Опыт работы «Поддержка детской инициативы в дошкольном возрасте в соответствии с ФГОС»
Светлана Шалдина
Опыт работы «Поддержка детской инициативы в дошкольном возрасте в соответствии с ФГОС»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №2 «Колокольчик»
МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР
ТЕМА: ««Поддержка детской инициативы в дошкольном возрасте
в соответствии с ФГОС ДО»
Цель: Демонстрация способности к анализу, осмыслению и представлению своей педагогической деятельности в соответствии с новыми требованиями ФГОС ДО. Расширение знаний педагогов о технологиях поддержки детской инициативы с учетом современных требований и социальных изменений.
Задачи:
• Проанализировать эффективность используемых форм и методов поддержки детской инициативы детей в ДОУ;
• Повысить профессиональную компетентность педагогов ДОУ в способах поддержки детской инициативы;
• Познакомить с вариантами создания условий для поддержки детской инициативы, с методическим обеспечением, формами, принципами работы по данной теме;
• Представить опыт педагогической деятельности.
составитель: воспитатель
старшей группы «Росточек»
Шалдина Светлана Николаевна
г. Аткарск 2022г.
1. Добрый день дорогие коллеги, я Шалдина Светлана Николаевна воспитатель Детского сада №2 «Колокольчик»
.
Тема методического семинара «Поддержка детской инициативы в дошкольном возрасте в соответствии с ФГОС ДО».
2. В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования»
, в Законе Российской Федерации
«Об Образовании»
сформулирован социальный заказ государства — системе образования — воспитание
инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
3. В соответствии с ФГОС ДО в образовательной программе каждого дошкольногоучреждения появился такой раздел как: «Поддержка детской инициативы»
основным принципом, которого является — построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником
(субъектом)
образовательных отношений, по
поддержки своей инициативы в разных видах деятельности.
4. В п. 3.2.5 ФГОС ДО говорится о том, что для реализации задачи по созданию социальной ситуации развития детей, в содержательном разделе Программы дошкольного образования отмечены способы и направления поддержки детской инициативы, определены условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста такие как:
• поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.)
;
• поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;
• создание правильно организованной предметной среды и ее содержательное наполнение;
• создание условий для свободного выбора детьми деятельности, партнеров в совместной деятельности.
5. Целевые ориентиры, по поддержки детской инициативы и самостоятельности определенны, так же в ФГОС ДО п. 4.6:
проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;
способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
ребенок способен к волевым усилиям;
пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
способен к принятию собственных решений.
Все виды детскойдеятельности направлены на развитие разных компонентов самостоятельности:
игра способствует развитию активности и инициативы;
в трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата;
в продуктивных видах деятельности формируется независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения.
Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности и инициативы:
6. Что такое детская инициатива?
Детская инициатива – это самостоятельное внутреннее побуждение ребенка к деятельности, к познанию окружающего мира
Поддержка детской инициативы – это незначительное оказание помощи ребёнку, используя разные способы и средства в принятии решения заниматься той или иной деятельностью
7. Направления поддержки детской инициативы – это поддержка самостоятельности в замыслах и их воплощении, поддержка спонтанной игры, развитие ответственной инициативы, учитывая детский интерес ребёнка
8. Формы работы с детьми для развития детской инициативы
• Непрерывная образовательная деятельность (НОД)
– это занятие;
• Совместная и самостоятельная деятельность педагога и детей — это игровые экспедиции, викторины, КВНы, импровизированные презентации, фантазийные путешествия;
• Свободная деятельность – спонтанные игры в режиме дня, продуктивная деятельность (разнообразие материала, пространства, общение, ведение экологического дневника, календаря природы, коллекционирование, природоохранный труд, чтение художественной литературы
9.Условия для разных видов деятельности детей:
• ППРС должна быть разнообразна по своему содержанию
• Учет индивидуальных особенностей и интересов детей конкретной группы
•Стиль общения в группе: демократичный доверительный партнерский
• Умение детьми делать выбор, определять сферу деятельности
• Инициативный замысел ребёнка.
10. Наш детский сад работает по Примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Радуга»
авторы: С. Л. Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева Москва Просвещение 2016г. И учебно –методическим комплектом к ней, которые
соответствуют всем требованиям ФГОС ДО
Программы «Радуга»
охватывает все предусмотренные
ФГОСДО образовательные области: социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, физическое, познавательное, в которых отражены цели и задачи поддержки детской инициативы.
11. «Радужные малыши»
— дети 3-5 лет
«Я сам»
,
«Любознательные почемучки»
проявляют
инициативность в выборе тематики игр, постановке и разрешении новых игровых проблемных ситуаций, вопросов и предложений, с которыми ребенок обращается к взрослому и сверстникам, в организации и осуществлении самостоятельной продуктивной деятельности. А дети старшего дошкольного возраста 5-8 лет «Уже большие»
,
«Мечтатели, помощники»
— свою
инициативу проявляют во всех видах деятельности – общении, игре, экспериментировании, предметной деятельности. Они могут выбрать дело по своему желанию, включиться в разговор, предложить интересное занятие для всех. Ребенок легко включается в игровые ситуации и инициирует их сам, творчески развивает игровой сюжет, используя для этого разнообразные знания, полученные из разных источников. Инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью, индивидуальными возможностями детей, поддержкой свободы их поведения и самостоятельности.
12. Работая по программе «Радуга»
, ориентируюсь на следующие подходы
поддержки детской инициативы:
• Социокультурный подход – поскольку развитие инициативы дошкольников обусловлено современной социокультурной ситуацией и должно рассматриваться во взаимосвязи с окружающей современной средой.
• Деятельный подход – так как развитие основных свойств и качеств личности, к которым относится инициатива, формируется и проявляется в деятельности.
• Личностно-ориентированный и субъектный подход, поскольку развитие личности начинается в дошкольном возрасте, в котором ребенок проявляет себя, как субъект.
Я не только признаю, но и отношусь к ребенку, как субъекту способному развиваться не по принуждению, а по собственному желанию и выбору, и проявлять собственную активность, необходимую для становления личностного образа, акцентирую внимание на реализацию детской инициативы, как в совместной, так и в самостоятельной деятельности дошкольника и педагога.
13. Как проявляется детская инициатива детей в ДОУ?
Познавательное развитие — это познавательно – целевая инициатива «Вопрос-ответ»
. Любое общение я строю на поисковых вопросах и ответах детей, но всегда есть стеснительные дети, которые не любят отвечать. Как быть педагогу в такой ситуации? В образовательной ситуации
«Мы в космосе»
, я рассказала о Солнечной системе и ее планетах, о космическом пространстве, освоении космоса людьми, о разных космических профессиях.
Стеснительный Олег стал интересоваться профессией «Космический полицейский»
. Я могла бы сказать, что нет такой профессии, но решила
поддержать детскую инициативу и начала обсуждение о роли космического полицейского в солнечной системе. В процессе игровой деятельности Олег стал более раскрепощенным, активным, общительным. Вечером поделился с родителями, о выполнении ведущей роли «Космического полицейского»
в игре
«Путешествие на Марс»
.
14. В группе Кирилл увидел, что стена освещена солнцем и на ней видна его тень. Он стал играть с ней, выполняя статистические упражнения (коза, собака и др.)
. Другие ребята тоже заинтересовались необычным природным явлением. Я,
поддержав инициативу детей, разыграла совместно игровую ситуацию «Тени на стене»
, где дети приняли активное участие. Во время прогулки я решила
инициировать эту ситуацию, провести эксперимент «Солнечный зайчик»
— познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются, развивать смекалку, любознательность. Таким образом, я, не только
поддержала инициативу детей, но и включила её в непрерывно- образовательную деятельность. Я, познакомила детей с одной из разновидностей театров «Теневым театром»
. В пятницу мы показали малышам теневой театр, так как одной из традиций по программе» Радуга» является
«Театральная пятница»
. Русскую народную сказку
«Заюшкина избушка»
дети выбрали сами для театрализованной деятельности. Дети вовлеклись в этюдную
работу в процессе драматизации сказки, сами выбирали персонажей, посильно участвовали в изготовлении атрибутов.
Игра – пространство, где все характеристики инициативного действия присутствуют как бы естественным образом. В игровой деятельности ребенок без напряжения преодолевает различную ситуацию. В воображаемой ситуации, он легко создает замысел и реализует его
15. Социально – коммуникативное развитие – в трудовой деятельности проявляется как инициатива – примера. Ангелина в уголке природы, заметила сухие листья, стала убирать их. Её деятельность привлекла внимание сверстников. Я поддержала инициативу Ангелины и ребята очистили растения от старых листьев и пыли.
Готовясь к фестивалю «Аткарские розы»
привлекли родителей к посадке роз на участке
детского сада. Дети увидев это проявили инициативу и выразили желание, участвовать в посадке, а в дальнейшем и уходе за ними. Они чувствовали ответственность и действовать не спонтанно, а целесообразно.
16. Приоритетной сферой у детей младшего дошкольного возраста – является продуктивная деятельность. В продуктивных видах деятельности формируется независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения.
Я привлекла внимание детей плачем куклы, задала вопросы, почему, по их мнению, кукла плачет.Дети выдвигали свои версии ответов: кукла проголодалась, заблудилась, не может найти свой домик. Тогда я подвела детей к варианту, что нужно построить домик для куклы, только не предлагала детям материал, из которого будет построено здание, а поддержала инициативу детей в выборе средств. Кто-то из детей выбрал конструктор «Лего»
, кто строительный материал, а некоторое решили нарисовать его на бумаге. Моя задача была
поддержать детскую инициативу и обговорить, почему такой выбор хорош.
17. В образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию — дети работали в ИЗО студии.Раскрашивали фартук для мамы: делали фон, должны были расписать элементами народных мотивов. Ребята принялись за работу. Настя украсила фартук – гантелями, мячами и другой спортивной атрибутикой. На вопрос сидящий рядом Маргариты «Почему, на фартуке изображены мячи и гантели?»
.Настя ответила:
«А моя мама- спортсменка, поэтому у нее должен быть олимпийский фартук»
. Я похвалила девочку и предложила вечером, всем продолжить
работу по своему творчеству и инициативе, т. е. расписать фартук кто как хочет.
18. В физическом развитие — моя задача заключается в том, чтобы научить детей, самостоятельно и с удовольствием играть и выполнять двигательные действия. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой и двигательной ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаются к изменяющимся условиям окружающей среды, находят выход из критического положения, быстро принимать решения и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т. е дошкольники приобретают важные качества, необходимые в будущей жизни.
19. Для становления инициативности необходимо создание предметно- пространственной развивающей среды. Организация предметно – развивающей среды, я строю так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Развивающая среда создает благоприятные условия для развития детской инициативы в самостоятельной деятельности, обеспечивает разные виды активности (умственную, физическую, игровую)
.
20. Таким образом развития детской инициативы в ДОУ, является поддержка начинаний ребенка в рамках непрерывного — образовательного процесса и сложившихся социальных условий.
К концу дошкольного возраста ребенок должен обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе как требует ФГОС ДО
Инициативность и самостоятельность являются непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка. Каждый новый шаг в проявлении инициативы стимулирует зону ближайшего развития ребенка, тем самым создает новую зону, которая становится очередной ступенью дальнейшего развития личности.
Дети, которые проявляют инициативу, и самостоятельность во всех видах деятельности достигают наивысшие социально – нормативные характеристики.
Они наиболее коммуникабельны, творчески развиты, имеют свою точку зрения, являются лидерами в кругу сверстников и успешней обучаются в школе.
21. Литература.
• Якобсон С. Г., Гризик Т. И., Доронова Т. Н., Соловьева Е. В. Радуга Примерная основная образовательная программа дошкольного образования.М: Просвещение 2016г
• УМК программы «Радуга»
М: Просвещение 2016г
• Л. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»;
• С. Н. Николаев «Ознакомление дошкольников с неживой природой»
;
• Л. В. Ковинько «Ознакомление дошкольников с неживой природой;
• Л. Ф. Малышевский «Естествознание (воздух, вода, огонь, земля)
;
• О. В. Дыбина «Неизведанное рядом»
;
• Н. Н. Поддьяков «Умственное воспитание детей дошкольного возраста»
и др.