Учим ребенка выговаривать сложные буквы Р, Л, Ж, Ш, С

Четкая и понятная речь — один из показателей успешного развития ребенка. Дети, умеющие правильно говорить, всегда выделяются на фоне сверстников. Но дошкольникам не всегда удается верно выговаривать некоторые буквы. Особенно сложны в произнесении буквы Р, Л, Ж, Ш, С.

К какому возрасту дети должны уметь произносить их правильно? Как понять, стоит ли обращаться к логопеду? Можно ли самостоятельно научить ребенка выговаривать сложные буквы? На эти вопросы можно найти ответ в этой статье.

Также здесь приведены артикуляционные упражнения, игры и скороговорки, которые обязательно пригодятся для домашних тренировок. Они помогут закрепить у ребенка навык верного произнесения таких сложных букв, как Р, Л, Ж, Ш, С.

  • Как проводить логопедические занятия с ребенком дома. Советы
  • Буква Р
  • Буква Ш
  • Буква Ж
  • Буква Л
  • Буква С
  • Когда необходимо обратиться за помощью к логопеду
  • Небольшое отступление. Звук или буква?

    Звук и буква неотделимы друг от друга. Но зачастую даже взрослые путают эти понятия, не понимая разницу между ними.

    На самом деле все очень просто. То, что мы говорим и слышим — это звуки русского языка. А то, что мы видим в книге, тетради, мониторе компьютера и читаем — это буквы.

    Дети сперва учатся воспроизводить звуки (говорить) и лишь затем начинают писать буквы (обозначать сказанное графически).

    Но в связи с тем, что почти всегда нам задают вопрос: «Как научить ребенка говорить букву Р или букву Ш?», мы считаем, что разница между буквой и звуком в данном случае не принципиальна Для легкости понимания и чтения статьи мы выбрали единый и привычный для большинства читателей термин «буква».

    Что является причиной неправильного произношения

    Существует несколько причин, влияющих на неправильное произношение.

    К ним относятся:

    1. Дефекты органов артикуляционного аппарата
    • неправильное строение зубного ряда,
    • неверный прикус,
    • слишком высокое или слишком низкое нёбо,
    • короткая подъязычная связка,
    • малоподвижная верхняя губа,
    • слишком большой или слишком маленький узкий язык.
    1. Физиологические
    • недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата (например, неумение держать язык в определенном положении при произнесении звуков),
    • общая физическая ослабленность в период активного становления речи,
    • снижение слуха,
    • неумение различать звуки, сходные по звучанию ({с}-{ш}, {б}-{п} и т.д.)
    1. Педагогические

    Дети склонны к подражанию, поэтому авторитетные взрослые и сверстники по возможности должны обладать чистой речью. Нельзя подавать неверный пример: сюсюкать, уподобляться детскому произношению. Важно выговаривать все звуки в слове и четко артикулировать.

    В каком возрасте ребенок должен выговаривать буквы Р, Л, Ж, Ш, С

    Логопеды заявляют, что становление звуков происходит у детей примерно в одинаковые сроки. Буквы С, Ш, Ж ребята должны уметь произносить в 4 года.

    Самые трудные в произнесении Р и Л появляются в речи детей позже. Но в норме ребенок должен осилить Р к 6 годам. Чуть раньше он должен произнести твердую букву Л.

    Причины дефектного произношения

    Есть несколько факторов, мешающих освоить произношение звука Ж:

    • анатомически неправильная уздечка языка;
    • высокое и деформированное твердое нёбо, не вмещающее язык;
    • дефекты челюстей и зубного ряда, расщепившееся нёбо;
    • открытый, выпячивающийся прикус.

    В перечисленных случаях требуется помощь стоматолога-ортодонта или хирурга. Но чаще причина неправильного проговаривания Ж — непонимание, какой должна быть артикуляция, либо копирование ребенком искаженной речи окружающих людей. В этих случаях исправление неправильного произношения возможно методами логопедии.

    Как проводить логопедические занятия с ребенком дома. Советы

    Занятия должны проходить в игровой форме. Так ребенок не будет настороженно к ним относиться, нервничать и комплексовать.

    • Нельзя чрезмерно настаивать на упражнениях и заставлять ребенка. Занятия должны приносить ему удовольствие. Лишь в этом случае произношение быстро начнет улучшаться.
    • Занятие не должно превышать 15 минут, а артикуляционная гимнастика (разминка) пусть длится не менее 5 минут. Так упражнения принесут наибольшую пользу.
    • Не стоит повторять дыхательные и голосовые упражнения больше 4-5 раз. Дети быстро утомляются, затрачивают больше кислорода, чем обычно, и могут почувствовать головокружение.
    • Ребенок не должен быть простужен (заложенный нос, больное горло), иначе дыхательные упражнения будут выполняться неверно и не принесут пользы.
    • Чтобы усилить эффект от занятий, надо обязательно закреплять навыки в течение дня. Детям будет интересно играть и произносить скороговорки вместе со взрослыми. Делать это можно и дома, и на прогулке.
    • Можно предложить ребенку побыть в роли учителя. Пусть он «научит» любимую игрушку выговаривать букву.
    • Развить речь помогут игры и упражнения для мелкой моторики — лепка, раскрашивание, конструирование букв.
    • Обязательно хвалите малыша. Ему важно ощущать свои достижения.

    Буква Р

    Неправильное выговаривание буквы Р встречается довольно часто. Если не работать над произношением, этот дефект может остаться на всю жизнь.
    Существует несколько вариантов неверного произношения буквы Р:

    • дети могут не произносить этот звук вообще (корова — коова),
    • может быть замена твердой буквы Р на мягкую (рука — рюка),
    • иногда букву Р заменяют другими буквами (рука-лука, дука, люка, йюка и т.д.).

    Как же заниматься с ребенком, чтобы научить его верному произнесению буквы Р?

    1. Артикуляционные упражнения подготовят мышцы губ и языка к занятиям. Их нужно проводить ежедневно.
    • «Варенье». Ребенок должен приоткрыть рот и водить языком вправо и влево по верхней губе. Чтобы заинтересовать малыша, можно намазать рот чем-то сладким.
    • «Маляр». Нужно водить языком вперед и назад по нёбу, как это делает маляр своей кистью.
    • «Гриб». Ребенку надо открыть рот, улыбнуться и прижать язык полностью к нёбу, удерживая его от 3 до 10 счетов.
    1. Дыхательные упражнения помогут с нужной интенсивностью направлять струю воздуха, чтобы получился верный звук. Вдох должен быть строго через нос, а выдох — через рот. Повторять упражнение больше 4 раз не надо.
    • «Свеча». Нужно задуть горящую свечу. Делать это можно короткой, сильной струей воздуха, можно, наоборот, слабой. Или задувать с близкого расстояния, с каждым разом увеличивая дистанцию.
    • «Снежинка». Ребенок должен растянуть губы в улыбке и расположить язык на нижней губе. Нужно сдуть кусочек бумажки («снежинку») на кончике языка.
    • «Буря». Понадобится стакан с водой и трубочка. Ребенку надо выдохнуть в трубочку, опущенную в стакан. Так в воде получится настоящая «буря».
    1. Вибрация языком — учимся чувствовать и воспроизводить.

    Нужно сесть вместе с ребенком перед зеркалом. Он должен видеть положение языка и губ взрослого. Так будет проще повторить правильный звук. Стоит попробовать произносить букву Р, рыча как тигр, или мурлыча, как кошка. Упражнения будут более результативными, если ребенку будет интересно выполнять задания.

    Можно научиться произносить букву Р, используя другие буквы. Например, ребенок может протяжно произносить звук З, держа язык в верхнем положении. Затем надо быстро проводить языком по бугоркам за верхней челюстью. Получится звук СР.

    Также можно поработать с другими буквами. Например, учиться произносить Р через хорошо отработанные Д, Ж, С. Постепенно можно будет уйти от лишних букв, автоматизировав произношение буквы Р. Для этого нужно часто использовать в речи слова, содержащие проблемную букву Р.

    Игры с буквой Р

    Чтобы закрепить эффект от упражнений, важно в течение дня возвращаться к отработке навыков.

    1. «Волшебный мешочек». Дети достают из мешочка предметы или картинки с изображениями предметов. Надо произнести название предмета, четко выговаривая букву Р.
    2. Игры с крупами. Они хорошо стимулируют мелкую моторику, а, значит, и речь. Можно изображать предметы, в названии которых есть буква Р. Например, коРРРРона из гРРРРРечки.
    3. Повторить слог наоборот. Ар-ра, ур-ру и т.д.
    4. Закончить фразу. Потребуются картинки с подсказками. Например, ро-ро-ро — перо.
    5. Короткие песенки или стихотворения. Например:

    Барашек, барашек, Покажи рога. Дам тебе я сахару, Кусочек пирога!

    Скороговорки с буквой Р

    • Красный краб кричит «Ура!» Резать торт пришла пора.
    • Проворонила ворона вороненка.
    • Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
    • Во дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
    • Три сороки-тараторки тараторили на горке.
    • Разъяренный крокодил раздражен и нелюдим.
    • Грянул гром — гроза в разгаре.
    • Боря Ире дал Ириску. Ира Боре — барбариску.
    • Тридцать три трубача трубят тревогу.

    Буква Ш

    Чтобы буква Ш произносилась правильно, речевой аппарат должен быть хорошо натренирован.

    При верном произнесении буквы Ш язык располагается строго симметрично. Губы всегда округленные, а зубы максимально приближены друг к другу. Посередине широкого языка идет теплая струя воздуха, которую легко ощутить ладонью у рта. Голосовые связки разомкнуты.

    Зачастую детям сложно выполнять подобные действия языком и губами. Поэтому встречаются разнообразные способы выговаривания буквы Ш.

    Внимание! Ни один из нижеперечисленных вариантов произнесения не является верным. Все они требуют корректировки.

    • межзубное произношение (звук в этом случае шепелявый, а язык просунут между зубами),
    • произнесение «в нос»,
    • способ, при котором язык упирается в зубы, и звук становится похожим на Т,
    • при нарушении прикуса звук похож на Ф,
    • звук, напоминающий С.

    Букву Ш можно научиться выговаривать дома. Для этого надо ежедневно выполнять упражнения для постановки дыхания и тренировки мышц языка и губ.

    Кроме этого, обязательно нужно выполнять игровые задания для закрепления изученных навыков.

    Артикуляционная гимнастика выполняется ежедневно, в начале занятия. Важно размять не только язык, но и губы.

    1. Упражнения для языка:
    • «Спрячь конфетку». Ребенок должен удерживать широкий язык на нижней губе. На его край взрослый кладет маленький кусочек зефира или пастилы. Малышу нужно спрятать кусок сладости, зажав его языком за верхними зубами и прилепив на нёбо. Упражнение выполняется в медленном темпе. Рот не должен открываться шире 2 см.
    • «Футбол». Нужно улыбнуться и положить широкий язык на нижнюю губу. Перед этим надо подготовить кусочек ваты. Ребенок должен дуть на вату, произнося звук Ф. Нужно докатить ее до противоположного конца стола. Важно следить, чтобы звук произносился как Ф, а не Х — это повлияет на ширину струи воздуха. Щеки не должны надуваться.
    • «Гармошка». Надо улыбнуться, приклеить язык к нёбу, и, не отпуская языка, открывать и закрывать рот. Стоит представить. что это мех гармошки. С каждым разом нужно открывать рот все шире, и дольше удерживать язык в положении у нёба (от 3 до 10 счетов). Стороны языка не должны провисать. Рот и губы всегда неподвижны.
    1. Упражнения для губ:
    • «Трубочка». Ребенок должен вытянуть губы трубочкой и беззвучно произносить букву У.
    • «Зайчик». Надо улыбнуться, открыв верхние и нижние зубы. По очереди поднимается верхняя и нижняя губы. Важно следить, чтобы зубы были сомкнуты, а губы возвращались в исходное положение.

    Игры с буквой Ш

    1. Закончить фразу (или повторить ее). Стоит заранее подготовить картинки в помощь. Например:

    Шу-шу-шу — Маша кушает лапшу. Ши-ши-ши — кашу ешьте, малыши.Шо-шо-шо – Паша пишет хорошо.

    1. Игра «Измени слово». Надо изменить слово так, чтобы в нем появился звук «ш». На первых порах может потребоваться помощь взрослого. Но скоро ребенок сможет изменять слова по образцу самостоятельно.

    Горох — горошек, орех — орешек, воробей — воробушек, хлеб — хлебушек и т.д.

    1. Шипеть, как змея, как спущенный воздушный шарик и т.д.
    2. Песни, потешки, стихотворения.

    Буква Ш — Шипящая, Иногда-Шуршащая, Часто- Шелестящая, Изредка- Шкварчащая.

    Змея шипит,шипит,шипит, Полгода учит алфавит, Устала бедная уже, А знает только букву — Ш-Ш-Ше.

    Шу-шу-шу — шуршала мышь, Шу-шу-шу — шумел камыш, Дятел шустрый, шалунишка, Шелушил шестую шишку. Что за шорох? Слышат уши, Кто-то дышит глуше, глуше, Кто-то машет выше, выше, Кто-то шепчет: «Тише, тише».

    Скороговорки с буквой Ш

    Хороший способ в увлекательной форме закрепить изученный навык произнесения буквы Ш — учить забавные скороговорки.

    • Мышка кошке сшила сапожки, кошка мышке сшила штанишки.
    • Шура шилом для шиншиллы в шалаше сапожки шила.
    • Парус наш на совесть сшит, нас и шторм не устрашит.
    • Кашалот не любит кашу — у него от каши кашель.
    • Хрюшка Нюша мышку Машу пригласила кушать кашу. Мышка Маша хрюшке Нюше принесла кусочек груши.
    • Паша Саше шьёт сапоги, а Саша Паше печёт пироги.
    • Шили рубашку с кармашками, сшили, ушили, перешили, зашили, да не вышили.

    Артикуляционная гимнастика для звука Ж

    Сначала логопед учит дошкольника правильно ставить артикуляционные органы при проговаривании звука Ж. Наиболее распространенный и действенный метод — подражание: взрослый показывает движения губами и языком, ребенок повторяет. Желательно поставить перед дошкольником зеркальце. Тогда ребенок будет видеть, насколько правильно он повторяет движения за логопедом.

    Маленьким детям бывает сложно держать язык в определенном положении. Тогда на первых занятиях логопед применяет зонды — фиксирующие и массажные приспособления.

    Артикуляционная гимнастика — первый этап каждого логопедического сеанса. Вот какие упражнения оптимальны при постановке Ж:

    • «Блин»: рот приоткрыт, расслабленный язык распластан на нижней губе, виден верхний зубной ряд. Длительность — 10 секунд.

    • «Вкуснятина»: кончик языка расслаблен, облизывает круговыми движениями нижнюю, затем верхнюю губу.

    • «Чашка»: язык выгибается чашеобразно, боковины соприкасаются с верхними молярами.

    • «Приклей ириску»: расслабленный кончик языка лежит на нижней губе, на него нужно положить кусочек ириски или другой жевательной конфеты. Затем ребенок должен приклеить языком эту конфету к передней части нёба. При этом он не должен шевелить нижней челюстью, а рот должен быть открыт не более чем на 2 см.

    • «Гриб»: губы растянуты в улыбке, зубы видны, рот приоткрыт, расслабленный язык прижимается всей поверхностью к нёбу. Затем нужно широко раскрыть рот, чтобы язык стал похож на грибную шляпку, а его уздечка — на ножку.

    • «Гармонь»: рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке, язык прижат к нёбу. Удерживая язык в исходном положении, нужно открывать и закрывать рот, фиксируя его то в одном, то в другом положении 3-10 минут. Уздечка языка будет расслабляться и натягиваться, словно меха музыкального инструмента.

    Буква Ж

    Научиться произносить букву Ж будет легко, если ребенок уже умеет говорить букву Ш. Дело в том, что движения языка и губ при их произнесении практически одинаковые. Только при выговаривании буквы Ж еще активно включаются голосовые связки.

    Эту разницу легко заметить даже ребенку. Пусть он положит свою ладонь на горло взрослого, который произносит по очереди буквы Ш и Ж. Ребенок ощутит, как вибрируют голосовые связки, когда говорят букву Ж. При произнесении буквы Ш они останутся неподвижными.

    Обратите внимание, как правильно выговаривать букву Ж. Губы должны быть округлены, а зубы находиться близко друг от друга. Широкий кончик языка приближен к альвеолам (углублениям в кости верхней челюсти), края языка прижаты к боковым зубам, а задняя часть языка поднята и стремится назад. Посередине языка проходит теплая струя воздуха. Голосовые складки напряжены и дают голос.

    Для занятий подходят артикуляционные и дыхательные упражнения для буквы Ш. Они точно так же развивают и подготавливают губы, язык и дыхание к произнесению буквы Ж.

    Игры с буквой Ж

    1. Жужжать как жук, пчела или муха.
    2. «Пчелы собирают мед». Участники воображают себя пчелками и жужжат, кружась и перемещаясь по комнате. По сигналу нужно как можно быстрее «улететь» в «домик».
    3. «Мухи в паутине». Игра подойдет для компании детей. Часть из них изображает паутину, образуя круг. Другая часть детей — «мухи», они вбегают и выбегают из круга, жужжа при этом. По сигналу дети-»паутинки» берутся за руки, а те «мухи», что не успели выбраться из круга, тоже становятся в паутину. Игра длится до тех пор, пока все «мухи» не пойманы.
    4. «Кому это нужно?» Взрослый показывает ребенку сюжетные картинки, на которых не хватает предметов. Затем нужно достать предметную картинку и спросить, что на ней изображено (предметы, в названии которых встречается буква Ж). Например, картинка, на которой нарисованы ножницы. Ребенок произносит название вслух и решает, какой сюжетной картинке не хватает ножниц. Например, они нужны бабушке, чтобы шить.

    Скороговорки с буквой Ж

    • Женя и Вика жуют ежевику.
    • В живом уголке жили ежи да ужи.
    • Жарко жабе в теплой луже. Жаба ждет дождя и тужит.
    • Что на ужин у ежей? Кожура от желудей.
    • У ужа — ужата, у ежа — ежата.
    • У крошки Матрешки пропали сережки. Сережки Сережка нашел на дорожке.
    • Лежит ежик у елки, у ежа иголки.
    • На крыше у Шуры жил журавль Жура. Жил журавль Жура на крыше у Шуры.

    Артикуляция звука Ж

    Фонема Ж — твердая и звонкая согласная. Ее артикуляция аналогична произношению Ш, но с напряжением голосовых связок, то есть с участием голоса.

    Вот как происходит артикуляционное формирование звука Ж:

    • губы чуть вытягиваются вперед, округляются;
    • язык приподнимается к верхнему нёбу, соприкасается с его задней поверхностью;
    • кончик языка, устремленный вверх, находится за верхними резцами;
    • боковины языка соприкасаются с молярами.

    Буква Л

    Это одна из самых сложных в произнесении букв. Дети учатся выговаривать ее одной из последних. Тем не менее, важно начать как можно раньше работать над верным произношением.

    Как же правильно говорить букву Л?

    Губы растягиваются в улыбке, а зубы сжаты. Язык может упираться в зубы, щель между верхними и нижними зубами или в альвеолы. Боковые стороны языка не препятствуют свободному прохождению воздушной струи.

    Существует несколько вариантов неправильного выговаривания буквы Л.

    • полное отсутствие этого звука (ложка-ожка)
    • замена более простым звуком, например, У
    • искаженное произношение (похожее на С, Й или Р)
    • неумение различать твердую и мягкую Л.

    Стоит попробовать следующие артикуляционные и дыхательные упражнения:

    • «Улыбка». Держать растянутые губы в улыбке, считая до 10.. Рот должен быть закрыт.
    • «Паровоз». Губы растягиваются в улыбке, зубы сжаты, язык давит на зубы, как на гудок паровоза и добавляет голос. Получается звук Л.
    • «Собачка». Ребенок растягивает губы в улыбке, показывает зубы и прикусывает кончик языка. Затем надо начать дышать, как собачка, которой жарко. Важно следить, чтобы воздух проходил через рот, а не через нос. Затем нужно подключить голосовые связки и произносить ЫЫЫ или ААА. Щеки надувать не надо.
    • «Лошадка». Широко улыбаясь и показывая зубы, надо цокать языком (как будто скачет лошадка). Нижняя челюсть должна оставаться неподвижной.
    • Передвигать язык во рту поочередно вправо и влево.
    • «Дует ветерок». Губы растягиваются в улыбке, приоткрывается рот и прикусывается язык. Ребенок начинает дуть на ватку на ладони взрослого.
    • «Карандаш». Надо сделать глубокий вдох через нос и выдохнуть воздушную струю через рот так, чтобы прокатить по столу карандаш.

    Игры с буквой Л

    1. «Доскажи фразу». Это могут быть рифмованные предложения, которые нужно придумать самим (например, ло-ло-ло — на улице тепло). Ребенок также может продолжить строчки известных ему стихотворений (например, А.Барто «Лягушата»).
    2. «Коробка с картинками». Пусть малыш называет предметы, изображенные на картинках (в названии которых есть буква Л). Затем нужно составить из этих нескольких слов предложение. Например: миска с малиной и лампа стоят на столе.
    3. «Что исчезло?» На столе лежат предметы, в названии которых есть буква Л (ложка, кораблик, лягушонок и т.д.). На несколько секунд ребенок отворачивается от стола, а взрослый прячет предмет. Нужно назвать «пропавшую» вещь.
    4. Стишки и песенки.

    Убежало, убежало, Убежало молоко. Я с трудом его поймала, Быть хозяйкой нелегко!

    Посадил дед лук, Отрастил лук чуб. Увидал лук внук, Оборвал луку чуб. Удивительная штука: Слёзы капают — у внука!

    Вот иголки и булавки Выползают из-под лавки. На меня они глядят, Молока они хотят.

    Скороговорки с буквой Л

    • Лена искала булавку, а булавка упала под лавку.
    • На речной мели мы на налима набрели.
    • Около колодца кольцо не найдется.
    • Королева кавалеру подарила каравеллу.
    • Наш Полкан из Байкала лакал. Лакал, лакал, да не мелел Байкал.
    • Милу мама мылом мыла.
    • У Антипа росла одна липа, а Филипп посадил семь лип.
    • Карась, в лаз не лазь! Застрял в лазе карась.
    • Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя.

    Упражнения для постановки звука Ж

    Фонему Ж несложно поставить от З, Ш или Р. Но это актуально, если дошкольник проговаривает перечисленные звуки корректно. Вот соответствующие упражнения:

    1. Постановка от Р. Ребенок проговаривает слог «ра», в этот момент логопед, используя зонд, ликвидирует вибрацию, образующуюся при произношении Р. Звук изменяется на Ж. Упражнение повторяется до тех пор, пока дошкольник не научится проговаривать слог «жа».
    2. Постановка от З. Дошкольник протяжно произносит «за». Одновременно логопед приподнимает зондом кончик языка к нёбу, фиксирует за верхними резцами.
    3. Постановка от Ш. Самый простой вариант, не требующий наличия зонда. Логопед просто объясняет ребенку, как подключить голосовые связки при проговаривании Ш.

    Буква С

    Неверное выговаривание буквы С у детей встречается довольно часто. Варианты неправильного произношения С такие:

    • звук вообще отсутствует (сок — ок),
    • он заменяется более простым в произношении (собака — шабака и т.д.)
    • ребенок путает твердую и мягкую С (собака — сябака).

    Произнесение буквы С требует натренированных мышц языка и губ, а также правильного дыхания.

    Губы слегка улыбаются, видно верхние и нижние резцы. Зубы почти сомкнуты. Широкий кончик языка касается нижних передних зубов. Боковые края языка смыкаются с боковыми зубами верхней челюсти. Спинка языка и альвеолы образуют узкую щель для выхода сильной и холодной воздушной струи. Голосовые связки разомкнуты и не образуют голосовую вибрацию.

    Натренировать речевой аппарат ребенка помогут артикуляционные и дыхательные упражнения.

    Упражнения надо чередовать между собой и выполнять под размеренный счет.

    • «Свист» — при сжатых зубах надо вытянуть губы трубочкой, как во время свиста.
    • «Улыбка» — губы растягиваются в улыбке, а зубы остаются разомкнутыми.
    • «Чистим зубы» — губы нужно разомкнуть, а кончиком языка проводить по зубам (справа налево и обратно, на верхней и нижней челюсти).
    • «Часики» — губы улыбаются, а кончик языка двигается поочередно к правому и левому уголку рта. Нижняя челюсть должна быть неподвижной.
    • «Качели» — ребенок должен языком попытаться добраться до кончика носа, до подбородка, до верхней и нижней губ, до пространства между зубами и губами верхней и нижней челюсти. Язык всегда остается широким, а губы не обтягивают зубы.

    Игры с буквой С

    1. Продолжить чистоговорки (или даже придумать свои с помощью картинок). Са-са-са — по двору летит оса. Су-су-су — хорошо сейчас в лесу.
    2. Песенки, стишки, потешки.

    Симпатичный дядя — Слон, Слушать сказки любит он. Сказки озорные, Самые смешные.

    Солнце светит ясно — Всё у нас прекрасно! Солнце спряталось за лес, Месяц светит.. буквой С.

    Сорочата у сороки Срочно делают уроки: Сто и сорок сорочат Строчки весело строчат.

    1. Лото (картинки и карточки с изображениями предметов, в названии которых есть буква С). Достаем картинку, произносим слово, кладем на карточку с ее изображением. Кто быстрее соберет полный набор картинок — тот и выиграл.
    2. Придумать предложение со словами. Взрослым нужно предварительно подготовить картинки (на них могут быть изображены часы, сушка, сосулька, колбаса, коса и т.д.)
    3. Загадки. Конечно же, в ответе-отгадке должна присутствовать буква С.

    Вот гора, а у горы — Две глубокие норы. В этих норах воздух бродит: То заходит, то выходит. (Нос)

    У нас под самой крышей белый гвоздь растет, Но как солнышко взойдет, Гвоздь растает, упадет. (Сосулька)

    Бело покрывало на земле лежало, Лето пришло — оно все сошло. (Снег)

    1. Вспомнить слова на букву С. Произносить их надо по очереди. Кто знает больше слов — тот и выиграл.
    2. Пальчиковые игры, потешки (Мальчик-пальчик, Сорока-белобока и т.д)

    Скороговорки с буквой С

    • Носит Сеня в сени сено. Будет Сеня спать на сене.
    • У осы не усы, не усищи, а усики.
    • У Сени с Саней в сетях сом с усами.
    • Коси, коса, пока роса. Роса долой — и мы домой.
    • Глядят подсолнухи на солнышко, а солнышко — на подсолнушки.
    • У киски в миске сливки скисли.
    • Ела киска суп из миски. Пуста миска, сыта киска.
    • В поле Фрося полет просо. Сорняки выносит Фрося.
    • Саша само совершенство, а еще самосовершенствуется.

    Логопедическая дыхательная гимнастика

    При правильной артикуляции звука «ж» посередине языка проходит теплая воздушная струя, когда малыш выдыхает воздух. При неправильном произношении этой струи нет. Поэтому цель гимнастики — научить этому ребенка.

    При выполнении упражнений нужно следить за телом: плечи неподвижны, грудь при вдохе не сильно поднимается, а при выдохе — умеренно опускается. Вдыхать нужно через рот, вдох мягкий и короткий, выдох — медленный и плавный. После вдоха сразу начинаем говорить (но при выдохе).

    Вот упражнения для дыхательной гимнастики.

    Упражнение №1. Детям предлагают сдуть с ладошки бумажную снежинку. У кого дальше улетит, тот молодец.

    Упражнение №2. Сделай сильный прерывистый выдох, будто гасишь свечу, и одновременно скажи «фуууу».

    Упражнение №3. К нижней губе поднеси бутылочку с узким горлом и подуй. Должен появиться шум.

    Упражнение №4. Улыбнись, кончик языка спрячь за нижние зубы, а спинку языка подними вверх. Выдохни.

    Когда необходимо обратиться за помощью к логопеду

    С походом на прием к логопеду не стоит затягивать. Чем раньше начнется работа над речью малыша, тем быстрее он научится красиво и четко говорить. Необходимо проконсультироваться со специалистом в следующих случаях:

    • В 3-4 года ребенок не может вытягивать губы трубочкой, надувать щеки, высовывать язык, дотрагиваться им до нёба, а также воспроизводить простейший ритм.
    • После 3,5 лет малыш пропускает слоги в словах, путает их местами.
    • В 4,5 — 5 лет дошкольник не говорит связными фразами, путает в предложении род, число и падеж.
    • Ребенок говорит в нос.
    • Он захлебывается словами, не успевая за мыслями.
    • Малыш глотает слоги.
    • Ему не хватает дыхания на произнесение фразы.
    • Ребенок говорит монотонно.
    • Дошкольник не стремится к общению и обсуждению увиденного, услышанного и т.д.
    • Домашние занятия над неверным произношением букв не приносят ожидаемого эффекта.
    • У ребенка врожденные аномалии — заячья губа, короткая связка на языке, пониженный слух и т.д.

    Правильная речь ребенка формируется не сразу. Существуют возрастные нормы, определяющие, к какому возрасту малыш должен уметь выговаривать ту или иную букву.

    Если ребенок не может правильно произносить определенную букву, родители могут заниматься с ним дома.

    Для верного произношения необходимы натренированные мышцы губ и языка, а также правильное дыхание. Научить ребенка верно выговаривать буквы помогут артикуляционные и дыхательные упражнения, а также игры и скороговорки для закрепления полученного навыка.

    Обязательно надо подбадривать и хвалить ребенка за успехи. Видя поддержку взрослых и эффект от проделанной им работы, ребенку будут нравится занятия. А это — залог хорошего результата. Так малыш научится правильно произносить даже такие сложные буквы, как Р, Ш, Ж, Л, С.

    Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

    Постановка звука Ж для индивидуального занятия

    Постановка Ж в игровой форме делится на 3 этапа. Первый этап — это демонстрация, как должны располагаться артикуляционные органы при произношении звука.

    Второй этап

    Этот этап включает артикуляционную и дыхательную гимнастику, после чего следует отработка изолированного звука Ж. Применяются следующие упражнения:

    1. «Жуки»: логопед демонстрирует дошкольнику изображение летающих жучков, предлагает вспомнить, как жужжат насекомые над летними травами. Дети воспроизводят звук.
    2. «Пчелы»: игра проводится в группе, часть детей становится пчелками, вторая часть — цветочками. Педагог предлагает воспитанникам показать, как пчелки кружатся над цветами, собирают нектар. Дети, изображающие пчел, бегают вокруг товарищей, при этом жужжат.
    3. «Паутина»: игра групповая, одни дети становятся в круг, но не держатся за руки — это паутина, другие воспитанники изображают мух. Вторые бегают между товарищами, вбегают внутрь круга, выбегают, при этом жужжат. По команде педагога стоящие в круге дети хватают друг друга за руки. Дети, не успевшие выбежать из круга, — мухи, попавшие в паутину. Они тоже становятся в круг, то есть паутина становится больше. Игра продолжается, пока не останется последняя муха. Этот игрок и становится победителем.

    Третий этап

    На этом этапе отрабатывается произношение Ж в словах и предложениях. К нему можно приступать только после того, как дошкольник научится четко проговаривать изолированный звук.

    Для занятий нужны парные картинки, изображающие предметы и сюжеты. На предметных изображениях представлены объекты, в названиях которых имеется звук Ж. Главное — он не должен стоять на конце слова и перед глухой согласной фонемой. А сюжетные изображения должны представлять сюжеты, с которыми связаны изображенные на других картинках объекты. Например, для картинки «пожарник» парой будет изображение горящего здания.

    С этими картинками дети выполняют следующие задания:

    1. Педагог показывает предметное изображение. Дети называют изображенный объект.
    2. Педагог демонстрирует сюжетные картинки, спрашивает, какого объекта на них не хватает. Дети отвечают, ищут соответствующую предметную картинку.
    3. Педагог спрашивает, для чего необходим тот или иной объект. Воспитанники развернуто отвечают. Например, «нож нужен, чтобы нарезать пищу на кусочки».
    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]
    Для любых предложений по сайту: [email protected]