирать — сколько угодно, а вот как магниты — уже сложно. Придется, кстати, ту же Пентамино дополнять дубляминесимметричных фигур в зеркальном отражении, их ровно половина из набора.

Но зато, благодаря этому свойству магнита я узнала, что Саня очень хорошо может собирать фигуры в зеркальном отражении,без проблем. Собирал он из головоломки «Листик» уточку по схеме. А там нужно использовать несимметричный четырехугольник, и у нас он повернут не в ту сторону, которая на схеме. Я предложила Сане собрать фигуру в обратную сторону,и он тут же взял и все переложил зеркально, даже не задумавшись. Сама бы я до такого хода не додумалась, а так — получилось хорошо и полезно. Правда, параллелограмм тоже оказался не в ту сторону, но его мы взяли из другой головоломки, поэтому он другого цвета. Получилось вот так:

Утка на схеме — первоначальный вариант, а с синей шеей — он собрал сам. Он вообще все фигуры, которые я сфотографировала, собрал сам, причем очень быстро, без «черновиков», так сказать. Это еще один момент, которому я его никогда не учила, но который он всегда умел — собирать по схемам.

Вот сам «Листик» — форма как у листа сирени:

Саня собирал, серьезный такой:

Это фигура из этой же головоломки.

Краб, как мне кажется. Параллелограмм пришлось тоже взять из другого набора:

Больше всего Сане почему-то понравилась «Монгольская игра», хотя фигуры у нее самые простые:

Вот схемы к ней:

Собирает:

Вот какой большой жираф!

И еще по схемам:

Танграм. Классика жанра. Я сделала цветной. И похожий на него — Пифагор, немного по-другому разрезан и у нас — одноцветный:

Схемы для Танграма:

В сборке:

Колумбово яйцо:

Схемы для него:

Глаза и носы добавили, потому что на схемах есть. Кстати, другие магниты к этому с обратной стороны очень даже магнитятся. Колумбово яйцо имеет несколько нессиметричных деталей, которые не заменишь деталями из другого набора, поэтому я их продублирую. Я уже решила, что не буду дублировать целиком головоломку, сделаю только нессиметричные детали в зеральном отражении, и по правилам можно будет использовать только одну подобную деталь, они разноцветные, так что думаю, это будет вполне удобно. Ну, или, как мы сделали с уточкой- отзеркаливать фигуры, тоже вариант, а кое-что хорошо дублируется деталями из других наборов.

А это — Вьетнамская игра:

Вот она несимметрична почти вся, кроме двух маленьких деталей, поэтому у нее дубль почти полный:

Но ее я сделала в двойном варианте, потому что мало деталей, а вот такие, как Стомахион, где почти все детали несимметричны, и их не 5 штук — я делать на магните не буду. Схемы ко Вьетнамской игре:

Попугай:

А это самая необычная головоломка, которую я видела — буква Т:

Всего-то 4 детали, но зато сколько возможностей! Другой ее название — 100 фигур, и даже есть задания, по которым эти фигуры можно собрать. Это не схемы — поэтому не так-то просто это сделать, Сане однозначно трудно. Да даже нам, взрослым, трудно!


Эта игра вообще оказалась не так проста, как кажется на первый взгляд — начиная с ее длительной истории и заканчивая пропорциями. Оказалось, что ее надо разрезать очень даже с умом, чтобы все вышло, как надо. Но про эту головоломку я, пожалуй, сделаю как-нибудь отдельный пост.

Вот такие игры у нас теперь есть в дополнение к нашему и так немаленькому арсеналу)))

В общей сумме 119 листов.

Игра -головоломка «Листик» схематически напоминает форму листа сирени, состоит из 9 геометрических фигур. Игра позволяет из геометрических элементов строить разнообразные силуэтные фигуры. В качестве образцов используются изображения реальных предметов.

Прежде всего, игра развивает логическое мышление, фантазию, внимательность и заставляет думать и размышлять.

Комплект “Необыкновенный листик” предназначен для первоначального знакомства ребенка с головоломкой и подойдет детям от 1,8 лет.

В комплекте все рисунки-схемы имеют прорисованные границы для наложения фигур “Листика” в натуральную величину. Схемы одного объекта представлены тремя вариантами: цветной, контурный и контурный с не полностью прорисованными границами.

Традиционное наследие монгольских национальных игр

В Монголии существует историческая традиция: предки современных монголов в воспитании детей и молодого поколения использовали пословицы, наставления, сказки и легенды, песни и музыку, прославления, различные игры, развлечения. Среди них имеются много игр, развивающих у детей и подростков ловкость, стойкость, силу. Национальные игры не только воспитывают, но и имеют познавательное значение. Из унаследованных от предков игр дети получают понятия о родине, быте, труде, жизни, нравственности, обычаях. Особенностью монгольских народных игр является то, что в них отражаются жизнь и быт монгольского народа. Монголы почтительно говорили о Шагаа — таранных костях: “Хоть и величиной с палец, зато с четыремя почтенными именами” и играли все от мала до велика.

Написанное в 1240 году “Сокровенное сказание монголов” не только отражает тогдашный быт, но и является ценным объектом исторического наследия. В нем говорится о «Шагаа» так: “В то время Жамух отдал одну шагаа дикой козы в знак дружбы и они вдвоем играли в таранную кость на льду реки Онон”. Этот факт доказывает что, монголы играли в таранные кости еще в 13-ом веке.

Монгольские игры имеют определенные правила, игры для детей и молодежи строго различаются. Некоторые игры удобны для игры в определенное время года, некоторые распространяются из одного региона в другой, обрастают местными правилами, адаптируются под местные обычаи, тем самым еще более обогащаясь и становясь действительно общенародным творчеством. Народ открыл разумные пути воспитания грядущих поколений, придумал много интересных игр, развивая и обогащая их в течении многих лет, даже теперь они не потеряли свою ценность, являясь частью методики воспитания и развития детей [2,3].

В опубликованном в 1963 г. двухтомнике Н. Намжилдоржа, в основном отражены особенности настольных игр, также в него включены игры, которые являются важным средством развития ума и мышления детей. Кроме того, в данные тома вошли многие десятки игр, в которые монголы играли в течении многих веков. Это такие игры как «Морин уралдаан» (Конные скачки), «Хурдан морь» (Быстрая лошадь), «Арван жил» (Двенадцать лет), «Дурбун хошуу малын за бодох» (Забота о четырех видах домашных животных) и т. д. Существуют немало игр, в которых отражаются национальные особенности, монгольский быт, особенности жизни и экономики. И даже сейчас в учебно-воспитательной работе с детьми используются сборники монгольских национальных детских игр: «Шагайн тоглоом» (Игры в таранные кости) Ч. Чулууна, «Монголын хологт тоглоом» (Монгольские настольные игры) Н. Намжилдоржа, «Дарьгангын хуухдийн тоглоом» (Детские игры Дариганга) Г. Сухэбатора.

Виды и содержаниемонгольских национальных игр

. Монгольские национальные игры хорошо подходят к особенностям жизни монгольских народов: мобильные, несложные, полностью отвечают требованиям детских и молодежных игр. Игры можно разделить на следующие типы:

— Словесные игры. Данные игры подразделяются на: развивающие дыхание с помощью скороговорок, игры на составление слов и предложений, игры в гадалки, состязания в мудрости, игры на пальцах. Например: «Муур хулгана» (Игра в кошки- мышки), «Сумбэр уул» (Построй гору Сумбэр), «Цагаан тэмээцэх» (Игра в белые верблюды), «Хух бух» (Игра в жаворонки), «Хул тоолох» (Игра в считалки пялок), «Шар шувуу цайлах» (Обед совы).

— Настольные игры. «Шагаа» — таранные кости на досках: «Уучуур», «Буга» (Олени), «Чуу чамай» (Еле еле), «Тугал» (Телята) и т. д.

— Сборные и конструкционные игры. Заводные деревянные, развязывание узлов, игры в петли из ирисов, веревок, ремней, ниток. Например: «Модон оньс» (Узел из дерева), «Гархин цоож» (Замки из колец). Игры из ниток: «Онгоц» (Самолет), «Худаг» (Колодец), «Ухрийн нуд» (Смородина), «Гэрийн хаалга» (Дверь юрты), «Тооно» (Купол), «Шувууны хул» (Птичьи ножки); из ирисов: «Гудас» (Матрас), «Олбог» (Завязание подстилки для сидения) и т. д.

— Подвижные игры: «Цуу хаях» (Найти в темноте выброшенный шарик), «Нуугдах» (Прятки), «Муур хулгана» (Кошки-мышки), «Жанч чулуу цохих» (Ударить о камень), «Зах цохих» (Ударить край), «Морь уралдах» (Конные скачки), «Бух-барилдах» (Борьба), «Сур харвах» (Стрельба из лука). Подвижные игры развивают у детей реакцию, ловкость, сообразительность, находчивость.

Монгольские народные игры многогранны по виду и содержанию.

Игры должны вызывать интерес у детей, удовлетворять их познавательные потребности, быть доступными для выполнения, обеспечивать физическое развитие, развивать психику и воображение, речевые способности, обучать детей обычаям, помогать детям овладению первичными знаниями родного языка и математики.

Монгольским национальным играм присущи содержание, педагогическая и воспитательная роль, правила и игровая деятельность. Игры отражают обычаи, традиции и быт народа. Особенностью содержания монгольских народных игр является отражение животноводческого быта, жизни и быта пастухов, обычаи, особенности местности. Например, в игре «Жинчин» (Караван) дети знакомятся, как жители Гоби делают перевозки с помощью караванов верблюдов, с тем как надо ухаживать за верблюдами, пасти их, учатся различать пол верблюдов, называть принадлежности и средства для караванов, из чего они сделаны, показывает как пастухи общаются между собой, предназначение различных специфических звуков, таких как, например «тоор тоор» (звук, издаваемый при дойке верблюда для улучшения выхода молока), «хоог хоог» (звук, предназначенный для того чтобы погонять верблюдов), «соог соог» (звук, предназначенный для того, чтобы усадить верблюда), «хаа хаа» (запрещающий сигнал) и т.д. Содержание всех монгольских игр имеет общие черты, но каждые народности отражают в нем свои традиции и обычаи. Монгольские национальные игры выполняют важную воспитательно-педагогческую роль.

Воспитательно-педагогическая роль монгольских национальных словесных игр направлена на следующее:

1. Приучение детей к правильному произношению звуков

2. Обогащение словарного запаса детей

3. Развитие у детей вербальных способностей

Воспитательно-педагогическая роль монгольских национальных игр с числовым содержанием направлена на следующее:

1. Приобретение понятия о числах

2. Получение знаний о порядковых числах и приобрести понятия о многом и малом

3. Приобретение понятия о структуре и составе чисел.

4. Освоение действий сложения и вычитания

5. Приобретение понятия о пространстве.

Монгольские национальные подвижные игры такие как «Цагаан тэмээцэх» (Игра в белые верблюды), «Чоно тарвага» (Игра в волк и тарбаган), «Будаг зарах» (Игра в продажи красок), «Муур хулгана» (Игра в кошки мышки), «Удур шоно» (Игра в день и ночь), «Эзэнгуй байр» (Игра в пустое место), «Нүхгүй туулай» (Игра в заяцы без нор) и т. д. являются упражнениями для развития родной речи детей, получения понятия о числах, приобретения гармонии движений, правильной походки, развития навыков бега, бросков, прыжков. Наряду с этим, играя, дети приобретают мужество, ловкость, получают навыки дружбы [1].

В любых национальных играх важную роль играют правила.

Правила игр выполняют следующие роли:

1. Выражают содержание игры

2. Определяют воспитально-педагогическую роль

3. Указывают порядок и действие игры

4. Устанавливают порядок применения запретов.

Доказано, что возбуждение центральной нервной системы детей важнее чем её задержка. Поэтому дети легко подвергаются возбуждению и не могут в достаточной степени координировать свои действия. Полезно использовать игры с запретами и установленным порядком. Правила игры помогают детям сдерживать себя, управлять собою.

Дети прежде всего очень интересуются игровой деятельностью

. Она активизирует детей и побуждает в них желание играть. Кроме того, игровая деятельность имеет воспитательно-педагогическую функцию. Игры малолетних детей имеют простые и элементарные правила. Малолетних детей не интересуют игровые цели, их интересы направлены именно на игровую деятельность. Они хотят, к примеру, бегать, убегать, раставлять таранные кости и т. д. Игры более старших детей имеют в основном формы соревнования и соперничества.

Подвижные игры

являются важным физкультурным средством, развивающим физическое состояние детей, развивающим в них двигательные навыки. Подвижные игры дают детям не только двигательные навыки, навыки правильной ходьбы, бега, бросков, прыжков, но и умение преодолевать трудности, способствуют приобретению мужества, ловкости, реакции, навыков дружбы и взаимодействия, и этим немало помогают созданию коллектива.

Подвижные игры в основном проводятся на свежем воздухе и поэтому благоприятно влияют на здоровье детей, оздоравливают их, улучшают функционирование детского организма. Подвижные игры, по своему содержанию, охватывают различные движения, проведение игр в соревновательной форме повышает интерес у детей, учит их коллективной деятельности. Удобно включить подвижные игры в любую часть занятий, их можно проводить на переменах и в свободное от занятий время. Во время проведения игр, учителю нужно самому активно участвовать в игре. Играя в подвижные игры, дети не только приобретают умения представлять и определять правила, содержание, форму игр но и обучаются ловким движениям. Подвижные игры можно классифицировать как: игры с высоким, средним и низким уровнем подвижности. Материалы и предметы игр должны отвечать требованиям гигиены, подходить возрастным особенностям детей. Перед игрой учитель доходчиво обьясняет правила игры. В подвижных играх жесты имеют важное значение и поэтому нужно хорошо знакомить учеников с игровыми жестами. Игры разделяются на виды в зависимости от того, как движения во время игры влияют на организм детей:

1. Игры, развивающие общее физическое развитие детей

2. Подвижные игры с элементами бега, прыжков и бросков

3. Игры развивающие двигательные навыки детей

Подвижные игры занимают 40–60 % от уроков физкультуры и здоровья, преподаваемых в начальных классах. Подвижные игры имеют важное значение для системного развития физиологического функционирования организма детей. Подвижные игры воспитывают детей и приучат их к внимательности, инициативности, способности, организованности. Наряду с этим, играя в подвижные игр, дети не только учатся легко определять содержание, формы игр, приобретают навыки изображения, но и обретают умение обходить препятствия, прыгать и бегать. Также игры используют в качестве воспитательно-педагогической формы.

Для того, чтобы привить детям соответствующие знания и умения, педагогам и воспитателям нужно эффективно провести комбинированно прямое и непрямое обучение. Воспитатель при проведении подвижной игры сначала построит детей в один ряд и озвучит название игры в которую дети будут играть. После чего он обьясняет правила игры, рассказывает о ее значении. Затем делит детей на команды, соблюдая правила и инструкцию, выбирает капитанов команды, руководителя игры, подготовливает предметы и материалы, применяющиеся в игре, помещение и площадь для игры. Игры нужно проводить в зависимости от возраста, двигательных умений детей, прививающихся навыков, целей, привязки к техникам, элементам и упражнениям.

Воспитатель делит детей на команды следующими способами:

1. По полу; 2. По численности; 3. По желанию; 4. По подбору; 5. По именам; 6. По силам (с целью уравнять возможности); 7. По результатам обсуждения; 8. По чередованию (девочки, мальчики).

Выбор капитана команды и руководителя игр может происходить следующими способами:

1. Добровольно; 2. Путем поощрения; 3. Выдвижение кандидатуры; 4. Вызов непосредственно по именам; 5. Выбор учеников с соответствующими двигательными навыками и умениями.

Также подвижные игры имеют некоторые особенности, отличающие их от других игр:

1. Особенности движений: 2. Игровая форма; 3. Количество игроков; 4. Использующиеся материалы и предметы.

Подвижные игры являются важным инструментом обучения со своей спецификой.

По результатам проведенного исследования на тему монгольских национальных игр, авторы пришли к следующим заключениям:

1. Необходимо широко использовать игры в воспитании и обучении детей

2. Игры необходимо подбирать в зависимости от возраста и психики детей.

3. Учителям нужно тщательно изучить национальные игры, разработать методики игр, использовать их в качестве важного средства для всестороннего развития детей.

4. Необходимо создание разнообразной материальной базы с возможностями для игры.

5. Необходимо просвещать родителей, особенно молодых, о монгольских национальных играх. Для этого нужно правильно рекламировать различные национальные игры, использовать научно обоснованные методики в воспитании и обучении малолетних детей.

Литература:

1. Алтанцэцэг Л. Разработка региональных программ по физическому воспитанию на основе сравнительного анализа результатов морфо-функциональной и физической подготовленности школьников, различных аймаков Монголии // Л. Алтанцэцэг. Теория и практика физической культуры — М., 2013, № 8. — С 21

2. Лхагвасурэн Г. История физической культуры — Улан-Батор.: Адмон, 2000. — 350 хууд.

3. Лхагвасурэн Г. Монгольские национальные спорт и игры / Лхагвасурэн Г. -Улан-Батор.: Адмон. 2004. — 400 с.

Что в комплекте.

34 схемы для наложения, где все фигуры разного цвета.

Простота цветного варианта состоит в том, что ребенок при наложении фигур использует 2 признака — цвет и форму.

34 схемы для наложения, где прорисованы все границы фигур.

В этом варианте малышу необходимо соотнести только один признак — форму, что немного уже затруднительнее.

34 схемы для наложения, где прорисованы не все границы фигур.

Количество прорисованных границ представлены разными уровнями сложности. Этот вариант еще более сложный, так как ребенку необходимо подумать какие фигуры вложить в контур.

На каждой страничке есть рисунок, который вы с малышом можете раскрасить, что делает занятие с головоломкой более увлекательным. Рисунки подобраны так, что максимально соответствуют изображенным схемам, что помогает ребенку наглядно понять сделанный им из фигур предмет.

34 карточки со схемами для сборки по образцу.

Данные карточки представлены 2-мя вариантами: разноцветный и сплошной зеленый.

34 карточки-картинки с изображениями реальных предметов, соответствующих схемам.

Эти карточки можно использовать по-разному. Некоторые варианты:

  • Когда ребенок соберет схему для наложения, можно попросить найти среди этих карточек предмет, который похож на тот, который он собрал из «Листика».
  • Когда ребенок собрал схему по образцу, можно попросить найти среди картинок тот рисунок, который больше подходит к собранной схеме.
  • Выбрать картинку, а потом попросить найти ребенку схему, похожую на эту картинку и собрать ее.

В комплекте присутствуют 3 вида “Листика” двустороннего для самостоятельного изготовления

: разноцветный, все детали зеленого цвета и бесцветный.

Последний вариант для того, чтобы, раскрасив, Вы с ребенком могли создать свой собственный разноцветный или одноцветный “Листик”. Варианты самостоятельного изготовления можно использовать те же, что и при изготовлении танграм, подробно об этом

Схемы в комплекте также подойдут к любой головоломке “Листик”, размер которой 13см*13см.

Для наилучшей передаче всех цветов предпочтительнее при распечатке использовать фотобумагу.

Как собрать танграм?

Познакомить ребенка с танграмом можно уже в 3-4 года. Начать следует с объяснения, как называются его детали. Самый простой вариант игры – складывание фигур по контурам, расчерченным по элементам. Ребенку нужно найти очертание нужной фигуры и наложить ее сверху. Позже он научится собирать композиции не поверх, а рядом с фигуркой-образцом, которая будет другого размера. Попрактиковавшись, малыш постепенно сможет перейти к сложению фигур, видя лишь их наружный контур, или же будет придумывать фигуры сам.

Играть с танграмом можно по одному, а можно и устраивать соревнования между игроками.

Как уже было сказано выше, начинать сложение танграма нужно с нахождения места большого треугольника.

Ниже представлены некоторые варианты фигур, которые можно собрать из элементов головоломки.

Танграм, как и любая другая головоломка – замечательный тренажер для развития логики и воображения. Его особенностью является простота и одновременно многофункциональность, ведь всего из 7 деталей можно сложить несколько тысяч вариантов фигур! Надеемся, что вы и ваш ребенок по достоинству оцените эту увлекательную игру. Приятного вам досуга!

Двусторонний танграм 10см*10см в 8-ми вариантах: разноцветный, красный, синий, голубой, зеленый, оранжевый, желтый и бесцветный

Танграм всемирно известная головоломка, состоящая из 7 фигур (танов), из которых необходимо собрать какой-либо объект, животное или человека.

Сделать танграм самостоятельно совсем не трудно.

Особенности бумажной версии

68 карточек со схемами и с картинками, распечатанных на матовой фотобумаге плотностью 170 г/кв.м. и заламинированных.

107 карточек со схем для наложения форматом А4, распечатаных на бумаге премиального качества плотностью 80 г/кв.м.

1 головомка «Листик» двусторонний, распечатанный на матовой фотобумаге плотностью 100 г/кв.м и приклеенный к декоративной пенке.

Играйте, развивайтесь весело и увлекательно!

Большой комплект для головомки «Листик: 34 схемы для наложения в трех вариантах (разные степени сложности), схемы для сборки по образцу, карточки -картинки реальных предметов для соотнесения со схемой и шаблоны «Листика» для самостоятельного изготовления.

В общей сумме 119 листов.

Электронная версия — 119 листов для печати на формате А4.

Бумажная версия — 68 карточек со схемами и с картинками + 107 карточек со схем для наложения форматом А4 + 1 головомка «Листик»

Вы любите играть?

    Значимость и незаменимость игры в нашей жизни давно уже доказана многими психологами, учеными и самой жизнью. Мы играем с самого детства, учимся общаться в процессе игры, строить отношения. Собраться всей семьей или с друзьями, поболтать о разном, угостить всех чем-нибудь вкусненьким, сыграть несколько увлекательных партий в настольную игру – все это то, что придает нашей жизни особый колорит.
    Сегодня увлечение настольными играми принимает тотальный характер. Ведь современные настольные игры – это не только «бродилки», но и стратегические, экономические, детективные, логические игры.

    В мире существует уже до 10 тысяч настольных игр разной тематики. Конечно, за всеми новшествами не угнаться, а некоторые игры слишком дорого стоят. Но ведь игру можно сделать и своими руками

Вот несколько игр.
Танграм

Игры-головоломки, на воссоздание из геометрических фигур образных изображений используются для совершенствования зрительного восприятия, и анализа, зрительной памяти, комбинаторики. Наборы фигур представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры: квадрата, прямоугольника, круга или овала. Они интересны детям. Детей увлекал результат — составить увиденное на образце или задуманное.

Успешность освоения игры у детей зависит от сенсорного развития детей. Дети называли геометрические фигуры, их свойства, их отличительные признаки, свободно перемещать фигуры. У детей развивается умение анализировать изображения, выделять геометрические формы, видоизменять фигуры путем разрезания и составлять их из частей. Существуют различные игры- головоломки, на воссоздание из геометрических фигур плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей такие как: «Танграм», «Пифагор», «Сфинкс», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Листик», «Вьетнамская игра», «Пентамино».

Но мы сейчас рассмотрим только одну из них — «Танграм».

Появление этой китайской головоломки связано с красивой легендой. Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора Мальчику доставляло большое удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали «Ши-Чао-Тю» — квадрат, разрезаннный на семь частей.

Говорят, что танграм был любимой игрой Наполеона, который, лишившись трона, в изгнании проводил долгие часы за этой забавой, «упражняя свое терпение и находчивость»

Суть игры заключается в том, чтобы на плоскости из семи частей квадрата создавать самые разнообразные фигуры, силуэты предметов по образцу или замыслу. В коммерческих наборах обычно прилагаются карточки с заданиями.

1 вариант

: Самый простой. Если ребенок маленький предложите ему составить фигуру путём наложения элементов на образец разделенными на составные части.
2 вариант:
Если с первым разобрались,то можно составлять фигуры по примеру, то есть картинка перед вами а элементы составляете уже смотря на фигуры разделённую на части.
3 вариант:
Для детей постарше, можно оставлять в фигуре только контуры.
4 вариант:
Собственно творческие задания — самому придумать и сложить фигуру.

Малыши тоже могут приобщаться к головоломке. Для них можно придумать совсем простенькие задания. Например, сложить из двух треугольников или из двух прямоугольников — квадратики, из треугольников — большой треугольник или параллелограмм. Таким методом можно изучить основные геометрические фигуры.

Сделать танграм можно самому. Это очень просто. Вам понадобятся шаблон головоломки. Распечатайте Танграм или нарисуйте сами по образцу. Можно использовать разноцветные элементы, если ребёнок маленький — заодно вспомните цвета, да и интереснее работать — играть с красочным

материалом.

При решении головоломки требуется соблюдать два правила: первое — необходимо использовать все семь фигур танграма, и второе — фигуры не должны перекрываться друг другом. Взяв на вооружение математическую науку – комбинаторику, было получено более 5000 возможных вариантов сложенных фигурок.

Примеры сборки:

«ПИФАГОР»

Головоломка Пифагор

очень похожая на старый добрый Танграм.
Головоломка
имеет форму квадрата, разрезанного на 7 частей, комбинируя которые, можно создать огромное количество геометрических фигур, силуэтов животных, людей, разных предметов и т.п. Все детали разного размера, в этом и заключается сложность, поэтому сложить фигуру из них достаточно сложно.

В инструкции к головоломке

предлагаются 15 разных заданий.
Головоломку Пифагор
можно использовать на занятиях по математике, дома или в школе, ведь она отлично способствует развитию воображения, логики, внимания, пространственного мышления, математических и творческих способностей. Вы можете сделать из картона или вырезать из пластика
головоломку Пифагор
и Вашей семье гарантированы положительные эмоции и хорошее нестроение.

ВОЛШЕБНЫЙ КВАДРАТ

Геометрическая головоломка Волшебный квадрат относится ко второму уровню сложности и подходит для детей в возрасте от 4 лет. Занимаясь с головоломкой, ребенок познакомится с простыми геометрическими фигурами: треугольником, трапецией, квадратом.

Головоломка “Монгольская игра”

Разновидность геометрической головоломки, на подобии “Танграма” или “Квадрата Пифагора”.

Головоломка представляет собой квадрат разрезанный на 11 частей: 2 квадрата, один большой прямоугольник, 4 маленьких прямоугольника, 4 треугольника. Лучше всего изготовить такую головоломку из двустороннего картона или пластика.

Суть игры

— собирать фигурки из данных элементов по принципу мозаики.

Как можно играть:

Составлять геометрические фигуры по образцу. В интернете можно найти готовые задания с ответами, а можно придумать задания для своего ребенка и самим. Для того, чтобы нарисовать фигуры Вам потребуется лист в клетку. Можно взять обычный лист из школьной бумаги. Элементы из которых состоит “Монгольская игра” очень просты, и вам не составит большого труда составить из них композиции.

Вот, для примера, несколько фигур, составленных их элементов головоломки.

Если ребенок маленький, то можно составлять фигуры по примеру, то есть фигурам, разделенными на составные части. Для детей постарше, можно оставлять в фигуре только контуры.

Малыши тоже могут приобщаться к головоломке. Для них можно придумать совсем простенькие задания. Например, сложить из двух треугольников или из двух прямоугольников — квадратики, из треугольников — большой треугольник или параллелограмм. Таким методом можно изучить основные геометрические фигуры.

Головоломка «СФИНКС»
Головоломка «Сфинкс» состоит из разнообразных геометрических фигур: из 4 треугольников и 3 четырехугольников с разным соотношением сторон. Из элементов можно собрать силуэты птиц, человека, животных, развивая наблюдательность и геометрическое воображение. Инструкция содержит схемы для построения более двух десятков фигур:

Игры — головоломки развивают пространственное воображение, комбинаторные способности, сообразительность, смекалку, находчивость. Простые в понимании, но достаточно трудные в решении, головоломки находятся на тонкой грани, соединяющей увлекательную игру и интеллектуальное развитие.

Головоломки от Алексея Шамшина

И ещё одна

Головоломка Архимеда СТОМАХИОН

Предлагаемая головоломка Архимедова игра — уникальный геометрический конструктор, в который играли еще в глубокой древности. Ее иное название «Стомахион».

Элементы игры получаются путем произвольного деления прямоугольника на 14 частей. Из получившихся деталей конструируют на плоскости разнообразные предметные силуэты, например, сидящей собаки, бегущего человека, разнообразных цветов, птиц. Можно сложить и многофигурные композиции. Знакомить ребенка с игрой необходимо постепенно. Поупражняйте малыша в различении геометрических фигур. Можно предложить ребенку сосчитать стороны, углы, сгруппировать фигуры по форме, размеру, назвать их. Затем попробуйте конструировать простейшие изображения. Для облегчения головоломки Архимедова игра, предлагается сначала выкладывать фигуры по прилагаемым схемам.

Головоломка «ЛИСТИК»

Геометрическая головоломка-мозаика Листик разработана для детей в возрасте от 4 лет Ф игура, напоминающая лист сирени. Этот лист сирени выложен из других фигур: треугольников, квадратов, трапеций.

Работа с головоломкой развивает глазомер ребенка, восприятие им формы, зрительно-моторную координацию, пространственное мышление и воображение. Способствует развитию произвольности (умения играть по правилам и выполнять инструкции), познавательной активности, мелкой моторики, воображения, сформированности сенсорных эталонов цвета, величины и формы, комбинаторных способностей, абстрактного мышления.

«Волшебный круг»

Круг разрезается на 10 частей. Правила игры те же, что и в других подобных играх: использовать для составления силуэта все 10 частей, не накладывая одну не другую. Разрезанный круг должен быть окрашен одинаково, с двух сторон.

ВЬЕТНАМСКАЯ ИГРА
В состав «Вьетнамской игры» входит разделенный на семь частей круг и рамка, в которую укладываются элементы. Все детали головоломки имеют обтекаемую форму, некоторые из них одинаковы по размеру. Предложите малышу сконструировать из замысловатых деталей силуэт какого-нибудь животного или птицы. Сначала можно задействовать не все элементы, затем постепенно усложнять задания.

Можно конструировать по схемам, а можно выдумывать свои сюжетные композиции.

Конструируя простые образные фигуры, дети учатся восприятию формы, способности выделять, фигуру из фона, выделению основных признаков объекта. Головоломка развивает глазомер, аналитико-синтетические функции, воображение (репродуктивное и творческое), зрительно-моторную координацию, умение работать по правилам. Игра предназначена для детей от 4 лет
КОЛУМБОВО ЯЙЦО
Существует рассказ — может быть, и вымышленный. От­крыватель Америки Колумб был приглашен к всемогущему кардиналу Мендозе. За столом, по просьбе гостей, он начал рассказывать, как именно был им открыт Новый Свет (кото­рый, впрочем, он считал Индией). Кто-то из присутствую­щих, человек ограниченный, но самоуверенный, пожав пле­чами, сказал: «Так просто всё?»

Колумб взглянул на него и протянул ему лежавшее на блюде куриное яйцо: «Сделайте так, чтобы оно стояло на своем носке». Разумеется, попытки установить яйцо успехом не увенчались. «Это немыслимо…» — сказал обескураженный собеседник Колумба. «Это очень просто!» — с усмешкой от­ветил мореплаватель и, разбив о стол носок яйца, без труда заставил его стоять.

Выражение «колумбово яйцо» — стало воплощением ост­роумного и неожиданного выхода из затруднения, синонимом простого разрешения трудных вопросов.

Знакомимся с увлекательной головоломкой Колумбово яйцо, которая отлично скрасит время в дороге, ожиданиt в поликлинике и конечно же, разовьет логику и мышление ребенка. Принцип игры прост. Разрезаем по линиям фигурку яйца на мелкие детали. Задача ребенка – собрать фигурку по образцу. Но иногда можно пофантазировать и придумать свои варианты, разглядеть в фигуре знакомый образ.

Вот фигуры с заданиями

Пентамино

Известная логическая игра-головоломка. Именно эта игра вдохновила Алексея Пажитнова на создание популярной компьютерной игры тетриса.

Пентамино — очень популярная логическая игра и головоломка одновременно. Элементы в игре — плоские фигуры, каждая из которых состоит из пяти одинаковых квадратов. Всего существуют 12 элементов пентамино, обозначаемых латинскими буквами, форму которых они напоминают

Можно изготовить пентамино из кубиков, но тогда Вам нужно будет склеить и обклеить цветной пленкой 60 кубиков — трудновато. Предлагаем сделать элементы их плотного картона.

  • Рисуем каждый элемент на твердом картоне, вырезаем, проверяем, чтобы элемент входил в элемент “U”. Подрезаем, если надо лишнее. Мы рисовали детали из квадратиков 2,5х2,5 см.
  • Обводим готовый картонный элемент на сложенной вдвое цветной бумаге и вырезаем сразу две цветные детали. Лучше цветные детали делать меньше, чем картонные, и приклеиваются лучше, и углы поровнее будут.
  • Клеим клеем-карандашом цветную бумагу с двух сторон картонки.
  • Находим коробочку для хранения деталей, куда потом будем складывать также схемы и задания к игре.

История появления танграма

Наиболее распространенной версией появления игры «Танграм» является версия, созданная С . Лойдом и описанная им в книге «Восьмая книга Тана» (1903г.). Сэмюэль (Сэм) Лойд
(англ. Samuel Loyd, 31 января 1841) — американский шахматист, шахматный композитор и автор головоломок.

“В записках покойного профессора Челленора, попавших в руки автора, — утверждал Лойд, — имеются сведения о том, что семь книг о танграмах, каждая из которых насчитывает ровно тысячу фигур, были составлены в Китае более 4000 лет назад.

Согласно легенде Лойда, Тан был легендарным китайским мудрецом, которому его соотечественники поклонялись как божеству. Фигуры в своих семи книгах он расположил в соответствии с семью стадиями в эволюции Земли. Его танграмы начинаются с символических изображений хаоса и принципа “инь и ян”. Затем следуют простейшие формы жизни, по мере продвижения по древу эволюции появляются фигуры рыб, птиц, животных и человека. По пути в различных местах попадаются изображения того, что создано человеком: орудию труда, мебель, одежда и архитектурные сооружения.

ЛЕГЕНДА 1.
более 4000 тысяч лет назад у строителя из рук выпала фарфоровая плитка и разбилась на семь частей. Он в спешке, расстроенный, старался сложить ее, но каждый раз получал не квадрат. Это занятие оказалось настолько увлекательным, что впоследствии квадрат, составленный из семи геометрических фигур, назвали Доской Мудрости.
ЛЕГЕНДА 2.
Около 2,5-ой тысяч лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по годам, но не хотел учиться. Мальчик играл только игрушками, познания наук его не интересовали. Поэтому император позвал к себе трех мудрецов, которые были художником, математиком и философом. Император велел им придумать игру, играя в которую, наследник изучил начала математики, научился смотреть на мир пристальными глазами художника и стал бы терпеливым, как истинный философ, При этом понял, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Подумав некоторое время, три мудреца представили императору игру «Ши-Чао-Тю»- квадрат, разрезанный на семь частей.
Многие считают, что танграм появился во времена правления династии Мин от вида мебели
яньцзиту
, которая зародилась в империи Сун, но первое упоминание о нём встречается в китайской книге 1813-го года во время правления императора Цзяцина.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]