СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ: СОВМЕСТНЫЙ ТРУД
Совместный труд является основой организации жизни и быта семьи, в основе которой лежит равенство всех членов, привлечение детей к решению хозяйственных вопросов жизни семьи, ведению хозяйства, к посильному труду. Дети непосредственно вовлекаются в бытовой труд, учатся обслуживать себя, выполнять посильные трудовые обязанности в помощь отцу, матери. От того, как будет поставлено трудовое воспитание детей до школы, зависит их успех и в учении, а также в общем трудовом воспитании. В дошкольном возрасте дети очень подвижны, не могут продолжительное время сосредоточиваться на одном деле, быстро переключаться с одного вида занятий на другое. Школьное обучение потребует от ребёнка сосредоточенности, усидчивости, прилежания. Поэтому важно ещё в дошкольном возрасте приучать ребёнка к тщательности выполняемых поручений, учить его доводить начатое дело до конца,
проявлять при этом упорство и настойчивость. Вырабатывать эти качества необходимо (кроме игры) и в процессе бытового труда, включая ребёнка в коллективный труд по уборке помещения, на огороде.
Наличие у детей такого важного качества личности, как трудолюбие, есть хороший показатель их нравственного воспитания. По тому, как ребёнок будет относиться к труду, какими трудовыми умениями он будет обладать, окружающие будут судить о его ценности в обществе. Любовь к труду, умение работать в коллективе – залог успеха наших детей в их будущей жизни.
Кроме того, трудно переоценить значение труда в жизнедеятельности человека. Физический труд обеспечивает высокий жизненный тонус мышц и всех органов человека: улучшает все физиологические процессы в организме – правильное дыхание, кровообращение, обмен веществ, рост всего тела и отдельных органов. Физический труд является средством борьбы с утомлением, особенно для лиц занимающимся умственным трудом. Формирование культуры труда, смена видов труда, разумное их сочетание в режиме дня ребёнка обеспечивают его успешную умственную деятельность и сохраняют работоспособность.
СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ: ПРАВИЛЬНЫЙ РЕЖИМ ДНЯ
Благополучие в семье и успешное воспитание в семье зависят и от
формирования правильного (оптимального) режима дня с учетом жизненных ситуаций каждой семьи и его соблюдения каждым членом семьи. Режим дня семьи включает весь распорядок дня в течение суток – время на полноценный сон, закаливающие процедуры, на упорядоченный приём пищи, на все виды труда и отдыха. При этом учитываются возраст и состояние
здоровья детей. Режим дня семьи должен иметь воспитательное значение, что возможно лишь при обязательном привыкании детей к его выполнению без напоминания взрослых. Со стороны старших должен осуществляться контроль за качественным выполнением режимных моментов и трудовых поручений, оценка их, помощь при возникших затруднениях.
Проект «Я и моя семья» подготовительная группа «Львёнок» Воспитатель: Гоголева Е.В. — презентация
Проект «Я и моя семья» подготовительная группа «Львёнок» Воспитатель: Гоголева Е.В.
Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной, русских и семейных традиций и обычаев – основное содержание этой работы. Чувство любви к Родине зарождается в семье. А семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.
При анализе результатов выявилась проблема: не все дети знают, как зовут их родителей. Они не могут их назвать полным именем, а некоторые дети называют родителей тетя Света, дядя Саша. Кем работают их родители, они тоже не знают, не могут назвать свой домашний адрес. Что тогда говорить об их бабушках и дедушках. Мало кто из детей знает свое родословное, уходят в прошлое семейные традиции, праздники. Забыты такие понятия как род, родословная, предки.
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели. Цель: формировать у детей понятие «семья»; воспитывать любовь и уважение к семье, как к людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких.
Предполагаемые итоги реализации проекта: -знание детьми информации о своей семье, о её членах; -понимание детьми значимости семьи в их жизни; -умение организовать сюжетно-ролевые игры на тему «моя семья» -проявление заботы ребёнком и уважение ко всем членам семьи.
Деятельность педагога. Изучить историю составления родословной. Подготовить художественную литературу по данной теме Подготовка к праздникам: — Семейные посиделки, посвященные Дню матери. — 8 марта — Семья талантами богата — Папа, мама, я –спортивная семья.
Виды деятельности. — Чтение художественной литературы по теме Моя семья. — Просмотр видеофильмов о семье (В.Катаев Цветик- семицветик, р.н.с. Снегурочка, Морозко и другие). — Викторины по сказкам. — Дигры Кто старше?, У кого сегодня день рожденья?, упражнения Кем ты приходишься своим родителям?, Кто ты для бабушки?, Огорчится ли мама, если…. — Беседы Моя дружная семья, Папа – мой лучший друг и др. — Заучивание пословиц и поговорок о семье, дружбе, пальчиковые игры.
— Изготовление подарков для родителей. — Сюжетно-ролевые игры Семья, Дочки- матери. — Выставка рисунков Моя мама – самая лучшая, Наша дружная семья. Занятия: Я и моя семья, Моя родословная.
Презентация «Моё имя»
Родители – дети. Беседы с детьми о своей семье, родственниках. Рассказы о своем детстве, о школьных годах, о семейных традициях и реликвиях, о своей профессии. Чтение художественной литературы о взаимоотношениях в семье: О.Осеева Честное слово, Просто старушка, З.Александрова Посидим в тишине и др. Составление таблиц-схем Моя родословная. Выставка творческих работ с привлечением детей
Воспитатель – родитель. Индивидуальные беседы-консультации. консультации: Родословная – старинная русская традиция» «История моей семьи»
Вопитатели – родители – дети. Осенние посиделки.
Папа, мама, я – спортивная семья
Итоги реализации проекта. Результативность. За сравнительно короткое время реализации проекта уровень сформированности положительного образа семьи у детей значительно повысился. Это можно увидеть в итоговой таблице. 1. Дети лучше знают свои корни, они хорошо представляют, что такое род, родословная, семья. 2. В своей речи стали чаще употреблять такие фразы, как родной дом, мои родственники и др. 3. В процессе работы над проектом мы как и дети более подробно изучила семьи воспитанников, познакомилась с их семейными традициями. Особенностями семейного воспитания.
Эффективность. Каждая семья оформила для занятия презентации «Я и моё имя» Семьи подготовили родословную семьи Многие родители проявили творчество при выполнении задания к конкурсам Руками пап были приготовлены кормушки для зимней подкормки, снежные постройки. Для подготовки праздника «Семья талантами богата» дети вместе с родителями разучили песни, частушки.
ГИМН СЕМЬЕ
Спасибо за внимание
«СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ: КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ»
Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Умеем ли мы пользоваться этой роскошью в своих семьях, учим ли мы этому своих детей?
Семья – это первая школа общения ребёнка. В семье ребёнок учится уважать старших, заботиться о престарелых и больных, оказывать посильную помощь друг другу. В общении с близкими ребёнку людьми, в совместном бытовом труде у него формируется чувство долга, взаимопомощи. Лучшим средством воспитания правильных отношений является личный пример отца и матери, их взаимное уважение, помощь и забота, проявления нежности и ласки. Если дети видят хорошие отношения в семье, то, став взрослыми, и сами будут стремиться к таким же красивым отношениям. В детском возрасте важно воспитать чувство любви к своим близким – к родителям, к братьям и сёстрам, чтобы дети чувствовали привязанность к кому-либо из сверстников, привязанность и нежность к младшим.
Дошкольники получают в семье первый нравственный опыт, учатся уважать старших, считаться с ними, учатся делать людям приятное, радостное, доброе. Нравственные начала у ребёнка формируются на основе и в связи с интенсивным умственным развитием ребёнка, показателем которого являются его действия и речь. Поэтому важно обогащать словарь детей, в разговоре с ними подавать образец хорошего произношения звуков и в целом слов и предложений. С целью развития речи родители должны учить детей наблюдать явления природы, выделять в них сходное и различное, слушать сказки и рассказы и передавать их содержание, отвечать на вопросы и задавать свои. Развитие речи является показателем повышения общей культуры ребёнка, условием его умственного, нравственного и эстетического развития.
СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ: ПРАЗДНИКИ
Семейные праздники по случаю дня рождения взрослых и детей, а также других знаменательных дат, как День свадьбы родителей, День памятного события в жизни членов семьи (поступление в школу, победа на конкурсе и др.) имеют значительный воспитательный потенциал. К семейным праздникам также относятся проведения в доме общественных праздников как День матери, День отца, День семьи, профессиональные праздники взрослых. Подготовка детьми и взрослыми предстоящего праздника (придумывание сценария, стенгазеты, приготовление праздничных угощений), вручение подарков при особом эмоциональном подъёме создают ту атмосферу торжественности, радости и счастья, которая формирует духовную культуру, сплачивает семью как коллектив.
СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ: СОВМЕСТНЫЕ ПОХОДЫ
Экскурсии и походы всей семьёй в лес, на речку, за грибами и ягодами, на
рыбалку оставляют неизгладимые впечатления, которые пронесёт ребёнок через всё жизнь. При общении с природой ребёнок удивляется, радуется, гордится тем, что он видел, слышал пение птиц, — в это время и происходит воспитание чувств. Чувство «прекрасного» помогает воспитать потребность — беречь окружающую среду. Экскурсии и походы всей семьёй являются также хорошим средством патриотического воспитания детей. Приобщение к истории родного края, в том числе к истории рода и семьи как её составной части, способствует формированию гражданина, учит детей к ответственности перед прошлым и будущим.
СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ: ЧТЕНИЕ
Чтение занимает особое место в воспитании ребёнка в семье. В дошкольном возрасте ребёнок особенно любит слушать сказки, которые ему читают взрослые, рассказы из жизни людей и животных. Из книг он узнаёт о хороших людях, об их делах, о животных, растениях. В сказке побеждает всегда сильный, ловкий, справедливый, честный и трудолюбивый человек, а злой, недобрый карается людьми и обществом. Слушая сказку, ребёнок не остаётся равнодушным к судьбе героя: он переживает, волнуется, радуется и огорчается, то есть у него формируются чувства, постепенно зарождается интерес к книге. В дальнейшем, когда ребёнок сам научится читать, важно
закрепить интерес и выработать навык самостоятельного и систематического чтения. Этот навык не появляется сам по себе, нужна согласованная и умелая работа семьи. Только это приобщит ребёнка к чтению, и он начнёт считать книги своими спутниками в приобретении новых знаний. Зародившийся интерес к чтению приведёт ребёнка в библиотеку, в книжный магазин. У него будут свои герои, которым он будет подражать.