ДЕТСТВО-ГИД
Мастер-класс для воспитателей
«Использование игровых методов и приемов
в организации театрализованной деятельности»
Устинова Ольга Викторовна,
воспитатель МКДОУ № 16,
г. Новосибирск
Цель: формирование компетентности педагогов по использованию игровых методов и приемов в организации театрализованной деятельность. Задачи:1. Определить важность творческого развития дошкольников.
2. Уточнить этапы работы над ролью.
3. Определить методы и приемы организации театрализованной деятельности.
4. Применить игровые театрализованные методы и приемы в других образовательных областях на практике.
Ход мастер-класса:
Уважаемые коллеги! Все мы знаем, что детство — время непрерывного познания мира, а театрализованная деятельность более легко и непринужденно дает возможность познать его. Помогают в этом правильно подобранные методы и приемы. Наш мастер-класс посвящён игровым методам и приёмам театрализованной деятельности.
«Первый этап — определение образа. Его задача — научить детей распознавать конкретный образ, выделяя характерные черты, присущие только ему. Рассмотрим метод — «начитывание контрастных отрывков». Выберем для демонстрации широко известный сказочный персонаж — лису. Необходимо распознать, какой именно образ лисы присущ той или иной сцене и дать ей характеристику.
- Наловил дед рыбы, едет домой, видит: лисичка свернулась калачиком и лежит себе на дороге, лежит не шелохнется, как мертвая. Дед закинул ее в сани и поехал домой, а лисичка рыбку за рыбкой всю и сбросила на дорогу.
- Лиса-Алиса спутница своего приятеля дружка кота Базилио, с целью наживы она вместе с Базилио пыталась добыть 5 золотых монет, которые Буратино получил от Карабаса-Барабаса.
После прочтения воспитатели-слушатели дают характеристику услышанным образам в соответствии с поставленными вопросами:
— Какой вы представляете себе лису Алису? (Предполагаемые ответы: настойчивая, напористая, экстравагантная и т.д.)
— Какую вы увидели лисичку-сестричку? (осторожную, хитрую, хищную и т.д.)
Итак, с помощью метода «начитывания контрастных отрывков» перед вами предстали два разных образа лисы.
Второй этап — работа над мимикой. Его задача — научить детей передавать эмоциональное состояние героев с помощью мимики. Можно использовать игру — Угадай кто я?
Детям на ушко говорится герой произведения, ребенок без слов должен показать героя, чтобы остальные догадались.
Выходят 4 человека, я говорю героев, воспитатели должны показать, а остальные угадать (лисичка-сестричка, трусливый заяц, Михайло-потапыч, сердитый волк).
Еще для работы над мимикой используется прием зеркало (особенно когда ребенок стесняется, можно индивидуально, ребенок берет зеркало, смотрится в него и представляет себя героем, например: Я серый волк, я ни кого не боюсь !!! Или –Я храбрый заяц, я волка не боюсь!!! Я лисичка-сестричка, самая красивая в этом лесу!!!
Третий этап — работа над голосом. Его задача — развитие речевого аппарата детей и совершенствование интонационной выразительности. Рассмотрим прием — «интонационная выразительность«.
Задание для одной половины воспитателей — проговорить фразу Лисички-сестрички «Я — лисичка, я — сестричка, я хожу не слышно«.
Задание для второй — проговорить фразу Лисы Алисы: «Ах вот ты где, Буратино…Я тебе сейчас все объясню«.
Фразы необходимо проговаривать с разной интонацией, присущей определённому образу лисы.
Сейчас давайте выйдут 4 человека и потренируемся.
1.Медведь — Лиса:
Пошел медведь к избушке и зарычал: — Ступай, лиса, вон! А она ему с печи: — Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
2.Петух — Лиса:
Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах в красных сапогах. Несу косу на плечи, Хочу лису посечи — пошла лиса вон с печи! — Ой-ой-ой! Собираюсь, шубу надеваю. Петенька, убегаю!
Выполняя задание, каждый участник с различной эмоциональной окраской проговаривает предложенную фразу.
Таким образом, с помощью приёма «интонационная выразительность» можно придать речи эмоциональную окраску.
Еще для работы над голосом используется приём «голосовая импровизация» для расширения диапазона и тембра голоса в соответствии предложенным персонажем; Текст.
На полянке, на лугу три медведя жили,
Три медведя жили, малину есть любили. Как малину найдут сразу песню запоют. Папа-мишка низко пел: » ля-ля-ля-ля-ля-ля» Мама нежно песню пела: «ля-ля-ля-ля-ля-ля» А Мишутка-медвежонок звонко песню распевал, Да малину доедал: «ля-ля-ля-ля-ля-ля».
Воспитатели (3 человека) выбирают картинку с определённым инструментом, соответствующим по звучанию тембру голоса, предложенных персонажей. Далее имитируют голос персонажа, пропевая и проигрывая текст.
Для совершенствования навыка четкого произношения используются скороговорки, тренировки в четком произношении гласных и согласных в разных частях слова.
Для развития дикции используется подражание звукам:
-Фырканье лошадки, хрюкание поросят, мяукание котят, лай собаки …
Четвёртый этап — работа над жестом и движением. Его задача — научить детей двигаться в соответствии с заданной темой. Познакомимся с игровым методом на запоминание различных действий, используя игру «Повторяйка».
Для её проведения вызываю четырёх человек из воспитателей.
В.: Правила игры:
— совместно выбрать конкретный образ лисы (лисичка-сестричка);
— первый участник показывает одно движение, присущее выбранному образу;
— задача каждого последующего участника игры, воспроизвести движение, или жест предыдущего участника и добавить свой элемент, дополняющий образ.
Также для работы над жестом и движениями используется метод действий с воображаемыми предметами (3человека):
У одного день рожденье, к нему приходят гости и приносят воображаемые подарки. С помощью выразительных движений показывают, а именинник должен угадать, что ему дарят.
Еще можно использовать метод показа прочитанного(1 человек):
Уселась кошка на окошко И стала лапкой уши мыть Потом задумалась немножко — Решила грудочку помыть. довольная собой осталась, с хвостом пушистым разыгралась.
Таким образом, игры на память различных действий способствуют развитию двигательной активности детей через координацию «жест-образ».
Пятый этап — заучивание роли. Его задача — выучить текст конкретной роли.
«Прием «Книжечка» используется непосредственно во время прочтения текста. Детям предлагается закрыть лицо ладонями и вспомнить как можно больше предложений из текста. Затем, жестом ладони «превращаются» в раскрытую книгу. Дети, не отвлекаясь от «воображаемой книги», по очереди как бы «читают» из неё те предложения, которые запомнили. Чтобы выстроить из этих предложений ранее прочитанный текст, дети по очереди воспроизводят текст предложение за предложением. Воспитатель спрашивает, кто запомнил самое первое предложение, второе, третье предложение, и так постепенно с помощью воспитателя выстраивается текст.
Например: Мама с папой купили мне котенка. Котенок был маленький. Я поила его молоком. Котенок часто спал. А когда просыпался-играл со мной.
Еще для развития речи используется метод фраза по кругу. Дети стоят в кругу, начинаем с одного слова и по очереди каждый ребенок повторяет предыдущее, добавляя одно слово, чтобы получилось предложение.
Итог: Кроме показанных сегодня методов существует еще много разных приемов для организации театрализованной деятельности.
Театрализованная деятельность не исчерпала своих возможностей и продолжает активно вовлекать детей в процесс творчества. Очень важно искать новые методы и приемы, создавать специфическую предметно-окружающую среду, способствующие развитию творческой личности ребенка.
Программа по организации театрализованной деятельности Использование театрализованной деятельности в детском саду Роль театрализованной деятельности в детском саду Использование различных приемов в обучении детей рисованию разных видов пейзажей >
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
МКДОУ №331 Воспитатель Апретова К.Н.
Театрализованная деятельность в детском саду может быть организованна в утренние и вечерние часы – в нерегламентированное время; органично включена в другие занятия (музыкальное, по изобразительной деятельности и др.), а также специально запланирована в недельном расписании занятий по родному языку и ознакомлению с окружающим миром.
Желательно чтобы все организованные формы театрализованной деятельности проводили небольшими подгруппами, что обеспечит индивидуальный подход к каждому ребёнку. Причем каждый раз подгруппы должны формироваться по-разному, в зависимости от содержания занятий.
Занятия
Занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функцию и ни в коей мере не сводится только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения должны способствовать одновременно достижению трёх основных целей: развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности; созданию атмосферы творчества, социально — эмоционально развитию детей. Поэтому содержанием таких занятий является не только знакомство с текстом, какого-либо литературного произведения или сказки, но и знакомство с жестами, мимикой, движением, костюмами, мизансценой, т.е. со «знаками» визуального языка. Также содержание театрализованных занятий включает в себя: просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры – драматизации; разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок; упражнения по формированию выразительности исполнения (вербально и не вербально); упражнения по социально – эмоциональному развитию детей.
Таким образом, театрализованная деятельность будет способствовать развитию у детей уверенности в себе, формированию социальных навыков поведения тогда, когда каждый ребенок будет иметь возможность проявить себя в роли того или иного персонажа.
Для этого необходимо использовать разнообразные приемы:
- выбор детьми роли по желанию;
- назначение на главные роли не только смелых, но и робких, застенчивых детей;
- распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);
проигрывание всех ролей всеми детьми по очереди.
Недопустима даже мысль о разделении детей на «артистов и зрителей», т.е. на «постоянно выступающих» и «постоянно смотрящих», как играют другие. Нельзя допускать в атмосфере занятий страха перед ошибкой, чтобы дети не боялись выходить «на сцену». Поэтому, предлагая «сыграть» или «показать» что-либо, педагог должен исходить из реальных возможностей конкретных детей.
Именно поэтому перед воспитателем встают две основные задачи:
- Понять, разобраться в том, что чувствует малыш, на что направлены его переживания, на сколько они глубоки и серьёзны;
- Помочь ему полнее выразить свои чувства, создать для него особые условия, в которых проявится его активность, его содействия тем о ком он услышал.
В соответствии с этим практическое действие каждого ребенка является важнейшим методическим принципом проведения данных занятий.
Индивидуальная работа
Ещё одной из форм организации театрализованной деятельности является парная работа воспитателя с ребёнком – один на один. Такое обучение часто называют индивидуальным. В процессе индивидуальной работы происходит тесный контакт между педагогом и малышом. Это даёт воспитателю глубже изучить чувства ребёнка, понять, на что направлены его переживания, на сколько они глубоки и серьёзны; помогает воспитателю выявить пробелы в знаниях, ликвидировать их с помощью систематической работы. Также индивидуальная работа помогает подготовить ребёнка и к предстоящей деятельности (занятию, игре – драматизации, работе в спектакле). В процессе этой работы знания, умения, навыки в дальнейшей деятельности закрепляются, обобщаются, дополняются, систематизируются.
Самостоятельная деятельность детей – театрализованные игры.
Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Большое разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, ведь малыш во время игры чувствует себя расковано, свободно, естественно.
Таким образом, в процессе игры у детей формируются навыки самостоятельных действий, которые заключаются в том, чтобы уметь без посторонней помощи продумать замысел, находить изобразительно-выразительные средства для его воплощения, последовательно осуществлять задуманное, контролировать свои действия в различных видах театрализованной деятельности, уметь действовать в различных ситуациях.
Выдающийся режиссер и актер К. С. Станиславский в своей книге «Работа актера над собой», характеризуя детскую игру, говорит, что игра ребенка отличается верой в подлинность и правду вымысла. Стоит ребенку сказать себе «… как будто бы» и вымысел живет уже в нем. При этом у ребенка замечается еще одно свойство: дети знают чему они могут верить и чего не надо замечать.
Чтобы интерес к самостоятельной театрализованной деятельности у детей не угас, необходимо подкрепить его новшеством, что послужило бы мотивом развития дальнейшей деятельности. Таким новшеством служит предметно-пространственная среда, которая является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта, развития творческих способностей…
Эта среда не только обеспечивает театрализованную деятельность, но и является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой самообразования. Поэтому при проектировании предметно-пространственной среды, следует учитывать особенности эмоционально-личностного развития ребенка, его интересы, склонности, любознательность, творческие способности, предпочтения и потребности, а также не следует забывать об индивидуальных социально-психологических особенностях ребенка, т. к. они предполагают стремление участвовать в совместной деятельности со сверстниками, а также время от времени возникающую потребность в уединении.
При этом для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей (театрализованные игры) в каждой возрастной группе должна быть оборудована театрализованная зона или уголок сказки, а также тихий уголок, где ребенок может побыть один и прорепетировать какую-либо роль перед зеркалом или еще посмотреть иллюстрации к спектаклю и др.
Таким образом, в самостоятельной театрализованной деятельности детей ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учатся жить в этом мир, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности (внимания, воображения, логики, эмоциональной памяти, хорошо развитой речи, мимики), т. е. умения держать себя в обществе.
Развлечения
В детском саду много внимания уделяется гармоничному воспитанию каждого ребенка. Оно осуществляется на занятиях по изобразительному искусству, по развитию речи, на музыкальных занятиях. Развлечения как бы объединяют все виды искусства, дают возможность творчески использовать их, вызывают у детей эмоциональный отклик при восприятии поэтического слова, мелодии, изобразительных и художественных образов. Существует множество разновидностей развлечений. Одним из видов является театрализованное развлечение. К нему относятся театрализованные представления, концерты, спектакли с участием профессиональных артистов, а также подготовленные работниками детского сада, воспитанниками, родителями.
Таким образом, театрализованная деятельность способствует самореализации каждого ребенка и взаимообогащению всех, т.к. и взрослые и дети выступают здесь как равноправные партнеры взаимодействия. Именно в общем, спектакле или концерте ребенок естественно и непринужденно усваивает богатейший опыт взрослых, перенимая образы поведения. Кроме того, в развлечениях и праздниках воспитатели лучше узнают детей, особенности их характера, темперамента, мечты и желания. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми.
Праздники
Праздники, и развлечения должны доставлять радость и давать возможность каждому проявить свои художественные способности, эмоциональную восприимчивость, творческую активность.
Для того чтобы праздник был эффективной формой организации театрализованной деятельности детей, необходимо вести с ними повседневную систематическую работу, развивая их способности, вкус, творческую активность в музыкальной, художественно-речевой, изобразительной деятельности, обеспечивая приобретение ими навыков.
Воспитателю следует помнить, что праздничный утренник – это, прежде всего радость для детей. Это источник впечатлений, которые ребенок может сохранить надолго. Это сильное средство формирования нравственно-эстетических чувств. Поэтому хорошая подготовка, продуманный сценарий, четкая организация – все это определяет поведение и настроение каждого ребенка на празднике, эффективность воздействия различных видов искусства. Дети должны быть радостными, веселыми, держаться свободно и непринужденно. Однако не следует допускать безудержного веселья, которое слишком возбуждает детей.
Кружковая работа
Также одной из форм организации театрализованной деятельности детей в ДОУ является кружковая работа, которая способствует решению следующих задач: развитие детской фантазии, воображения, всех видов памяти, всех видов творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) и многое другое.
В дошкольном учреждении имеется педагог- руководитель детского театра, который не только реализует эти задачи, но и корректирует действия всех педагогов, осуществляющих решение всех задач, согласно базисной программы, в том числе и по театрализованной деятельности, привлекает их к активному участию в работе над играми – представлениями (вплоть до участия в них в роли «актеров»).
Руководитель театрализованной деятельности проводит работу с детьми, желающими ходить в кружок. Руководитель кружка ставит перед собой цель – не ограничиваться сценарной, режиссерской и постановочной работой с детьми – «актерами», а красной нитью через всю жизнь детского сада, через все виды детской деятельности провести решение задач, направленных на формирование в детской деятельности провести решение задач, направленных на формирование в детях творческого начала.
В театральной студии под руководством специалиста разыгрываются разные этюды для передачи различных чувств, речевые упражнения. Это может быть откровенная репетиционная работа над очередной игрой – постановкой, представлением. При этом целесообразнее использовать прием, как разыгрывание одного сюжета (или отдельных сцен к нему) с помощью различных театрализованных игр (настольных, стендовых кукол би-ба-бо и пр.). Например, идет работа над музыкальной сказкой «Кошкин дом» (музыка В. Золотарева), одни дети разыгрывают очередную сцену, используя куклы би-ба-бо на ширме, другие – настольный театр, третьи – драматизируют.
В дни, когда намечена постановка, распределяются роли между всеми детьми группы: кто пойдет разносить пригласительные билеты для детей- зрители (в приглашенную группу) и взрослым (сотрудникам учреждения), кто принимает участие в оформлении выставки, фойе детского театра, вывешивают афиши, кто помогает подготовить артистическую комнату (костюмы, атрибутику) и т.д. – это в первую половину дня. После дневного сна игра – действие продолжается: теперь нужен контролёр, экскурсовод, дежурный по залу, по сцене, в кафе; артисты переодеваются в костюмерной…
И в назначенный час приходят гости (дети другой группы и взрослые). Спектакль начиняется. Целесообразно задействовать в нем как можно больше детей. Достичь этого можно, меняя в каждом действии детей-артистов на отдельные роли и включить в действие взрослых.
Следующая > |