Светофор
Цель дидактической игры «Светофор» – развитие представления о том, что такое светофор, зачем он нужен на дороге, что означают световые сигналы.
Занятие предназначено для младшей группы детсада. Для его проведения подготовьте схематичное изображение светофора с неокрашенными сигнальными огнями, и отдельно – картонные круги 3-х соответствующих колеров.
Раздайте детям круги, расскажите, какую функцию устройство выполняет на дороге. Поочередно называйте цвет, а дети должны догадаться и объяснить, что может значить указанный колер: красный – стойте, желтый – ожидайте, зеленый – можно идти. В завершение занятия воспитанники при помощи педагога распределяют круги по сигнальным огням.
Дидактическая игра для развития мелкой моторики рук «Светофор» (первая младшая группа)
Ирина Лисицкая
Дидактическая игра для развития мелкой моторики рук «Светофор» (первая младшая группа)
Дидактическая игра на развитие мелкой моторики рук «Светофор»
Цель данной игры: развитие сенсорного восприятия
Дидактические задачи:
Образовательные:
• формирование знаний о понятии «светофор» и его назначении; закрепление знаний цветов (красный, желтый, зеленый);
Развивающие:
• Развивать зрительное восприятие и внимание;
• Развивать мелкую моторику рук;
• Развитие наблюдательности и внимания на дорогах;
Воспитательные:
• Воспитывать дружеские взаимоотношение сверстников.
• Формирование положительного отношения к соблюдению правил дорожного движения;
Активизация словаря: крышка, закрутить, открутить, красный, желтый, зеленый, коричневый.
Необходимый инвентарь: пластиковые бутылки с отвинчивающимися крышками.
— Покажите малышу как откручиваются и закручиваются крышки на бутылках.
— Попросите повторить ваши действия.
Подобные задания очень нравятся детям.
Ход занятия:
Рассказ о светофоре.
Педагог: Ребята, а вы знаете, что такое светофор?
(Дети отвечают.)
Воспитатель достает картинку с изображением светофора и рассказывает о нем детям:
«Светофор стоит рядом с дорогами, где ездят машины, он устанавливает порядок на улице, чтобы машины не врезались друг в друга, и люди могли, не боясь, переходить дороги. У него есть 3 глаза – 3 приказа. Зажигаются они по очереди. Когда горит красный свет (показывает)
– идти нельзя. Когда горит желтый (показывает) – нужно приготовиться, а зеленый
(показывает)
– переход разрешается».
Педагог: Итак, на какой свет можно переходить дорогу?
Дети: Зеленый.
Педагог: А на какой нельзя?
Дети: На красный.
Педагог: Молодцы ребята, вы запомнили, на какой свет можно переходить дорогу, а на какой нельзя.
В группу входит кукла Катя в руках коробка с «испорченным» светофором и крышечками трех цветов (красные, желтые, зеленые).
Герой говорит:
-Дети, вот светофор! Но светофор сломался, подул сильный ветер, все сигналы отвалились и перепутались. Мне очень надо ехать к Зайчику в гости, я везу ему подарок, а проехать не могу. Посмотрите внимательно и почините светофор, правильно прикрутив крышечки — сигналы, а я буду проверять, знают ли ребятки, как расположены на светофоре сигналы правильно. Мне нужно ехать по дороге, а пускает меня только «правильный» светофор.
Дети рассматривают цветные крышечки — сигналы светофора и на вопрос Кати «Как сделать правильный светофор?» ребенок делает выбор нужных крышечек, подтверждая свой выбор, проговорив правильное расположение сигналов светофора или сравнив с макетом светофора, и навинчивает их на мини тренажер.
В руках воспитателя герой (Катя, мини тренажер-светофор с изображением сигналов в правильном порядке). Изображая движения по дороге, воспитатель передвигает героя от ребенка к ребенку, проверяя получившийся починенный светофор. Если ребенок сделал правильно, герой его хвалит и проезжает дальше, если нет, то просит ребенка исправить ошибку, герою дальше не проехать, его не пускает «испорченный светофор».
В конце игры герой предлагает детям собрать подарки Зайке и прокатиться с ним по группе, соблюдая правила движения в соответствии с сигналами светофора.
Найди сигнальные огни
Для этой игры тоже требуется схематичное изображение светофора с отдельными цветными кругами. Но задание сложнее, предназначается для средней группы: дошкольники сами подбирают сигнальные огни, ориентируясь на наводящие вопросы педагога.
Расскажите воспитанникам, что на дороге случилась беда: машины не могут ехать, потому что светофорные огни растерялись. Попросите детей помочь водителям, вернуть сигналы на место.
В ходе игры спрашивайте у игроков по очереди:
- какого цвета сигнал;
- где он находится – вверху, в центре, внизу;
- что означает.
Если ребенок затрудняется с ответом, задайте тот же вопрос следующему игроку.
Подбери сигнальный огонь
Игра соревновательная, играют 3 дошкольника. Подготовьте для занятия изображения светофоров, у которых два огня цветные, а вместо третьего – пустой кружок. Также нужны картонные круги 3-х цветов.
Раскладывайте изображения перед игроками. Попросите вспомнить, какого цвета должен быть неокрашенный сигнальный круг. Дети вспоминают, выбирают вырезанный кружок, прикладывают его к неокрашенному светофорному огню. Побеждает игрок, сделавший больше правильных ходов, справившийся с заданием быстрее товарищей.
Игру для подготовительной группы можно усложнить, перевернув вырезанные круги тыльной стороной вверх. Игроки по очереди берут круги, переворачивают, называют цвет, смотрят, подходит ли колер для их светофора. Если да, кладут на соответствующий сигнальный огонь, если нет, откладывают, передают ход товарищу.
Светофор
Для проведения игры «Светофор» в старшей группе сделайте заготовки: разделите альбомные листы пополам, на одной половине изобразите светофор с неправильно расположенными огнями, на другой – устройство с пустыми кругами вместо сигналов. Отдельно вырежьте кружки 3-х цветов.
Задача игроков – выявить неправильное расположение огней. На соседнем устройстве нужно изобразить световые сигналы правильно, разложив круги соответствующим образом.
Собери светофор
Дидактическая игра «Собери светофор» закрепляет представление о предназначении дорожного устройства, развивает внимательность и мыслительные способности. Для занятия подготовьте изображения светофоров – по одному на игрока, и круги из картона 3-х цветов. Каждый круг произвольно разрежьте на 4 части.
Расскажите воспитанникам, что светофорные огни сломались, их нужно починить. Дети складывают круги в соответствии с цветами и очередностью расположения. В завершение работы воспитанники рассказывают, что означает каждый светофорный сигнал.
Дидактическая игра «Собери светофор.»
Задачи
:
Формирование представлений детей об элементарных правилах дорожного движения; формирование представлений о значении светофора, закрепление назначения красного, желтого, зеленого цветов. Развитие зрительной памяти, развитие умений ориентироваться в пространстве, способствование сенсорному развитию и развитию мелкой моторики рук.
Материалы: Черно-белый макет светофора, цветные карточки с красным, желтым, зеленым сигналами, количество наборов распечатывается по количеству игроков.
Количество игроков: Игра может проводится как индивидуально, так и в группе.
Правила игры: Детям предоставляется черно-белый макет светофора и цветные карточки с сигналами светофора. Задача разложить карточки в правильном порядке, рассказать значения каждого цвета (количество экземпляров для распечатки зависит от количества детей-игроков).
6. Наглядный материал «Правила дорожного движения «Их надо знать!!!»»
Задачи
:
Формирование представлений детей об элементарных правилах дорожного движения. Развитие речи, внимания. Развитие способностей сравнивать, обобщать, классифицировать. Формирование умения соотносить действие, событие с его изображением на картинке.
Материалы: 8 красных карточек с не правильными ситуациями дорожного движения, 8 зеленых карточек с правильными ситуациями дорожного движения, 8 карточек с описанием правил дорожного движения.
Количество игроков: игра может проводится как индивидуально, так и в группе.
Правила игры :
1. Вариант.
Прочитать детям правила дорожного движения, объяснить необходимость их использования.
2. Вариант. Ведущий-взрослый зачитывает правило дорожного движения с карточки, ребенок-участник находит зеленую карточку с картинкой-иллюстрацией этого правила.
3. Вариант. Ведущий показывает красную карточку «Нельзя», ребенок находит зеленую карточку «Можно», на это правило. Например, ведущий показывает красную карточку «Нельзя играть на проезжей части», ребенок находит зеленую карточку «Можно играть там, где не ездят машины».
Наглядный материал «Дорожные знаки.»
Задачи
:
Развитие памяти, речи; отработка навыков сравнения и группировки предметов по форме, формируют знания об окружающем мире.
Материалы:
Карточки с изображением дорожных знаков – 13 штук, карточки с описанием дорожных знаков – 13 штук (возможно приклеить с обратной стороны на карточки с изображением дорожных знаков).
Количество игроков:Могут использоваться в индивидуальной и групповой работе
Правила игры.
Вариант 1. «Изучаем, запоминаем.»
Карточки показываются быстро, четко называется нарисованный дорожный знак.
По очереди с ребенком (либо детей) отвечаете на вопрос: «Какой?», «Что означает?» относительно каждого дорожного знака, нужно дать как можно побольше ответов.
Вариант 2. «Отгадай дорожный знак.»
Игроком 1 или взрослым подробно описывается любой дорожный знак, изображенный на картинках, не называя его. Игрок 2 должен догадаться, о каком знаке идет речь, и подобрать соответствующую карточку. Затем игроки меняются местами.
Таксисты
Это подвижная игра, которая закрепляет представления о правилах дорожного движения, совершенствует двигательную активность, формирует навык коллективных действий, взаимодействия с товарищами. Для занятия нужны обручи и картонные круги 3-х колеров. На игровой площадке необходимо разметить дороги и пешеходные переходы.
Дети разбиваются на пары: один таксист, другой пассажир. Каждая пара становится в обруч, один ребенок держит его правой рукой, второй – левой: это будет автомобиль. Другие дети становятся пешеходами и светофорами, вторые получают по 3 сигнальных круга.
Игра начинается: таксисты и пассажиры бегают по дорожкам, пешеходы идут по переходам, остальные показывают сигнальные огни. Действия игроков должны соотноситься со светофорными сигналами. При необходимости педагог дает подсказки, корректирует движения воспитанников.
Сборник дидактических игр по ПДД в группе раннего возраста
Дидактическая игра «Какой огонек зажегся»Задачи:
закрепить знание цветов светофора.
Оборудование
: «Живая картинка» — улица, картинка светофора с круглыми отверстиями, круги красного, желтого и зеленого цветов.
Содержание игры.Воспитатель
поочередно вставляет в отверстия светофора на «Живой картинке» круги разного цвета и предлагает детям назвать эти цвета и объяснить, что они означают для пешеходов.
Дидактическая игра «О чем говорит светофор»Задачи:
формировать элементарные представления детей о значении цветов светофора и правилах дорожного движения.
Оборудование:
«Живая картинка» — улица, картинки: светофор, автомобили разного назначения; дорожная разметка, фигурки людей.
Содержание игры.Воспитатель
готовит макет дороги с разметкой пешеходного перехода, создает при помощи фигурок людей различные дорожные ситуации и предлагает детям показать правильное поведение на дороге пешеходов и водителей.
Дидактическая игра «Чего не хватает»Задачи:
закрепить знание о частях автомобилей.
Оборудование:
картинки автомобилей, части автомобилей.
Содержание игры.Воспитатель
показывает автомобиль, уточняет, чего не хватает, затем предлагает найти картинку с недостающей деталью.
Дидактическая игра « Наша улица»Задачи:
формировать элементарные представления детей о понятиях: улица, дорога, тротуар, деревья, дома; элементарные представления о правилах поведения на дороге.
Оборудование:
«Живая картинка» — улица, картинка светофора с отверстиями, круги красного, желтого и зеленого цветов, фигурки детей, картинки автомобилей, дорожные знаки.
Содержание игры.Воспитатель
показывает детям картинку и рассказывает, что переходя через дорогу, не следует спешить, надо быть внимательным, нельзя играть возле дороги, переходить проезжую часть по пешеходному переходу, различать сигналы светофора (зеленый – можно идти, красный цвет — хода нет), дорожные знаки.
Дидактическая игра «На чем мы ездим»Задачи:
учить детей узнавать и показывать транспортные средства на слух.
Оборудование:
картинки транспортных средств.
Содержание игры.Воспитатель
читает детям стихотворение, затем спрашивает о чем в нем говориться и просит ребенка найти картинку с изображением этого транспортного средства.
Паровоз
Загудел паровоз И вагончики повез. Чу-чу, чу-чу! Я далеко укачу!
(Т. Волгина)Грузовик
Нет, напрасно мы решили Прокатить кота в машине: Кот кататься не привык – Опрокинул грузовик.
(А. Барто)Самолет
Самолет построим сами, Понесемся над лесами. Понесемся над лесами, А потом вернемся к маме.
(А. Барто)Вертолет
Вертолет, вертолет! Ты возьми меня в полет! А в полете пусто, Выросла капуста!
(дразнилка)Кораблик
Матросская кепка, веревка в руке. Везу я кораблик по быстрой реке И скачут лягушки за мной по пятам, И просят меня: «Прокати, капитан!».
(А. Барто)Дидактическая игра «На чем мы ездим»Задачи:
учить детей узнавать знакомые транспортные средства, обозначать их словами.
Оборудование:
«Живая картинка» — улица, картинки транспортных средств.
Содержание игры.Воспитатель
поочередно вставляет в отверстия на «Живой картинке» картинки транспортных средств и спрашивает, что на ней нарисовано. Дети отвечают сами или с помощью воспитателя. Затем воспитатель предлагает рассмотреть картинку и отмечает, какого цвета машина, для чего она необходима, вместе с детьми называет ее части и т.д.
Дидактическая игра «Дай что скажу»Задачи:
Закрепить название транспорта, активизировать словарь.
Оборудование:
игрушки автобус, грузовик, легковая машина, самолет, кораблик.
Содержание игры.
Игрушки стоят на столе или ковре. Ребенок находится на расстоянии 1-2 метров от стола. Воспитатель просит малыша: «Принеси автобус (самолет, грузовик и т.д.)». Если малыш затрудняется, то воспитатель уточняет: «Он красного цвета, стоит около самолета» или просто указывает на нужную игрушку. Затем задает вопросы, уточняя, что принес ребенок, какого цвета автобус, его величина; рассматривают его части.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»Задачи:
Уточнить и активизировать словарь по теме «Транспорт».
Оборудование:
Игрушки автобус, грузовик, легковая машина, самолет, кораблик, мешочек.
Содержание игры.Воспитатель
по одной достает машины из мешка. Вместе с ребенком рассматривает и обговаривает их внешний вид (грузовик, автобус и т.д.), цвет, материал, назначение. Уточняет название частей, их окраску и форму.