«Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО»


ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Статья «Особенности воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста»

Подготовила: воспитатель Ванжа Ирина Николаевна Нефтеюганск Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нефтеюганска «Детский сад №20 «Золушка»

В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.

Современный культурный человек – это не только человек образованный, но и обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Важно формировать у подрастающего поколения умение строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым багажом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции.

Толерантность трактуют, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, многообразия человеческой культуры, норм, верований. Толерантность-это готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.

В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям. Становление базиса личностной культуры означает, что ребенок приобщается именно к общим человеческим ценностям, а не к тому, что может представляться ценным некоторому кругу людей в некотором регионе и в некоторые моменты времени, приобщается к универсальным (всеобщим) средствам жизнедеятельности людей.

Методических разработок по воспитанию у детей таких нравственных ценностей, как уважение к иной культуре и её носителям, способствующих развитию взаимопонимания, терпимости, открытости и дружелюбия, в настоящее время недостаточно.

Остановимся на кратком рассмотрении особенностей дошкольного возраста.

Дошкольное детство – это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста.

Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование основ личности. Ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать. Образуется соподчинение мотивов: возможность подчинить свои непосредственные побуждения осознанным целям. Малыш научается в определенных пределах управлять своим поведением и деятельностью, предвидеть ее результат и контролировать выполнение. Усложняется эмоциональная жизнь дошкольника: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства. Маленький ребенок не умеет управлять эмоциями. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. С развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Но это происходит, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки. Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка и общение с взрослыми и сверстниками.

Дошкольник учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику. Ребенок может сопереживать, сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно-ролевой игре различные эмоциональные состояния.

Новыми объектами, вызывающими яркие познавательные чувства детей, являются животные, птицы.

Необходимо изучать развитие эмоциональной сферы дошкольника, что создает базу для осмысленного усвоения психолого-педагогических знаний, а в последствии обеспечит эффективность их применения. Развитие эмоционально-чувственного мира ребенка-дошкольника, когда он ощущает себя защищенным и свободным в своих суждениях, требует дальнейшего усовершенствования организации педагогического процесса в дошкольном учреждении. Взрослый помогает ребенку создавать нужный положительный образ будущего события, например, воспитатель в детском саду может попросить привести в порядок помещение после игры или рассказать детям, как им будет приятно увидеть свою комнату чистой.

Много новых чувств возникает у дошкольников в связи с новыми условиями жизни. Это прежде всего жизнь в группе детского сада, где между детьми складываются начальные формы коллективистических отношений. Потребность общения именно со сверстниками, потребность в совместных играх дети обычно начинают осознавать после 4 лет.

Потребность в совместной деятельности, правильно используемая воспитателем, может стать началом формирования высших человеческих чувств.

Исследования А.И. Аржановой, В.А. Горбачевой, И.Р. Ключаревой, А.В. Булатовой, Т.А. Репиной, М.И. Тимошенко, Н.И. Лысенко, в противоположность утверждениям некоторых зарубежных психологов (Э. Болдуин, Э. Клапаред, Дж. Сёлли), показывают, что ребенок до 7 лет отнюдь не проявляет себя как эгоцентрик, который якобы слеп и глух к жизни и переживаниям других детей. Дети 3-4 лет проявляют трогательную заботу о матери.

Однако, бурно радуясь приезду бабушки, дети иногда поражают взрослых своим бездушием, черствостью, не реагируя на тяжелое горе, которое переживает вся семья.

Такая противоречивость типична для нестойких и еще недостаточно обоснованных чувств детей. Дошкольники не могут еще различать степень значимости событий.

В дошкольном возрасте при условии хорошо организованного детского коллектива возникают начальные формы истинно товарищеских и дружеских чувств. По данным М.И. Тимошенко и А.В. Булатовой, между многими детьми старшей группы устанавливаются отношения дружбы. Ребенок скучает без друга, помогает ему, делится с ним игрушками и сладостями, заступается за друга, если его обидели. Фиксируя внимание детей на тех, кто нуждается в помощи и заботе, воспитатель побуждает детей оказывать людям помощь, формирует у шести-, семилетних детей чуткость и заботливость как черту характера. Среди нравственных чувств, которые начинают формироваться в дошкольном возрасте, особое значение имеет воспитание чувства патриотизма. Знакомство детей-дошкольников с жизнью родной страны, с ее героями, изобретателями, полководцами, писателями формирует у ребенка чувство гордости и любви к своей стране. Дети не сразу разбираются в том, какое понятие шире – страна или город, но у них формируется бережное и зоркое отношение ко всему родному, которое всегда и самое лучшее, и самое благородное. Но шести-, семилетнему ребенку очень трудно разобраться в многообразных явлениях жизни.

К концу дошкольного возраста для детей становятся значимыми моральные критерии. Шести-, семилетний ребенок объясняет, что нельзя драться, потому что стыдно обижать товарища.

Таким образом, в основе моральных чувств детей лежат знания. Однако до тех пор, пока оценочное отношение к различным фактам и явлениям действительности остается на уровне приобретенной ребенком информации о хорошем и плохом, еще нельзя говорить о сколько-нибудь воспитанных чувствах. В том и состоит специфика чувств, что в них особенно убедительно проявляется единство отражения и отношения человека к действительности. Это единство у детей дошкольного возраста только начинает формироваться.

Как бы хороши, понятны и красочны ни были рассказы, которые взрослые читают детям, как бы горячо, искренне воспитатель ни выражал свое оценочное отношение к хорошим и плохим поступкам отдельных персонажей, самое существенное в формировании нравственных чувств – это непосредственное проявление их в реальных практических поступках и действиях детей. А таких дел, доступных пяти-, семилетним детям, полезных обществу и радостных для самих ребят, воспитатель находит немало. Это и помощь взрослым в уборке территории детского сада, и уход за цветами, клумбами, деревьями и животными в живом уголке, и украшение помещения к празднику, и помощь младшим братьям и сестрам и родителям по дому.

В воспитании нравственных чувств необходима органическая связь знаний (правильных представлений и понятий), оценочных отношений (хорошо, плохо, благородно) и практических действий, на основе которых вырабатываются нравственные привычки: уважительное и вежливое отношение к людям, аккуратное обращение с вещами, организованность поведения. В практике повседневной деятельности и разнообразного общения ребенка со сверстниками и взрослыми не только накапливаются его знания и формируются оценки. Дети обогащают свой практический опыт общения с людьми, опыт нравственного поведения.

Воспитание толерантности необходимо начинать в дошкольном возрасте, именно этот возраст является сензитивным для формирования и развития многих нравственных качеств, в первую очередь толерантности. Под основами толерантной культуры ребенка дошкольного возраста понимают общечеловеческую ценность, отражающую нравственную основу поведения детей в обществе, общения и взаимодействия с людьми разных национальностей и культурных групп.

Ведущей целью общеобразовательной программы «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы и др) является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

В программе задачи приобщения детей дошкольного возраста к моральным нормам реализуются с 2 лет через игровую деятельность, в которой проявляется первый интерес к игровым действиям сверстникам. Через приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми способствовать накоплению опыта доброжелательных отношений со сверстниками. Вводятся темы «Я в мире человек», «Мой дом», «Народная игрушка». Перспективное планирование в решении задач социально – личностного развития детей проявляется через усложнение тем в соответствии с возрастом детей. Так для детей 3-х летнего возраста рекомендуются темы «Я и моя семья», «Мой дом, мой город», «Знакомство с народной культурой и традициями».

В программе интегративный подход в решении образовательных задач является основным и представлен по каждому возрастному периоду дошкольного детства. Задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» решаются во всех других областях. Но само понятие толерантности и межнациональной толерантности не введено в программу.

В общеобразовательной программе «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы и др.) разработано примерное комплексно – тематическое планирование на все возрастные группы. Вопросы, связанные с формированием межнациональной толерантности, начинаю рассматриваться со знакомства с народами, населяющими нашу планету, предлагается в подготовительной к школе группе (6 – 7 лет) через тему «Мой город, моя страна, моя планета». Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России, запланировано в теме «Народная культура и традиции». Тема «Знакомство с народной культурой и традициями» представлена во всех возрастных группах, но понятие других народов предлагается ввести авторами программы только в подготовительной к школе группе.

В основу программы положена примерная основная общеобразовательная программа «Детство» Т.А. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, раздел «В игре ребенок развивается, познает мир, общается», «Ребенок входит в мир социальных отношений», но изменённая с учётом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки детей, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания.

Отличительной особенностью программы является сконструированная система формирования толерантности, в которой определены организационно-педагогические условия, пути и способы реализации комплексной образовательно-воспитательной деятельности, состоящей из целевого (цели, задачи, принципы, подходы, направления деятельности), содержательного (основные и специфические факторы формирования толерантности), операционально-действенного (формы, методы, средства, развивающая предметно – пространственная среда воспитания), оценочно – регулятивного (уровни и критерии сформированности толерантности) компонентов.

Программа рассчитана на детей 5-7 лет. Модель толерантного воспитания разработана педагогическим коллективом, содержание воспитательно-образовательного процесса опирается на использование инновационных педагогических технологий.

В основу модифицированной программы обучающей направленности «Я и мир вокруг» положена программа В.И. Логиновой «Детство», раздел «Старший дошкольник входит в мир социальных отношений», но изменённая с учётом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания.

Представляет один из вариантов проектирования содержания дошкольного уровня формирования толерантности с учётом государственного стандарта.

Программа обеспечивается примерным планом-содержанием с приложением, включающем в себя примерные конспекты занятий по познавательному развитию, сборник подвижных игр народов мира, сборник коммуникативных игр, сказок народов мира, примерный конспект проведения родительского собрания и др.

Специальный подбор литературы поможет воспитателю углубить знания проблемы формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

Формирование толерантности целесообразно начинать со старшего дошкольного возраста, так как именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности и толерантности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.

Своё отношение к человеку иной национальности начинает формироваться у ребёнка примерно с 4-х лет, основываясь на элементарных проявлениях общечеловеческих чувств и непредубеждённых знаниях, при этом своеобразие национального лишь подчёркивает значимость общечеловеческого. Обычно дети старшего дошкольного возраста не вступают в конфликт с людьми других национальностей. Вместе с тем замечены проявления иного отношения: осмеяние, передразнивание, опасения и т.д. В их основе лежат следующие факторы:

– детская непосредственность;

– ограниченный жизненный опыт;

– детская бестактность;

– отсутствие представлений о людях других национальностей и их культуре, общение с ними и т.д.

В формировании толерантности у дошкольников необходимо опираться на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.

Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе работы на занятиях, во время досуга, в самостоятельной игровой деятельности, всевозможных экскурсий, в частности посещение библиотек города, музея экологии и краеведения. А также – это огромная каждодневная работа педагогов. Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Работа воспитателей с родителями по формированию толерантности у детей должна проводиться с учетом особенностей семейных взаимоотношений.

Проблема воспитания подрастающего поколения в духе толерантности актуальна в настоящее время как никогда, так как она обусловлена изменениями последних десятилетий в экономической, политической, культурной жизни страны.

В старшем дошкольном возрасте следует формировать знания о государственной символике (флаг, герб, гимн), знакомить с понятием «Родина» (место, где родился человек, где живут его родные), «столица» (главный город государства, место пребывания правительства), «государство» (территория; граница, которая показывает, где кончается государство; народ, его язык; армия для защиты от врагов во время войны; культура; деньги); происхождением названия нашей страны.

У детей формируется представление о том, что все люди на Земле – одна семья, а сама Земля – наш общий дом.

Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:

  1. проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;
  2. сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;
  3. русские народные подвижные игры, такие как «Гори, гори ясно», «Бояре» и другие;
  4. проведение праздников, на примере таких как «Масленица», «Рождество» в соответствии с народным календарем;
  5. изучение народных праздников ближайших стран-соседей, скандинавских народных праздников; праздников народов Востока и мусульманских стран;
  6. знакомство детей с традициями народов разных стран;

7)знакомство с традициями празднования Нового Года, 1 мая, 1 апреля в разных странах;

8) игры-занятия, созданных на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;

9) сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок.

Если взять все программы вместе, то можно выделить основные критерии оценки толерантности, куда вошли следующие параметры:

  • наличие представлений о семье, о семейных и родственных отношениях;
  • наличие знаний о русских и зарубежных писателях, поэтах, композиторах; знание сказок разных народов;
  • наличие представлений о многообразии народов мира; о некоторых особенностях их внешнего вида, национальной одежде, типичных занятиях;
  • уровень знаний об истории города, в котором живёт, достопримечательностях, главных улицах;
  • уровень знаний о происхождении человека на Земле, о странах, людях, их населяющих, традициях, играх, о великих людях мира;
  • умеет анализировать разные ситуации общения и взаимодействия детей с взрослыми (в жизни, на картинке, в книгах). Проявляет уважение к старшим, чуткость, вежливость, сострадание;
  • уровень умения управлять своими чувствами, настроением;
  • умеет оказывать помощь другому человеку; договариваться, устанавливать неконфликтные отношения со сверстниками; дружить, не обижать сверстников и младших детей, принимать их такими, какие они есть;
  • понимает и принимает другую культуру; проявляет интерес к событиям жизни детей разных народов;
  • уровень речевой активности в процессе выражения мыслей о своих мечтах, планах на будущее, как готовиться к школе; рассказов о своих достижениях, сравнивания результаты; анализе своих поступков и поступков других людей.

Чтобы определить уровень развития толерантности, можно провести, например игровую диагностическую методику М.И. Лисиной; использовать наблюдения, тестовые упражнения «Сказка» (К. Тейлора), «Секрет» (Я. Л. Коломинского); изучать детские творческие работы и т.д., в начале года, в конце года, и по каждому критерию определить в процентном отношении (высокий, средний, низкий).

Таким образом, проблему толерантности, можно отнести к воспитательной и начинать работу в этом направлении необходимо с дошкольного возраста, поскольку именно тогда закладываются ценностные основы мировоззрения, а именно:

  • способность сопереживать
  • нравственные нормы
  • моральные критерии
  • начальные формы товарищеских и дружеских чувств.

Итак, воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться наиболее успешно, если в образовательном процессе дошкольной образовательной организации реализуются следующие педагогические условия:

  • использование разнообразных форм и методов обучения с элементами коммуникативных технологий
  • построение предметно-пространственной среды группы, позволяющей применять имеющиеся представления о способах общения и поведения в различных жизненных ситуациях
  • сотрудничество педагогов и родителей с учетом воспитывающего потенциала семьи.

Список используемой литературы

  1. Абакумова, И.В. О становлении толерантной личности в поликультурном образовании [Текст]/ И.В. Абакумова// Вопросы психологии. — 2009. — №3. — С. 78 — 82.
  2. Асмолов, А.Г. О смыслах понятия толерантность [Текст] / А.Г. Асмолов // Век толерантности: Научно-публицистический вестник, 2009. — 8-18.
  3. Асмолов, А.Г. Историческая культура и педагогика толерантности [Текст] / А.Г. Асмолов //Мемориал. 2009. — №24. — С.61-63.
  4. Гершунский, Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования [Текст] / Б.С. Гершунский //Педагогика. — 2009. — №7. — С. 3 — 12.
  5. Глебкин, В.В. Толерантность и проблема понимания [Текст] /В. В. Глебкин //На пути к толерантному сознанию. — М.: Смысл, 2007. – 356 с.
  6. Глозман, Ж.М. Общение и здоровье личности [Текст]/ Ж.М. Глозман. — М.: Педагогика, 2007. — 206 с.
  7. Новоселова, С.Л. Игра дошкольника: учебное пособие [Текст]/ С.Л. Новоселова. – Москва: Просвещение, 2009. – 286 с.
  8. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие[Текст] / Л.Ф. Обухова. — М.: Педагогическое общество России, 2009. — 442 с.
  9. Ожегов, С.И. Словарь русского языка [Текст]. / Под ред. Шведовой Н.Ю. – М.: Рус. Яз., 2011. – 917 с.
  10. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования[Текст]. — М: УЦ Перспектива, 2014. – 32 с.
  11. Хасан, Б.И. Разрешение конфликтов и ведение переговоров. [Текст] / Б.И. Хасан. Красноярск-Москва, 2011. – 456 с.
  12. Шалин, В.В. Образование и формирование культуры толерантности[Текст] / В.В. Шалин. //История. — 2007. — №11. — С. 8 — 10.
  13. Юлина, Н.С. О педагогической методике обучения миролюбию М. Липмана. http: //philosophy. ru/library/vopros/33. html
  14. Ярская, В. Н. Современный мир и проблема толерантности[Текст] / В.Н. Ярская // Вестник психолого-социальной и коррекционно-реабилитационной работы, 2006. — № 1. – С. 65.
Следующая >
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]