Какие виды бывают?
Самые распространенные виды лепки в детском саду:
- Предметная лепка предназначена для изображения одиночных предметов, таких как предметы посуды, животные и человек. Ребенок, используя всевозможные способы и приемы, учится придавать пластичному материалу окончательную форму.
- Сюжетная лепка предназначена для развития у малыша объемного трехмерного мышления. Сюжетная лепка долгий и трудоемкий процесс, ведь ребенку необходимо вылепить из пластилина уже не одну, а несколько объемных фигурок, связанных между собой общей историей, задумкой, выполняющих какое-либо действие по отношению друг к другу. Можно сказать, что малыш учится творить свою пластилиновую сказку, выбирая наиболее понравившийся сюжет. Такая лепка устанавливается на жесткой подставке, на которую будут устанавливаться вылепленные из пластилина фигуры.
- Декоративная лепка в детском саду позволяет ребенку еще в младшей группе ознакомиться и научиться делать простенькие фигуры и предметы, выполненные в стиле народного прикладного искусства. Так малыш, уже научившийся предметной лепке, проявив фантазию, усердие и включив свое воображение, превратит обычные предметы посуды из пластилина в нарядные, украшенные декоративными узорами. Такой посудой уже можно и дом украсить, и подарок подарить. Статуэтка, выполненная в народном прикладном стиле, научит малыша различать стили в искусстве, пробудит интерес к познанию нового.
Так, этап за этапом, маленький человечек из младшей группы учится усидчивости, развивает свое воображение, вовсю работает мелкая моторика. Малыш учится держать в руках стеки, правильно их использовать при лепке. Учится на ощупь и визуально отличать различные материалы для лепки (глина, пластилин), даже нетрадиционные, такие как соленое тесто. Получает первые математические познания, такие как размер, форма. Узнает внешний вид и название различных геометрических фигур. Можно смело сказать, что эстетическое воспитание началось!
Инструменты, необходимые для занятия
Лепка, как и каждый вид искусства, требует специальной подготовки и специфических инструментов. В детском саду у каждого ребенка должны быть свои индивидуальные приспособления для этого занятия.
Итак, что же понадобится:
- досточка для лепки;
- материал, из которого будут вылепливаться фигурки (пластилин, тесто, глина);
- вода;
- чистые тряпочки;
- стеки.
А также обязательное условие маленькие ладошки и пальчики смышленого ребятенка, будь он в младшей группе или старшей – не важно!
Во время занятия воспитатель сначала расскажет малышам, находящимся в группе, занимательную, а может и поучительную историю про героя, которого позже предложено будет вылепить.
После сказки воспитатель в игровой форме покажет каждому ребенку в группе уже слепленного главного героя сказочки. Малыши тут же захотят самостоятельно вылепить из пластилина такого же персонажа, но своего, индивидуального! И тут перед воспитателем стоит нелегкая задача: поэтапно рассказать, показать, объяснить и научить каждого ребенка:
- Используя различные приемы самостоятельно изготовить из пластилина отдельные заготовки различной формы.
- Используя известные способы, соединить между собой только что вылепленные детальки в одну объемную фигуру.
- Научить малышей устанавливать готовые фигурки на специальную подставку (досточку), применяя уже известные способы.
- Если занятие в группе предполагается сюжетное, то необходимо научить ребенка придумать или выбрать сюжет для своей композиции, спланировать, где будет находиться каждый герой, как он будет выглядеть, что будет происходить между героями сюжета, а затем уже приступать к изготовлению отдельных частей. Такое занятие займет не один урок, поэтому для незавершенных композиций необходимо подыскать место, где работы дождутся своего следующего «воплощения».
- На декоративном занятии воспитатель научит малышей, используя довольно простые приемы (скатать жгутик, шарик), украсить в народно-прикладном стиле уже готовый «свежевылепленный» объект.
Так, шаг за шагом, занятие за занятием, малыши научатся творить, получать настоящее эстетическое удовольствие, откроют для себя мир прекраснейшего изобразительного искусства.
Популярный рецепт соленого теста для лепки
Детям будет очень интересно и полезно попробовать «поиграть» с настоящим тестом, только соленым. Многие будут подражать маме и пытаться слепить любимые вареники (с вишнями, творогом – кто какие любит), другие же примутся за создание детской посудки, третьи начнут с самого сложного – фигур! Самое интересное, что соленое тесто может быть как однотонным белым, так и красочным разноцветным. В помощь воспитателю во втором случае придут гуашевые краски. Немного добавив их в уже разделенные кусочки теста, можно открыть перед малышом целую палитру цветов для творчества и пробудить его фантазию. Мягкое же тесто, подвергнувшись сминанию, катанию и раскачиванию, наконец, приобретет свою конечную форму, вырвавшись из маленьких натруженных рук.
Итак, из чего же делается соленое тесто для лепки? Ингредиенты очень просты и что самое приятное – доступны каждому, нужно знать лишь точную пропорцию – и все получится!
На один стакан муки возьмите столько же обычной кухонной соли, хорошенько все перемешайте, добавьте ½ стакана обычной холодной воды из-под крана и одну столовую ложку подсолнечного масла. Все хорошенько вымешайте на доске до однородной консистенции, при желании – разделите на кусочки и добавьте в них краски необходимых цветов. Затем необходимо поместить уже готовое тесто в холодильник на 3 часа (предварительно положив его в полиэтиленовый пакет). Там тесто «дойдет», и лепить из него будет одно удовольствие!
При работе с соленым тестом к уже знакомым инструментам необходимо дополнительно подготовить клеенку, стакан с водой и кисточки. Кисточкой, смоченной в воде, будут соединяться между собой отдельно вылепленные детали фигуры. Лепить из соленого теста нужно сухими руками, причем способы и приемы лепки совершенно не отличаются от тех, что используются при работе с пластилином. Тесто быстро высыхает, поэтому доставать из полиэтиленового кулечка кусочки лучше частями.
Уже готовую фигуру необходимо хорошенько высушить. Для этого можно в домашних условиях использовать духовку (слабый огонь 30-60 минут, в зависимости от объемности фигуры) или же обычное солнышко! На солнце фигурка будет сохнуть долго, до 5 дней, нужно будет запастись терпением!
Конспект занятия по лепке «Собачка» в подготовительной к школе группе
Роза Калашникова
Конспект занятия по лепке «Собачка» в подготовительной к школе группе
Конспект занятия по лепке в подготовительной к школе группе.
Подготовила:воспитатель: Калашникова Р. И.
Ивановская обл. г. о Кохма. д/с №1 «Одуванчик»
Тема: «Собачка»
Образовательные:учить детей планировать свою работу: задумывать образ,делить материал на нужное количество Цель: познакомить детей с приёмами лепки собаки; воспитывать любовь к животным.
частей разной величины, передавать форму и пропорциональное соотношение частей; учить детей украшать вылепленную фигуру ; закреплять умение детей отгадывать загадки; вызывать интерес к жизни животных.
Развивающие: развивать творческое воображение.
Воспитательные: воспитывать усидчивость, интерес к занятию лепкой.
Технические: учить детей лепить собачку в движении конструктивным способом, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином — скатывание, расплющивание, деление целого на части при помощи стеки, учить объединять вылепленные части в одно целое, плотно соединять их путем примазывания одной части к другой и сглаживать границы соединения частей; показать приёмы оформления вылепленной фигуры дополнительными элементами.
Оборудование,материалы: пластилин разноцветный, доска для лепки, стека; картинки с изображением разных пород собак,крупы: рис пшено греча, вылепленная собака для демонстрации.
Методические приёмы: отгадывание загадок;беседа: «Что я знаю о собаке?», самостоятельная деятельность детей, физ. минутка, пальчиковая гимнастика, подведение итогов.
Предварительная работа:беседа «Собака- друг человека«, рассматривание фото разных пород собак; беседы об особенностях строения тела собаки.
Воспитатель: ребята, посмотрите на столы и скажите чем мы сегодня будем заниматься? /ответы детей/
А кого будем лепить вы узнаете,если отгадаете загадку:
И двор и сад наш сторожит.
Прохожий не зайдет во двор.
Воспитатель: ребята, что вы знаете о собаке?/ответы детей/
-Существует много разных пород собак, каждая из них нужна человеку.
-Зачем? Название каких пород собак вы знаете?
/на доске картинки: западносибирская лайка, немецкая овчарка, гладкошерстная такса, английский бульдог /
Чем отличаются друг от друга по внешнему виду? /мордочка уши, лапы. хвост. /)
Воспитатель показывает основные приемы лепки туловища, головы.
В своей работе лучше использовать два куска пластилина, чтобы поделка получилась крупнее.
— Воспитатель: подумайте какой цвет пластилина нужно выбрать? ./ответы детей/
-Кусок, из которого будем лепить туловище и лапки самый большой.
-Из целого куска пластилина делаем колбаску, стекой надрезы с двух сторон, это лапы собаки.
Давайте подумаем, на сколько частей нужно разделить второй кусок пластилина, чтобы слепить голову собаки?. /ответы детей/
— Кусок пластилина делим на две равные части:из одной части делаем голову: раскатываем пластилин круговыми движениями в форму шара и надо чуть сплюснуть или вытянуть с одной стороны, это зависит от того какую породу собаки вы будите лепить.
А из другой части лепим — уши и хвост собаки. Форма ушей и хвоста зависит от того какую породу собаки вы будите лепить.
Особенности лепки в детском саду
Лепка в детском саду из пластилина, глины или теста играет немалую роль в образовании и воспитании детей дошкольного возраста, она также является и разновидностью искусства.
Лепка для детей является частью изобразительного искусства, при помощи которой они отображают свои эмоции и окружающий их реальный мир. Дети передают свои ощущения мировоззрения. Чаще всего материалами детского творчества является глина, пластилин, тесто для лепки. Они являются наиболее подручными для детей по своим пластичным свойствам. Даже самый простой предмет или фигура для детей является творчеством.
Ребёнок в ходе создания своей творческой работы получает огромное удовольствие от пластичных свойств и объёмности форм используемых материалов. Ребёнок, при лепке, развивает свои конструктивные способности, глазомер и точность движения рук. Если воспитатель правильно организует занятие, то лепка для ребёнка станет любимым увлечением. Этот вид развития творческой способности у детей преследует цели не только выработать у детей определённые навыки и умения, но и в приоритете подготовить ребёнка к школе.
Лепка в детском саду используется в качестве эстетического воспитания детей. Дошкольники способны на многое, их умения зависят от знаний и навыков, а также от возрастных особенностей. Учитывая детский возраст, формы предметов и образов в их творческих решениях, значительно упрощены. Например, человек или животное имеют круглую форму головы, цилиндрические формы конечностей и туловища. В основном больше уделяется внимания мелким, второстепенным деталям: плавники, уши, хвост, нос и т.д. Основная цель ребёнка создать не точный образ, а похожий, с которым можно поиграть. Чаще всего дети выбирают для лепки образы из знакомых животных, окружающих их или образы сказочных животных из книжных картинок.
В старшем дошкольном возрасте дети уже начинают осознавать, что можно красиво слепить, а что лучше получится нарисовать или сделать из других материалов. В ходе занятий дети осваивают и другую форму лепки, когда для создания творческих работ используют природные материалы и другие подручные материалы, как для создания дополнительных аксессуаров для своих фигур, так и заменяя или дополняя основные их составляющие.
Существует три вида лепки, используемые в детских садах:
- Предметная лепка – ребёнок лепит отдельно взятый предмет. Для детей это удаётся порой легче, чем рисование. Здесь используется одна фигура или образ человека, животного или другого предмета, но быстрее и лучше у детей начинают получаться конструктивные или растительные предметы;
- Сюжетная лепка – изображение действий нескольких персонажей или персонаж и предметы. Сюжетная лепка отличается от рисования, здесь нет второго плана на плоскости, удаления с уменьшением или приближения с крупным планом.
В лепке фигуры имеют более реалистичные размеры и не зависят от плоскости. В основном дошкольники изображают пару предметных образов, находящихся в статичном состоянии. Дети ещё пока не умеют передавать в своих творениях другие состояния образов и не любят разворачивать сюжеты. Детям для игры достаточно двух персонажей, с которыми они будут играть и даже общаться. В общении двух персонажей наблюдается сюжетный эпизод, который придумывает сам ребёнок по ходу действия. Уже в ходе развития событий и приобретения большего интереса, ребёнок начинает разворачивать сюжет и обогащать его при помощи новых персонажей и предметов.
Наряду с игрой и увлечением сюжетная лепка это очень трудоёмкий процесс для ребёнка. Ребёнку предстоит слепить несколько персонажей, разместить их согласно замыслу и дополнить сюжет окружающими предметами. Это полноценная композиция, представленная на определённой платформе.
В представлении ребёнка, на начальном этапе, платформа для них обычная плоскость, на которой ставятся предметы, их не озадачивает то, как должен выглядеть низ, внимание концентрируется только на самих образах.
Эта задача стоит именно перед воспитателем любой группы детского сада. Он должен научить детей оформлять композицию целиком: и делать объёмную подставку с декоративными элементами, и логически правильно размещать предметы на подставке.
Например, на подставке вылеплен грунт, трава, цветы, норка, где живёт лиса или мышка, дерево с белкой. Композиция должна быть похожа на сюжет из сказки или окружающей реалии. Композиция это не только отдельно взятые образы, но взаимосвязь их действий между собой. Сюжетная лепка посильна только дошкольникам средних и старших групп, в связи с её многосторонним разнообразием, а для этого нужен необходимый багаж знаний и представлений.
3. Декоративная лепка – напрямую связана с эстетическим воспитанием дошкольников, так как воспитатель знакомит и учит их с творчество народных мастеров различных культур. Лепка сопровождается росписью по изделиям. Детям это не только нравится, но и расширяет их культурные знания и мир фантазий. Дошкольникам нравятся замысловатые сосуды, предметы быта, посуда с яркой краской и неповторимым внешним видом.
Старшие дошкольники, после тренировок с воспитателем способны сами создавать декоративные изделия, с которыми можно и играть и даже использовать как предметы дизайнерской мысли для украшения комнаты, или просто как сувениры.
Дети при помощи декоративной лепки учатся мыслить, планировать и создавать эскизы своих замыслов. Дошкольников надо учить видеть красоту своими глазами. Обычная солонка, кружка или ваза в руках ребёнка по замыслу и воплощению его в жизнь, могут превратиться в лебедя, растение, может стать просто декоративным произведением искусства. Обычный пластилин, глина и дополнительные аксессуары дошкольники используют для того, чтобы незаурядную вещь, превратить в нечто прекрасное. В ходе своих работ дети не только учатся лепить, но и правильно держать и использовать различные инструменты.
Помимо всех перечисленных достоинств, лепка из пластилина развивает гибкость, чувствительность и моторику пальцев ребёнка.
Методы и приемы обучения лепке в подготовительной группе детского сада
Основная цель работы по изобразительной деятельности с детьми 6-7 лет – приобщение к прекрасному, воспитание любви и интереса к изобразительному искусству.
К подготовительной группе у детей появляется необходимый зрительных образов. У детей окрепла мускулатура кисти рук. Дальнейшее развитие получила речь, мыслительные процессы. Во время наблюдений дети 6 лет более полно воспринимают явления окружающей действительности и форму предметов. Они лучше ориентируются в пространстве и начинают понимать, как можно расположить предметы по отношению друг к другу. Изменения в развитии ведут к изменению характера изобразительной деятельности. У детей появляется желание точнее передавать форму, пропорции; их начинает увлекать изображение деталей и предметов, дополняющих образ.
Дети понимают, что руки и ноги фигур для изображения шага и других действий можно не только расставлять и поднимать, но и сгибать, в результате чего вылепленные фигурки делаются выразительнее. Кроме того, они могут сразу определить, в каком положении должен находиться изображаемый предмет и соответственно установить основную часть. Например, ребенок сразу определяет положение куска глины при изображении бегущего зайца, крадущейся лисы.
Значительно более высокие требования по технике лепки воспитатель предъявляет к детям подготовительной к школе группы. Здесь он должен научить детей передавать характерные признаки предмета» четко, правильно изображать объемную форму предмета, точнее соблюдать пропорции, прочно скреплять части предмета, вытягивать мелкие части из основного куска глины [16; 41].
Дети должны научиться утяжелять нижнюю часть фигуры, прочно устанавливать фигуру на ногах, на подставке. Дети должны передавать в лепке некоторые позы, положения, движения фигуры, соблюдать соотношение предметов в сюжете по величине, располагать их по смыслу. Нужно подвести детей к иллюстрации в лепке несложных эпизодов из сказок или рассказов, научить их самостоятельно намечать содержание лепки. Чтобы обеспечить выполнение этих программных требований, воспитатель учит детей понимать характерные особенности строения предмета, объединять несколько предметов на одной подставке в определенных смысловых соотношениях.
Воспитатель учит детей, помимо установки фигур на ноги и на подставку, находить опору для вылепленной фигуры в дополнительных точках (лыжник опирается на палки, мальчик в зимней одежде — на снежный ком, дети держатся за руки).
Работу со стекой воспитатель вводит здесь с первых занятий. Сначала учит использовать стеку для прорисовки деталей острым концом, затем примазывать мелкие части, позднее — разрезать кусок глины для выделения частей фигуры (ноги, лапы), вырезать углубления, чтобы расширить его, вынимать лишнюю глину. С середины года он показывает детям, как делать украшающие насечки, каким концом стеки и как их наносить для получения красивого орнамента, узора.
В этой группе воспитатель дает указание целиком, не повторяет его, но иногда задает детям вопросы о приемах и последовательности работы. Одним из наиболее распространенных приемов обучения является словесное указание, напоминание, а также частичный показ — показ способа передачи движения, изменения позы, новых деталей, новых приемов работы.
В этой группе во время сюжетной лепки, при иллюстрации сказок воспитатель подбирает такие темы, чтобы детям встречались лишь хорошо знакомые образы, предметы, которые дети уже неоднократно лепили на занятиях. Фигуру человека, животного они учатся изображать в разнообразных позах, движении, что позволяет им достаточно выразительно передавать несложные сценки, иллюстрировать в лепке эпизоды из знакомых литературных произведений. В их работах персонажи сюжетной сценки приобретают характерные черты, объединяются в определенной ситуации, выраженной направлением, позой. Работа со стекой позволяет усилить выразительность, добиваться большего сходства, детализации, украшать ряд изделий.
В этих случаях основное внимание детей обращено на композиционные и смысловые связи группы в сюжете.
Детям 6—7 лет необходимо напоминать о соблюдении аккуратности в работе, требовать засучивания рукавов, не допускать стряхивания сухой глины с рук на костюм, на стол, нужно следить и за позой ребенка, за положением его рук.
6—7-летние дети более требовательны сами к результатам своей работы; если малыш одинаково охотно и легко берется слепить и шарик и козу или корову, то ребенок 6—7 лет уже способен оценить свои силы, опасается технических трудностей, требователен и к отделке, не за всякую работу легко берется.
Смелость в работе воспитывается параллельно освоению ребенком основных навыков и умений в лепке, и дети с каждым месяцем все легче берутся за новую для них тонкую работу, с удовольствием украшают изображение, дополняют его многими мелкими деталями.
Перейти на страницу: 1
Оборудование и материалы для занятий лепки в детском саду
Обычно в группе детского сада используют пластилин, но возможности работы с ним ограничены. Наиболее эффективно получится использовать в творческой работе глину. Жирная глина подойдёт лучше всего. Из неё можно лепить несколько крупных объектов, создавать предметы с последующей термической обработкой, для увековечения и расписывать их красками. Пластичность глины можно регулировать водой, что облегчает детям сам труд.
В образовании практичнее использовать глину, так как пластилин предназначен для мелких изделий, а мелкие формы не способны передать полноту и чёткость линий деталей фигуры. Использование пластилина осложняет занятия с детьми младшего возраста, так как он достаточно твёрдый и для мягкости его надо постоянно разминать, а маленьким детям это не всегда под силу. Пластилиновая лепка больше подходит для детей с развитой мускулатурой пальцев рук, в более старшем возрасте 5-7 лет, однако его использование должно ограничиваться лишь в небольшом количестве занятий.
Если у детского сада достаточно бюджетных средств, то глину можно приобрести в магазине, но в сельской местности проще её накопать. Слой глины находится прямо под плодородным слоем земли, поэтому это сделать не составит особой трудности. Приготовить смесь для лепки тоже не составит никакого труда. В глину просто нужно добавить воды и размять её, а затем сложить в плотный целлофановый кулёк, и тогда рабочий материал можно хранить целый год. Для обжига глины потребуется потратиться только на муфельную печь. Потребуются и краски. Таким образом, после обработки, детские поделки превратятся в настоящие керамические изделия и сувениры. Глина сама по себе в сыром виде не является несущим материалом и для изготовления изделий потребуется запастись каркасами.
В роли каркасов могут сгодиться обыкновенные палочки или куски проволоки. Каркас необходимо делать так, чтобы была возможность его изъять из изделия после того, как подсохнет глина, иначе глина на каркасе может потрескаться при высыхании. Для вырисовывания отдельных элементов, выемок можно использовать пластмассовые ножи как в пластилине, лопатки и гвоздики. Чем лучше и удобнее организовано место для творческой деятельности ребёнка, тем качественнее получаются его работы. Обычно для рабочей поверхности используют досочки, но лучше иметь поворотный станок для удобства работы, с любой стороны, над изделием.
В конце хочется добавить, что лепка в детском саду важна дошкольникам для развития сенсорного восприятия. Дети не только должны видеть, но и осязать предметы.
Неоценимая роль лепки в развитии дошкольников
Американскими учеными уже доказано, что ежедневные занятия лепкой активизируют работу мозга, в частности отделы, отвечающие за речь. Дети начинают выразительно выговаривать слова, произносить четче звуки, легче осваивают буквенный состав слов.
В нашей стране еще Н. К. Крупская отмечала, что лепка в средней группе способствует развитию творческого и художественного воображения, наглядно-образному и абстрактному мышлению, памяти, расширяет кругозор и эмоциональную сферу, формирует наблюдательность и личностные качества (терпеливость, самостоятельность, изобретательность, инициативность, дисциплинированность).
Психическое развитие ребенка происходит на занятиях лепки за счет грамотно выстроенного педагогического процесса и разной фактуры материала. Ранее в детских садах использовался пластилин, глина, соленое тесто, песок и снег. В наши дни можно приобрести разнообразные виды пластилина:
- пластилин для малышей мягкой консистенции изменяет цвета при смешивании, при комнатной температуре не «киселится»;
- масса для лепки гладкой «мокроватой» консистенции (похоже на прикосновение шелка) застывает через двое суток после изготовления поделки;
- пластилин мелко- и крупнозернистый из шариков на клеящей основе.
Ребенок не только ощущает разную фактуру материала, видит его разные свойства, но и проделывает различные с ним действия (лепит поделки, создает мозаику-картину или пластилиновую живопись). А целенаправленная деятельность педагога помогает детям заострить внимание на мелких деталях. Следовательно, лепка в ДОУ (средняя группа) способствует умственному и творческому развитию детей.
Лепка: конспекты занятий, программы, кружки, планирование
Содержится в разделах:
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- ИЗО. Конспекты занятий по ИЗО в детском саду
Включает в себя разделы:
- Поделки из соленого теста. Занятия, мастер-классы
- Насекомые. Лепка из пластилина по теме «Насекомые»
- Поделки из глины
- Пластилин, лепим из пластилина. Поделки
По группам:
- Старшая группа
- Подготовительная группа
- Средняя группа
- Младшая группа
Показаны публикации 1-10 из 8915. Все разделы | Лепка. Конспекты занятий, проекты
Новое Фото Лучшее
Конспект занятия по лепке в ясельной группе «Долька Арбуза»
Тема: «Долька Арбуза»Задачи: 1.Вызвать интерес к созданию яркой красочной работы. 2.Учить украшать шаблон арбузной дольки (заготовлен заранее, используя черный пластилин. Предварительная работа: 1.Чтение художественной литературы 2.Рассматривание картин и фото с изображением…
Конспект занятия по лепке в подготовительной группе на тему «Медузы на дне морском»
Методика лепки в средней группе
Лепка включает в себя не только конкретные занятия с пластилином или глиной, а постоянную работу воспитателя с детьми. То есть педагог обращает внимание дошкольников на формы, мелкие детали, когда гуляют на улице, когда читают книги, когда проводят дидактические игры. Например, на чтении разбирают форму овощей, фруктов, животных, посуды и т. д.
Лепка в средней группе подразумевает последовательность занятий:
- В начале учебного года материал повторяется. Лепятся фрукты и овощи круглой формы. Дети учатся работать со стеками и пальчиками вытягивать продолговатые «колбаски».
- Зимой дошкольники учатся создавать сложные фигурки из разных деталей круглой, овальной и продолговатой форм. При помощи стеков учатся прорисовывать мелкие черты лица, шерстку животным, перья птицам и т.д.
- К весне пятилетки обучаются создавать предметы из целого куска, вытягивая массу, а не разрывать ее на кусочки.
- Летом чаще занятия направлены на закрепление учебного материала.
В каждом ДОУ своя программа, поэтому количество занятий по лепке, одобренный руководством материал и его содержание будут отличаться. В среднем лепка проходит не менее 1 раза в неделю на бесплатной основе, но есть еще и платные занятия, которые называются «Творческая мастерская».
Техника лепки в средней группе
Упражнения с пластичными материалами готовят детскую руку к освоению важнейшего навыка в ближайшем будущем — письму. Регулярные занятия лепкой развивают гибкость кисти и точность движений. Поделки ребята создают, изучая различные приёмы лепки.
Таблица: способы и приёмы лепки
Способы лепки | Приёмы | Примеры поделок в средней группе |
Скульптурный/пластичный — лепка из одного куска. |
|
|
Конструктивный — создание поделки из нескольких деталей. | Вылепленные пластичным способом детали соединяются друг с другом. |
|
В средней группе дети осваивают конструктивный способ лепки: вылепливание и соединение деталей в единый образ
Виды лепки
- Предметная лепка. В средней группе дети лепят двух- и трёхмерные предметы на плоскости. Максимально точно стараются передать форму знакомых объектов. На занятиях обязательно стоит образец — фигурка или игрушка.
Предметная лепка подразумевает и изображение живых существ, например, рыб
- Сюжетная лепка. На пятом году жизни стремительно развиваются мыслительные способности. Ребёнок сопоставляет объекты окружающего мира, обнаруживает связи и взаимодействие между ними. Первые сюжеты — это коллективные композиции «Хоровод зайчат», «Птичий двор».
Коллективные работы имеют простой сюжет, например, «Утята плавают на пруду»
- Декоративная лепка. В средней группе этот вид лепки может использоваться для украшения поделок «Ваза», «Тарелка».
Дети 4–5 лет учатся украшать поверхности рельефным узором, например, как на занятии «Чудо-цветок»
Материалы и инструменты
- Пластилин — наиболее податливый материал. Познакомить детей с глиной можно, но лепить из неё рекомендуется в старшей и подготовительной группах (с детьми 5–7 лет). Изредка на занятиях может использоваться пластилин Плей До. Это дорогостоящий материал, но яркий и необычный. С его помощью можно украсить подарки мамам на 8 Марта, например.
Сохраняйте остатки пластилина их наборов — дети используют их позже
- Стек — инструмент-помощник, с которым дети знакомятся в средней группе. Воспитатель показывает, как держать стек, каким образом с его помощью отрезать часть от куска пластилина/теста. Стек понадобится для дополнения поделок надрезами или простыми узорами (точками, линиями). Им обозначают глаза, рот, нос на мордочке животных.
Для средней группы рекомендуется закупить пластмассовые стеки с закруглённым концом
Нетрадиционные техники лепки
- Пластилиновая мозаика — выкладывание пластилиновых шариков на нарисованном изображении. В техническом плане использование этой техники на занятиях в средней группе не даёт ничего нового детям. Пластилиновой мозаикой уместно заниматься во время декоративной лепки. Например, мозаикой дети украсят пластиковые тарелки или крышки.
Мозаика отлично подходит для декорирования пластиковых и картонных поверхностей
- Пластилинография — рисование или закрашивание контуров при помощи размазывания и/или налепливания пластилина. В средней группы подбираются небольшие картинки на плотном листе бумаги или картоне. Задача для детей 4–5 лет — «раскрасить» тонким слоем пластилина рисунок, не выходя за контуры. Цвета для пластилинографии дети выбирают самостоятельно.
Пластилином дети раскрашивают несложные изображения, например, цветик-семицветик
- Тестопластика — лепка из солёного теста. В средней группе в этой технике выполняются поделки «Угощение для кукол/друзей», «Гусеница». Солёное тесто — замечательная альтернатива пластилину, полностью натуральный материал. Воспитатель заготавливает тесто непосредственно перед занятием.
Рецепт солёного теста: 1/2 ст. холодной воды, 1 ст. муки, 1 ст. соли Размешать до однородной массы.
В солёное тесто можно добавить пищевые красители
Солёное тесто имеет обыкновение крошиться во время работы. Для деток 4–5 лет этот материал не назовёшь податливым. Поэтому к массе, полученной по классическому рецепту, я добавляю 1–2 столовых ложки растительного масла (без запаха). Тесто становится пластичнее.
Дифференциация заданий
В течение учебного года воспитатель оценивает эффективность занятий. В сентябре, январе и мае проводится мониторинг изобразительных способностей детей. Определяется уровень овладения практическими навыками для каждого воспитанника.
Практические навыки формируются и закрепляются неравномерно среди детей одного возраста. Это нормально. Задача воспитателя — создать благоприятные условия для развития каждого подопечного. Учитывая личностные качества и темп овладения приёмами лепки, педагог разрабатывает разноуровневые задания.
На занятии ребёнок получает новый опыт и положительные эмоции, задания подбираются по уровню развития
Таблица: примеры заданий разного уровня сложности
Критерий способностей | Основное задание | Усложнённое задание |
Умение определять, из каких частей и форм состоит объект для лепки | Слепить мухомор: ножка-цилиндр, конусообразная шляпка, белые точки. | Слепить мухомор, закрепить на картонной основе, дополнить травинка/листьями/пеньком. |
Скорость лепки | Слепить утёнка: пластичным способом голову и туловище, добавить крылья и клюв. | Слепить утёнка, при помощи стека сделать надрезы на крыльях и хвосте (перья), обозначить глаза. |
Разноуровневые задания необходимы для того, чтобы каждый ребёнок проявил свои умения и почувствовал себя успешным
Перспективное планирование по лепке (средняя группа)
Татьяна Романевич
Перспективное планирование по лепке (средняя группа)
Тема: Большие и маленькие морковки.
Цель: Закреплять умение лепить предметы конусной формы и разной величины.
Тема: Спелые яблоки и ягоды.
Цель: Закреплять умение лепить предметы круглой формы и разной величины.
Тема: Красивое блюдо.
Цель: Учить детей лепить,используя новые приемы: вдавливания и оттягивания краев, уравнивая их пальцами.
Тема: Угощение для наших друзей (яблоки)
по замыслу
Цель: Закреплять умение лепить знакомые предметы, применяя усвоенные раннее приемы. Развивать инициативу, самостоятельность и творческие способности детей.
Тема: Красивая птичка.
Цель: Учить детей лепить птичку, передавая овальную форму тела,оттягивать и прищипывать мелкие части: клюв, хвост, крылышки.
Тема: Грибы большие и маленькие.
Цель: Учить лепить предмет из нескольких частей, правильно располагая части.
Тема: Печенье.
Цель: Учить детей самостоятельно определять содержание своей работы; закрепляя умение лепить, используя разные приемы.
Тема: Угощение баурсаками. по замыслу
Цель: Продолжать совершенствовать способы лепки, заострять и закруглять пальцами конец столбика, защипывать для создания более полной и красивой формы.
Тема: Пирамидка.
Цель: Учить передавать пропорции, строение предметов, используя прием скатывания, сплющивания; способы соединения частей.
Тема: Кесе.
Цель: Учить детей лепить,используя новые приемы: вдавливания и оттягивания краев, уравнивая их пальцами.
Тема: Кучерявый ягненок.
Цель: Учить лепить животное, передавать овальную форму его туловища, головы, ушей; закрепляя приемы лепки и соединения частей
Тема: Семейка ежиков.
Цель: Подводить детей к сюжетной лепке, научить передавать правильные пропорции, осваивая прием сравнения.
Тема: Уточка
Цель: Учить детей лепить птичку, передавая овальную форму тела,оттягивать и прищипывать мелкие части: клюв, хвост, крылышки
Тема: Зайка беленький сидит.
Цель: Учить лепить животное, передавать овальную форму его туловища, головы, ушей; закрепляя приемы лепки и соединения частей.
Тема: Петушок – золотой гребешок.
Цель: Учить детей лепить птичку, передавая овальную форму тела,оттягивать и прищипывать мелкие части: клюв, хвост, крылышки.
Тема: Украшение для новогодней елки (звездочки, шарики, сосульки, бусы)
по замыслу
Цель: Закреплять умение лепить предметы круглой, овальной формы, из нескольких частей, разные по величине, пользуясь знакомыми приемами
Тема: Снеговик.
Цель: Продолжать учить передавать пропорции, строение предметов, способы соединения частей.
Тема: Утка с утятами.
Цель: Учить детей лепить фигурки, передавая разницу в величине предметов и отдельных частей, делить глину в соответствующей пропорции.
Тема: Тележка.
Цель: Учить лепить предмет из нескольких частей, правильно располагая их, присоединяя все части к основной форме путем прижимания.
Тема: Лисичка со скалочкой.
Цель: Подводить детей к сюжетной лепке, научить передавать правильные пропорции, осваивая прием сравнения.
Тема: Мисочка.
Цель: Продолжать учить лепить,используя приемы: вдавливания и оттягивания краев, уравнивая их пальцами.
Тема: Маслобойка
Цель: Продолжать учить лепить предметы быта, применяя полученные навыки лепки.
Тема: Компьютер.
Цель: Учить лепить предметы объемной формы, применяя полученные навыки лепки.
Тема: Рыбка
Цель: Учить передавать отличительные особенности разных рыбок, имеющих одинаковую форму, но различные по величине. Закрепить раннее изученные приемы лепки.
Тема: Лисичка –модница.
Цель: Закрепить умение детей лепить животное, передавая характерные особенности строения.
Тема: Веточка мимозы.
Цель: Учить лепить знакомыми способами не только основную форму предмета, но и характерные детали.
Тема: Любимые игрушки (лисичка, петушок, пирамидка, зайка, неваляшка, птичка)
По замыслу
Цель: Учить детей самостоятельно определять содержание своей работы; закрепляя умение лепить, используя разные приемы.
Тема: Красавица Баян-Сулу (девушка в длинном платье)
Цель: Учить выделять части человеческой фигуры в одежде (голова, расширяющиеся книзу платье, руки)
и передавать это с соблюдением пропорций.
Тема: Лебедь.
Цель: Закрепить умение детей лепить птичку, передавая характерные особенности строения.
Тема: Семейка верблюжонка.
Цель: Продолжать учить изображать фигуру животного в лепке, правильно передавая соотношение частей. Закрепить приемы лепки: прищипывание, сглаживание.
Тема: Ватрушки.
Цель: Продолжать совершенствовать способы лепки, заострять и закруглять пальцами конец столбика, защипывать для создания более полной и красивой формы.
Тема: Кто живет в лесу (по замыслу)
Цель: Продолжать учить выбирать объект лепки. Закрепить умение лепить животное, передавать характерные особенности, закрепляя приемы лепки.
Тема: Подснежники (барельеф)
Цель: Учить детей выполнить объемную лепку, применяя полученные навыки лепки.
Тема: Ежик – не головы, не ножек.
Цель: Закрепить умение лепить животное, передавать характерные особенности, закрепляя приемы лепки.
Тема: Собака.
Цель: Закрепить умение детей лепить животное, передавая характерные особенности строения.
Тема: Божьи коровки.
Цель: Учить лепить знакомыми способами не только основную форму предмета, но и характерные детали.
36 занятий
Как слепить корову из пластилина
Давайте пошагово рассмотрим, как слепить корову из пластилина. Мы предлагаем попробовать слепить три варианта бурёнок, сначала мы слепим корову Зорьку, потом приступим лепки Крутой коровы и на последок ещё одна схема как слепить бурёнку. А также ещё больше инструкций разных поделок вы можете найти на нашем сайте в меню Поделки из пластилина.
Лепим корову Зорьку из пластилина
Для того чтобы слепить корову Зорьку нам понадобится: коричневый, черный, оранжевый и желтый пластилин.
1. Скатайте коричневый и оранжевый шарики. 2. Налепите более светлый шарик в качестве носовой части ко второй детали. 3. Приклейте глаза, проткните головкой спички ноздри, вырежьте стекой улыбку. 4. Обязательно сделайте рога, ведь у коровы они должны быть. Прикрепите серые детали на голову. 5. Чуть ниже рогов прикрепите симметричные уши. Чтобы их сделать, слепите тонкие лепешки и придавите с двух сторон пальцами.
6. Вытяните еще один большой коричневый кусок в овал. 7. Придавите пальцами туловище, задавая характерный рельеф. Вытяните шею.
8. Простые коричневые палочки заменят ноги животного, но внутри желательно замаскировать спички или зубочистки, чтобы готовое изделие было более устойчивым. Особенно это актуально, если вы используете мягкий пластилин, такая масса вряд ли выдержит довольно массивное туловище. 9. К концам ног прикрепите серые копыта.
10. Прикрепите ноги к туловищу и пальцами разгладьте пластилин. 11. Из бежевого пластилина слепите вымя коровы, ведь именно эта деталь отличает корову от быка.
12. Вытяните кусочек коричневого пластилина в тонкий длинный хвост. Прикрепите бежевую кисточку на конец. 13. Соедините голову с туловищем. 14. Корова из пластилина готова.
Как слепить крутую корову
Для лепки этой коровы мы будем использовать белый и черный пластилин, а также немного желтого и фиолетового.
Нам понадобятся вот такие заготовки:
1. Сначала скрутим из третей части белого пластилина шар — это будет голова. Затем скурим маленький шар из желтого это будут у нас рога. 2. Затем скрутим три маленьких черных шарика это будут ушки и чёлка на лбу. 3. Далее скрутим шарики для глаз: два белых и два маленьких черных, а также фиолетовый. 4. Теперь скрутим из оставшегося белого пластилина шар для туловища. И три маленьких черных шарика для пятнышек на туловище. 5. Теперь возьмем ещё белого пластилина и скатаем 4 одинаковых шара для ног. И 4 маленьких черных для копыт коровы.
Теперь приступим к соединению деталей:
1. Для начала сделаем голову: возьмите шар для головы и сделайте из него фигуру в виде груши как показано на рисунке. Затем скатайте колбаску, зауженную на концах из желтого шарика, далее изогните её как показано на рисунке и приделайте к голове. Затем сделайте ноздри продавив их спичкой.
2. Далее приступаем к ушкам и челку. Из трех черных шариков скатываем колбаски, зауженные к одной стороне. Пальчиками приминаем их, должны получится капельки. Из одной капельки вырезаем как показано на рисунке. И всё проделываем к голове нашей коровы: ушки за рога, а челку на рога.
3. Переходим к лепке глаз из пластилина: скатываем колбаску из фиолетового пластилина и примнем её пальцем. Затем на неё приклеим глазки, сначала белые потом черные. И всю эту конструкцию приклеиваем на голову. Голова нашей коровы готова.
4. Переходим к лепке туловища. Из большого белого шара для туловища делаем грушу как на рисунке. А из трех маленьких черных шарика делаем лепешки и приклеиваем их на туловище, в любое место где вам нравится. Далее в туловище воткнем зубочистки, так чтоб они немного торчали и на них мы оденем голову.
5. Из последних заготовок делаем колбаски. Белые изгибаем, можно как на рисунке, а можно и самому придумать как будет сидеть ваша крутая корова. Черные колбаски разрезаем и приклеиваем к белым. А после приделываем пластилиновые ноги к туловищу, осталось нарисовать рот и наша крутая корова готова! Можете добавить красный язык.
Пластилиновая бурёнка, или как слепить корову
1. Вылепите из пластилина фигурки как показано на рисунке. 2. Затем соберите фигурки: к голове прилепите рога, уши, глаза. Затем к туловищу прилепите ноги, хвост, голову. 3. Сделайте у коровы черные пятнышки из черных лепешек. 4. И нарисуйте копыта, мордочку, рот, проткните ноздри. 5. Наша бурёнка готова!
Как сделать гусеницу из пластилина пошагово:
1. Хоть в перечне материалов и указан зеленый пластилин, который более подойдет для лепки насекомого, можно заменить его другим цветом. Если есть желание, комбинируйте шарики разного оттенка и размера, чтобы получить радужную поделку. Для начала разомните подготовленный брусок в руках.
2. Далее используйте стеку, чтобы поделить мягкий пластилин на кусочки. Сделайте звенья, из которых будет состоять длинное тело извивающегося насекомого, а также один более крупный кусочек, который станет головой. Поделите зеленый брусок на нужные порции и разомните каждую из них по отдельности в руках.
3. Можно из каждого маленького кусочка сформировать шарик в качестве звена туловища гусеницы. Либо придать каждому шарику миндалевидную форму. Поделка, состоящая из овальных фрагментов, будет интересней. На крупный шарик, предназначенный для головы, наклейте бежевую лепешку, разгладьте края. Затем подушечками пальцев придайте заготовке треугольную форму.
4. На бежевом поле сделайте смешную мордашку. Используйте большую розовую бусинку, чтобы сымитировать нос. Над носом приклейте мелкие черные точки-глазки, а под ним – маленькую красную точку-ротик. Сделайте два длинных оранжевых усика. Завейте и приклейте к голове. Также гусеницу можно украсить красным бантиком.
5. Из овальных зеленых заготовок соберите туловище, закрепляя детали в произвольном порядке. С одной стороны приклейте голову. Такая смешная фигурка выполняется по самой простой методике, лепка гусеницы очень увлекательна для детей.
6. Из бежевых точек сделайте украшения для звеньев. Также это способ изучить вместе с маленькими детьми цифры. Не запрещено клеить на каждое звено разное количество точек, а потом вместе считать их. Готовую гусеничку посадите на цветущую полянку. Поделка готова.
Как сделать лягушку из пластилина
Пластилин – удивительный материал, который позволяет развивать не только творческий потенциал и фантазию, но и мелкую моторику. Слепить лягушку из пластилина можно, используя мастер-класс, где расписано все пошагово и понятно даже для детей. Точно следовать инструкциям или применить свои идеи – решает каждый сам.
Простой лягушонок из пластилина своими руками
Сделать лягушку из пластилина своими руками в самом простом варианте сможет любой малыш. Всего 8 основных деталей, 5 дополнительных и маленькая жаба будет готова. Крупные детали ребенок может полностью выполнить самостоятельно, а с мелкими ему поможет кто-нибудь из взрослых.
Процесс лепки:
- Из зеленого материала скатывают 2 шарика – один больше другого. Соединяют их между собой – это будет туловище и голова.
- Лепят два одинаковых маленьких шарика и крепят их на верхнюю часть головы. Сверху на них клеят тонкие белые пластилиновые кружки. На них лепят зрачки голубого или другого цвета.
- Рот и нос прорезают, используя стеки или зубочистки. Приделывают язычок из красного пластилина.
- Скатывают два брусочка зеленого цвета. Расплющивают с одной стороны, придавая форму ласт. Ноги подгибают и фиксируют на теле лягушки.
- Для передних лапок заготовки делают тоньше и короче. Нижнюю часть делают приплюснутой. Вырезают на каждой лапке по 3 пальца, делая перепонки при помощи зубочистки. Крепят лапки к туловищу.
Царевна-лягушка из пластилина
Чтобы заинтересовать ребенка лепкой, из пластилина можно слепить царевну-лягушку. Для этого делают сначала саму лягушку и добавляют всего пару дополнительных деталей – корону и стрелу:
- Из зеленой массы скатывают валик и разрезают его на 3 кусочка – 1 маленький и 2 большего размера.
- Подготавливают заготовку для головы. Один из больших кусков скатывают и сплющивают его, придавая форму овала.
- Из второго крупного куска скатывают шар. Втыкают в него зубочистку или спичку и соединяют с заготовкой головы.
- Из последнего куска создают четыре лапки в виде колбасок. Сгибают их пополам и соединяют с основой.
- 2 небольшие плоские лепешки соединяют с лапами. 2 лепешки чуть большего размера прилепляют к туловищу в области брюшка.
- Из оставшегося кусочка лепят 2 шарика и закрепляют их на верхней части головы.
- На основе для глаз фиксируют 2 белых кружка и наклеивают на них черные зрачки.
- Стекой прорезают рот лягушки. Скатывают из бледно зеленого пластилина маленькие шарики. Слегка сплющивая, размещают их на голове и теле. Такими же деталями обозначают ноздри у лягушки.
- Из светло-зеленого материала делают брюшко и крепят его на туловище.
- С помощью стеки прорезают пальчики на краях лепешек-ног. На зрачках размещают белые мини-блики.
- Чтобы слепить корону для царевны, понадобится желтый или светло-оранжевый пластилин. Делают колбаску и раскатывают ее в тонкую полоску. По краю стекой прорезают острые зубцы.
- Отрезают от зубчатой полоски часть так, чтобы на ней получилось 5 зубцов. Сворачивают ее в корону, которую надевают на голову лягушки. Острые концы немного подкручивают в разные стороны.
- Из кусочка красного пластилина создают маленький язычок и приклеивают его на линии рта.
- Стрелу лепят из пластилина коричневого, желтого и белого цветов.
Лягушка из легкого пластилина
Сделать лягушку из легкого пластилина поэтапно несложно. К примеру, можно создать героиню мультфильма «Лягушка-путешественница». Детали из этого материала хорошо держат форму, и масса не липнет к рукам.
Важно! Этот материал боится влаги, как во время рабочего процесса, так и в готовых поделках.
- Берут небольшой кусочек массы зеленого цвета. Придают ей форму головы с пухлыми щечками. Особое внимание уделяют рту – делают его слегка заостренным. Обозначают немного приподнятые места для глаз.
- Раскатывают желтый пластилин и обрамляют нижнюю часть головы. Тонкой полоской обозначают разрез рта.
- Из белой массы делают глаза. Чтобы они выглядели забавными и веселыми, зрачки лепят разной формы, голубого цвета с черными вкраплениями.
- Чтобы сэкономить материал, для тела лягушки можно использовать фольгу, которую мнут в грушеобразную форму и покрывают тонким слоем зеленой массы. Чтобы выделить брюшко лягушки, переднюю часть покрывают массой желтого цвета.
- Изготавливают основы для лап лягушки, в виде округлых брусочков нужного размера.
- Стекой выдавливают пальцы на руках и ногах лягушки. Придают им необходимые изгибы. На серединку ладошек добавляют желтой массы.
- Соединяют между собой все детали. Для прочного крепления голову «садят» на спичку или зубочистку.
- Разглаживают шероховатости и неровности. Добавляют темно-зеленых вкраплений на руки и ноги лягушки.
Поделка с лягушкой из пластилина
Чтобы увлечь ребенка, можно слепить вместе с ним не только одну лягушку из пластилина, но целую поделку. Поэтапный разбор поможет понять, как лепить камыш с помощью зубочисток. Как сделать пруд и лист кувшинки на нем:
- Чтобы создать камыш, понадобятся зубочистки, коричневый и зеленый пластилин. Низ оборачивают зеленым пластилином, верх коричневым. Отдельно лепят листочки. Все соединяют и крепят на поверхность.
- Чтобы сделать лист кувшинки, зеленую массу раскатывают и расплющивают пальцами в овал. Стекой или ножом рисуют прожилки и делают вырез в нижней части листа.
- Из картона вырезают круг или любую форму достаточно большого размера, чтобы на ней могла поместиться квакушка и дополнительные аксессуары.
- Картон обмазывают тонким зеленым слоем.
- Поверх зеленого слоя раскладывают и размазывают в хаотичном порядке куски синего и голубого материала.
- С краев размещают камыши.
- Немного в стороне от центра располагают лист кувшинки, на который сажают главную героиню.