Дошкольная математика: конструирование из геометрических фигур


«Человечек из геометрических фигур.»

НОД по конструированию Место проведения: игровая комната

Тема недели: «Я-человек. (Наше тело)»

Тема занятия: «Человечек из геометрических фигур.»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» (конструирование), «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Цель: Развитие умение конструировать из бумаги силуэт человека.

Задачи:

  • Дать понятие о строении человека
  • Сформировать у детей устойчивый интерес к конструктивной деятельности; желание экспериментировать, творить, изобретать;
  • Развивать внимание, способность сосредоточиться, память, логическое мышление; мелкие мышцы кистей рук (моторику);
  • Развивать умение анализировать, выделяя характерные особенности предмета, функциональные части; устанавливать связь между их назначением и строением; продолжать формировать умения правильно и быстро ориентироваться в пространстве;
  • Воспитывать уважение к своему и чужому труду.

Материалы: геометрические фигуры, клей, картон

Методы и приемы:

  1. Словесные (беседа, пояснение)
  2. Наглядные (показ,)
  3. Практические (пальчиковая гимнастика)

Ход

Деятельность педагога Деятельность детей Планируемые результаты
Вводная часть:

Доброе утро ребята!

Я рада видеть всех деток нашей группы здоровыми, весёлыми! Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранялось до самого вечера! А для этого мы должны чаще улыбаться и помогать друг другу!

К нам в гости пришел не обычный гость. Я вам загадаю загадку, а вы должны отгадать ее.

Дети сидят полукругом на паласе

Дети здороваются

Развитие познавательного интереса.

Развитие коммуникативных навыков

В городке цветочном этом целый год сияет лето. И народ весёлый тут – коротышками зовут. Среди них Пилюлькин есть, Лютик – всех не перечесть. Самый главный, угадай-ка. Ну конечно же (Незнайка!) Ответы детей Развитие логического мышления.

Обогащение словарного запаса

Основная часть:

Незнайка: доброе утро ребята!

Я пришел к вам за помощью. Я хочу научиться делать человечка из геометрических фигур, но не знаю, как. Я не знаю названия фигур, и не знаю частей тела. Вы мне поможете?

Здороваются с Незнайкой Развитие коммуникативных навыков
В: Ребята поможем Незнайке?

Я вам буду показывать геометрические фигуры, а вы должны назвать их, и сказать на какую часть тела похожа эта фигура.

Ответы детей Развитие логического мышления, называть правильно геометрические фигуры
Показывает поочередно (круг, овал, прямоугольник, треугольник)

А сейчас мы покажем Незнайке как можно из этих деталей сделать человечка.

Называют геометрические фигуры
Давайте разомнем наши пальчики

«Наше тело»

развитие внимания
Вот рука, и вот рука –

Хлоп, хлоп, хлоп.

Вытянуть вперед правую, затем левую руку; хлопнуть в ладоши Развитие двигательной активности, мелкой моторики
Вот нога, и вот нога –

Гоп, гоп, гоп.

Выставить вперед правую ногу, затем леву; шагать на месте
Ну а это – голова. Обхватить голову руками
Можно сделать два кивка. Выполнять наклоны головы вперед
Присаживаемся за столы и находим нужные фигуры для человечка. Раскладываем их на картон, а затем приклеиваем.

Посмотрите какие чудесные человечки у нас получились.

Садятся за столы

Выбирают геометрические фигуры, раскладывают и приклеивают на картон

Развитие умения слушать воспитателя и выполнять задание
Но чего– то не хватает! Ребята как вы думаете, чего не хватает? Правильно у них нет лица. Что нам для этого надо сделать? Правильно, нарисовать!

В: Незнайка, ты запомнил, как называются геометрические фигуры, и какие есть части тела?

Ответы детей Развитие конструктивных навыков
Незнайка: Да, я все запомнил, спасибо вам ребята! Мне уже пора домой, до свидания! Прощаются с Незнайкой Развитие коммуникативных навыков
Рефлексия:

Ребята, давайте вспомним наше занятие. Кто приходил к нам в гости?

Чем мы с вами сегодня занимались? Из чего мы делали человечков? Какие они получились? Чему вы научились?

Что для вас было сложным?

Ответы детей Развитие мыслительной и речевой деятельности и умения делать вывод

Дошкольная математика: конструирование из геометрических фигур

Елена Тараненко

Дошкольная математика: конструирование из геометрических фигур

Дошкольная математика: конструирование из геометрических фигур.

ЦРД «Стрижи»

Автор статьи: Тараненко Елена Сергеевна — воспитатель старшей группы.

Описание: материал будет интересен и полезен воспитателям ДОУ, работникам дополнительного образования, руководителям кружков «Занимательной математики», родителям.

Польза геометрического конструирования

Составление разнообразных конструкций (орнаментов, абстракций, простых изображений или даже целых сюжетных картин) из плоских геометрических фигур — эффективный ключ к всестороннему развитию воображения:

*знакомит с геометрическими фигурами, расширяет и закрепляет знания по этой теме;

*создаёт благоприятные условия для усвоения понятий «цвет», «форма», «размер»;

*развивает пространственное, абстрактное и образное мышление;

*стимулирует воображение;

*помогает раскрывать творческий потенциал;

*способствует развитию речи;

*тренирует мелкую моторику;

*улучшает зрительно-моторную координацию.

Конструирование из геометрических фигур — универсальное занятие, способное увлечь мальчишек и девчонок разного возраста и темперамента. Совсем юным конструкторам можно предложить просто поиграть деталями конструктора, внимательно их рассмотреть, попробовать рассортировать по тому или иному признаку (форме, цвету, размеру). Уровень сложности заданий должен расти вместе с ребёнком.

Юных творцов, обладателей богатого воображения, в составлении изображений из плоских геометрических фигурок привлекает возможность реализовать интересные образы, дать выход своим фантазиям. Такие малыши с лёгкостью справляются с творческими заданиями, без представленного образца складывая из имеющихся деталей порой невероятно интересные схемы.

Спокойным, рассудительным, склонным к логическим рассуждениям дошколятам нравится работа с чёткими формами. Они с удовольствием выполняют словесные алгоритмы и радуются, получив осязаемый результат, визуализацию своего труда.

Комбинируя разные приёмы геометрического плоскостного конструирования, вы развиваете оба полушария детского мозга, чем благоприятно воздействуете на творческое и логическое мышление ребёнка.

Геометрический конструктор своими руками

В детских магазинах геометрические конструкторы представлены богатым ассортиментом. Можно купить магнитные конструкторы, рамки-вкладыши, пазлы… А можно смастерить полезную развивающую игру самостоятельно. Всё, что вам понадобится, — это линейка, карандаш, циркуль, ножницы и, разумеется, запас подходящего материала:

цветной картон (можно использовать бархатный, фольгированный, дизайнерский с разными текстурами);

войлок;

ковролин;

тонкий линолеум;

полиуретановый коврик;

пластиковые папки и скоросшиватели.

Важно! Чтобы ребёнок не поранился, тщательно обработайте края фигур.

Если у вас имеется запас тканей разной фактуры, используйте его для своего DIY-конструктора: из плотного картона приготовьте набор фигур, а затем каждую из них обклейте джинсом, вельветом, бархатом, атласом, фетром… Если к каждой фигуре с одной стороны прикрепить небольшой кусочек швейной контактной ленты (проще говоря, липучки, получится отличный материал для геометрического конструирования на фланелеграфе.

Дошкольная математика: конструирование из геометрических фигур. Какие конкретно фигуры для самодельного геометрического конструктора включить в набор, решать вам.

Каждая фигура должна быть представлена разными цветами и размерами.

По желанию вы можете дополнить свой комплект более сложными фигурными объектами — различными арками, звёздами, неправильными фигурами (напоминающими облака, лужи или кляксы — как вам угодно).

Для начала можете сделать небольшие комплекты: по 5 вариантов каждой базовой фигуры. По мере необходимости ваш набор будет пополняться новыми деталями.

Работа с геометрическими фигурками: инструкция

Занятия с деталями геометрического конструктора можно организовать разными способами:

повторить по образцу;

выполнить по словесному описанию;

самостоятельная работа.

Детям 2–3 лет предлагайте готовые шаблоны, помогайте малышам повторить изображение из имеющихся деталей, обсуждайте, какие фигуры вы использовали.

Детям 4–5 лет можно дать набор фигурок и попросить их сложить простые изображения.

Например:

Сделай ёлочку из трёх треугольников и прямоугольника.

Сложи дом из трёх квадратов, треугольника и прямоугольника.

Используй любые фигуры из твоего набора, чтобы получить цветочек.

Когда малыш самостоятельно или с вашей помощью справится с заданием, обсудите, фигуры какого цвета и размера он использовал. Попросите маленького конструктора обосновать свой выбор.

В старшем дошкольном возрасте дети способны создавать из геометрических фигур целые сюжетные картины. Предложите малышу смастерить своими руками оригинальную поздравительную открытку, украсив её аппликацией из геометрических фигур.

На заметку! Геометрическая аппликация, как и геометрическая мозаика, являются разновидностями плоскостного конструирования из геометрические фигур. Сочетайте эти методы при организации занятий по дошкольной математике с детьми разного возраста.

Друзья! Не забывайте, лучший способ научить ребёнка — показать хороший пример. Если вы хотите, чтобы ваш малыш рос креативным, увлечённым и смышленым, смело фантазируйте, придумывая для него интересные задания с геометрическим конструктором.

Играем обязательно в сказку.

Взрослый выкладывает фигуру и ждёт пока ребёнок её скопирует. Сесть надо рядом, чтобы картинка не была для малыша “вверх ногами”.

Сказка 1.

Жили-поживали зайчик и медведь (берем игрушки зверей разного размера)

Выставляете игрушки на некотором расстоянии от места работы.

У зайчика дом маленький.

Складываем на глазах у малыша из своего набора картинку. Ребёнку надо скопировать образец.

У мишки-медведя – большой. (Аналогично складываем).

Около зайкиного дома росла маленькая ёлочка. (Ёлка из 2 треугольников).

Рядом с мишкиным домом – большая. (Из 3-4 треугольников)

Чем отличается зайкин домик от мишкиного?

Почему медвежонку надо строить большой дом? Потому что он большой и в маленький домик не влезет.

Можно припомнить мультик “Теремок”, как мишка его развалил.

Для первого занятия достаточно.

Если у вас фигуры из бумаги, их можно приклеить. Получится отличная аппликация. Мама может нарисовать зверушек, предварительно спросив, кто где живёт.

Сказка 2.

На следующем занятии мишку заменяем другой зверушкой, например, ёжиком. Конструируем следующую сказку.

Ёжик также жил-поживал в лесу. У него был маленький домик. У ёжика была машина, на которой он любил кататься и по делам ездить. Однажды к ёжику прискакал зайка в гости. Смотрит ёжик, у него ничего вкусненького нет. Нечем друга угостить. Поехал ёж в большой магазин, а зайка дома ждёт. Ехал он мимо больших и маленьких ёлок. Купил ёжик пряников, баранок да капустки с морковкой и домой отправился.

Предложите малышу построить жилище. Если не помнит, снова сложите образец из своего набора геометрических фигур, а ребёнок пусть скопирует.

Постройте машинку и дождитесь, пока малыш её скопирует. Поехал ёжик на машине.

Сложим большой магазин и дорогу к нему.

Попросите его показать пальчиком, в какую сторону направится машинка. А куда ей ехать с покупками? (тоже показ пальцем)

Покажи большой дом, маленький дом.

Большую (маленькую) ёлочку.

Посчитай ёлки.

Конструирование повторяем, заменив зверушек на кошку и мышку, обезьянку и прочих. Самое главное, чтобы новая пара была разного размера (большой-маленький). Дальше работает только фантазия.

Решили зверушки отправиться в путешествие. На машинке доехали до вокзала. А там погрузились в поезд. Долго ехали. Наконец увидели море. На море их ждала яхта.

И так далее. Отдых получился замечательный. Обратно полетели самолётом.

Вот примерно так в сказке и действиях можно заложить элементарные конструктивные навыки уже в 2,5-3 года.

Надеемся вам это будет полезно.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]