Познавательные способности детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема


Познавательные способности детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема

Характеризуя проблемы психолого-педагогических наук XXI века, академик Д. И. Фельдштейн говорит о том, что изменился не только мир, в котором живет человек, но и сам человек [2]. Опираясь на конкретные данные, полученные учеными, академик констатирует, что степень реальных изменений исторической ситуации объективно обусловила качественные психические, психофизиологические, личностные изменения современного ребенка. «Современный ребенок при сохранении сущностных оснований и действенных механизмов сознания, мышления разительно отличается не только от того «Дитя», которого описывали Коменский и Песталоцци, Ушинский и Пирогов, Заззо и Пиаже, Корчак и другие великие детоводители прошлого, но даже качественно отличается и от ребенка 90-х годов ХХ века. При этом ребенок стал не хуже или лучше своего сверстника двадцатилетней давности, он просто стал другим» [1]. Характеризуя реальные изменения современного ребенка, Д. И. Фельдштейн говорит о глубинных изменениях его восприятия, внимания, памяти, сознания, мышления, характера его ориентаций и прочих характеристик. В качестве отличия, выходящего на первый план, он называет резкое снижение когнитивного развитиядетей дошкольного возраста. Одновременно с этим, отмечается выдвижение на первое место интеллектуальных ценностных ориентаций. Образованность, ориентация на высокий уровень достижения, а также хорошее здоровье, презентабельная внешность становятся особенно значимыми качествами для детей и их родителей [1].

Из сказанного выше следует, что остро стоящая сегодня проблема развития познавательных способностей детей — одна из самых актуальных в современной теории и практике детской педагогики и психологии. Познавательная активность и познавательные способности являются необходимым условием для формирования умственных качеств детей, их самостоятельности и инициативности. Уровень развития способностей к познанию окружающего мира (физического и мира людей) определяет сформированность учебных навыков, навыков социального взаимодействия, что в последствие окажет определяющее влияние на процесс и результат социально-психологической адаптации ребенка к обучению в школе.

На современном этапе развития педагогики и психологии под познавательными способностями понимается сочетание сенсорных и интеллектуальных способностей ребенка, базирующееся на проявлении познавательной активности и имеющее непосредственное отношение к любознательности и познанию мира. Ведущее место в структуре познавательных способностей занимает способность создавать образы, отражающие свойства предметов, их общее устройство, соотношение основных признаков или частей и ситуаций. Познавательные способности обеспечивают успех любой познавательной деятельности. Таким образом, познавательные способности — это индивидуальная особенность человека, направленная на познание окружающего его мира, развивающаяся под воздействием множества факторов и условий в деятельности.

Проблема исследования познавательных способностей детей уже давно привлекала внимание педагогов и психологов (Венгер Л. А., Волкова С. И., Дружинин В. М., Запорожец А. В., Лейтес Н. Л., Матюшкин А. Н., Менчинская Н. А., Поддьяков Н. Н., Скрипченко А. В., Теплов Б. М., Усова А. П., Шадриков В. Д., Эльконин Д. Б. и др.). Но лишь в последние годы начала определяться, активно и прицельно изучаться сущность собственно «познавательных способностей» в структуре способностей общих.

Возрастные аспекты развития познавательной деятельности и познавательных способностей исследовались такими отечественными специалистами как Выготский Л. С., Запорожец А. В., Эльконин Д. Б., Поддьяков Н. Н. и др. Они утверждают, что именно в дошкольном возрасте особенно бурно происходит умственное развитие, темпы которого впоследствии постепенно замедляются. Именно поэтому следует максимально использовать потенциальные возможности детей для развития познавательных способностей. В исследованиях отечественных ученых (А. В. Запорожец, А. И. Кульчицкая, В. О. Моляко, И. В. Охулкова, М. М. Поддьяков, Н. И. Повьякель, Т. В. Улькина и др.) также выявлены более перспективные возможности развития познавательных способностей у дошкольников, в сравнении с учащимися начальной школы.

Но, несмотря на актуальность исследуемых вопросов, проблема познавательных способностей детей, их изучение и развитие до последнего времени разрабатывалась недостаточно. Проведенный нами анализ научной и научно-методической литературы, а также опыт педагогов современных дошкольных образовательных учреждений позволил выявить следующие противоречия:

 между возросшими требованиями к уровню развития познавательных способностей современного ребенка и недостаточной разработанностью технологий раннего развития;

 между наличием современных методических разработок в области развивающей работы с дошкольниками и недостаточным использованием этого потенциала со стороны опытных педагогов.

Все вышеизложенное стало основание для планирования и осуществления нами исследования по проблеме выявления и описания особенностей развития познавательных способностей детей дошкольного возраста.

Цель исследования: выявить и описать особенности развития познавательных способностей дошкольников.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  1. На основе анализа научной и научно-методической литературы раскрыть основное содержание понятия «познавательные способности» и связанных с ним понятий.
  2. Охарактеризовать динамику развития познавательных способностей в детском возрасте.
  3. Выявить основные педагогические условия, оказывающие влияние на развитие познавательных способностей дошкольников в условиях ДОУ.
  4. Сформулировать практические рекомендации для родителей и педагогов.

Исследование было осуществлено в несколько этапов:

  1. Теоретико-методологический этап, включающий:

 изучение теоретических источников и передового педагогического опыта по проблеме развития познавательных способностей детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности;

 разработку научно-понятийного аппарата исследования и выдвижение рабочей гипотезы;

 разработку плана опытно-экспериментальной части исследования.

  1. Практический этап, включающий:

 проведение организационных процедур (формирование выборки испытуемых, соблюдение формальных требований к проведению исследования);

 осуществление эмпирического исследования;

 апробация и обсуждение текущих результатов на заседаниях педагогического совета ДОУ.

  1. Завершающий этап, включающий:

 обобщение и анализ результатов исследования, трансляция полученных данных;

 разработку практических рекомендаций для специалистов дошкольных учреждений и родителей.

Сформулированные в начале исследования цель и гипотеза должны были быть экспериментально подтверждены. Для доказательства нами была разработана программа исследования, которая и была реализована на базе МДОУ № 24 г. Хабаровска. Участниками исследования стали воспитанники старшей группы в количестве 28 человек. Кроме того, к исследованию были привлечены педагог-психолог ДОУ, 4 воспитателя.

Исследование проводилось в свободное от занятий время, индивидуально с каждым ребенком. Среди участников исследования отсутствуют дети с выраженными нарушениями психофизического развития и особыми образовательными потребностями. Данные часто болеющих детей не прошедших все исследовательские процедуры, при обработке и интерпретации данных не учитывались.

С целью изучения уровня развития познавательных способностей детей дошкольного возраста нами был применен специально сформированный пакет, включающий четыре методики: «Составление рассказа по картинке» и «Последовательные картинки» (Р. Р. Калинина), «Сочинение рассказа (сказки)» (О. С. Ушакова), «Дорисовывание фигур» (О. М. Дьяченко). Методики позволяют определить уровень умственного развития (словесно-логического мышления), а так же поведенческо-результативного компонента познавательных способностей и познавательной активности.

По результатам проведенных диагностических процедур все участники исследования условно могут быть разделены на группы:

  1. Дети с высоким уровнем развития познавательных способностей характеризуются: высокой степенью самостоятельности действий и оценки их результатов, гибкостью, оригинальностью, устойчивостью интереса к содержанию задачи, удовлетворенностью в связи с выполнением задачи;
  2. Дети с познавательными способностями среднего уровня характеризуются: смешанным ориентированием в перцептивных действиях, которое менялось от сложности объекта, заинтересованностью при отношении к заданию, способностью к объективному оцениванию результатов.
  3. Дети с умеренным уровнем развития познавательных способностей характеризуются: отсутствием стремления к четкости запоминание и проявления волевых усилий, умеренной оригинальностью в решении вербальных задач, осложнением в невербальных задачах, способностью к объективному оцениванию результатов.
  4. Дети с пониженным уровнем развития познавательных способностей характеризуются: индифферентным отношением к принятию задачи и результату деятельности, проявлением интереса к формальной стороне деятельности, повышенной склонностью к практическим попыткам, неприятием помощи взрослого, отказом от деятельности при помехах, которые появляются.

Выявленные в ходе нашего исследования уровневые группы проявляют устойчивое своеобразие состояния познавательных: интереса, активности и способностей. Отметим так же тот факт, что полученные нами в ходе исследования данные не противоречат сведениям, которыми располагает педагог-психолог ДОУ. Незадолго до проводимой нами работы, специалист провел полевое исследование когнитивной сферы дошкольников с использованием методики Д. Векслера. Сопоставление массива полученных ею данных позволяет выявлять те же различия в уровне умственного развития дошкольников, что и наше исследование.

Практическая значимость исследования: полученными нами данными об особенностях развития познавательных способностей детей дошкольного возраста могут воспользоваться педагоги дошкольных образовательных учреждений, родители и лица их заменяющие.

Дальнейшая работа может быть продолжена в следующих направлениях:

 выявление факторов, способствующих раннему развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста;

 обоснование комплекса педагогических условий развития познавательных способностей детей дошкольного возраста в игровой деятельности.

Литература:

  1. Фельдштейн Д. И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования / Д. И. Фельдштейн // Вестник практической психологии образования.- 2011. — № 4. — С. 3–12.
  2. Фельдштейн Д. И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития / Д. И. Фельдштейн // Вестник практической психологии образования. -2010. — № 2. — С. 12–18

Познавательное развитие

Определение 1
Познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, которые происходят в познавательных психических процессах в ходе взросления под воздействием среды и собственного опыта ребенка.

Замечание 1

Ядро познавательного развития – развитие умственных способностей.

Дошкольный возраст является периодом начала разностороннего развития и формирования личности. В этот момент деятельности анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти и мышления, а также речи вызывает формирование чувственной стадии познания мира. Идет интенсивное формирование логического мышления, появляются элементы абстрактных рассуждений. Дети-дошкольники стремятся представить мир таким, каким он его видит. Даже фантазия может быть расценена в качестве реальности.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Замечание 2

Интерес к познанию реального мира – фундаментально значимый для детского развития.

Познавательная активность ребенка в старшем дошкольном возрасте характеризуется оптимальными отношениями к выполняемой деятельности, интенсивное усвоение различных способов позитивного достижения результата, опыт творческой деятельности, направленность на его практическое использование в его повседневной жизни. Основа познавательной активности ребенка – противоречия между сформировавшимися знаниями, умениями, навыками и усвоенным опытом достижения результатов методом проб и ошибок, а также новыми познавательными задачами и ситуациями, которые возникли в процессе постановки цели экспериментирования и ее достижения. Источник познавательной активности – процесс преодоления противоречия усвоенного опыта и необходимости трансформировать и интерпретировать его в своей практической деятельности, что дает возможность ребенку проявлять самостоятельность и творческое отношение, выполняя задание. Руководство процессом развития нестандартных форм мышления у детей со стороны педагогов реализуют через использование им разнообразных методов и приемов по активизации интеллектуальной сферы ребенка.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Особенности познавательного развития детей старшего дошкольного возраста 410 ₽ Реферат Особенности познавательного развития детей старшего дошкольного возраста 250 ₽ Контрольная работа Особенности познавательного развития детей старшего дошкольного возраста 190 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

В старшем дошкольном возрасте познавательное развития является сложным комплексным феноменом, включающим развитие познавательных процессов, которые представлены разными формами ориентации ребенка в окружающем мире, в самом себе и регулируют его деятельность. Известно, что старшие дошкольники уже имеют возможность осуществлять инициативную преобразующую активность ребенка. Данный возрастной период – необходим для развития познавательных потребностей детей, которые выражаются поисковой и исследовательской активностью, направляемой на обнаружение нового знания. Часто дети не только задают вопросы, но и стремятся найти ответ с использованием своего маленького опыта, чтобы объяснить непонятное, а иногда и проводят эксперименты.

Характерной особенностью данного возраста являются познавательные интересы, которые выражаются внимательным рассматриванием, самостоятельным поиском интересующей информации и стремлением узнать у взрослого что, где и как живет или растет. Старшему дошкольнику интересны явления живой и неживой природы, проявление инициативы, обнаруживаемой при наблюдении, стремление узнать и потрогать.

Результат познавательной деятельности вне зависимости от того, в какой форме познания она была осуществлена, — это знания. В этом возрасте дети уже способны к систематизации и группировке объектов живой и неживой природы, в соответствии с внешними признаками и признаками среды обитания.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]