Музыкально-дидактические игры в ДОУ
Людмила Виленская
Музыкально-дидактические игры в ДОУ
Музыкально – дидактические игры в детском саду.
Музыкальное воспитание в детском саду осуществляется в основном на музыкальных занятиях, где под руководством педагога ребёнок старается проявлять себя в исполнении песни, танца, передачи образа игры, составлении пляски – импровизации, игре на музыкальных инструментах.
Умение самостоятельно действовать, выполняя музыкальные задания, позволяет детям лучше, качественнее исполнять музыкальный материал, способствует развитию контроля, за собственным исполнением музыкально – сенсорных способностей.
Эффективному музыкально – сенсорному воспитанию способствует наглядность обучения, возникновения в сознании детей естественных ассоциаций музыкальных звуков со звуками окружающей среды.
На музыкальных занятиях у детей развивается музыкальное восприятие. Однако, вряд ли можно ограничиться этим. Нужна ещё и такая среда, в которой ребёнок мог бы углублять усвоенные способы действия и самостоятельно их упражнять. Нужны специальные дидактические игры и игрушки. Ребёнок встречается с музыкой на занятиях два раза в неделю, где в основном осуществляется обучение певческим и ритмическим навыкам. В быту музыкальные впечатления не всегда бывают систематичны. Следовательно, для успешного музыкального развития детей требуется специальная среда. В качестве такой среды можно рассматривать музыкально – дидактические игры.
В программе музыкального воспитания отмечается, что назначение музыкально – дидактических игр – научить ребёнка различать и понимать свойства и качества воспринимаемых явлений.
Музыкально – дидактические игры всегда содержат развитие действия, в котором сочетаются элементы занимательности и соревнования с сенсорными заданиями. Цель игровых действий заключается в том, чтобы помочь ребёнку услышать, различить, сравнить свойства музыкальных звуков: их высоту, силу, длительность, тембр. Игровые правила и действия, регулярно проводимых с детьми музыкально – дидактических игр помогают планомерному развитию музыкального слуха, вырабатывают умение различать смену регистра, динамики, ритма в одном и том же произведении. Кроме того, музыкально – дидактические игры и упражнения с применением настольного материала, позволяют детям самостоятельно упражняться в усвоении способов сенсорных действий.
Виды музыкально – дидактических игр и методика их проведения.
В зависимости от дидактической задачи и развёртывания игровых действий музыкально – дидактические игрыпринято подразделять на три вида:
1. Спокойное музицирование.
2. Игра типа подвижных, где элемент соревнования в ловкости отодвинут во времени от момента выполнения музыкальных заданий.
3. Игры, построенные по типу хороводных.
В играх первого вида предусматривается статичное поведение детей, разделённых на
подгруппы. Соревновательный элемент заключается в умении быстрее и точнее определить музыкальное произведение.
Эти игры часто проводятся с пособиями. За лучшее выполнение задания подгруппа детей или ребёнок награждается очком, фишкой или флажком. В процессе игры дети выполняют её правила, показывая ту или иную картинку.
Второй вид дидактических игр характеризует динамика действий. Игра похожа на подвижную. Дети, разделённые на подгруппы, вслушиваются в звучание музыки и реагируют движениями. Звучат громкие звуки – двигается одна группа детей, тихие – другая, а первая останавливается.
В дидактических играх третьего вида двигательная активность детей ограничена. Между собой соревнуются два или три круга детей, или коллектив (круг)
и солист. Например, на высокие звуки идут дети первого круга, на звуки среднего регистра – дети второго круга, а на звучание низкого регистра реагируют дети третьего круга. Победителями становятся дети того круга, которые точнее реагировали на смену звучания.
Музыкально – дидактическая игра требует слуховой сосредоточенности, которая приводит к совершенствованию развития слухового восприятия. В ходе игры ребёнок должен вслушиваться в смену звучания и реагировать на это движением или действием.
Например, в игре первого вида дети учатся различать тембр барабана, погремушки, дудочки. Педагог создаёт три подгруппы. Первая подгруппа реагирует на звучание барабана соответствующими движениями, вторая – при звучании погремушки помахивают кистями рук, третья – при звучании дудочки имитируют игру на дудочке. Последовательность звучания инструментов педагог варьирует по своему усмотрению. В конце игры отмечаются победители.
Методика проведения игр третьего вида (типа хороводных)
аналогична, но в них отмечается больше соревнований в ловкости и первенстве в построении.
Во всех видах музыкально – дидактических игр их правила тесно связаны с качеством выполнения сенсорных заданий и направлены на поощрение детей, точно их выполнивших.
Легче всего дети дошкольного возраста воспринимают звуко – высотные соотношения. Поэтому, музыкально – дидактические упражнения лучше всего начинать с различения высоты звуков («Три медведя»
,
«Какой колокольчик звучит?»
). Одновременно с проведением
музыкально – дидактических игровых упражнений можно вводить музыкально – дидактические задания на различение не только основных свойств звука (силы, высоты, длительности, тембра, но и средств музыкальной выразительности, жанров музыкальных произведений. Например, в старшей группе для различения бодрого и спокойного характера музыки, на столе можно разложить карточки с изображением марширующих и спящих детей. Педагог предлагает, когда будет звучать марш, выбрать картинку с изображением марширующих детей, а когда будет звучать колыбельная – с изображением спящих детей. В подготовительной группе для выполнения этих задач используются музыкальные шкатулки и фонограммы.
Музыкально – дидактическим материалом для игр являются песни, инструментальные произведения, набор музыкальных инструментов.
Примеры разработок музыкально – дидактических игр трёх видов.
Игра «Весёлые матрёшки»
.
Программное содержание: Учить детей различать звуки по высоте.
Игровые пособия: Матрёшки трёх величин: высокие – в зелёных сарафанах и платочках, средней величины – в синих, низенькие – в красных. Количество – по числу играющих. Цветы синего, красного, зелёного цвета (три)
Ход игры: 1 вариант. Дети сидят в трёх подгруппах, в руках у них матрёшки. У первой подгруппы – высокие, у второй – средней величины, у третьей – низкие. Педагог предлагает детям, чтобы матрёшки поплясали. Но для этого нужно внимательно слушать в каком регистре звучит музыка. Если в низком – пляшут низкие матрёшки, если в высоком – пляшут высокие матрёшки, если в среднем – пляшут средние матрёшки. По окончании отмечается команда победитель.
2 вариант. В разных местах музыкального зала стоят три цветка. Дети с матрёшками в руках группируются в три команды по цвету матрёшек. Педагог предлагает детям реагировать на звучание музыки пляской, перемещаясь внутри группы. Дети с высокими матрёшками танцуют на высокие звуки, со средними матрёшками – на средние звуки, с низкими матрёшками – на низкие звуки. При смене регистров пляшет только одна подгруппа, остальные останавливаются на том месте, где их застала смена звучания. По окончании музыки каждая группа детей должна собраться вокруг своего цветка.
3 вариант. Дети с матрёшками в руках стоят вокруг трёх цветков. Реагируют на смену музыки аналогично предыдущим вариантам (по высоте звуков)
идут по кругу.
Игра «Узнай, какой инструмент звучит?»
Программное содержание: Учить детей различать тембр музыкальных инструментов.
Игровые пособия: Карточки с изображением треугольника, бубна, металлофона на каждого играющего.
Музыкально –дидактический материал: Треугольник, бубен, металлофон.
Ход игры: 1 вариант. Дети сидят за столами. Перед каждым лежит набор карточек. Инструменты загорожены ширмой. Дети поднимают карточку с изображением того инструмента, который звучит.
2 вариант. Дети строятся в три колонны. Под звуки треугольника танцуют дети первой колонны. Под звуки бубна – второй колонны, под звуки металлофона – третьей колонны.
3 вариант. Дети располагаются в трёх кругах. Дети первого круга двигаются лёгким бегом под звучание треугольника и замирают на месте под звучание других инструментов. Дети второго круга маршируют под звучание бубна. Дети третьего круга выполняют поскоки под звучание металлофона.
Игра «Колокольчики»
.
Программное содержание: Учить детей различать силу звучания.
Игровые пособия: Наборы плоскостных колокольчиков большого, среднего и маленького размера по количеству детей. Колокольчики на подставках.
Музыкально –дидактический материал: бубен.
Ход игры: 1 вариант. Дети сидят тремя рядами. Первому ряду раздают маленькие колокольчики, второму – средние, третьему – большие. На громкое звучание поднять верх большие колокольчики, на умеренно – громкое – средней величины колокольчики, на тихое звучание – маленькие колокольчики. Педагог играет, меняя последовательность звучания различной силы. Отмечается ряд победитель.
2 вариант. Дети делятся на три команды. Каждая команда встаёт в круг около своего атрибута – большого, среднего и маленького колокольчика. Когда звучат громкие звуки, дети стоящие вокруг большого колокольчика топают на месте, когда звучат умеренно – громкие звуки, дети стоящие вокруг среднего колокольчика маршируют по кругу. При исполнении тихих звуков, дети стоящие вокруг маленького колокольчика выполняют лёгкий бег по кругу.
3 вариант. Дети стоят в трёх кругах около своих атрибутов, взявшись за руки. На громкие звуки топающим шагом двигаются дети одного круга, на звуки средней громкости – дети другого круга и на тихие звуки – легко идут на носках дети третьего круга.
Игра «Три медведя»
.
Программное содержание: Учить детей различать высоту звуков.
Игровые пособия: Плоскостные изображения медведей большого, среднего и маленького размеров, по три на каждого ребёнка, плоскостной дом.
Музыкально –дидактический материал: «Мишка»
муз А. Раухвергера.
Игру можно проводить с помощью колокольчиков разного размера.
Ход игры: 1 вариант. Детям раздаются изображения медведей. Когда произведение звучит в высоком регистре – выходят гулять медвежата, когда в среднем – медведи побольше, а когда в низком – большие.
2 вариант. Дети делятся на команды и изображают под соответствующую музыку медведей. В конце Михал Иванычи ловят остальных медведей.
3 вариант проводится по типу игры «Чей кружок быстрей соберётся»
Игра «Море и ручеёк»
.
Программное содержание: Учить детей различать темп музыки.
Игровые пособия: Наборы картинок с изображением волн моря и ручейка.
Музыкально –дидактический материал: «Бег»
муз. Е. Тиличеевой,
«Французская народная мелодия»
обр. Александрова, фортепиано, фонограмма.
Ход игры: 1 вариант. Дети расположены двумя полукругами. В руках детей одного полукруга картинки с изображением ручейка, у других – с изображением морских волн. Когда прозвучит произведение быстрого темпа, дети должны поднять картинки с изображением ручейка, когда медленного – с изображением моря.
2 вариант.Дети делятся на две команды: «ручеёк»
и
«море»
. При звучании произведения медленного темпа команда
«море»
двигается выполняя плавные движения вперёд – назад. При звучании произведения быстрого темпа команда
«ручеёк»
движется лёгким бегом по кругу. По окончании
игры команда «море»
догоняет команду
«ручеёк»
.
3 вариант. Дети стоят в двух кругах. При медленном звучании произведения дети команды «море»
медленно поднимают и опускают сцепленные руки. При быстром звучании произведения дети выполняют по кругу лёгкие движения бокового галопа.
Игра Угадай – ка».
Программное содержание: Учить детей различать длительность звуков.
Игровые пособия: Вырезанные из бумаги круги большие и маленькие, белого и чёрного цветов по количеству детей.
Музыкально –дидактический материал: бубен или барабан.
Ход игры: 1 вариант. Дети делятся на две команды. В руках одной команды круги белого цвета, у другой – чёрного. Предлагается при исполнении долгих звуков поднять большие круги белого цвета, при исполнении коротких звуков – маленькие круги чёрного цвета. Педагог многократно без остановок меняет длительность звучания и следить за правильностью исполнения задания детьми.
2 вариант. Дети выстраиваются в две шеренги. При звучании долгих звуков дети первой команды передвигаются в разных направлениях, при звучании коротких звуков – передвигаются дети второй команды. Дети первой команды в это время останавливаются на тех местах, где произошла смена длительности звука.
3 вариант. Дети стоят в двух кругах. При звучании длинных звуков дети первого круга передвигаются медленными шагами. При звучании коротких звуков дети второго круга выполняют лёгкие поскоки. Исполнение звуков идёт в разной последовательности.
Музыкально-дидактическая игра «Я — музыкант»материал по музыке (старшая группа) на тему
Иванова Жанна Петровна,
музыкальный руководитель МАДОУ–детский сад, г.Покачи.
«Я – музыкант!» Музыкально – дидактическая игра с использованием ИКТ
для детей старшего дошкольного возраста.
Игра разработана на основе песни Ольги Девочкиной «Веселые музыканты». Использование данного материала позволит ребенку почувствовать себя в роли музыканта – пианиста, скрипача, барабанщика… Предлагаемый видеоряд поможет детям закрепить знания о музыкальных инструментах через зрительную, слуховую и двигательные виды памяти. А простые правила понравятся и взрослым, и детям. Игра может быть использована не только на музыкальных занятиях, но и интегрирована в различные режимные моменты (свободная деятельность, динамическая пауза на развлечениях и т. д.)
Цель игры: создать условия для творческого развития детей.Предварительная работа: музыкальный руководитель или воспитатель знакомит детей с музыкальными инструментами (фортепиано/пианино, дудочкой, барабаном, гармошкой, балалайкой, скрипкой, тарелками) и характерными движениями, имитирующими способы игры на этих инструментах. Затем предлагает детям посмотреть и послушать песенку О. Девочкиной «Я – музыкант» (видеоприложение). В песне 7 куплетов, в которых поочередно поется про 7 музыкальных инструментов.
Ход игры:
Вариант 1:
Все дети располагаются полукругом перед экраном и под музыку изображают музыканта, играющего на инструменте. На проигрыш – ритмично хлопают.
1 куплет – играют на фортепиано (ля-ля-ля) 2 куплет – на дудочке (ду-ду-ду) 3 – на барабане (бум-бум-бум, тра-та-та) 4 – на гармошке (ля-ля-ля) 5 – на балалайке (тринди-бринь) 6 – на скрипке (ти-ли-ли) 7 – на тарелках (дзынь-дзынь)
Вариант 2:
По считалочке выбирают первого водящего. На первый куплет он выходит в центр круга и показывает всем остальным детям способ игры на инструменте (дети повторяют за ним движения). На проигрыш первый ведущий назначает второго водящего и становится в общий круг. 2 куплет проводится с новым водящим. По окончании 2 куплета, во время проигрыша, второй ведущий выбирает следующего ведущего и т.д.
Вариант 3:
Водящих выбирают с помощью набора карточек* (в котором 7 карточек с изображением музыкальных инструментов – пианино, дудочки, барабана, гармошки, балалайки, скрипки, тарелок; остальные карточки – с изображением ладошек (либо смайликов). Количество карточек определяется количеством игроков. Перед началом игры дети разбирают карточки. Кому досталась картинка с изображением музыкального инструмента – водящие, они будут выходить в центр по очереди на начало своего куплета и выполнять движения в соответствии со смыслом песенки. Всем игрокам предлагают на припев повторять движения водящего, на проигрыш – хлопать в ритме, предлагаемом водящим.
*Приложение – карточки с рисунками музыкальных инструментов.
(Видео – песня на музыку и слова Ольги Девочкиной,
исполняет Бугинас Бронислав Казисович)
Интерактивная игра для детей старшего дошкольного возраста «Музыкальные странички»
Данный ресурс предназначен для детей старшего дошкольного возраста, но на практике мы использовали его с детьми среднего дошкольного возраста и с детьми группы с задержкой психического развития.
Данное пособие включает в себя игры и загадки направлены на закрепление знаний по теме «Музыкальные инструменты» в игровой форме. «Найди лишнее» Цель: закреплять умение классифицировать и обобщать знания. детям предлагается 4 задания, ребенок выбирает:
Задание № 1 (тромбон, флейта, дудка, валторна, скрипка) На экране появляется изображение музыкальных инструментов, ребенок должен определить лишний инструмент, при выборе неправильного ответа, ребенок слышит фразу «Подумай» при этом изображение не исчезает, только покачивается. При выборе правильного ответа ребенок слышит похвалу «Молодец!» и лишний инструмент исчезает с экрана. Для продолжения необходимо нажать стрелу вправо, если ребенок захочет вернуться на главную страницу нужно выбрать «Домик», если на страницу выбора задания закругленную стрелку.
«Музыкальный сундучок» Цель: закреплять знание детьми музыкальных инструментов, групп музыкальных инструментов, стимулировать слуховое внимание.
Детям предлагается послушать фрагмент звучания выбранного музыкального инструмента. Дошкольнику особенно интересно слышать звуки выбранного музыкального инструмента.
Загадки. Цель: знакомство с музыкальными инструментами через народное творчество. Загадки озвучены, ребенок слышит, отгадывает загадку и видит картинку – ответ, слышит слово и обязательно похвала.
В игры включены эффекты анимации, что позволяет улучшить обратную связь с детьми и обеспечить более комфортные условия проведения занятия и индивидуального подхода в обучении, позволяют намного богаче и ярче показать мир музыки, связать визуальные и слуховые представления.
Следует также учесть, что продолжительность занятий с использованием компьютера детьми дошкольного возраста согласно требованиям СанПиН. не может превышать 7-10 минут.
Полный текст материала Интерактивная игра для детей старшего дошкольного возраста «Музыкальные странички» смотрите в скачиваемом файле
. На странице приведен фрагмент.
Автор: Хвойна Н. М., Тверитина Г. Г. → Публикатор 18.08.2017 2 12749 2178 | Комментировать |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Вход | Регистрация
Есть мнение? Оставьте комментарий