Самостоятельная игровая деятельность детей дошкольного возраста


Самостоятельная игровая деятельность детей дошкольного возраста

Жильцова Инна Анатольевна

Самостоятельная игровая деятельность детей дошкольного возраста

В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средства воспитания. Основополагающим является положение о том, что в дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание. Основное значение игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового.

Воспитательные возможности всех видов игр чрезвычайно велики. Взрослым важно реализовывать их так, чтобы не нарушать естественный ход игры, не лишать ее «души»

замечанием, указанием, нотацией, просто неосторожным словом.

Актуальность данной темы обусловлена введением в практику Федерального государственного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО, федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

и необходимостью по-новому рассматривать организацию
игровой деятельности в ДОО в соответствии с требованиями по сохранению уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека.
Новизна заключается в формировании у педагогов умения так организовывать игровую деятельность, при которой будет обеспечено «разнообразие детства, полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения)

детского развития, создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его
возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями».
В игре находят выражение основные потребности ребенка-дошкольника. Прежде всего, ребенку свойственно стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. По мере развития ребенка расширяется осознаваемый им мир, возникает внутренняя потребность участвовать в такой деятельности взрослых, которая в реальной жизни ему недоступна. В игре ребенок берет на себя роль, стремясь подражать тем взрослым, образы которых сохранились в его опыте. Играя, ребенок действует самостоятельно, свободно выражая свои желания, представления, чувства.

Являясь ведущей деятельностью, игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов, в том числе воображения. Одним из первых, кто связал развитие игры с особенностями детского воображения, был К. Д. Ушинский.Он обратил внимание на воспитательную ценность образов воображения: ребенок искренне верит в них, поэтому, играя, испытывает сильные неподдельные чувства.

В основе, новой классификации детских игр, разработанной С. Л. Новоселовой, лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого)

.

Выделяют три класса игр:

1. игры, возникающие по инициативе ребенка (детей, – самостоятельные игры:

1.1. игра-экспериментирование;

1.2. самостоятельные сюжетные игры: сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные;

2. игры, возникающие по инициативе взрослого,который внедряет их с образовательной и воспитательной целями:

2.1.игры обучающие: дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные;

2.2.досуговые игры: игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные;

3. игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные, которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей: традиционные или народные (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым).

Режиссерские игры являются разновидностью творческих игр. В них, как и во всех творческих играх, есть мнимая или воображаемая ситуация. Ребенок проявляет творчество и фантазию, придумывая содержание игры, определяя ее участников (роли, которые «исполняют»

игрушки, предметы). Предметы и игрушки используются не только в своем непосредственном значении, но и в переносном, когда они выполняют функцию, не закрепленную за ними общечеловеческим опытом. К игрушкам-заместителям дети охотно прибегают и в сюжетно-ролевых играх, что говорит о развитии воображения.

В режиссерских играх ребенок сам создает сюжет игры, ее сценарий.

Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке.

Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре – одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру.

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки)

. Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, – сюжетом игры.Несложно увидеть особенность театрализованных игр: они имеют готовый сюжет, а значит
деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.
Творческое разыгрывание ролей в театрализованной игре значительно отличается от творчества в сюжетно-ролевой игре. В последней игре ребенок свободен в передаче изображении особенностей ролевого поведения.

Однако не следует думать, что в любой игре приобретения ребенка имеют положительное значение. Н. К. Крупская подчеркивала полярное влияние игры на развитие ребенка в зависимости от содержания деятельности. В многочисленных психологических и педагогических исследованиях убедительно доказано, что в русле игры происходит разностороннее развитие ребенка.

С одной стороны, игра – самостоятельная деятельность ребенка, с другой стороны, необходимо воздействие взрослых, чтобы игра стала его первой «школой»

, средством воспитания и обучения. Сделать игру средством воспитания, значит повлиять на ее содержание, научить
детей способам полноценного общения.

Организация самостоятельной деятельности детей в свете ФГОС доо

Екатерина Шадрина

Организация самостоятельной деятельности детей в свете ФГОС доо

Доклад по теме

«Организация самостоятельной деятельности детей

в свете ФГОС ДОО»

Подготовила: воспитатель

МКДОУ «Д/С№16»

Екатерина Александровна Шадрина

г. Бакал, Саткинский район

В ФГОС ДО самостоятельная деятельность детей выделена менее ярко,

чем совместная деятельность взрослых и детей. Тем не менее, в целевых ориентирах самостоятельность, способность выбирать себе род занятий является первостепенным. Необходимость формирования и развития самостоятельности диктуется потребностями общества в людях нестандартных, умеющих мыслить творчески, совершать открытия на благо человечества. А решение этого вопроса находит свое отражение в процессе развития самостоятельности, который позволяет человеку ставить новые проблемы, находить новые решения.

Стандарт гласит, что одним из условий социального развития детей является:

• поддержка индивидуальности и инициативы детей через:

создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.)

;

Развитие самостоятельности – важный показатель готовности ребенка к школе, особенно, эмоционально-волевой. У ребенка формируется умение действовать произвольно, регулируя и подчиняя свое поведение достижению определенной цели, которую ставят перед ним взрослый, коллектив детей, а затем и он сам. К концу дошкольного возраста ребенок 6 -7 лет сам ставит перед собой цель, совершает определенные последовательные действия для ее достижения, доводит начатое дело до конца.

Что же такое в общем «самостоятельность»

?

1. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и убеждений.

2. Это общая характеристика регуляции (управление)

личностью своей
деятельности, отношений и поведения.
3. Это постепенно развивающееся качество, высокая степень которого характеризуется стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умением поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленный цели, а так же способствовать к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.

Самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков, она всегда заключена в рамки принятых в обществе норм, то есть на каждую потребность должно быть правило. Мы, взрослые, живем по правилам, для детей также существуют определенные правила (в детском саду одни, в школе – другие)

. Какие правила существуют в ваших группах? (то, что взял – клади на место; не кричать и не бегать в группе; не мешать другим; складывать аккуратно одежду в шкафчике, здороваться со всеми, кто приходит в группу и т. д.)

А. А. Люблинская утверждает, что самостоятельность не возникает вдруг, она развивается с самого раннего детства на основе укрепляющихся простейших навыков и привычек. Научные исследования свидетельствуют о том, что в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достичь определенного уровня развития самостоятельности в разных видах деятельности: игровой, коммуникативной, двигательной, познавательно – исследовательской, продуктивной (рисование, лепка, художественный труд, трудовой, музыкальной. Таким образом, данные виды деятельности могут и должны стать самостоятельными.

Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детейдошкольного возраста:

1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.)

.

Какое место в режиме дня занимает самостоятельная деятельность? (в утреннее время, между ООД и занятиями, на прогулке, после сна, в вечернее время).

Как вы думаете, что должно учитываться при организации самостоятельной деятельности детей?

— Верно: возрастные особенности, индивидуальные особенности детей, блочное (комплексно-тематическое)

планирование, предметно-развивающая среда группы.

Так как ФГОС ДО подразумевает создание условий для свободного выбора детьми деятельности, то в этом смысле трудно переоценить значение предметно-развивающей среды. Давайте еще раз скажем, что же такое развивающая предметно-пространственная среда? Развивающая предметно-пространственная среда-это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребенка в детском саду, на состояние его физического и психического здоровья, на успешность его дальнейшего образования, а также на деятельность всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении. (слайд)

Какой должна быть предметно-развивающая среда в соответствии с ФГОС ДО?

-Трансформируемой, содержательно-насыщенной, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Если мы говорим о насыщенности среды, то предполагаем наличие в группе центров активности (игровой, познавательно-исследовательский, творческий, двигательный и т. д.)

Трнасформируемость среды предполагает возможность ее изменения в зависимости от интересов и желания детей.

Полифункциональность среды предполагает возможность разнообразного использования предметов, атрибутов, природного материала.

Вариативность среды предполагает наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и др.)

., обеспечивающих свободный выбор
детей; сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих активность детей.
Доступность и безопасность — известные понятия для характеристики среды, не нуждающиеся в расшифровке.

Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду должна:

• иметь привлекательный вид;

• выступать в роли естественного фона жизни ребенка;

• снимать утомляемость;

• положительно влиять на эмоциональное состояние;

• помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир;

• давать возможность ребенку заниматься самостоятельной деятельностью. (слайд)

Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («

,
«площадки»
, оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы должны быть доступны детям.

Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс учетом индивидуальных особенностей детей.

Оснащение уголков должно меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

В качестве центров развития могут выступать центры для:

• для сюжетно-ролевых и режиссерских игр;

• для познавательной активности;

• для самостоятельной деятельности детей;

• для двигательной активности;

• для настольно-печатных и развивающих игр;

• для экспериментирования и наблюдением за природными явлениями;

• для отдыха (уединения, общения и пр.)
(слайды)
Свободная деятельность детей в развивающих центрах помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога.

• Центры могут быть разграничены (полки, напольное покрытие, коробки, мольберты, столы и возвышения можно использовать для разграничения пространства, но вместе с тем, 1/3 пространства группы свободна для организации игр и деятельности большого количества детей.

• Мебель и оборудование расставлены таким образом, чтобы обеспечивать свободное и безопасное передвижение детей (не должно, быть, слишком, много, открытого, пространства, которое бы провоцировало детей бегать с опасностью для других детей).

«тихие»

и
«шумные»
центры достаточно разнесены, чтобы дети не мешали друг другу (уровень шума влияет на желание передвигаться, уровень тревожности и творческие возможности
детей); оформление «уголка уединения»
необходимо для отдыха ребенку;

• материалы, которые стимулируют познавательную и речевую деятельность, детей включены во все центры;

• материалы, которые позволяют ребенку разворачивать самостоятельную деятельность представлены в достаточном количестве;

• центры допускают как индивидуальные занятия детей, так и объединения детей в малые и большие группы;

• центры предназначены как для самостоятельной, совместной деятельности детей и взрослых, так и для проведения некоторых видов занятий;

• для чтения, прослушивания музыки, отдыха есть достаточно мягких «посадочных мест»
(подушки, обтянутые пенопластовые матрацы, кресла, пуфики и пр.)
;

• в помещении достаточно столов и стульев, чтобы все дети могли одновременно разместиться за ними (желательно, чтобы, столы были небольшие и стояли бы в разных местах группы);

• помещение группы организовано так, чтобы воспитатели могли одновременно наблюдать за тем, что происходит в большинстве центров;

• все материалы, а также детские рисунки и поделки развешаны на уровне глаз ребенка;

• у каждого ребенка есть индивидуальное место, куда он может положить свои вещи и предметы.

Учитывая, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, воспитатель должен создать разнообразную игровую среду, которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер. При этом она должна способствовать развитию творческих способностей, будит фантазию, активность действий, учить общению, яркому выражению своих чувств.

Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности. Воспитатель может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.

Игра в детском саду должна организовываться, во-первых, как совместная игра воспитателя с детьми, где взрослый выступает как играющий партнёр и одновременно как носитель специфического «языка»

игры. Естественное эмоциональное поведение воспитателя, принимающего любые детские замыслы, гарантирует свободу и непринуждённость, удовольствие ребёнка от игры, способствует возникновению у
детей стремления самим овладеть игровыми способами.
Во-вторых, на всех возрастных этапах игра должна сохраняться как свободная самостоятельная деятельность детей, где они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом, где обеспечивается в известной мере независимый от взрослых мир детства

Наряду с игрой немалое место в жизни ребёнка занимает свободная продуктивная деятельность детей (конструктивная, изобразительная и т. д.)

Так же как и в игре, здесь обогащаются возможности развития ребёнка.

Педагог может заранее спланировать самостоятельную деятельность детей с учетом актуальной на данный день (или неделю)

темы, поставленных целей и задач образовательной работы в режиме дня, т. е. должен быть реализован принцип комплексно – тематического построения образовательного процесса в ДОУ. Педагог
«отталкивается»
от этой темы при
организации самостоятельной деятельности детей.
Таким образом, самостоятельная деятельность детей в ДОУ- это такая деятельность, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, по его заданию, в специально представленное для этого время, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий.

Совместная деятельность педагога и детей

Замечание 1
Совместная деятельность педагога с детьми – это одна из основных моделей организации образовательного процесса детей-дошкольников. Деятельность двух и более участников образовательной деятельности, то есть взрослого и воспитанника, направленная на решение образовательных задач в одном пространстве и в одно время характеризуется партнерской позицией взрослого и партнерской организацией ребенка, то есть возможным свободным размещением, перемещением и общением в процессе образовательной деятельности.

Выделяют следующие формы работы с воспитанниками:

  • индивидуальную;
  • подгрупповую;
  • фронтальную.

Также выделяют следующие виды совместной деятельности:

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

  • непосредственно образовательную деятельность, которая реализуется при осуществлении совместной деятельности педагога с детьми;
  • совместную деятельность педагога с детьми, которая осуществляется в процессе осуществления режимных моментов и решает образовательные задачи.

Типы совместной деятельности:

  • игровая;
  • коммуникативная;
  • познавательно-исследовательская;
  • продуктивная.

Алгоритм развития любых видов деятельности имеет следующий вид: сначала идет осуществление совместной деятельности с педагогами, а затем – совместная деятельность с ровесниками, и наконец, превращение в самостоятельную деятельность ребенка-дошкольника.

К характеристикам совместной партнерской деятельности педагога с детьми относят:

  • добровольное присоединение детей к деятельности, то есть отсутствует психологическое и дисциплинарное принуждение;
  • открыты временной промежуток – каждый ребенок работает в индивидуальном темпе;
  • возможность свободного общения и перемещения детей;
  • педагогическая поддержка.

Учитывая вышеназванные сущностные признаки организации совместной деятельности, они должны затрагивать все режимные моменты, проводимые в группе, а также все моменты непосредственно-образовательной деятельности.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Совместная и самостоятельная деятельность воспитателей и детей 460 ₽ Реферат Совместная и самостоятельная деятельность воспитателей и детей 220 ₽ Контрольная работа Совместная и самостоятельная деятельность воспитателей и детей 190 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Достижение дисциплины в рамках совместной деятельности возможно только при использовании неформального авторитета взрослого человека, а также посредством создания целостной системы интересов, включая выбор интересной и значимой для ребенка тематики образовательной деятельности.

Самостоятельная деятельность активности детей на прогулке и руководство ею

Валентина Шишкоедова

Самостоятельная деятельность активности детей на прогулке и руководство ею

(2-й слайд)
Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детейдошкольного возраста:
— свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспещивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющий ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

— организованная воспитателем деятельность воспитанников направленная на решение задач, связанных с интересами других людей.

(3-й слайд)

Для организации
самостоятельной деятельности детейнеобходимо создать условия: атрибуты, выносной материал, орудия труда для трудовой деятельности.
Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.

Особое место в прогулках занимает самостоятельная игровая деятельность детей, в которой закрепляются знания, полученные на занятии.Предусматривается развитие взаимоотношений между детьми: объединение их для совместных игр, воспитание бережного отношения к игрушкам, приучение к порядку в игровом пространстве.

(4-й слайд)
Самостоятельная игровая деятельность на прогулке осуществляется под контролем и руководством педагога. На прогулке воспитатель может видеть и учитывать индивидуальные особенности детей. Прогулка способствует более легкому установлению доброжелательного общения ребенка со взрослым, укреплению его доверия к воспитателю.
Личностно ориентированный подход воспитателя способствует развитию доброжелательных отношений и формированию положительного эмоционального настроя детей.

(5-й слайд)

Дети сами выбирают, чем им заняться, воспитатель при этом играет роль направляющего детской
деятельности. В младшем дошкольном возрасте ребенок еще не может занимать себя долго, поэтому самостоятельная деятельность в этом возрасте носит непродолжительный, периодичный характер и нуждается в постоянном направлении воспитателя.
(6-й слайд)

С возрастом у
детей меняются интересы: начиная со среднего возраста, дети предпочитают общество сверстника. Поэтому в самостоятельной деятельности появляется больше разнообразия, однако на протяжении всего дошкольного детства основной деятельностью ребенка остается игровая. Во время прогулки дети старшего возраста могут самостоятельно организовать подвижные игры, выученные с воспитателем, могут придумать новые игры, за основу взяв сюжет из прочитанного произведения, из просмотренного фильма или из жизни.
(7-й слайд)

Также во время
прогулки большое внимание детей уделяется сюжетно-ролевой игре, содержание которой усложняется с возрастом детей. Таким образом решаются задачи социально-коммуникативного развития детей. Воспитатетель может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.
(8-й слайд)

Воспитатель должен
руководить самостоятельной игровой деятельностью детей: обеспечивать им полную безопасность, научить использовать пособия в соответствии с их предназначениям, осуществлять постоянный контроль деятельности на протяжении всей прогулки. Воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб и не перегрелся. Тех детей, кто много бегает, он привлекает к участию в более спокойных играх.
(9-й слайд)

Спасибо за внимание.

Статья.Организация и руководство самостоятельной, творческой игровой деятельностью дошкольников.

Статья.Организация и
руководство самостоятельной, творческой игровой деятельностьюдошкольников.
Игра – самоценная деятельность для дошкольников Игра – деятельность не связанная с достижением утилитарных целей. Игра – деятельность, доставляющая удовольствие. Игровая деятельность занимает одно из значительных мест в жизни детей дошкольного возраста. Это один из распространённых видов самостоятельной деятельности ребёнка. Игра в психологии и педагогике рассматривается как деятельность, которая имеет большое значение для развития дошкольника.

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Игра — вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается в самом процессе, а целью является получение удовлетворения играющим.

Выдающейся исследователь в области психологии Л. С. Выготский подчеркивал неповторимую специфику дошкольной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. Такое добровольное подчинение правилам происходит в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее крепость.

Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.

«Самостоятельная деятельность детей» – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста: 1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; 2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

Говоря о формировании у дошкольников самостоятельности, необходимо решить три тесно связанные между собой задачи

.

1. Развить у детей самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение;

2. научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в практической деятельности;

3. определить различные виды игр в развитии самостоятельности у детей дошкольного возраста.

На самостоятельность влияет интеллект ребенка, эмоциональное состояние, физиологические и индивидуальные особенности, большое место отводится инвентарюПоэтому основой и необходимым условием для формирования самостоятельности является правильная организация сферы детского сада; исключительно важна атмосфера доверия, дружелюбия, выдержанность и т.д

Формирование самостоятельности, по мнению Выготского Л.С., во многом зависит от уровня сформированности памяти, мышления, развития внимания, речи и т.д. благодаря этому ребенок умеет подчинять свои действия той или иной задаче, добиваться цели, преодолевая возникшие трудности

Собственно процесс самостоятельной деятельности представляется в виде триады: мотив – план (действие) – результат.

Психологические детерминанты самостоятельной деятельности дошкольника: саморегуляция, самоактивация, самоорганизация, самоконтроль и т.д.

Самостоятельная деятельность – это высшая работа познавательной деятельности дошкольника и является компонентом целостного педагогического процесса, поэтому её присущи такие функции, как воспитательная, образовательная, развивающая.

Схема развития любого вида деятельности такова:

1. сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослыми,

2. затем – в совместной деятельности со сверстниками

3. и, наконец, становиться самостоятельной деятельностью ребенка-дошкольника

.Самостоятельная деятельность дошкольника не приводится к проведению игр. Во время самостоятельной деятельности ребенок должен быть предоставлен себе. Одни дети хотят уединиться, другие заниматься творчеством, третьи – спортом. Под самостоятельной деятельностью понимается свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно – развивающей среды, обеспечивающей выбор каждым ребёнком деятельности по интересам позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Основные показатели самостоятельной деятельности

. интерес к ней со стороны ребенка

2. проявление инициативы и самостоятельности в постановке задач и выборе способа реализации задуманного

Организация самостоятельной познавательной деятельности детей. В рамках этого блока развивается творческая активность детей в познавательно-игровой деятельности, свободном экспериментировании с различными материалами. Ребенок получает возможность самореализации.

В рамках свободной самостоятельной деятельности дети осваивают умение действовать в группе сверстников, кооперироваться с ними, вступать в состязательные отношения, реализуют элементы специфической детской субкультуры, которые необходимы для благополучного существования ребенка в детском сообществе.

Самостоятельные игры. Конечно, они не могут возникнуть на пустом месте. Для их возникновения проводится большая и кропотливая работа педагога по обогащению детей знаниями, опытом, по расширению их кругозора

В детском саду должны быть созданы условия для нормального психосоциального развития детей в игровой деятельности

:- спокойная и доброжелательная обстановка;

— внимание к эмоциональным потребностям детей;

— организация игр и бесед с детьми;

— предоставление самостоятельности и независимости каждому ребенку;

— предоставление возможности каждому ребенку самому выбирать себе партнеров для общения;

Предметно-развивающая среда

Воспитание и развитие происходит эффективнее, если для этого созданы определенные условия в детском саду. Предметно-развивающая среда создается, чтобы обеспечить полноценное физическое, познавательное и социальное развитие ребенка.

«Среда, окружающая ребенка в детском саду, может стать средством развития его личности лишь в том случае, если педагог способен организовать такую среду» Э. Костина

Предметно-пространственная среда — это одно из условий разворачивания психического развития ребенка изначально как процесса саморазвития.

Она должна быть разнообразной, насыщенной, нестандартной, изменчивой.

Развивающая среда – это:

— комфортность и безопасность обстановки;

— обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности;

— обеспечение возможностей для исследования;

— обеспечение возможности укрепления физического и психического здоровья детей.

При организации предметной среды в групповом помещении педагогам необходимо учитывать все, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребенка, развитию его способностей и интересов.

Важно помнить, что предметно-развивающая среда должна меняться:

  1. в зависимости от возрастных особенностей воспитанников

  2. периода обучения и реализуемой педагогами программы.

Среда провоцирует детей на проявление самостоятельности и свободной активности. Предметно-пространственная среда должна ориентироваться на зону ближайшего развития ребенка.

Предметно-пространственная среда в каждой возрастной группе детского сада должна иметь отличительные признаки

В группах детского сада должны быть созданы
уголки – микроцентры для самостоятельной деятельности детей:
Для того чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе, в группе выделены центры организации определенного вида деятельности. Они не имеют четкого разграничения, что позволяет соблюдать принцип полифункциональности, когда один и тот же игровой уголок по желанию ребенка можно легко и быстро преобразовать в другой. В одной и той же зоне согласно принципу интеграции можно заниматься различными видами деятельности. Так, природный уголок может стать местом уединения, книжным уголком или исследовательским центром. Принцип гендерного подхода к развитию среды позволяет учитывать интересы и наклонности, как мальчиков, так и девочек.

Центр сюжетно-ролевой игры

Должен быть расположен в группах на коврах, занимать большую часть групповых комнат., т.е выделено пространство для игры Для сюжетно-ролевых игр должно быть в наличие необходимое оборудование:. подобраны тематические коллекции игрушек, необходимые атрибуты,. иметь предметы-заместители, атрибуты и игрушки для различных видов игр (сюжетно-ролевых,) Собран естественный, природный, бросовый материал. Приобретены современные игровые модули «Кухня», «Салон красоты», «Мастерская», «Авто-трек» и другие. Часть атрибутов для игр расположена на передвижных этажерках, которые имеют несколько назначений.

Организация сюжетно – ролевой игры по возрастам

Младшей дошкольной возраст

Полноценное развитие игры дошкольника во многом зависит от того, насколько успешно проходит её освоение в период раннего возраста. К 3-3,5 годам у детей необходимо сформировать азы сюжетной игры — умение осуществлять разнообразные игровые действия. Формирование сюжетной игры должно осуществляться на фоне поставленной организации воспитателем условий для элементарного предметного взаимодействия детей друг с другом. Задача педагога — сформировать у ребёнка к 3 годам умение развёртывать условные действия с сюжетной игрушкой, предметом — заместителем и воображаемым предметом, связывать 2-3 действия в смысловую цепочку словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие начатое партнёром -взрослым, а затем сверстником.

Сюжетно-ролевая игра почти всегда предполагает участие нескольких детей, поэтому она является важнейшим фактором социального развития ребенка. Прежде всего, ребенку нужно уметь принять на себя игровую роль и обозначить ее для партнера. Однако, чтобы полноценно овладеть игровой ролью, ребенку необходимо не только уметь осуществлять специфические для роли условные предметные действия, но и уметь развертывать специфическое ролевое взаимодействие — ролевой диалог. Более того, уметь изменять в ходе игры ролевое поведение в зависимости от того, каковы роли партнеров; уметь менять игровую роль в зависимости от развертывания сюжета. Все эти умения формируются постепенно. Для детей 4го года жизни достаточно уметь принимать и обозначать игровую роль, реализовывать специфические ролевые действия, направленные на партнера — игрушку, развертывать парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнером — сверстником. Задача воспитателя при работе с детьми 4го года жизни — построить совместную игру таким образом, чтобы ее центральным моментом стало именно ролевое поведение.

Цель — не унификация, приведение к единообразию игры для всех детей в рамках «заданных» сюжетов и ролей, а развитие игры каждого ребенка с опорой на его личные интересы. Показателями успешного формирования ролевого поведения у детей 4го года жизни являются следующие:

· развертывание детьми в самостоятельной деятельности специфических ролевых действий и ролевой речи, направленной на кукольных персонажей;

парное ролевое взаимодействие со сверстником, включающее называние своей роли, ролевое обращение, короткий диалог.

Средней возраст

Задача воспитателя в работе с детьми 5-го года жизни — переводить их к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять свое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою роль для партнеров в процессе развертывания игры.

Каким же образом можно формировать эти умения у детей? Решение этой задачи возможно в совместной игре воспитателя с детьми, где взрослый является не руководителем, а участником, партнером детей в этом творческом процессе. Игра должна развертываться особым образом, так чтобы для ребенка «открылась» необходимость соотнести его роль с разными другими ролями, а также возможность смены роли в процессе игры, для развертывания интересного сюжета.

Это возможно при соблюдении воспитателем двух условий:

1. Использование многоперсональных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными;

2. Отказ от однозначного соответствия числа персонажей (ролей) в сюжете количеству участников игры: персонажей должно быть больше, чем участников.

На первом этапе игра строится таким образом, чтобы у ребенка была основная роль в сюжете; взрослый последовательно меняет свои роли в ходе игры. Воспитатель не рассказывает ребенку предварительно сюжет, а сразу начинает игру, предполагая ему основную роль, ориентируясь на тематику, привлекающую ребенка. Если у ребенка возникают собственные предположения в ходе игры -необходимо их принять. Воспитатель со многими детьми вступает в ролевое взаимодействие, активирует ролевой диалог, «замыкает» детей на ролевом взаимодействии друг с другом. Вся игра носит характер свободной импровизации.

Тем не менее, игра воспитателя с каждым из детей и с подгруппами, стимулирующая гибкое ролевое поведение и смену ролей, дает существенные сдвиги в самостоятельной детской деятельности. Дети свободнее вступают во взаимодействие, подключаются к уже играющим сверстникам, беря подходящие по смыслу роли. В совместной со сверстником и индивидуальной игре расширяется диапазон актуализируемых детьми игровых ролей. При этом дети широко и творчески используют способ условного выполнения действия с сюжетными игрушками, предметами — заместителями, соединяя, условные ранее игровые умения с новыми. У них появляется вкус к динамическому развертыванию сюжета в процессе игры за счет включения новых персонажей и смены игровых ролей в рамках той или иной смысловой сферы. В игре ребенок не только согласованно взаимодействует с одним — двумя сверстниками, но и моделирует ролевой диалог с партнером — игрушкой, с воображаемым партнером, т.е. устанавливает разнообразные ролевые связи в игре.

Старший дошкольный возраст

Одна из линий развития сюжетной игры дошкольников — игра-фантазирование. Старшие дошкольники готовы к ее освоению. В сюжетной игре не свойственно предварительное планирование и жесткое следование плану. В этом проявляются ее специфические черты -необязательность, свобода выбора действий. Для того чтобы дети могли реализовать свои творческие возможности и действовать согласованно, несмотря на всю прихотливость индивидуальных замыслов, необходимо овладение более новым сложным способом построения игры — совместным сюжетосложением. Оно включает умение ребенка выстраивать новые последовательности событий, охватывающие разнообразные тематические содержания, и при этом быть ориентированным на партнеров сверстников: обозначать для них, какое событие он хотел бы развернуть в следующий момент игры, прислушиваться к мнению партнеров; умение комбинировать предложенные им самим и другими участниками события в общем сюжете в процессе игры.

Каким же образом можно сформировать эти сложные умения у детей?

Оказывается, эффективным средством формирования является совместная игра взрослого с детьми, но по форме совершенно иная, нежели на предыдущих возрастных этапах.

Совместную игру с детьми следует начинать не с придумывания совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения — «расшатывания» уже известных; постепенно взрослый переводит к все более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового. Наиболее удобными для такого постепенного «расшатывания» являются сюжеты известных детям волшебных сказок. Сказка по своей природе родственна игре: она погружает в атмосферу условности, вымысла, чрезвычайно привлекая детей

Перспективное планирование сюжетно – ролевых игр целесообразно осуществлять на основе недельной тематике детского сада и определение педагогом игровых действий, которые могут выполнять дети в процессе игр, исходя из своего опыта и знаний, а также предполагая перспективу развития этих действий на основе эффективного руководства. Игра как средство обучения самостоятельности

Из всего разнообразия самостоятельных игр на протяжении всего дошкольного детства сюжетно-ролевые игры являются основными в игровой деятельности детей Сюжетно – ролевая игра

Основной особенностью сюжетно – ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации

Особенность игры:

Дети сами выбирают тему игры.

Развивают сюжет.

Распределяют роли.

Подбирают нужные игрушки и атрибуты.

Развитие сюжетно- ролевой игры «происходит не спонтанно, а зависит от условий жизни и воспитания ребенка, то есть от социальных влияний». Можно сказать, что сюжетно-ролевая игра самостоятельна по своей сути, но эта самостоятельность относительна, так как в ней присутствует косвенное педагогическое руководство. Сюжетно-ролевая игра проходит несколько ступеней развития: от непосредственной работы педагога по обогащению детей знаниями и опытом к самостоятельной игре, где этот опыт и знания трансформируются детьми в соответствии с личным опытом и их эмоциональным отношениям к окружающему

Содержание и структура творческой сюжетно-ролевой игры. Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль. Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры — это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые действия (крутить руль автомашины, готовить обед, учить рисовать учеников и т.д.) — одно из основных средств реализации сюжета.

Сюжетно-ролевая игра

Сюжетно-ролевая игра – это игры, которые придумывают сами дети. Мотивация игры лежит в самом процессе выполнения данной деятельности. Общий мотив сюжетно – ролевой игры — стремление ребенка к совместной социальной жизни со взрослыми.(Ребенок принимая на себя роль взрослого, может воспроизводить его жизнь, деятельность отношения)

Принципы.

На начальном этапе совместно с детьми играет воспитатель.

На каждом этапе «открывать» и усваивать новый способ ее построения.

Ориентироваться на осуществление игрового действия и пояснение смысла действия партнером по играм.

Воспитатель формирует игровое умение, дети – разворачивают игру.

Предпосылки сюжетно-ролевой игры

Первый этап — ознакомительная игра, Взрослый организует предмет но-игровую деятельность ребенка, используя разнообразные игрушки и предметы.

Второй этап — отобразительная игра. Действия ребенка направлены на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определенного эффекта.

Третий этап — сюжетно — отобразительная игра. Дети активно отображают впечатления, полученные в повседневной жизни.

Этапы формирования сюжетно-ролевой игры

1этап – воспроизведение действий. На первом этапе (1,5 – 3 года) педагог стимулирует ребенка к осуществлению условных действий с предметами.

2 этап – становление ролевого поведения. На втором этапе (3 года – 5 лет) формирует у детей умение принимать роль, переходить в игре от одной роли к другой

3 этап – сюжетосложение. На третьем этапе (5-7 лет) дети должны овладеть умением придумывать разнообразные сюжеты игр

Компоненты сюжетно-ролевой игры

Сюжет игры — это сфера действительности, которая воспроизводится детьми, отражение определенных действий, событий из жизни и деятель ности окружающих.

Содержание игры — это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой и общественной деятельности.

Роль – игровая позиция, ребенок отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже.

В сюжетно – ролевой игре:

— идет эмоциональное развитие

— развитие интеллекта

— развивается воображения и творчество

— развитие речи

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]