Пути утилизации мусора
- Организация свалок,
- вторичное использование отходов,
- сжигание отходов.
Организация свалок — самый дешёвый, но при этом недальновидный способ утилизации мусора.
Ядовитые вещества проникают в подземные воды, развеиваются ветрами по окрестностям и тем самым наносят ущерб окружающей.
В результате процессов гниения без доступа воздуха образуются различные газы.
На свалках регулярно возникают пожары, при которых в атмосферу выбрасывается сажа, фенол и прочие ядовитые вещества.
Вторичное использование отходов – наиболее ресурсосберегающий путь. Но здесь существует ряд проблем:
- Первая проблема: мусор необходимо рассортировать.
- Вторая проблема: доставка мусора к месту переработки.
- Третья проблема: мусор невозможно использовать как сырьё для производства высококачественной продукции.
Сжигание отходов – наиболее распространенный и известный способ. НО:
- в огромном количестве выделяются вредные или ядовитые химические соединения.
- не весь мусор горит
- мусор содержит много влаги и трудно- сгораемых материалов.
Провели расчет количества мусора в нашей семье:
Количество мусора в день | 500 г |
Количество мусора в месяц | –15кг |
Количество мусора в год | 180 кг |
Количество мусора в год на 1 члена семьи | 45 кг |
Количество мусора в селе , жители 870чел (год ) | 39 тонн 150 кг |
Проект «Повторная переработка мусора»
Интересные (и не очень) факты о мусоре и переработке:
- Лишь 4% мусора в России отправляется на переработку.
- Каждый год люди производят столько мусора, что если его упаковать в грузовики, их можно выстроить на дороге, длина которой составит половину расстояния от Земли до Луны.
- Одна выброшенная консервная банка затрачивает столько энергии на ее переработку, сколько производит половина банки бензина.
- Повторное использование алюминиевых банок из-под газированных напитков поможет сэкономить 96% энергии, которая затрачивается при изготовлении металлических ёмкостей из руды. Более того, переработка банок снизит загрязнение воздуха на 95%, а загрязнение воды – на 97%.
- Для переработки консервных банок потребуется на 90% меньше энергии, чем для изготовления новых.
Что нам понадобится:
- 1-5 предметов домашнего мусора;
- материалы, необходимые для переработки этих предметов (например, ножницы, мелки, клей, клейкая лента, плотная бумага, нитки, маркеры и т.д.);
- чистый лист бумаги;
- картон;
- маркеры или карандаши.
Ход эксперимента:
- Пройдите по дому, загляните в контейнеры для мусора. Обратите внимание на то, что вы видите внутри, создайте список.
- Напротив каждого материала, который можно переработать, а не выбросить, поставьте специальные отметки (например, звёздочки).
- Соберите от одного до пяти предметов, которые вы чаще всего выбрасываете.
- Возьмите листок бумаги и проведите мозговой штурм. Попробуйте найти несколько способов повторного использования этих предметов. Например, некоторые ёмкости можно превратить в цветочные вазы, пищевые отходы использовать для создания компоста, картонные коробки из-под обуви можно разрезать и применить для проведения презентации.
- Выберите одну идею.
- Соберите все необходимые материалы. Попробуйте дать новую жизнь старым вещам, которые хотели выбросить.
- Готовые предметы можно показать на презентации на научной ярмарке. Если у вас нет возможности показать все примеры (например, компост), постарайтесь сделать фотографии и включите их в экспозицию своей выставки.
Вывод:
Какие вещи вы выбрасываете дома? Куда вы складываете мусор: в одно ведро, несколько ёмкостей, мусорную корзину? Какие вещи вы используете повторно? Что можно сделать, чтобы снизить количество мусорных отходов?
Проект «Куда девается мусор?»
- 4 мая 2011
Конкурс «Детский исследовательский проект»
Номинация «Окружающий мир»
У нашего посёлка очень красивое название – Солнечный. Мы в нём родились, растём, учимся, отдыхаем. Здесь строятся новые красивые дома и другие здания. Но часто приходится видеть, как повсюду стоят мусорные баки, наполненные отходами, а вокруг валяется ещё столько, же мусора.
И во всём этом роются бродячие собаки, птицы и даже люди. Тогда, наш Солнечный превращается в большое мусорное поле, до которого никому нет дела. Но потом приезжают большие машины. Весь мусор грузят в них и увозят. На мой вопрос: «Куда его увозят?», взрослые отвечают: «На свалку!»
Актуальность проекта
Проблема утилизации и переработки мусора актуальна во всём мире. Над ней работает большое количество ученых. Постоянно разрабатываются новые технологии, внедряются новые подходы. Во многих западных странах люди сами сортируют бытовой мусор перед тем, как его выбросить.
В Москве была предпринята попытка вывозить мусор, после того как жители его отсортируют, но успехом не увенчалась – люди по-прежнему выбрасывали мусор, не сортируя его. Подобный эксперимент был проведён и в соседнем посёлке Белый Яр Сургутского района. Жители сортировали мусор. Эксперимент прекратился по причине отсутствия финансирования.
Мусорные баки стоят прямо перед подъездом моего дома и каждый день, выходя из дома, я вижу очень грустную картину с мусором. Я решил на деле внести свой вклад в сохранение посёлка и планеты.
Область исследования: экология.
Предмет исследования: бытовые отходы жизнедеятельности человека.
Гипотеза: мы предполагаем, что если бытовой мусор сортировать на группы, то каждую из них можно перерабатывать для повторного использования без вреда для окружающего мира.
Методы: практическая работа, эксперимент, практико-ориентированное исследование.
Цель проекта: сформировать представление о способах утилизации мусора.
Задачи:
- выявить, каких бытовых отходов больше всего в классе и дома;
- опытным путём выявить, какие отходы разлагаются быстрее;
- научиться самому и научить одноклассников сортировать мусор по группам;
- узнать известные способы утилизации каждой группы отходов и применить их;
- самостоятельно провести практическую работу по переработке отходов;
- привлечь внимание к данной проблеме как можно больше сверстников и взрослых.
Выводы:
- В домашних условиях наибольшее количество отходов от продуктов питания и бумаги.
- В классе больше всего было собрано бумаги и пластиковых изделий.
- В результате практической работы выявлено, что наименьший вред почве и окружающей среде наносят те отходы, которые быстро сгнивают. Значит, опять возвращаются в природу.
- Быстрее всего разлагаются пищевые отходы, и значит, они наносят наименьший ущерб природе. Но их нельзя выбрасывать бездумно, потому что их гниение приведёт к размножению бактерий и микробов.
- Совсем не разлагаются отходы из пластика. Значит, они наносят большой вред окружающей среде.
- Все группы отходов, которые мы собрали в классе с одноклассниками, нам удалось утилизировать или переработать самим или с помощью небольших предприятий в городе Сургуте.
Также мы выяснили, что в городе Сургуте и посёлке Белый Яр существуют предприятия по приёму твёрдых бытовых отходов для их дальнейшей переработки. На территории нашего округа пока нет больших предприятий по вторичной переработке мусора и предприниматели увозят сортированный мусор на заводы Перми и Екатеринбурга
Считаю, что наше предположение о том, что если бытовой мусор сортировать на группы, то каждую из них можно перерабатывать для повторного использования подтвердилось.
Также я выяснил, что в нашей стране взрослых очень трудно привлечь к сортировке мусора. Об этом говорят различные неудачные попытки в разных уголках страны. Но если этому мы будем учиться с детства, то у человека будет воспитываться экологическая культура, и во взрослом возрасте это будет делать не так сложно.
Надеюсь, что взрослые будут более ответственно относиться к этой проблеме, пока ещё не слишком поздно. Насколько чистой, удобной и безопасной будет эта земля, зависит, и от того, куда будет вывозиться мусор – на свалки или предприятия по переработке. Взрослым надо учиться, также как и нам, беречь нашу Землю.
Перспективы по продолжению работы над исследованием. Летом я хочу провести эксперимент возле нашего дома и собирать пластиковые отходы в отдельный контейнер. Мне интересно, как к этому отнесутся взрослые из ближайших домов? Ещё я бы хотел привлечь к обучению сортировке мусора ребят, которые учатся в рекреации 1 этажа нашей школы. Чем больше нас будет, тем больше пользы мы принесём нашему посёлку и планете.
Автор: Тымкив Ярослав, ученик 2 «Б» класса МОУ «Солнечная СОШ №1», посёлок Солнечный Сургутского района ХМАО-Югры. Победитель школьных олимпиад по математике и русскому языку. Активный участник интернет-конкурсов и марафонов. В 2010-2011 учебном году дважды принимал участие в районном конкурсе исследовательских работ младших школьников «Юниор» в рамках Всероссийской научно-социальной программы «Шаг в будущее». В секции «Науки об искусстве и литературоведение» стал победителем. В научно-практической экологической конференции «Экология: первые шаги» его работа заняла второе место. Ярослав любит заниматься спортом. Посещает секцию каратэ и бадминтона. Мечтает научиться красиво рисовать и хорошо играть в шахматы. Руководитель: Людмила Станиславовна Федина, учитель начальных классов первой категории МОУ «Солнечная СОШ №1», посёлок Солнечный Сургутского района ХМАО-Югры.