Краткосрочный проект «Что нам осень подарила?» Сбитнева Наталья Анатольевна
автор: Сбитнева Наталья Анатольевна
воспитатель МБДОУ детский сад общеразвивающего вида №8 «Земляничка»
Краткосрочный проект «Что нам осень подарила?»
Методическая разработка
Краткосрочный творческо-исследовательский проект «Что нам осень подарила?» для средней группы (дети 4-5 лет)
Воспитатель высшей квалификационной категории
Сбитнева Наталья Анатольевна
Актуальность данной темы мы видим в том, что у большинства детей к 4-м годам не сформировано целостного восприятия осени как времени года. Их знания и представления об осенних изменениях в природе отрывочны, противоречивы и поверхностны. Дети знают, например, что осенью листья изменяют свою окраску, идут дожди, тучи на небе, но не знают и не могут рассказать, что даёт человеку осень: это время урожая, сбора и заготовки овощей и фруктов на зиму; осень – самое плодородное время года. Данная тема требует, на наш взгляд, длительного, систематического и всестороннего изучения. Поэтому мы в своём проекте исследуем следующую тему: что даёт осень человеку, чем она полезна и хороша для него.
Тип проекта: творческо-исследовательский
Участники проекта: воспитатели и воспитанники средней группы, родители воспитанников.
Цель проекта: формировать у детей целостную картину осенних изменений, их значения для человека.
Задачи проекта:
- закреплять знания о сезонных (осенних)
изменениях в природе; дать представления о пользе природных витаминов; формировать представления об объектах осеннего леса; - учить отражать полученные знания и представления в творческой деятельности(изобразительное и словесное творчество)
; - формировать бережное отношение к окружающей природе; дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы;
- формировать и развивать у детей желание исследовать данную тему, самостоятельно заниматься исследовательской и творческой деятельностью.
Место проведения проекта: МБДОУ детский сад общеразвивающего вида №8 «Земляничка»
Сроки проведения: 1 сентября – 25 сентября 2022 г.
Этапы и содержание деятельности
1-й этап: выбор темы, постановка целей и задач.
- Педагог предлагает детям тему для творческого исследования: «Чем нам нравится осень, что она даёт человеку?»
;
- Педагог формулирует (для себя)
основную цель и задачи планируемого проекта; - Дети в ходе бесед с педагогом демонстрируют свои знания по заданной теме, выражают желание исследовать тему осени;
- При обсуждении выбранной темы дома родители поощряют своего ребёнка к ознакомлению с ней, предлагают свою помощь.
2- этап: поиск и выбор путей и средств осуществления проекта.
- Педагог составляет план реализации проекта: намечает планы и тематику мероприятий, подбирает литературу, оборудование, игровые атрибуты;
- Дети совместно с родителями подбирают информацию об осенних явлениях в природе (книги, картинки, фотографии и др.)
. С этой целью родители организуют поход с ребёнком в библиотеку, книжный магазин и т. п. Совместно с родителями, дети рисуют рисунки на тему:
«Яблоко с листочком»
,
«Падают, падают листья»
, аппликацию из осенних листьев.
3-й этап: непосредственная деятельность по реализации проекта(образовательная, исследовательская, творческая)
.
- Педагог организует беседы для родителей по темам: «Осенние изменения в природе»
,
«Организация прогулки с ребёнком в осенний лес»
,
«Осенние дары природы»
; - Педагог организует фотосессии и фотовыставки на тему: «Золотая осень»
,
«Осень – это весело!»
; - Педагог создаёт вместе с детьми коллажи на тему: «Осенние листья»
,
«Как звери готовятся к зиме»
, делают гербарий из сухих осенних листьев. — дети используют полученные знания в игровой, продуктивной, творческой, коммуникативной и других видах деятельности; - На прогулках наблюдают за изменениями в природе, самостоятельно или по просьбе воспитателя описывают их, устанавливают элементарные связи между объектами и явлениями природы;
- Совместно с воспитателем изготавливают альбом творческих работ на тему: «Что нам осень подарила?»
— родители способствуют проявлению познавательной и творческой активности ребёнка, поощряют его; - Родители совместно с детьми осуществляют прогулки в лес, парк, во время которых родители беседуют с детьми об осенних изменениях в природе, наблюдают за объектами природы, описывают их;
- Дети совместно с родителями собирают природный материал с целью его дальнейшего использования на занятиях по рисованию и конструированию;
- Родители вместе с детьми дома выполняют работы на тему: «Яблоко с листочком»
,
«Падают, падают листья»
, аппликацию из осенних листьев.
4- этап: презентация проекта. Подведение итогов.
- Завершающее мероприятие
изготовление поделки
«Дары Осени»
, участие в конкурсе проектов на сайте Академия педпроектов РФ
Реализация целей проекта
.
НОД (непосредственно образовательная деятельность)
- «Что нам осень принесла?»
Задачи: расширять представления детей об овощах и фруктах. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Дать представления о пользе природных витаминов.
- «У медведя во бору грибы, ягоды беру…»
.
Задачи: закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Формировать представления о растениях леса. Расширять представления о пользе природных витаминов для человека и животных.
- Заучивание с
тихотворения
«Листопад»
Задачи: учить детей интонационно выразительно рассказывать наизусть стихотворение; упражнять в подборе определений к заданному слову, побуждать выражать свои впечатления в рисунках и движениях.
- Игровое упражнение: «Что привёз нам грузовик»(фрукты)
.
Задачи: формировать обобщающее понятие «Фрукты»
, развивать внимание, память, воспитывать интерес к НОД, самостоятельность.
- «Ветер песенку поёт, осень в гости зовёт»
.
Задачи: познакомить детей с отличительными признаками окраски деревьев: берёза, клён; расширять знания о растительности в период осени; развивать наблюдательность, память, речь, воспитывать любовь к природе.
- Беседа о приметах ранней осени.
Задачи: закрепить знания об осенних явлениях природы; учить описывать раннюю осень; находить различие между летом и осенью; развивать внимание, мышление; воспитывать любовь к природе; дать представления о необходимости одеваться по погоде.
Творческая. (НОД, образовательная деятельность детей в режимных моментах)
- «Яблоко»(лепка)
Задачи: закрепить знания о фруктах и блюдах из них; упражнять в использовании знакомых приёмов лепки; развивать м/м рук; воспитывать самостоятельность; уточнить представление о здоровом питании.
- «Овощи»(рисование)
Задачи: учить рисовать овощи, передавая характерные особенности; закрепить приёмы рисования цветными карандашами; развивать цветовое восприятие, воспитывать аккуратность в работе, самостоятельность.
- «Витрина овощного магазина»(аппликация)
Задачи: уточнить представления о работе продавца, закрепить знания об овощах, упражнять в использовании знакомых приёмов, побуждать красиво располагать элементы на листе бумаги, аккуратно пользоваться клеем, развивать м/м рук.
- «Веточка рябины»(лепка)
Задачи: закрепить знания о форме предметов (круглые)
. Учить лепить предметы круглой формы., передавать в лепке впечатления об окружающем. Воспитывать аккуратность в работе.
- «Падают, падают листья»(рисование)
Задачи: учить детей рисовать предмет, состоящий из прямых вертикальных и наклонных линий, располагать изображение в центре листа бумаги, рисовать во весь лист.
- «Грибы для ёжика»(лепка)
Задачи: закрепить представления о грибах, дать знания о ядовитых грибах, закрепить умение лепить знакомые предметы, используя приёмы раскатывания между ладонями прямыми и круговыми движениями, сплющивание ладонями, развивать самостоятельность, воспитывать аккуратность в работе.
- «Оденем берёзку в осенний наряд»(аппликация)
.
Задачи: продолжать учить детей наклеивать готовые формы, аккуратно пользуясь кистью, и клеем. Упражнять в различении основных цветов. Воспитывать любовь к природе.
Наблюдение
.
- За деревьями и кустарниками.
Дети рассматривают деревья, выделяют и описывают их составные части (ствол, ветки, листья)
. Сравнивают дерево и куст, отмечают, что у дерева один длинный толстый ствол, у кустарника- много тонких стволов. Воспитатель предлагает детям рассмотреть деревья и рассказать какие они
(дерево высокое, у него красивые листья)
;
- За осенними листьями.
Дети рассматривают листья рябины, берёзы, клёна, рассказывают какие листья (красивые, зелёные, жёлтые, оранжевые, большие, маленькие, с резными краями). Собирают из листьев букеты, играют с листочками (д/и «С какого дерева лист?»
,
«Найди такой же лист»
, подвижные игры
«Дует, дует ветер»
,
«Листочек найди своё дерево»
) Дети наблюдают за листопадом, отмечают его красоту;
- За цветами на клумбе.
Воспитатель знакомит детей с «осенними»
цветами- астрами, хризантемами, бархотками. Дети описывают понравившийся цветок, в группе зарисовывают его;
- Экскурсия на огород.
(Проводится в сентябре)
. В сентябре воспитатель обращает внимание детей на то, как много овощей растёт на огороде: свёкла, картофель, лук, капуста, морковь, зелень. Во время экскурсии воспитатель предлагает выкопать по одному овощу с каждой грядки. В группе в вечернее время проводится беседа на тему:
«Витамины на грядке»
с показом овощей. В октябре во время экскурсии воспитатель обращает внимание детей на то, что огород опустел, просит детей подумать, что стало с овощами.
- Экскурсия по территории детского сада.
Тема экскурсии «Осень золотая»
. Дети наблюдают за растениями, любуются красотой осенней природы, делятся впечатлениями, рассказывают об увиденном.
- Наблюдение в группе.
Рассматривание иллюстраций, картин, демонстрационного материала с изображением осенней тематики (осенние пейзажи, овощи, фрукты, ягоды, осенние явления природы и т
. д). Воспитатель организует с детьми беседы по наглядному материалу, по результатам прогулок, экскурсий. В дождливую и ветреную погоду организует наблюдение за природными явлениями из окна. Результаты наблюдений дети формулируют в речи, воспитатель стимулирует детей к речевому взаимодействию.
Самостоятельная деятельность детей
.
Рассматривание детьми картинок, иллюстраций с объектами живой и неживой природы в осенний период(серии картин «Лесные звери»
,
«Деревья»
,
«Кустарники»
,
«Травы»
,
«Птицы»
,
«Цветы»
,
«Овощи и фрукты»
,
«Грибы и ягоды»
, осенние пейзажи и т. д)
Подвижные игры «У медведя во бору…»
,
«Листочек найди своё дерево»
,
«Овощи и фрукты»
,
«Бегите под зонт»
.
Дидактические игры «Времена года»
,
«Как зовут тебя деревце»
,
«С какого дерева лист?»
.
Рисование и лепка по замыслу (в вечернее время)
Слушание детьми литературно-художественных произведений в утреннее и вечернее время.
Взаимодействие с родителями
.
Беседы с родителями «Осенние изменения в природе»
,
«Организация прогулки с ребёнком»
,
«Осенние дары природы»
;
Выставка из овощей «Дары природы»
;
Домашнее задание для детей и родителей — совместные рисунки на тему «Яблоко с листочком»
,
«Падают, падают листья»
, создание аппликации из осенних листочков
«Осенний калейдоскоп»
.
Краткосрочный проект «Что нам осень подарила?» Сбитнева Наталья Анатольевна