Средства и методы эстетического воспитания детей в детском саду

Яркие краски природы, приятные звуки привлекают внимание детей и тем самым вызывают эмоции, оказывают положительное влияние на развитие восприятия, воображения и стимулируют творческую деятельность.

Для эстетического восприятия природы важны наблюдательность и фантазия. Дети на своем уровне описывают эту красоту, по-своему выражают свои эмоции и чувства. На первом воспитательном этапе эти чувства будут простыми, но важно, чтобы ребенок смог увидеть, почувствовать эту красоту и эмоционально ее пережить. Для целостного восприятия можно добавить литературные произведения о природе.

Трудовая деятельность

Важным средством в воспитании эстетики является труд. Умственный и физический труд активно влияют на эстетическое развитие учащихся. Это происходит через процесс труда, содержание труда и его результаты, а также формирующимися отношениями в процессе трудовой деятельности. Эстетическое чувство у воспитанников вызывают такие элементы труда, как ритм, темп, пропорция, гармония. Эстетическое чувство проявляется в способности видеть прекрасное в созидательном труде, получать радость от участия в трудовой деятельности, создавать эстетическую обстановку для такой деятельности. Правильно организованный труд порождает чувство удовлетворения и наслаждения.

Избежать превращения труда в тягость и обузу можно наделив его общественно значимой целью, планированием и экономией времени, вдохновением, увлеченностью.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами фольклора

 Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами фольклора

Кусукина Людмила Алексеевна, воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 3» г.о. Самара

Современный этап развития системы дошкольного образования подтверждает интерес на государственном уровне к качеству и результативности воспитания и развития детей дошкольного возраста. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее — ФГОС ДО) регламентирует образовательную деятельность дошкольной образовательной организации (далее — ДОО) и определяет содержание и формы художественно-эстетического развития детей.

Согласно ФГОС ДО, область художественно-эстетического развития дошкольников ставит задачи развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование начальных представлений об искусстве и его видах; восприятие произведений искусства, в том числе фольклора; стимулирования сопереживания персонажам художественных произведений; организацию продуктивной самостоятельной творческой деятельности детей [3, с. 492–497].

Содержание художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста определено документами в области дошкольного образования и в современных образовательных программах ему отводится одно из ведущих мест. Оно предполагает: эстетическое развитие; ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки; изобразительная деятельность; развитие музыкальности. Под эстетическим воспитанием понимается организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения к окружающей действительности [1].

Согласно возрастным особенностям, развитию дошкольников в художественно-эстетическом плане активно способствуют все виды продуктивной деятельности: изобразительная, музыкальная, художественно-речевая, игровая и др. Соответственно, в процессе работы с произведениями искусства и над созданием собственных художественных образов у детей формируются эстетические интересы, потребности, воспитывается этетический вкус, развиваются соответствующие способности [4, с. 113]. Эстетическое воспитание детей осуществляется во взаимосвязи со всей воспитательно-образовательной работой ДОО.

Художественно-эстетическая деятельность — деятельность, возникающая у ребенка в результате восприятия литературного, музыкального произведения или произведения изобразительного искусства. Восприятие как психический процесс предполагает осознанное, личностное, эмоциональное осмысление художественного произведения. Ребенок субъективно и согласно возрастным особенностям воспринимает художественные образы, дополняет их с помощью воображения, осмысливает в контексте своего опыта. Одна из главных задач педагога в этом случае — способствовать воспитанию эмоциональной отзывчивости: сопереживая, соучаствуя, «входя в образ», ребенок осваивает основы художественно-эстетической культуры.

Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» включает, в том числе, знания и умения в изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной деятельности. Ребенок, в соответствии со своими возрастными возможностями и особенностями, должен знать сказки, песни, стихотворения; уметь танцевать, конструировать, рисовать.

Принципиальное значение имеет накопление ребенком художественного опыта. В словесном творчестве на первый план выступает восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и произведений малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы), в единстве содержания и художественной формы (А. В. Запорожец, Н. С. Карпинская, О. Н. Никифорова, Е. А. Флерина, Н. М. Якобсон).

Направление работы по освоению дошкольниками специальных средств литературно-речевой деятельности предполагает ознакомление детей со средствами художественной выразительности, овладение ими грамматической культурой, развитием диалогической и монологической связной речи.

В решении развивающих задач актуально и оправдано обращение к народной культуре, поскольку этнокультура каждого народа как обладающая собственным уникальным пластом материальных и духовных ценностей может служить, как показывает многолетний опыт, воспитательным средством для развития и формирования полноценной личности [2, с. 117–119]. Кроме того, ребенок формируется в многонациональном пространстве и в этом случае воспитательные возможности фольклора умножаются. Сказки разных народов, пословицы, поговорки, загадки народные песни — эти замечательные «жемчужины», в которых реальный мир предметов и действий представлен ярко, художественно и понятно и для самых маленьких, сегодня стали активными «помощниками» в педагогической деятельности воспитателей и педагогов ДОО. При этом учитывается специфика жанра, которая диктует выбор приемов работы.

Особенность фольклора для детей — объединение в себе стихотворных форм, песен, игровых приемов. С его помощью педагог или родитель может быстро и легко наладить эмоциональное общение с ребенком.

Детский фольклор богат и разнообразен. Он представлен героическим эпосом, сказками, многочисленными произведениями малых жанров: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, календарный детский фольклор, игровые приемы, жеребьевые скороговорки, считалки, дразнилки, скороговорки, дразнилки, загадки, былины, народные сказки.

Так, очень популярны колыбельные песни, которые еще называютбайками, что значит баять, баить — «говорить», уходя корнями к пониманию их значения как «шептать, заговаривать». Причина в том, что они были частью заговорной поэзии. «Дремушка-дрема, отойди ты от меня!» — говорили крестьяне, борясь со сном. Нянька или мать, напротив, звали дрему к засыпающему ребенку.

В центре пестушек и потешек авторы-сочинители помещали образ подрастающего ребенка. Их назначение становится понятным, когда раскрывается смысл слова «пестовать» — «нянчить, растить, ходить за кем-либо, воспитывать, носить на руках». Это короткие стихотворные приговоры, которые сопровождают движения ребенка в первые месяцы жизни, они построены с опорой на ритм, с отчетливым скандированием стихотворных строк, внушая оптимизм ребенку. Пестушки сопровождают игры ребенка — с пальчиками, ручками и ножками («Ладушки», «Сорока»). Здесь обязательно содержится определенный смысл, заключен урок, наставление («Сорока-белобока»).

Прибаутки скорее маленькие сказочки в стихотворной форме, которые уже относительно самостоятельны и не сопровождают движения или игры. К числу прибауток относят, например, небылицы-перевертыши — песни-стишки, провоцирующие смех у слушателей смещением реальных связей и отношений.

Еще одна большая группа — календарный детский фольклор. Прежде он «обитал» во взрослой среде, постепенно в виде закличек, игровых приемов и приговоров «перешел» и в детскую область. Заклички (закликать — звать, просить, приглашать, обращаться) прежде были формой обращения к солнцу, радуге, птицам и т. д. с конкретными просьбами: к мышке — заменить выпавший зуб новым; к ястребу — не кружить над домом, не высматривать цыплят; к кукушке — о количестве лет жизни и т. д.

Игровые припевы — всегда начало или финал игры, иногда они содержат информацию об условиях игры, определяют последствия при нарушении этих условий.

Считалка (счет, сосчиталочки, ворожитки и т. д.) — рифмованный стишок из слов и созвучий, с четко продуманным ритмом для определения распределения участников игры. В их основе лежит счет, сопровождаются «нагромождением» бессмысленных слов и созвучий.

Загадка — один из самых богатых источников ценностных представлений, которые усваивает ребенок в процессе их отгадывания, составления собственных. Иносказание переносит предмет в иную область вещественного мира. Загадка указывает на специфические признаки и свойства загадываемого предмета. Она строится на сходстве между предметами и его отрицании, что вводит ребенка в размышление о связях между явлениями и предметами окружающего мира, об особенностях каждого из них, помогая ему открывать поэзию действительности.

Пословицы содержат определенную мораль в краткой, емкой форме, приобщают ребенка к мудрости жизни образными средствами — именно в этом заключается их большое педагогическое значение. Пословица представлена в краткой ритмической форме с четким композиционным членением суждения на части.

Активно применяются в практике детских садов народные поговорки — образные выражения, которые «точечно» определяют жизненные явления. В них нет поучительного смысла, но есть иносказание.

Былины — один из распространенных видов фольклора, который наряду с песнями служит педагогическим средством в воспитательной работе в с дошкольниками. Былины в художественной форме несут понятия о героической этике, дают уроки служения родине и народу.

Универсальное средство — народные сказки, они давно «включены в список» предпочитаемых средств работы с детьми. Они дают элементарные, но и самые важные представления — об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о доброте и жадности, оказывая влияние на нормы поведения. Обязательно счастливый финал приключений героев сказки соответствует жизнерадостности ребенка, его уверенности в победе добра над злом. В сказках о животных много действия, движения, энергии, юмора, ярких, как и детские эмоции, чувств. Песенки в сказках о животных очень выразительны и порой начинают жить отдельно от сказок. Волшебная сказка обладает стройной композицией, определенной логикой изложения, события в ней разворачиваются в определенной последовательности, сюжет динамичен. Волшебные сказки передают тонкости переживаний героев, волнуют воображение детей. Сказки, как образно характеризует их Т. А. Конышева, заполнены «солнечным светом, лесным шумом, посвистыванием ветра, ослепительным блеском молний, громыханием грома» [1]. Филологи активно используют богатые разнообразной необыкновенно красивой лексикой волшебные сказки, они — образец национального искусства слова

В процессе использования фольклорных жанров в художественно-эстетическом развитии детей необходим системный подход, умение педагога выходить за пределы стереотипного мышления, умение создавать определенный эмоциональный настрой, понимания глубины содержания фольклора, способности видеть в нем не «модное» средство, а раскрывать его педагогический потенциал.

Литература:

  1. Конышева Т. А. Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей // https://nsportal.ru/blog/detskii-sad/all/2015/11/09/vliyanie-malyh-form-folklora-na-razvitie-rechi-detey.
  2. Мечик И. А. Литературное развитие младших школьников в условиях современного поликультурного пространства [Текст] / И. А. Мечик, Н. В. Пудовкина // Научное и образовательное пространство: перспективы развития: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 29 нояб. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — С. 117–119.
  3. Туктарова, А. В. Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами детского фольклора (методический аспект) [Текст] / А. В. Туктарова¸ Г. Ю. Бурдина // Педагогика городского пространства: теория, методология, практика: сборник трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции (Самара, 25–26 марта 2015 года). / ред. кол.: Т. А. Чичканова (отв. ред.), Н. С. Искрин, О. Ю. Козырь; СИПКРО; ПГСГА. — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2015. –С.492–497.
  4. Чичканова Т. А. Продуктивная художественная деятельность детей дошкольного и младшего школьного возраста // Молодой ученый. — 2016. — № 5.6. — С. 112–115.

Искусство

Важным средством эстетического воспитания является, безусловно, искусство. Произведения искусства заставляют человека видеть жизнь через образы. Эстетическое наслаждение при созерцании произведений искусства возникает в результате переживания сопричастности творчеству художников. Искусство позволяет нам вносить в повседневную жизнь художественное начало.

Искусство заполняет свободное время школьников, наполняет его социально ценным содержанием, удовлетворяет интересы и потребности личности, делает развитие разносторонним. Искусство способно снимать напряжение и стресс от учебы, труда, спорта. Искусство увлекает и переносит человека в мир новых эмоциональных состояний, которые переключают психическую деятельность, создают разрядку.

Воспитание ребенка в деятельности – закономерная особенность воспитания. Художественная деятельность подразумевает различные театрализованные игры или представления, словесно-художественное творчество, музицирование, изобразительное и декоративно-прикладное творчество, работу над дизайном. Все перечисленные средства эстетического воспитания эффективны как сами по себе, так и во взаимосвязи.

Литература — это искусство художественного слова. Литература помогает воспроизводить образы художественных произведений в своем воображении, характеризовать героев и анализировать их поступки. В результате овладения культурой чтения, ученики начинают задумываться над тем, чему учит книга, переживают глубокие и яркие впечатления.

Музыка как средство эстетического воспитания учит воспринимать музыкальные произведения и обеспечивает приобретение простейших навыков исполнительства. Музыка порождает в человеке лирические чувства, развивает музыкальный слух, гармонию, художественный вкус, осуществляет воздействие на различные сферы личности.

Изобразительное искусство знакомит с художественными произведениями; элементами искусствознания, способствующими формированию навыков практического изображения, изобразительной грамоты и творческого самовыражения.

Средства и методы эстетического воспитания в системе дошкольной образовательной организации

Корнева Татьяна АлександровнаМигалева Марина ВладимировнавоспитателиМБДОУ ДС №72 «Акварель»

Понятие «эстетическое воспитание» тесно связано с термином эстетика. Эстетика (от греческого aisthetiris – чувствующий, относящийся к чувственному восприятию) – наука о наиболее общих закономерностях эстетического, в том числе художественного, освоения человеком действительности. [4, с.105].

По мнению ученых, мощным средством эстетического воспитания является природа. Именно в природе можно увидеть гармонию – основу красоты: разнообразие красок, форм, звуков в их сочетании. Сама по себе природа – это условие для всестороннего воспитания и развития ребенка. Средством она становится, когда взрослый целенаправленно использует ее «воспитательные возможности» и делает ее наглядной для ребенка.

Воспитатель раскрывает детям мир природы, помогает им увидеть ее. Надо только видеть эту красоту самому и найти слова, доступные сердцу ребенка. Неоценимую помощь в этом ему окажут художественные произведения о природе, которые он должен хорошо знать и умело использовать. В воспитании средствами природы необходимо не только пассивное созерцательное, но и действенное начало (беречь природу, помогать ей).

Общественная жизнь, труд людей, с которыми ребенок постоянно сталкивается, также является важным средством эстетического воспитания. Слаженный труд строителей вызывает у детей желание создать хорошую постройку, действовать дружно, быть внимательным друг к другу. Описание труда моряков, летчиков, учителей, врачей не только знакомят дошкольников с этими профессиями, но и вызывают желание подражать им. Все это отражается в их играх, способствует воспитанию нравственных и эстетических чувств. [3, с. 157- 162]

Многогранным и неисчерпаемым средством эстетического воспитания является искусство: изобразительное, музыка, литература, архитектура, театр, кино. Раннее приобщение детей к настоящему высокому искусству способствует зарождению в детской душе поистине эстетического восприятия действительности. Многие ученые отмечают, что каждый вид искусства своеобразно отражает жизнь и оказывает свое особое влияние на ум и чувства ребенка.

Рекламное сообщение

Еще одним, не маловажным, средством эстетического воспитания является и художественная деятельность дошкольников, как организованная воспитателем, так и самостоятельная. Изобразительное искусство необходимо ребенку. Оно дает ему богатые зрительные образы.

Все названные выше средства эстетического воспитания – быт, природа, искусство, деятельность – эффективны как сами по себе, так и во взаимосвязи, но перенасыщение также вредно для развития, как и недостаток эмоционального воздействия. Надо искать и находить золотую середину.

Изучив наиболее эффективные средства эстетического воспитания в дошкольной образовательной организации, перейдем к изучению методов эстетического воспитания.

Метод – это путь достижения поставленной цели, способ решения задач [3, с. 32- 39].

Методы эстетического воспитания очень разнообразны. Они зависят от многих условий: объема и качества художественной информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребенка. Немалую роль играют уровень подготовки, мастерство и способности воспитателя.

Эстетическую информацию ребенок получает по многим каналам (социальная среда, предметный мир, природные явления, художественные произведения). По тому, как дети получают эстетическую информацию, методы эстетического воспитания можно разделить: наглядные и словесные. Меняются методы и в зависимости от форм организации деятельности. На художественных занятиях воспитатель дает точные указания, показывает или предлагает детям самим найти приемы исполнения. На практике применяются методы формирования наблюдательности, самостоятельных действий, планирования своей деятельности и реализации замысла. В зависимости от возраста, степени подготовленности, роста индивидуальных запросов и стремлений детей методы усложняются.

Необходимо отметить, что существует много слагаемых, определяющих характер методов эстетического воспитания. Точно классифицировать их трудно, поскольку они существуют всегда в тесной взаимосвязи с другими. [5, с. 13-18]

Педагогическая наука и практика определяют ряд наиболее эффективных методов, способствующих формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий: – метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса;

  • метод приучения, упражнения в практических действиях, предназначенных для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения;
  • метод проблемных ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям;
  • метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное, и отрицательному отношению к безобразному в окружающем мире [5, с. 87-92].

Особенность метода убеждения применительно к эстетическому воспитанию состоит в том, что использовать его можно только тогда, когда воспринимаемое явление – прекрасно. Эмоциональный отклик возникает у ребенка при непосредственном соприкосновении с произведениями искусства, при участии его в общественных праздниках. Этот метод, можно считать, как методом наглядного приобщения, так и словесным, поскольку любое наблюдение детей сопровождается одновременным или последующим комментарием воспитателя, будящим чувства и мысль ребенка.

Систематические упражнения в художественной деятельности, посильное участие в практике преобразования ближайшего окружения углубляют активность детей. Метод приучения, упражнения требует многократного повторения. Он применяется в различных условиях. Изменение ситуаций помогает ребенку пользоваться усвоенными навыками, стремиться к дальнейшему совершенствованию. Многократные упражнения в изменяющихся условиях позволяют успешнее добиться необходимых результатов. Важно знать, что методы убеждения и приучения не существуют изолированно. Убеждая ребенка в значении добрых поступков, воспитатель неоднократно возвращается к этому, как бы приучая детей к ним.

Таким образом, рассматриваемые нами в статье средства и методы эстетического воспитания в дошкольной образовательной организации помогают пробуждать у детей чувство прекрасного, желание действовать по – своим, детским, но законам красоты. На современном этапе данные средства и методы являются эффективными и способствующими формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий.

В целом лишь комплекс методов и средств может обеспечить полноценное эстетическое воспитание ребенка.

Список литературы:

  1. Барышева Т.А. Эмпатия и восприятие музыки. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. – М.: Инфра-М, 2000.
  2. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика. Учебное пособие / Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранова. – Академический проект 2005 – 240 с.
  3. Вендрова Т.Е., Писарева И.В. Воспитание музыкой. – М.: 1991 – 50 с.
  4. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М.: Издательский , 2005. – 320 с.
  5. Ковалицкая Л.М. Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ. – Издательство: Аркти, 2008 – 74 с.

Участие – очное

Секция 1. “Методы и приемы организации поисково-исследовательской деятельности дошкольников”

Игра

Важным средством эстетического воспитания является игра. Игровая деятельность создает особое эмоциональное поле, в котором ребенок, естественно, без принуждения и назидания, по доброй воле стремится к самовыражению, самопознанию, самостоятельности. Сегодня очень популярны игры, которые способствуют развитию эстетической направленности личности ребенка, выявлению фактического уровня обученности. Спектр игр, применяемых с целью эстетического воспитания велик (Рис.2).

Рис.2

Эстетика быта

Важно пробудить у воспитанников стремление утверждать красоту всюду, где они проводят свое время, занимаются делом или отдыхают, привлекать их к созданию эстетической обстановки вокруг себя. Только после этого возможно применение различных средств эстетического воспитания. Среда, в которой ребенок живет и развивается, играет важную роль в воспитании эстетических чувств. Если обстановка эстетична, красива, если между людьми красивые отношения, речь, которую слышит ребенок правильна и чиста, то он будет принимать эстетическое окружение как норму и стремиться к этому. Поэтому важно уделять внимание эстетике быта. Эстетика быта включает и внешний вид человека. Эстетика быта является фоном, закрепляющим или разрушающим складывающиеся представления о красоте.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]