Мышление — это психический процесс, в котором принимают участие оба полушария мозга. Включает в себя способность человека рассуждать, обобщать, сравнивать проявления действительности и делать сознательные выводы из происходящего.
Чтобы ваш ребёнок с лёгкостью учился в школе и достиг успеха во взрослой жизни, необходимо начинать развивать мышление с самого раннего возраста.
В настоящее время существует множество техник и упражнений, которые помогут вам без особого труда, в процессе игры, развить разные виды мышления у вашего ребёнка.
Эксперты журнала Colady подобрали для вас самые интересные и эффективные методики, которые подойдут для развития мышления у детей дошкольного возраста.
Развитие мышления дошкольников
Фото Pexels
Возможно, вас заинтересует: Почему лгать детям — это плохо, и как это может отразиться на психике ребёнка: мнение психолога
Мышление у ребёнка дошкольного возраста развивают в разных направлениях при помощи игры, наглядных пособий и предметов.
Как развивать у ребёнка образное мышление
Одна из самых популярных и интересных для ребёнка игр на развитие образного мышления называется «Назови одним словом». Для этого можно использовать как реальные предметы (игрушки, предметы быта и т.п.), так и картинки.
Например, предложите ребёнку назвать одним словом предметы, изображённые на картинке. Это могут быть:
- транспорт;
- одежда;
- животные;
- птицы;
- посуда;
- игрушки;
- растения и многое другое.
Хорошо справляются с развитием образного мышления пазлы. Чтобы понять, как их собирать, ребёнку потребуется сначала внимательно рассмотреть картинку и выделить в ней важные детали. А потом уже искать общее в деталях и изображении.
В первое время потребуется помощь взрослого, но уже совсем скоро ваш ребёнок будет справляться с пазлами самостоятельно, и можно будет покупать наборы с большим количеством деталей.
Как развивать у ребёнка логическое мышление
Логику у дошколёнка можно развивать как при помощи речевых игр, так и используя наглядные пособия.
Фото Pexels
Устные игры:
- «Ассоциация». Помогает развить не только мышление, но и воображение, память и словарный запас. В ходе игры взрослый предлагает ребёнку создать логическую цепочку из слов, при этом первое слово называет он сам. Главное правило — нельзя повторяться. Например, «зима — снег — мороз — Новый год — подарки — ёлка и т. д.»
- « Да или нет». Вариантов игры может быть много как с использованием наглядного материала, так и без него. Например, взрослый задаёт различные вопросы или говорит утверждения, на которые ребёнок должен ответить да или нет. «Летом ужасно холодно», «Рыбы летают?», «Кошка у нас зелёная», «На улице идёт дождь?» и т. д.
- «Сочиняем сказку». В этой игре взрослый начинает сказку, а затем предлагает ребёнку продолжить её. В ходе повествования можно задавать наводящие или уточняющие вопросы.
С применением наглядных материалов:
- придумывание сказок или историй по различным иллюстрациям;
- помощь сказочному персонажу в прохождении лабиринта (по картинке или сделанному взрослым заранее из подручных материалов);
- составление геометрических фигур из счётных палочек;
- построение фигур из конструктора или кубиков и т.п.
Логическое мышление у детей дошкольного возраста можно развивать и при помощи головоломок, ребусов, загадок, домино и много другого.
Как развивать у ребёнка творческое мышление
Развитие творческого мышления затрагивает воображение ребёнка и умение управлять образами.
Фото Pexels
Для формирования творческого мышления можно использовать следующие техники и игры:
- «Нетрадиционное рисование». Помогает в полной мере раскрыть творческий потенциал ребёнка. В этой технике используются пальцы, ладошки, оттиски, штампы, мыльные пузыри, соль, поролон и многое другое. Существуют и разные способы нетрадиционного рисования — точками, монотипия, «набрызг», кляксография и другие.
- «Угадай-ка». Взрослый описывает любой предмет, а ребёнок должен угадать его и назвать.
- «Найди одинаковые признаки». Взрослый предлагает ребёнку на разных картинках найти одинаковые признаки.
- «Собери предмет». Из разных деталей конструктора ребёнок должен собрать предмет, предложенный взрослым.
- «Клякса». Взрослый предлагает ребёнку рассмотреть кляксу и сказать, кого она ему напоминает.
Развитие творческого мышления в детском возрасте поможет вашему ребёнку в будущем находить нестандартные решения даже к самым сложным задачам и проектам.
Как развивать у ребёнка пространственное мышление
Развитие этого вида мышления поможет вашему ребёнку лучше ориентироваться в пространстве.
Отличным инструментом для этого будут следующие упражнения:
- начерти линию или нарисуй фигуру на листе с закрытыми глазами;
- передвинь предметы дальше или ближе, влево или вправо;
- найди клад по чертежу;
- построй фигуру из счётных палочек и другие.
Фото Pexels
Для того чтобы в полной мере развить у ребёнка пространственное мышление, достаточно уделять занятиям 5-15 минут в день в зависимости от возраста.
Как развивать у ребёнка критическое мышление
Способность мыслить критично поможет вашему ребёнку легче пережить адаптацию в начальной школе. Этот навык обязательно нужно развить в детстве, так как взрослому человеку гораздо сложнее сформировать его в полной мере.
Один из лучших способов развития умения мыслить критично — это задавать ребёнку развёрнутые вопросы, которые не предполагают только ответа «да» или «нет».
Делать это можно разными способами. Например, посмотреть вместе с ребёнком мультфильм. Через некоторое время после начала просмотра нажмите на паузу и предложите ему рассказать свою версию развития дальнейшего сюжета. Можно при этом помогать наводящими или уточняющими вопросами. Затем досмотрите фильм и вместе обсудите настоящий финал истории и версию ребёнка.
Обсуждайте с ребёнком свои запреты и предложите ему самостоятельно определить, почему ему что-то делать нельзя. Например, «Как ты думаешь, почему я не разрешаю тебе гулять по лужам?».
При развитии мышления у детей дошкольного возраста важно помнить, что делать это нужно в разных направлениях. Нельзя воспитать полноценную личность, если, например, заниматься только логическим или творческим мышлением.
При выборе игр и упражнений обязательно учитывайте возраст и особенности характера вашего ребёнка. У самых маленьких детей занятия должны длиться не более 5 минут, а к 6-7 годам их можно продлить и до получаса.
Комментарии экспертов
Методы занятий с малышами 4-5 лет
Когда ребенку исполнилось 4-5 лет, то к наглядно-действенному мышлению добавляется наглядно-образное. Оно становится приоритетным в развитии малыша. Такое мышление позволяет ребенку:
- исследовать окружающий мир на более высокой ступени;
- усваивать полученную информацию;
- воспроизводить увиденное в речевой форме;
- мыслить не категорией образов, находя похожие изображения разных вещей (по цвету, форме, принадлежности).
Следует акцентировать деятельность в сторону развития логической операции – сравнения, которое дети воспроизводят не только по отношению однотипных предметов (круг большой, круг маленький), но и разных (высокий дом, маленькая кошка).
Дети легко узнают на изображении однотипные предметы. Хотя у них совершенно разные характеристики, к примеру, найти квадрат в пространстве, в поиске помогает только форма, цвет и размер роли не играют.
Задачи, стоящие перед педагогом
Для детей 4-5 лет педагог руководствуется следующими основными задачами:
- Расширение кругозора (рассказы о предметах, профессиях, жилье, растениях, проводя взаимосвязь их друг с другом).
- Акцентирование внимания ребенка на многообразии, вариативности, изменчивости происходящих явлений.
- Подробные пояснения по разнообразным явлениям с выделением главных признаков, к примеру, осенью холоднее, чем летом, так как меньше светит солнце, больше пасмурных дождливых дней.
- Формирование представлений о причине и следствии происходящих событий, к примеру, дворник зимой убирает снег, а осенью листья, так как осенью падают с деревьев листочки, а зимой выпадают осадки в виде снега.
Задача педагога, чтобы ребенок мог в этом возрасте приобрести следующие навыки:
- Выявление определенного признака предмета с целью классификации других предметов по этому признаку.
- Исключение предметов из группы, которые не имеют обозначенных признаков.
- Выстраивание сериационных рядов из предметов числом до 10-ти.
- Умение находить общее группе предметов, также увидеть их отличия.
- Пояснения своего выбора при постановке разных задач.
- Соотношения предметов с сенсорными эталонами, к примеру, на что походят круглые часы – на круг, солнце, бублик.
- Начального анализа, когда ребенок может целое разделить на части и проанализировать каждую часть, это касается не только предметов, но и действия окружающих, когда, к примеру, после прочтения сказки педагог спрашивает, почему медведь разломал теремок, а ребенок пытается дать этому объяснение.
- Выстраивание логических связей из трех звеньев, к примеру, весной ярко светит солнце, поэтому снег начинает таять, а растаявший снег превращается в ручейки.
Важно! Для развития логического мышления подходят не только уроки математики или окружающего мира, но и повседневные занятия ребенка, когда с ним общаются и задают ему вопросы не только воспитатели и педагоги, но и родители.
Для детей 4-5 лет педагоги могут применять разные приемы обучения и развития:
- беседы;
- обсуждения;
- вопрос-ответ;
- игры.
Дети в этом возрасте способны не просто задавать вопросы или отвечать на конкретно заданные им, но и рассуждать, высказывать свое мнение, спорить, доказывать свою правоту. Взрослым важно поддержать точку зрения ребенка и ненавязчиво дать правильный ответ.
Лучше объяснять ребенку в игровой или шутливой форме. К примеру, когда дети доказывают, что лягушки тоже рыбы, так как также живут в воде, то педагог должен тут же позвать в гости куклу или сказочный персонаж, который и расскажет всю правду.
Для развития подойдут дидактические игры, такие как:
- «Геометрическое лото»;
- «Что перепутал художник»;
- «Продолжи узор»;
- «Чей силуэт?»;
- «Подбери пару»;
- «Найди, что лишнее»;
- «Подбери заплатку к кукольному платью»;
- «Сделай бусы кукле».
Важно! Игры этого перечня не просто развивают логику ребенка, но и позволяют проявлять творческое начало.
Когда, к примеру, ребенок дорисовывает силуэт или деталь картинки, он проявляет свое творчество. К примеру, на картинку с рыбаком и удочкой ребенок с удовольствием дорисовывает рыбку на крючке – своей формы и цвета. А то, что дети делают своими руками, они запоминают лучше всего остального.
Интересный прием – специальная ошибка
Для детей 4-5 лет отлично подойдет прием «намеренной ошибки». У ребят уже есть представление о шутках, юморе и сформировано самостоятельное мышление. Такой прием поможет не просто увидеть ошибку, но и приобрести опыт — не принимать на веру все, что тебе говорят вокруг.
Такой метод лучше проводить в игровой форме, когда к ребятам приходит лисичка и хочет их обмануть и спрашивает у детей – у птички 4 крыла? Дети начинают смеяться и рассказывать о птицах.
Намеренную ошибку используют в разные моменты:
- в игре;
- на занятиях;
- в театральной инсценировке;
- при устном рассказе сказки;
- в рассказах о животных и птицах;
- в характеристиках времен года.
Делать намеренные ошибки целесообразно только в том материале, которым отлично владеет ребенок. К примеру, он точно знает, что в сказке было три поросенка, а вы при устном пересказе говорите, что поросят было пять. Ребенок начинает оспаривать данный факт и может пересказать часть сказки.
«Замена предметов»
Он основан на применении предметов-заместителей. К примеру, в кукольном домике есть душевая, а в ней мыло – простой пластмассовый кубик. Дети 2-3 лет не наделяют его качествами, свойственными на стоящему мылу.
Зато дети 4-5 лет могут уже рассказать, какое конкретно мыло:
- по аромату;
- насколько сильно пенится;
- нравится ли оно кукле.
Внимание! Этот способ способствует развитию логического мышления, когда дети с легкостью переносят свойства одного предмета на другой. Также прием направлен на развитие творческих способностей ребенка, воображения, гибкости мышления.
Со знаками и пиктограммами
5-летнего ребенка целесообразно познакомить с важными знаками, которые им понадобятся всегда – цифрами.
На пятом году жизни дети знакомятся с очень важными знаками, которые будут сопровождать их всю жизнь — цифрами. Когда дети изучают цифры, они мысленно представляют себе предметы, о которых идет речь, собирают однородные предметы в группу, дают каждому номер, а впоследствии смогут определить их количество.
Занятия с детьми идут по нарастающей – от простого к сложному:
- лежат предметы – каждому надо дать свой номер, то есть обозначить цифрой;
- позже — определить общее количество вещей;
- затем – научить ставить номерные знаки, то есть определять порядковый номер предмета и обозначать нужной цифрой;
- потом — навыки классифицировать по группам (к примеру, 2 яблока и 4 груши);
- применение пиктограммы — простое обозначение предметов, основанное на их основном признаке, подсчет однородных предметов, разделение всех предметов на группы, обозначение цифрами каждого предмета и общего количества в целом.
Этот метод направлен не просто на изучение знаков, но и на развитие абстрактного мышления.
Практические занятия с детьми смотрите на видео:
В какие развивающие игры играть с ребёнком — рассказала Екатерина Патрина, педагог
Некоторые из предложенных выше игр потребуют от родителей больше времени и внимания, в то время как некоторые другие игры можно выполнять, не выделяя им специально времени. В любом случае родители должны понимать, что всё это – неоценимый вклад в жизнь ребёнка и в его будущее. Например, в игру «Ассоциации» можно играть по дороге в садик, в школу или просто на прогулке.
Среди предложенных игр все важны и всем им нужно уделять одинаковое количество времени, чтобы вырастить полноценную личность. Однако исходя из опыта работы со студентами и взрослыми, я бы порекомендовала родителям уделять особое внимание играм, развивающим критическое мышление. Если не развивать его в самом детстве, его будет ещё труднее развить во взрослом возрасте.
На занятиях по английскому языку мне часто приходится работать с людьми, у которых есть высшее образование, престижная работа, семья, круг интересов. Но почти на каждом уроке они испытывают трудности с развёрнутым ответом на вопрос, часто обходясь короткими «да» и «нет», хотя темы для обсуждения могут быть очень простыми: кино, путешествия, работа, друзья. Без развёрнутых ответов научиться говорить на иностранном языке невозможно, именно поэтому на своих занятиях я часто учу студентов критически мыслить, хотя всему этому можно гораздо легче научиться в детстве.
Для семейного досуга
В любой семье должны выделяться часы для совместных игр, развлечений, занятий с детьми разного возраста (подростки 10-13 лет). Для родителей и бабушек-дедушек хорошо подойдут следующие игры с ребенком:
- Развивающие игры – любые настольные игры с правилами, мозаика, лабиринты, логические ловушки.
- Конструкторы — из металла, дерева, магнитов, пластмассы.
- Сделай сам – вырезать из бумаги фигурки, сделать аппликацию, сделать настольный домашний театр из фигурок.
Важно! Совместный досуг в семье – важный фактор для развития ребенка. И какой бы вы игрой ни занимались, приведет только к положительным результатам как психологически, так и в развитии логического мышления у малыша.
Как развивать детей дошкольного возраста — рассказала Майя Макиева, детский психотерапевт
Дети дошкольного возраста активно познают мир и поэтому обладают огромным любопытством ко всему, что происходит вокруг. Они с жадностью впитывают всю информацию, которую им предлагают взрослые, так как они мечтают скорее повзрослеть, стать умными и сильными. Поэтому переоценить роль родителей в формировании мышления ребёнка просто невозможно.
Игры имеют большое значение в жизни малыша. Именно во время игры происходит наиболее быстрое и качественное развитие воображения ребёнка, активная работа всех мыслительных процессов и усвоение новой информации, так как ребёнку хочется узнавать и делать что-то новое именно через игру. Именно через игру родители имеют возможность доносить до ребёнка важную информацию, формировать ценности и правила жизни своего чада, так как в игре ребёнок готов вас слушать и слышать.
В данной статье представлены прекрасные варианты для кратковременных игр, которые позволят развивать все виды мышления, разнообразить ваше общение с ребёнком, а также с пользой и интересом проводить с ним время. Но помните о том, что эти игры должны быть строго дозированы, и если вы видите, что ребёнок начинает уставать, заканчивайте игру вовремя.