Конспект занятия для подготовительной к школе группы «Знакомство со школой»


Конспект занятия для подготовительной к школе группы «Знакомство со школой»

Конспект занятия для подготовительной к школе группы «Знакомство со школой»
Автор: Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт – Петербург Описание: Материал будет интересен воспитателям, педагогам дополнительного образования. Для детей старшего дошкольного возраста.


Цель: развитие познавательных способностей. Задачи: — расширять словарный запас детей по теме «школа»; — развивать познавательные процессы (элементы логического мышления, память, слуховое и зрительное внимание), связную речь; — воспитывать у дошкольников положительное эмоциональное отношение к себе, к окружающим и к школе; — воспитывать самостоятельность, умение работать в коллективе, умение договариваться. Предварительная работа. — Заучивание стихов, пословиц, загадывание загадок школе и школьных принадлежностях. — Чтение художественной литературы, беседы, рассматривание иллюстраций по теме, разучивание подвижных игр. Материалы: Картины о школе, картинки с изображением школьников, диск с музыкой о школе. Призы: шоколадные медальки.


Ход занятия: Воспитатель: Ребята, вы уже, дети подготовительной группы. Что же это значит? Ответы. Воспитатель: Правильно, скоро вы пойдете в школу и будете школьниками. Послушайте стихотворение о школе. Что такое школа Автор: Л.А. Арсенова Школа – это светлый дом, Мы учиться будем в нём. Там научимся писать, Складывать и умножать. В школе многое узнаем: О своём любимом крае, О горах и океанах, О материках и странах; И куда впадают реки, И какими были греки, И какие есть моря, И как вертится Земля. В школе мастерские есть… Интересных дел не счесть! И звонок весёлый. Вот что значит «школа»! Воспитатель: Но для того, чтобы в школу пойти, нужно узнать, что, же вы знаете, умеете. А как вы думаете, школа отличается от садика? Ответы. Воспитатель: Что нужно сделать, когда заходите в класс? Ответы. Воспитатель: Правильно, и наши ребята подготовили стихи.


Ребенок: Слова чудесные эти, Услышать каждый очень рад. Добреют взрослые и дети, И улыбнуться всем спешат. Ребенок: Встречу, новый разговор, Мы со «Здравствуйте» начнем. Друг пришел вдруг на обед – Скажем мы ему «Привет». Ребенок: «Добрый вечер», «Добрый день», Говорить нам всем не лень! «Утро доброе» мы скажем, Поутру проснувшись, маме. Воспитатель: Как вы думаете, правила школьные отличаются от правил садика? Ответы. Воспитатель: Назовите, свой адрес, адрес своего садика? Ответы. Воспитатель: А как нужно себя вести в школе? Ответы. Воспитатель: Расскажите, что вы знаете о школе? Как узнаете, что начинается урок? Ответы. Воспитатель: А после урока, чем занимаются дети? Ответ. Воспитатель: Правильно, на переменке отдыхают. Вот и я предлагаю вам немножко отдохнуть.


Можно бегать и шуметь, (дети бегают на месте) Переменка, переменка (дети стоят в кругу, хлопают в ладоши) Отдохните хорошенько (дети подпрыгивают) Танцевать и песни петь (дети танцуют) Можно сесть и помолчать (приседают и затихают) Только — чур! Нельзя — скучать! (подпрыгивают) Воспитатель: Кто работает в школе? Ответы. Воспитатель: Что делает учитель? Ответы. Воспитатель: Ну что, в школу пойдем, заниматься начнем? Ответы. Воспитатель: Ваше первое задание, на столах у вас лежат кубики с буквами. Постарайтесь выложить из них знакомые вам слова. Дети выкладывают.


Воспитатель: А теперь назовите мне буквы, из которых состоит слово –ШКОЛА. Ответы. Воспитатель: Давайте соберем из кубиков это слово. Каждый ребенок собирают одну определенную букву(распределяем буквы перед работой).


Воспитатель: Посмотрите, на доске развешены картинки, нужно найти предметы, которые начинаются с одинаковой буквы. Игра: «Найди слова, на букву…».


Воспитатель: А сейчас все дружно встали, ушки навострили и физминутку повторили.(по тексту повторяем движения). Мы сейчас все дружно встанем, Отдохнем все на привале. Вправо, влево повернитесь, Наклонитесь, поднимитесь, Лапки вверх и лапки вбок, И на месте прыг да скок! А теперь бежим вприпрыжку. Молодцы, мои зайчишки! Замедляем зайки шаг, И на месте стой! Вот так! А теперь мы сядем дружно: Нам еще работать нужно! Воспитатель: А сейчас, загадки почитаю, И отгадки посчитаю.


— Разноцветными носами По бумаге водят сами. Их рисунки хороши. Это что? (Карандаши) — Учит он читать меня С буквы А до буквы Я, Он не атлас, не словарь, Как зовут его? (букварь) — Он для ручек домом стал. Называется… (пенал) — Мы за парты дружно сели, Рты закрыли на замок: В перемену мы галдели, А теперь у нас… (урок) — Тетради и ручки, учебник, точилку — Ты с вечера все собери и проверь. Ведь в школу идешь ты, а не на рыбалку, Поэтому должен быть собран… (портфель) — Страну чудес откроем мы, И встретимся с героями. В строчках, На листочках, Где станции на точках.(книга) Воспитатель: Так как вы уже будущие школьники, я хочу послушать ваши небольшие рассказы на тему: «Из окна, из окна – наша школа видна». Дети составляют небольшие рассказы. Воспитатель: На мольберте поселились домики, а в каждом домике окошко, нам нужно в это окошко поселить фигуру. У вас тоже на столах есть домики с определенными фигурами и окошками. Игра: «Найди свой домик».


Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Один – много». Я называю один предмет, а вы много предметов. Например: карандаш – карандаши. Ручка — …, Линейка — …, Ластик — …, Парта -…, Ученик — …, Двойка — …, Буква -…и т.д. Воспитатель: Вроде и буквы знаете, и принадлежности школьные вспомнили, а вот считать вы умеете? Предлагаю вам для ума задачки. За партой сидит 1 мальчик, а рядом села 1 девочка. Сколько детей сидит за партой? Ответ. Воспитатель: Было 3 яблока, их разделили пополам. Сколько человек можно накормить яблоками? Ответы. Воспитатель: Нам нужен карандаш красного цвета, синего цвета и зеленого цвета. Сколько карандашей мы взяли? Ответ. Воспитатель: Физминутка «Скоро в школу» Скоро в школу мы пойдём (шагаем) И портфель с собой возьмём (ритмичные хлопки) В школе будем мы читать (повороты головы вправо, влево) В школе будем мы писать (пальчики «здороваются») И учиться все на пять! (показать 5 пальцев) Воспитатель: Давайте закрепим пройденный материал. Я задаю вопросы, а вы отвечаете «Да» или «Нет».


— В школу ходим мы играть? — Иль пятерки получать? — На уроке будем спать? — Или с куклами играть? — Друзей мы будем обижать? — Учителей мы будем уважать? — Дневник учителю дадим? — Читать мы будем каждый день? — На переменке отдохнем? — И вновь учиться мы начнем? Воспитатель: Мне понравилось, как вы сегодня работали. Послушайте стихотворение. Ребенок: Каждый скажет на прощанье, Уходя, всем «До свиданья». Другу уходить пора – Скажем мы ему «Пока». Воспитатель: Вот и сегодняшнему нашему занятию мы говорим «До свидания», я вас благодарю за занятие и всем вручаю медальки, правда, пока только шоколадные. Самостоятельная деятельность детей по теме «Школа».

Рекомендуем посмотреть:

Интеллектуальная игра для детей подготовительной группы детского сада Конспект интеллектуального развлечения в подготовительной группе Конспект родительского собрания для родителей будущих первоклассников Каким должен быть будущий первоклассник по ФГОС?

Похожие статьи:

Конспект интегрированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста. Путешествие в страну знаний

Задания по математике в картинках для детей 6-7 лет

Игры на изучение букв для детей 4-5 лет

Математические задачи шутки для дошкольников

Математические загадки для дошкольников в стихах с ответами

Современный дошкольник на пороге школы

Автор: Фомина Татьяна Алевтиновна

«Чтобы изменить общество,

нужно воспитать другого человека,

человека, умеющего жить в современном мире,

ориентироваться в любой жизненной ситуации».

Эрих Зелигманн Фромм

Дошкольный возраст является одним из ключевых в жизни ребёнка и во многом определяет его будущее развитие.

Развитие ребёнка в дошкольные годы – это сложный и многоаспектный процесс. С каждым днём перед ребёнком раскрывается окружающий его мир – мир природы, искусства, человеческих отношений. Ненасытная жажда познания побуждает дошкольника всем интересоваться и во всём участвовать, созидать и преобразовывать, радоваться и огорчаться.

Главной целью современных образовательных дошкольных учреждений является обеспечение качественной подготовки детей к школе. Практические поиски в этом направлении связаны с углублением подходов к пониманию феномена «Готовность современного дошкольника к школе», с разработкой содержания, педагогических условий и технологией подготовки детей к школе.

Подготовка к школе — одна из важнейших задач обучения и воспитания ребёнка дошкольника. В то же время готовность к школе — важный итог развития ребёнка. Она является результатом образовательной работы с детьми, осуществляемой семьёй и детским садом на протяжении всего дошкольного детства. И к тому же поступление в школу — новый этап в жизни каждого ребёнка, новый виток жизни, новая её атмосфера. Ребёнок осваивает новую роль — ученик, а вместе с тем и новые обязанности. Уже нет слова «Хочу», появляется слово «Надо».

Нет одного конкретного аспекта готовности к школе, оно многокомпонентное и включает в себя: физиологический (физическая готовность), психологический (психологическая готовность) и социально- личностный аспект (социальная готовность). Все эти аспекты взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга.

Главным критерием подготовки к школе должен быть сформированный познавательный интерес, то есть ребёнок должен хотеть учиться. Если он этого хочет, то переход в школу становится для него радостным этапом в жизни, связанным с открытием нового.

Родители и педагоги, работающие с дошкольниками, считают, что современные дети в своём развитии намного опережают своих сверстников прежних лет. Сегодня дети намного раньше, чем прежде, знакомятся с основами грамоты – чтением, письмом, счётом. Уже двухлетним малышам нетерпеливые родители покупают «Азбуку» и вешают на стену алфавит в картинках. Развивающие и полезные игры и игрушки есть в каждом доме. Большинство шестилетних детей знают буквы и цифры, умеют читать по слогам, могут писать печатными буквами и производить несложные вычисления. На вопрос «Чем, по Вашему мнению, современные дети отличаются от Вас в этом же возрасте?» подавляющее большинство родителей ответили, что нынешние дети умнее, сообразительнее, более развиты, всё быстро схватывают, раскованы, лучше адаптированы к современной жизни.

Современный ребёнок больше теряет в плане психологического развития, чем приобретает.

Психологические обследования старших дошкольников, будущих первоклассников, показывают, что сегодня к концу дошкольного возраста многие из них не достигают того уровня психологической и личностной зрелости, который необходим для успешного перехода на следующий – школьный – этап жизни. Так, познавательное развитие современных дошкольников заметно отличается от возрастной нормы еще 15-20 лет назад. Нынешних дошкольников отличает слабость воображения, выраженная ориентация на наглядность воспринимаемой информации и, соответственно, недостаточная развитость слухового восприятия и понимания, более низкий уровень речевого развития, несовершенство коммуникативных умений и навыков, своеобразие эмоционально-нравственной сферы.

Характерной особенностью культурного контекста развития современных детей является тот факт, что любимые книги, любимые персонажи, любимые сюжеты принципиально отличаются от того материала, с которым они встречаются в «Азбуке» и первых «Книгах для чтения». Дети привыкли к более насыщенным событиям и персонажам произведения, поэтому тексты учебников для них скучны и непонятны, обладают малой побудительной силой и становятся, по сути, лишь текстами для упражнения навыка чтения. Соответственно, и рассказ о прочитанном не увлекает ребёнка.

У современных детей система отношений доминирует над системой знаний. На смену вопросу «поче­му?» пришёл вопрос «зачем?». Если раньше у ребёнка был хорошо развит подражательный рефлекс и он старался повторять действия за взрослым, то у современных детей пре­обладает рефлекс свободы — они сами выстраивают страте­гию своего поведения. Дети настойчивы и требовательны, имеют завышенную самооценку, не терпят насилия. Отме­чается их врождённое стремление к самореализации, к про­явлению своей деятельной натуры. Дети, появившиеся на свет в конце XX – начале XXI века, растут в иных экономических, социальных и культурных реалиях, нежели росли старшие поколения. Существенное изменение содержания детской жизни отмечают детские психологи и педагоги практически всех экономически развитых стран. Новые социально-экономические реалии существенным образом повлияли на сферу семейных отношений, прежде всего отношений между родителями и детьми. В условиях, когда государство перестало жёстко нормировать стандарты жизни, ограничивать и регулировать уровень доходов населения, у людей, особенно молодых, появилось естественное стремление и, вместе с тем, возможность больше работать и зарабатывать, повышать уровень жизни своей семьи, создавать своим детям более качественные условия развития и образования. Верхние позиции в иерархии семейных ценностей заняли забота о материальном благополучии семьи и стремление обеспечить детям наилучшие возможности для получения образования, дать им так называемый «хороший старт». Вместе с тем заметно снизилась ценность детско-родительского общения, совместного времяпрепровождения, домашних традиций и обычаев, семейного единения. На всё это у взрослых членов семьи нет ни времени, ни сил, совместная жизнь со своими детьми перестала быть интересной современным молодым родителям. Забота о развитии ребёнка всё чаще передаётся профессиональным педагогам – няням, воспитателям детских садов, специалистам дополнительного образования.

Сегодняшний дошкольник быстрее, чем взрослый, успевает ос­воить мобильный телефон и компью­тер, телевизор и магнитофон, ходит вместе с семьёй и друзьями в кафе и рестораны, выезжает за границу на отдых, путешествует, ориентируется в марках автомобилей, названиях производителей одежды и т.д. Современные дети в большей степени ориентированы на будущее, легко рассуждают о том, где и кем будут работать, сколько зарабатывать и тратить, какая у них будет семья, в каких условиях они будут жить и как отдыхать. В поведении детей наблюдаются некоторые проявления взрослости, зрелость в суждениях, ориентация на будущее, понимание самого себя, своих инте­ресов, потребностей, возможностей. Современные дошкольники стали более раскованными, раскрепощён­ными, открытыми, проявляют большую самостоятель­ность, инициативность, они проявляют чувства свободы и не­зависимости.

Наряду с определёнными преимуществами современных детей перед их сверстниками прошлых лет, их очевидной технической сноровкой, умением понимать язык современных технологий, быстрой адаптацией к изменяющимся условиям, нельзя не замечать и тех потерь, которыми они расплатились за достижения научно-технического прогресса. Значительная часть поступающих в школу детей не дотягивает до требуемого социального норматива первоклассника. Дети живут в мире, в котором компьютеризированы многие стороны жизни человека. Компьютер явля­ется не роскошью, а средством труда, познания, досуга.

Последние исследования выявляют, что современные дошкольники обладают повышенной активностью, высокой тревожностью и возбудимостью, агрессивностью, неусидчивостью, большим объёмом долговременной памяти, но плохо умеют сосредотачиваться в течение длительного времени. Современные дошкольники во многом более настойчивы и требовательны к своим родителям, они умеют размышлять над смыслом действий и не желают выполнять бессмысленные просьбы. Эти дети уверены в себе и охотнее проявляют эмоции, но в то же время они слабее здоровьем, обладают подчас целым рядом заболеваний, которыми раньше дети не болели. Сдвинулось и время психологических кризисов у детей дошкольного возраста: кризис 3 лет теперь наступает на год-два позже, тогда как кризис, который ранее наступал у ребёнка перед поступлением в школу, теперь проходит у детей 7-8 лет.

Однако, благодаря современным учебным и компьютерным технологиям, психика ребёнка становится неустойчивой. Он каждый день сталкивается с такими огромными потоками информации, что не каждый организм такое выдержит. Уже с малых лет ребёнок окружён телевизором, радио, кино, компьютерными играми, интернетом, он учится обращаться с ними, но зачастую приобретает неусидчивость, неустойчивое внимание, неспособность долгое время сосредоточенно заниматься одним делом. Современные дети могут одновременно слушать сказку и рисовать или собирать конструктор, но подчас неспособны усидеть на месте во время разговора.

Серьёзная проблема у детей дошкольного возраста кроется в их гиперактивности и качестве речи. Они говорят много, громко, но плохо проговаривают звуки, не стараются перевести количество этих звуков в качество. Практически каждому 5-летнему ребёнку сейчас требуется помощь логопеда в становлении правильной и грамотной речи. Страдает не только артикуляция, но и словарный запас, он у современных детей гораздо беднее их сверстников из 20 века. Такое влияние на них оказывает постоянное соседство телевизора и компьютерных игр вместо книг.

Более низким оказывается уровень развития общения современных детей: они не умеют налаживать отношения друг с другом, с трудом включаются в общую деятельность, неохотно подчиняются внешним требованиям, особую трудность у них вызывает соблюдение общих для всех правил. Это связано со значительным снижением значения в детской жизни сюжетно-ролевой игры с её сложной системой распределения ролей и обязанностей, требований к соблюдению правил и договоренностей среди детей.

В обществе на сегодняшний день нарушены тесные дружеские связи между детьми, им почти негде стало общаться и играть без надзора родителей или воспитателей. Раньше эту функцию выполняли детские дворовые коллективы. Сегодня слишком опасно отпускать ребёнка гулять одного, поэтому роль детской игры сошла практически на нет. У ребёнка остались обучающие игры в детском саду, но свободное творчество становится все более неактуальным, поэтому и фантазия ребёнка проявляется не столь ярко. Нет у детей и героев, которые могли бы своим примером учить их моральным основам. Современные герои – яркие, весёлые, но по большей части пустые, ребёнку просто не у кого перенимать лучшие образцы поведения.

Мы живём в эпоху экономических кризисов и социальных перемен. Тем не менее, в одних и тех же обстоятельствах мы ведём и чувствуем себя по-разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающе, приводят к ухудшению здоровья. У других те же проблемы способствуют пробуждению скрытых ранее ресурсов, духовному совершенствованию – как бы вопреки экстренным ситуациям.

Ребёнок же беспомощен в этих ситуациях, но мудрость взрослых даёт ему защиту, так как именно окружающие ребёнка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития. Основой такого развития является психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье в целом.

Социально-психологический норматив будущего школьника, заданный в соответствующих документах отчётливо свидетельствует, что школа ждёт совершенно иного ребёнка, нежели тот, который сегодня в неё поступает. В документах чётко прописан образ идеального дошкольника, готового приступить к школьному обучению: самостоятельный, любознательный, активный, владеющий средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, обладающий развитой речью, воображением, эмоционально отзывчивый, способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, овладевший необходимыми умениями и навыками и универсальными предпосылками учебной деятельности. Предполагается, что ребёнок приходит в школу, начинает учиться, имея в своём арсенале достаточно развитые познавательные процессы, навыки социального взаимодействия, должный уровень мотивации, которые станут основой, базой для формирования универсальных учебных действий.

Необходимо анализировать содержание детской жизни и пытаться найти в ней новые аспекты и ресурсы, которые могут стать источниками полноценного психического и личностного развития современных детей.
comments powered by HyperComments

Что должен знать и уметь будущий первоклассник?

Самостоятельно протестировать дошкольника по основным критериям полезно в любом случае. Мы собрали вопросы и задания, которые помогут будущему первокласснику набраться уверенности в себе, а вам — спокойствия и чувства выполненного долга.

Вопросы на общее развитие. «Окружающий мир»

Чтобы понять, владеет ли старший дошкольник базовыми для его возраста знаниями, пройдитесь с ним по следующим вопросам:

Я и моя семья

— Как тебя зовут? Назови свою фамилию и отчество. — Сколько тебе лет? Когда твой день рождения? — Назови имя и отчество своей мамы, своего папы. Кем они работают? — Есть ли у тебя брат или сестра, сколько им лет? — Какой у тебя домашний адрес и телефон? В каком городе ты живёшь? Как называется твоя страна? Какие еще страны ты можешь назвать?

Природа

— Какие явления природы и погоды ты знаешь? Чем отличается снег от града? Гром от молнии? — Назови известные тебе цвета. — Вспомни растения, которые ты знаешь. Назови виды деревьев, цветов. Чем отличаются деревья от кустарников? Какие фрукты ты можешь назвать? А овощи? Ягоды? Чем фрукты отличаются от овощей и ягод? — Перечисли животных, которые тебе известны. А насекомых? Чем отличаются звери и птицы? Птицы и рыбы? Как отличить диких животных от домашних? Назови перелетных и зимующих птиц, хищных и травоядных животных. Почему их так называют?

Время и пространство

— Назови части суток по порядку. Чем отличается день от ночи? Что больше: минута или час, день или неделя, месяц или год? — Перечисли по порядку дни недели. Назови весенние, летние, осенние, зимние месяцы года. Сколько в году месяцев? Сколько дней в месяце? А в неделе? Сколько часов в дне? — Какой предмет нужен, чтобы измерять время? Разговаривать на расстоянии? Наблюдать за звездами? Измерять вес? Узнавать температуру? — Покажи, где находится «право», а где «лево».

Профессии

— Назови несколько профессий. Какой специалист учит детей? Лечит людей? Пишет стихи? Кто сочиняет музыку? Пишет картины? Строит дома? Водит автомобили? Шьет одежду? Играет в кино и театре?

Искусство и спорт

— Какие ты знаешь виды спорта? В каких видах спорта нужен мяч, коньки? — Каких известных писателей и поэтов ты знаешь?

Правила безопасности

— В каких местах и на какой цвет светофора нужно переходить дорогу? Как ты поступишь, если поблизости нет светофора?

Мотивация

— Почему нужно учиться? Зачем ты идешь в школу?

Заострите внимание на вопросах, которые вызвали у ребенка трудности. Не вспомнили диких животных? Пора вместе заглянуть в энциклопедию или сходить в зоопарк. Не вышло с первого раза объяснить, как правильно переходить дорогу? Значит, нужно рассмотреть правила дорожного движения для пешеходов на практике.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]