Зкологический уголок в детском саду. Оформление
Оформление экологического уголка в ДОУ своими руками
Автор:
Кресс Наталья Яковлевна, воспитатель МКДОУ «Большеплотавский детский сад», д. Большие Плоты, Ефремовский район, Тульская область. Данная работа предназначена для педагогов ДОУ. Я хочу поделиться опытом оформления экологического уголка. Уже много лет работаю в разновозрастной группе детского сада, где воспитываются дети от 3 до 7 лет, поэтому в экологическом уголке мной собраны материалы, учитывающие возраст детей 3-7 лет. В групповой комнате я соорудила «грибочек» — шкафчик с пособиями. В качестве грибной ножки использовала небольшой шкафчик с полочками, который обклеила самоклеющейся пленкой. А шляпку сделала из картона. Она тоже стала полочкой.
В этом импровизированном «грибочке» разместила материалы для ознакомления детей с миром природы. Здесь находится дидактический материал, детские книги о природе, самодельные книжки, семена и плоды растений, гербарии. В экологическом уголке находится книжка «Комнатные растения», которую мы сделали вместе с детьми. В ней собрана информация о комнатных растениях, находящихся в групповой комнате. Каждому растению посвящен один «листочек», на котором представлена фотография растения и его название, а с обратной стороны его описание. В уголке дети старшего дошкольного возраста могут познакомиться с гусеницей, которая «расскажет» о двенадцати месяцах года.
Также в уголке находится папка с гербариями, которые мы сделали вместе с детьми. В ней собраны образцы растений нашей родной деревни.
Промаркировали все комнатные растения цветными кружочками. На отдельных подставках сделала списки комнатных растений нашей групповой комнаты с маркировкой.
На пенечке у крота-огородника есть все необходимое для ухода за комнатными растениями.
Общий вид экологического уголка.
Иметь такой уголок в групповой комнате очень удобно. Дидактический материал для организации НОД или индивидуальной работы с детьми всегда рядом, под рукой. А дети могут самостоятельно рассмотреть понравившиеся картинки, книжки, поиграть с дикими и домашними животными.
Рекомендуем посмотреть:
Мини-музеи в моей в группе детского сада Изготовление зажима для штор своими руками Организация игровой деятельности в разновозрастной группе Организация игровой деятельности в разновозрастной группе
Похожие статьи:
Оформление группы в детском саду своими руками
Панно Осень своими руками
Оформление уголка природы во второй младшей группе
Елена Коршунова
Оформление уголка природы во второй младшей группе
Оформление уголка природы во второй младшей группе
Коршунова Елена Валерьевна
«Природа так обо всём позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться»
Леонардо да Винчи.
Знания детей о природе в возрасте 3-4 года значительно расширяются: происходит более полное знакомство с объектами и явлениями неживой природы, сезонными изменениями, животным и растительным миром. Дети усваивают деление животных на домашних и диких и соответствующие различия в их образе жизни, месте обитания. Даётся более расширенная информация о птицах (перелётные и зимующие, формируется понятие о насекомых (муравьи, бабочки) и других представителях животного мира (ящерица, черепаха, лягушка).
Обогащается представление и о растительном мире: малыши усваивают понятия «трава», «дерево», «цветок» и учатся различать их по внешним признакам. Формируется первичное представление о потребностях живых организмов в пище, воде, тепле, о труде человека по уходу за животными и растениями. Дети начинают проявлять чувства к объектам природы, животным, растениям, высказывать элементарные оценочные суждения о её явлениях: «Мне нравится собачка, она сторожит дом. Я не люблю, когда дождь и холодно». Появляется интерес к экспериментированию с водой, песком.
Все это нашло отражение в наполняемости нашего уголка природы, где представлены не только готовые покупные материалы, а также самодельные пособия, созданные совместно с родителями группы.
«Зеленый уголок»
1. Представлен Комнатными растениями. Крупные листья подходят для обучения самостоятельному уходу за растением (очищение от пыли). Детям доступен самостоятельный полив растений. Также прилагается паспорта по уходу и характеристике растения.
2. В уголке присутствуют растения, характерные для разных времен года:
— Осень — выставка овощей, поделки из листьев и природного материала;
— Зима — ветви хвойных деревьев;
— Весна — огород, посадка лука, гороха для проведения наблюдений;
— Лето — букеты их декоративных растений.
3. Инвентарь для ухода за растениями: леечки, лопаточки, тряпочки, грабельки, фартуки, палочки для рыхления.
«Природный материал»
в контейнерах: песок, камешки разных размеров, ракушки, плоды и семена растений, перья, пшено, рис, греча, шишки, сухие растения, ГЕРБАРИЙ.
«Центр воды и песка»
1. Пластиковые контейнеры для воды и песка, фартуки;
2. Картотека игр с водой и песком;
3. Природный материал;
4. Емкости разной вместимости, песочная мельница, ложки, лопатки, грабельки, всевозможные формочки, штампы для печатания следов на песке, палочки, сито, мелкие игрушки для закапывания и отыскивания, сосуды для переливания, плавающие игрушки;
5. Лупа.
«Календарь природы»
Календарь выполнен мамой воспитанника, так как проводится работа по налаживанию взаимосвязей с родителями и их активному привлечению к жизни группы.
Календарь природы состоит из нескольких страниц: время года, время суток, природные явления, кукла с одеждой для разного времени года. Все выполнено на липучках, поэтому дети могут самостоятельно изменять календарь природы, а также развивать мелкую моторику рук.
«Папка-передвижка»
В папке представлен весь необходимый тематический материал, необходимый для занятий, наблюдений, свободной и индивидуальной деятельности: загадки, стихи, игры, раскраски, разрезные картинки, консультации родителям, плакаты и так далее.
«Дидактические игры»
Дидактические игры представлены как настольными покупными, так и играми, созданными самостоятельно и с привлечением родителей: найди овощ и фрукт по семенам и косточкам, найди мою тень, третий лишний, выложи по контуру. Игры «Найди мою тень» и некоторые другие можно использовать многократно, применив Игровизор В. Воскобовича.
«Лепбук по экологии»
В лепбуке представлен весь необходимый материал по экологии: что нельзя делать на природе, запрещающие знаки, опыты, экологические сказки и игры, живая и неживая природа, игра-лабиринт, а также игра по сортировке отходов.
«Предметные и сюжетные картинки»
Дети знакомятся с особенностями внешнего вида и образа жизни рыб, насекомых, земноводных. Также имеется картотека картинок деревьев, растений, кустарников, овощей, фруктов и других тематик. Для свободного рассматривания детям предлагаются наборы игрушек, изображающие животных и их детёнышей, а также обитателей различных экологических систем (пруда, леса).
Уголок «Эколята-дошколята»
Елена Горбунова
Уголок «Эколята-дошколята»
«Эколята – молодые защитники природы»
в дошкольных образовательных организациях
В целях экологического воспитания, экологической культуры и просвещения дошкольников, в МДОУ д/с №5 «Звездочка»
, город Фурманов, Ивановской области, несколько лет назад, творческой группой педагогов был создан
Уголок «Эколята-дошколята»
.
Уголок является одним из мест в ДОУ, где наши воспитанники могут наблюдать и экспериментировать. Здесь они имеют возможность максимально проявить любознательность, активность и самостоятельность.
В Уголке имеется логотип «Эколята»
, рядом расположены Гимн
Эколят и Клятва Эколят.
Свидетельство «Эколят-дошколят»
может получить каждый дошкольник, который принимает активное участие в природоохранных акциях, мероприятиях и проектах ДОУ.
Фотографии Природоохранных акций и экологических праздников, викторин и других событий по Экологическому календарю располагаются в «Экодневнике»
и на стенде
«Природоохранные проекты»
(
«Соберем бумагу-сбережём дерево!»
,
«Берегите елочки»
,
«Кормушка для пичужки»
,
«День Земли»
и другие).
Рядом со Стендами, в Уголке,расположены сказочные обитатели — герои Азбуки Природолюбия: Шалун, Умница, Елочка и Тихоня, которые помогают формированию у воспитанников экологической культуры и культуры Природолюбия. А также в игровой форме решают задачи, стоящие перед воспитателями,знакомящими детей с природой: формирование элементарной системы знаний о природе, формирование трудовых навыков и умений, любви к природе.
Герои-Эколятапредставлены в двух вариантах: одни — маленького размера, находятся в разных секторах Уголка (например Шалун любит цветы, поэтому он находится в секторе комнатных растений, другие — ростовые, которые предназначены для работы с дошкольниками вне Уголка (на Экологической тропе, на участке и в групповых помещениях ДОУ).
Наш Уголокразбит на несколько секторов:
Эко-вернисаж, на котором располагаются работы детей, в соответствии с Экологическим календарем и комплексно-тематическим планированием детского сада (здесь могут располагаться рисунки, поделки из природного или бросового материала).
В секторе комнатных растений дети знакомятся с многообразием комнатных растений,учатся элементарному уходу за ними: полив, очищение от пыли, рыхление почвы.
В «огороде»
осенне-зимний период растет лук, рассада овощей и цветов.
Для ухода за комнатными растениями в уголке имеются кисточки, лейки, грабельки, пульверизатор.
В секторе экспериментальной деятельности создана мини-лаборатория, занятия в которой способствуют развитию у детей познавательного интереса, повышению интереса к исследовательской деятельности и способствуют формированию основ научного мировоззрения.
В секторе коллекционирования дети с удовольствием играют с экспонатами коллекций, рассматривают их, классифицируют, обогащают свои знания (коллекции пуговиц, камней, ракушек, летающих семян, тканей, бумаги и другие).
Самым любимым местом для ребят является сектор «Живой уголок»
. Обитателями живого
уголка могут быть: рыбки, черепаха, хомячки, попугаи. Ребята с удовольствием наблюдают за ними, участвуют в кормлении.
Также в Уголке расположены авторские пособия и игры (д/и «Круговорот воды в природе»
, сказка своими руками
«Путешествие капельки»
, Дидактическое дерево
«Времена года»
, лэпбук
«Мир природы»
, макеты
«Природные зоны»
и другие).
В литературном секторе собраны различные энциклопедии, художественные произведения о природе, загадки, плакаты, иллюстрации с изображением животных, птиц, насекомых, рыб, грибов. Опорные карточки по ознакомлению с природными объектами. Диски с мультфильмами и экологическими интерактивными играми) материалы экологических проектов, методические материалы и пособия для проведения занятий, литература для детей и педагогов по экологии, дидактические игры.