Автор | Савина П. И. |
Вид труда | Тема | Задачи | Примеры работы | Примечание |
Хозяйственно-бытовой труд | «Наведение порядка в шкафах и на полках» | - Воспитывать в детях чувство прекрасного и трудолюбие.
- Научить видеть непорядок и исправлять его.
- Развивать эстетический вкус, умение расставлять всё на свои места и систематизировать объекты.
- Сформировать умение трудиться на благо других.
| Попробуйте сподвигнуть детей на то, чтобы они разобрали полки с книгами или навели порядок в шкафчиках с игрушками. | Расскажите ребятам историю о неряхах и объясните, что так делать нельзя. |
«Аккуратно заправленные кровати» | - Выработать привычку застилать кровать по утрам.
- Развивать собранность.
- Формировать умение доводить дело до конца.
- Способствовать возникновению желания работать над собой и прививать любовь к трудовой деятельности.
| После «тихого часа» расскажите детям о важности содержания их кровати в порядке. Объясните им в игровой или сказочной форме о микробах, которые могут появиться в кровати, если её не заправлять. | Можно вырезать из картона фигурки микробов и класть их на постель к ребёнку, который её не заправил. |
Труд в природе | «Полив растений» | - Обучить детей базовым навыкам ухода за растениями, закрепить знания о свойствах растений.
- Объяснить принцип работы с лейкой, лопаткой, перчатками.
- Развивать осторожность при взаимодействии с водой и землёй.
| Предложите ребятам поухаживать за комнатными цветами, которые находятся в группе. Если таких цветов нет, то можно вывести детей на улицу и рассказать о поливе растений на примере уличных кустов, травы или клумб. | Можно представить лейку как «тучку». Благодаря этому вы не только покажете детям принцип работы с растениями, но ещё и объясните, что такое дождь. |
«Влажное протирание листьев крупнолистных растений» | - Учить детей оказывать возможную помощь педагогу в уходе за растениями.
- Воспитывать желание ухаживать за природой и помогать остальным людям в этом.
- Улучшать трудовые навыки и умения.
| Расскажите детям о пыли, которая летает в воздухе и оседает на растения. Объясните им, как нужно аккуратно протирать листья. | Попробуйте использовать не только тряпки, но и влажные губки. Они гораздо лучше впитывают жидкость и сохраняются мокрыми. Затем их легко сушить. |
Коллективный труд | «Общая работа над уголком» | Учиться создавать коллективные поделки и фигурки для украшения их «детского уголка». | Используйте несколько видов творческих материалов: краски, карандаши, пластилин, картон и т. д. Основной задачей педагога помимо наставлений и объяснений детям, как нужно работать, является контроль всех действий с опасными инструментами. | Предложите детям порисовать пальцами. Вы можете помочь раскрасить их руки и приложить к бумаге. |
«Совместные и общие игры» | - Улучшить взаимоотношения.
- Научить добиваться общих целей путём сотрудничества.
- Рассказать о правилах общения друг с другом.
| Попробуйте провести коллективную игру «Чай-чай выручай». Выбирается игрок, который будет «водящим». Он бегает за другими ребятами и ловит их. Ребёнок, которого он коснулся, становится «заколдованным». Другой игрок может дотронуться до «заколдованного» и освободить его. Игра завершается, когда все игроки становятся «заколдованными». | Проведение игр со спортивным инвентарём по типу мячей или скакалок полезно не только в аспекте развития социальных навыков, но ещё и улучшает физические способности. |
Самообслуживание | «Самостоятельный поиск ответов на поставленный вопрос» | - Развивать умение воспринимать информацию и анализировать.
- Сформировать способность к решению задач и выявлению проблемной ситуации.
| Задайте ребёнку вопрос из разряда: «Как звали курочку, которая снесла яичко?». Попросите ребёнка найти ответ в самой сказке. Это хорошо подготовит его к будущим заданиям в школе. | Варианты вопросов: «Где спрятана жизнь Кощея?», «Сколько витязей выходит из моря в сказке Пушкина?», «Кто такая русалка?». |
«Самостоятельный уход за собой» | - Научить детей следить за своей одеждой и самостоятельно одеваться.
- Сформировать внимательное отношение к своему внешнему виду и умение правильно следить за собой.
| Предоставьте ребёнку одёжную щётку и расскажите о том, как правильно чистить одежду. Объясните, почему это надо делать («чтобы выглядеть опрятно»). | Попробуйте рассказать о том, как сохранять свою одежду в порядке, чтобы чистить её приходилось как можно реже. |
Дежурство | «Дежурство в столовой» | - Сформировать организованность и уважение к труду повара.
- Развить навыки сервировки и уборки посуды.
| Выберите нескольких детей и приведите их в столовую. Затем расскажите им, как сервировать стол и расставлять тарелки. После этого можно приступать к практической работе и разрешить ребятам сделать всё самостоятельно. | Попробуйте придумать какие-нибудь поощрительные мелочи для тех ребят, которые дежурили особо хорошо. |
«Дежурство на улице» | - Научить ребёнка работать с определённым типом инвентаря.
- Рассказать о необходимости поддержания порядка, объяснить принцип работы.
| Дайте нескольким ребятам венички и предложите смести листву с дорожек, если на дворе осень. Зимой можете попросить помочь убрать небольшие кучки снега с помощью лопаток. А весной можно показать ребятам, как поливать цветы на клумбах. | Всегда следите за тем, чтобы ребёнку поручалась лишь та работа, которую он точно в силах выполнить. |
Ручной и художественный труд | «Создание поделок» | - Развивать творческое мышление.
- Улучшить навыки работы с определёнными художественными материалами.
- Сформировать положительное отношение к оригинальности.
- Рассказать о свойствах разных материалов и разъяснить принцип работы с ними.
| Попробуйте собрать небольшую группу ребят и сделать вместе с ними поделку из пластилина. К примеру, поделка «Ёжик»:- Катаем из пластилина овал.
- Кончиками пальцев лепим маленькие треугольнички.
- Наклеиваем треугольнички на овал.
- Добавляем вылепленные носик и глазки.
| Такой вид труда позволяет воспитателю лучше узнать детей. |
«Художественная работа» | - Обучить ребёнка работе с кистью, карандашом, красками, ручкой.
- Научить основным приёмам рисования.
- Научить работать с раскрасками.
| Раздайте детям раскраски и предоставьте карандаши. | Попробуйте показать детям несколько рисунков, которые вы способны нарисовать самостоятельно. |