Методическая разработка «Подвижные игры как основная форма двигательной деятельности дошкольников»

Ребенок во время игры познает мир, учится его законам и принципам. Соперничать, бегая и прыгая, обретать различные навыки можно по определенному алгоритму – правилам. Подготовиться к жизни, научиться ловкости и смекалки помогут подвижные игры для детей. Знания и умения, которые приобретает ребенок во время занятия игровой активностью, помогают правильно развиваться.

Классификация подвижных игр

Существуют различные виды подвижных игр. Их классификация была введена для удобства использования на практике.

Таблица классификации:

По какому признаку классифицируютсяВид
Уровень сложностиспортивные
элементарные подвижные
Уровень активностималой подвижности
средней подвижности
большой подвижности
Образное содержаниебессюжетные
сюжетные
Характер действийсоревновательные
коллективные

Для самых маленьких

Для малышей 1-3 лет хорошо подойдут занятия в зале. Ясельные группы не используют игры с элементами конкурса. Здоровьесберегающий характер должны носить все занятия в подготовительных группах.

Дети в возрасте 1-4 лет еще не скоординированы, поэтому некоторые забавы могут быть опасными. Нужно побеспокоиться о предотвращении травм. Само определение игр для самых маленьких можно кратко сформулировать: безопасные, интересные, простые задания.

Для таких игр минимальная группа составляет 2-3 ребенка. Между тем, музыкальное сопровождение поможет весело проводить время в помещении.


Заяц угощает медведя

Необходимый инвентарь для этой игры: 2 стула, ведерко с водой, пустое ведерко, мини стаканчик из пластика, игрушка медведь.

Методика проведения:

  1. Поставить ведра на разные стулья на расстоянии 2 м друг от друга. Возле одного из ведер поставить игрушку.
  2. Полное ведро – это угощение от зайца для медведя
  3. Ведро, рядом с которым находится игрушка, нужно наполнить наполовину водой с помощью стаканчика, в котором дети носят воду.
  4. Воспитатель (родитель) читает стихотворение:

Годик мишке бурому,

Угостим компотом,

Двое милых зайчиков

Вместе с бегемотом.

Горелка

Необходимый инвентарь: стул, ведерко и ложка.

Методика проведения:

  1. Поставить ведро на стул, дать ребенку ложку.
  2. Воспитатель (родитель) читает стихотворение:

Варим суп национальный,

Щи кипят с капустой,

Ярко, здорово, полезно,

Да еще и вкусно!

  1. Ребенок делает вращательные движения ложкой в ведре.

Воспитатель читает:

Покрутились, покрутились,

И мешать остановились!

  1. Ребенок крутится вокруг себя 2 раза и отдает ложку другому.
  2. Игра продолжается, пока все дети не помешают щи.

Автомобиль

Необходимый инвентарь: 3 стула.

Методика проведения:

  1. Поставить стулья рядом друг с другом.
  2. Воспитатель (родитель) читает:

Я один поеду к речке,

Сяду поскорей.

  1. Один из детей садится на стул, остальные дети продолжают ходить. Воспитатель (родитель) читает:

Мы вдвоем поедем к речке,

Пригласим друзей.

  1. Второй ребенок садится на стул, оставшийся ребенок продолжает ходить. Воспитатель (родитель) читает:

Мы втроем поедем к речке,

Будет веселей!

  1. Последний ребенок садится на оставшийся стул. Игра закончена, когда все трое детей сидят на стульях.

Схемы проведения самые разные, но важно учитывать возраст (он может быть указан в названии видео). В подборке музыки, которая используется при проведении игр, должна преобладать легкая классика, детские песни.

Старший дошкольный возраст (5-7 лет)

Школьный спортзал или двор – отличное место для занятий. Чтобы ребенок все время не стремился поиграть в ГТА, и в другие игры онлайн на компьютере, а находил азарт в движении, ему важно правильно предложить альтернативные развлечения.

Картотека подвижных игр станет помощником в воспитании, детском физическом развитии. Для старших дошкольников можно использовать те же сюжеты, что и для других.

Веселые и интересные для детей также спортивные состязания. Такие детские подвижные игры развивают следующие качества:

  • стремление к подвижному образу жизни,
  • выносливость,
  • развитая сила,
  • находчивость,
  • коллективный дух,
  • реакцию.

Гусь, волк и мальчик

Что развивается и задействуется: скорость, ловкость.

Особенности: для игры нужно 7-10 детей, нужны мелки.

  1. Выбрать «волка» и «мальчика», остальные дети – «гуси».
  2. Нарисовать круг на площадке, в нем будут прятаться «гуси».
  3. На расстоянии 4-6 м (четыре метра – минимум) нарисовать еще один круг – дом «волка».
  4. «Гуси» первоначально находятся в домике «волка», а «волк» – в домике «гусей».
  5. «Мальчик» выгоняет «гусей» гулять. Они бегом рассыпаются по площадке, бегут в сторону своего домика. Волк читает стихотворение:

День иль ночь не важно мне,

Я умелец в быстроте,

Я бываю на лугу,

Тут гусей я всех найду.

Вид хоть страшный у меня,

Но гусей ловлю не зря.

  1. Задача «волка» – коснуться «гусей», переловить их всех. Пойманные «гуси» становится в круг «волка». Задача «гусей» – попасть в свой дом.
  2. Как только все «гуси» пойманы, дети меняются ролями.

Детский волейбол

Как для детского сада, так и для любой другой группы ребят подойдет знаменитая, но адаптированная разновидность волейбола. Интересная и спортивная игра проходит с использованием легкого игрального мяча.

Дети имеют возможность продемонстрировать индивидуальные навыки, потому что каждый играет сам за себя. Оздоровительное времяпровождение приучит каждого малыша к ЗОЖ. А лето – лучшее время для волейбола.

Что еще почитать: Жмурки как способ воспитания внимательности и смекалки

Основа проведения:

  1. 5-9 детей становятся в круг.
  2. Задача ребенка – отбить мяч в сторону другого игрока, или поймать.
  3. На одну игру дается 6-8 минут.
  4. Каждому участнику нужно набрать как можно больше очков:
  • 1 очко – за пойманный мяч,
  • 2 очка – за отбитый мяч,
  • 5 очков – если мяч получилось отбить в сторону другого участника на уровне груди.
  1. Выигрывает тот, кто набрал больше всего очков.

Совушка

Включает как творческую направленность, так и двигательную активность. Эта командная игра необычная и многокомпонентная.

Что развивается и задействуется: координация, воображение.

Особенности: для игры нужно 8-9 детей, нужен мелок.

  1. Из группы детей выбирается девочка, которая будет «совушкой».
  2. Так как это командная игра, остальные дети делятся на две команды «мышей».
  3. На асфальте рисуется круглая «мышеловка» диаметром 1 м.
  4. «Мыши» бегают вокруг «мышеловки». «Совушка» приговаривает:

Совушка я, Валентина,

Мне не вкусная малина,

Я люблю мышей ловить,

Ух-ух-ух всем говорить,

Солнышко всем светит,

Я не буду есть…

  1. «Совушка» называет слово – любое животное, которое не сможет съесть сова. «Мыши» должны остановиться и изобразить это животное.
  2. Кто медленнее всех выполнит задание, идет в «мышеловку».
  3. Выигрывает последняя, оставшаяся вне круга «мышка».

Рыбаки и рыбки

Игра подходит для детей младшего школьного и дошкольного возраста и способствует развитию ловкости, быстроты и выносливости.

Место проведения. Спортивный зал (коридор, игровая комната).

Подготовка к игре. Выбирается водящий игрок («рыбак») и намечается зона игры (например – половина волейбольной площадки). Оставшиеся игроки — «рыбки».

Описание игры. Как только преподаватель дает команду, «рыбак» начинает догонять любого игрока и пытается задеть его (осалить). Как только игрок осален, он и водящий образуют «рыбацкую сеть» (берутся за руку) и пытаются догнать остальных игроков («рыбок»), передвигаясь, не разъединяя рук, парой. Догнав следующую «рыбку», они присоединяют ее к «рыбацкой сети» и догоняют уже втроем, держась за руки все трое. Таким образом, как только очередной игрок будет осален, «рыбок» становится на одну меньше, а «сеть» становится на одного игрока длиннее. Можно заканчивать игру, когда все «рыбки» будут пойманы, либо когда останется одна «рыбка», которая и объявляется победителем игры.

Правило. Запрещается во время игры отпускать руки (разрывать «сеть»). Если игрока осалили при разорванной сети, он остается «рыбкой».

Можно играть несколько раз подряд, изменяя размер игровой зоны и время игры. В соответствии с задачами занятия, тренер может менять направленность игры, акцентируя внимание, например, на развитии выносливости, или на развитии других двигательных качеств.

Игры для школьников

Подвижные игры – это возможность обеспечить детям всестороннее развитие. В современных сборниках для педагогов интересная картотека смешных игр в форме упражнений, спортивных и развивающих воображение игр.

Значение двигательной активности для школьников колоссально.

Это знакомство с новыми понятиями, получение необходимых в жизни навыков. Конечно при внедрении новых игр педагогами потребуется согласование. Список самого важного инвентаря, который пригодится:

  • мяч волейбольный,
  • мяч футбольный,
  • кегли пластиковые,
  • ворота,
  • баскетбольная корзина,
  • флажок.

Комплекс упражнений, которые выполняют дети в ходе игры, развивает вестибулярный аппарат, ловкость, скорость и силу. Содержание и правила не сложные, но тренируют смекалку.

Количество участников практически не влияет на процесс игры, но желательно чтоб было не меньше 10-11 детей. Основная классификация игр:

  • сюжетные,
  • спортивные,
  • комбинированные.

Крайне важно подобрать для детей игру, соответствующую возрасту и сезону. Ведь для более взрослого ребенка и нагрузка, и задания будут сложнее.

Дидактические материалы облегчают образовательный процесс. Они могут быть в виде брошюр, книг и видеороликов. Все средства, которые помогают родителям и педагогам заинтересовать современных детей хороши.

Школьники младших классов

В 6-7 лет дети привыкли к сюжетным играм, но надо начинать вносить спортивные элементы.

Алфавит и словарь

Цель игры: повышение грамотности, изучение родного языка.

Инвентарь: прищепки с буквами, карточки со словами одинаковой сложности.

  1. Дети делятся на команды, выбирают капитанов.
  2. Капитаны наугад выбирают слова-задания для противоположной команды.
  3. Находят буквы, из которых состоят слова для команды-противника.
  4. Капитаны прикрепляют на спины участников команды-противника буквы.
  5. Команды выстраиваются в ряд.
  6. На счет 1-2-3 капитаны показывают слова, которые нужно собрать.
  7. Выигрывает команда, которая быстрее соберет слово, выстроившись в ряд.

Прятки

Ориентировка: хорошо спрятаться, затем добежать до базы.

Особенности локации: двор, где достаточно безопасных мест для укрытия.

  1. Дети выбирают курсового, который будет искать.
  2. Курсовой, находясь на базе, закрывает глаза и считает до 20.
  3. В это время участники игры прячутся.
  4. Если курсовой находит участника, он бежит на базу и называет имя найденного участника.
  5. Цель участников: добежать до базы и назвать свое имя раньше, чем курсовой.

Другие игры

В 7-8 лет дети уже могут играть в мини-футбол, хоккей (понадобится лед на катке), что позволит развить скорость бега, умение работать в команде. В 7-9 лет дети начинают играть в классический волейбол.

Бой петухов

«Бой петухов» — игра, развивающая ловкость и прыжковую выносливость.

Место проведения. Открытая площадка (спортивный зал, коридор, игровая комната).

Подготовка. В игре участвуют две команды, которые выстраиваются лицом друг к другу в две шеренги.

Описание игры. По команде тренера игроки начинают прыгать на одной ноге, заложив руки за спину. Задача игры – толкая плечом игрока противоположной команды вывести его из равновесия и заставить коснуться пола второй ногой. Кто коснулся пола – из игры выбывает. Проигрывает та команда, в которой не останется ни одного игрока. В следующем поединке участники передвигаются на другой ноге.

Правило. Во время боя запрещается менять толчковую ногу и убирать руки из-за спины.

Вариант игры. В эту игру можно играть и «один на один». В этом случае игра идет, как говорят, «на победителя». То есть, проигравший выбывает, а следующий игрок встречается с победителем предыдущего боя. И так – до выявления окончательного победителя. С целью сокращения времени поединка, этот вариант игры целесообразно проводить в круге, диаметром 4-5 метров. В этом случае проигрывает игрок, который коснулся пола второй ногой, или вышел за границу круга.

Методическое указание. Надо сказать, что вариант игры «один на один» имеет очень низкую моторную плотность. Поэтому, рекомендуется проводить его в заключительной части занятия, когда вариант игры «команда на команду» был уже проведен несколько раз.

Школьники средних и старших классов

Для школьников постарше будут интересны другие игры, чем для учащихся начальных классов. С педагогической точки зрения увлечь подростка сложнее, чем ребят младшего возраста.

С этой задачей будет легче справиться, если вводить новые игры, идущие в ногу со временем. Игры на природе особо полезны для школьников, ведь обычные прогулки не дадут нужную физическую нагрузку.

Ляп снежком от Линкольна

Поиграть в увлекательную игру с популярным сюжетом захотят и старшеклассники. Зимняя забава увлечет каждого ребенка.

Особенности: проводиться зимой, когда достаточно свежего снега, и не сильный мороз, есть достаточное пространство на улице.

Реквизиты: бутылка пластиковая с цветным рисом (рис красится пищевыми красками) будет имитировать бутылку святой воды; картинка с изображением карты города, ленточки красного и синего цвета для каждого участника.

Что еще почитать: Как заставить двигаться младшеклассников: примеры игр

История для сюжета: президент Линкольн борется с оборотнями. Оборотни сидят в крепости, президент и его помощники в квартире. Они решают идти бороться со злом. Предмет борьбы – карта города, которую держат в своей крепости оборотни.

Организация игры:

  1. Накануне нужно слепить 2 крепости на расстоянии 9-10 м друг от друга, высотой с ребенка.
  2. Выбираются команды оборотней, Линкольна и его помощников.
  3. Каждый участник отмечает себя ленточкой: оборотни красной, команда борцов – синей.
  4. Оборотни занимают позицию в своей крепости, в этой крепости находится и карта. Оружие оборотней: снежки.
  5. Президент и его команда занимают вторую крепость-квартиру. Их оружие: бутылка святой воды (подкрашенный рис) и снежки.
  6. Линкольн выполняет прыжок вверх так, чтоб это видели оборотни и машет рукой, говоря: «Я легкой жизни вам не дам, а покажу пример. Для вас один способ себя спасти – отдать карту нам!».
  7. После этого охотники на оборотней пытаются добежать до крепости соперников и забрать карту. Оборотни пытаются проникнуть в квартиру президента.
  8. При попадании снежка в участника одной из команд он выбывает из игры на три минуты. При попадании на оборотня святой воды он выбывает на 10 минут.
  9. Игра заканчивается, когда команда президента захватила карту, или если треть оборотней зашла в квартиру.

Эстафета

Эстафеты известны в каждой школе, проводится они на уроках физкультуры. Проведение эстафет улучшает физическую подготовку, укрепляет соревновательный дух. Общий принцип проведения:

  1. Предложить детям поделиться на команды.
  2. Построить команды в колонны у линии старта.
  3. По команде «Марш!» капитан бежит (прыгает) до флажка, касается его рукой и возвращается к команде.
  4. Хлопает по плечу следующего в колонне, который выполняет те же действия, что и капитан и так далее.
  5. Побеждает та команда, последнее звено которой вернется к линии старта раньше.


Другие игры

Старшеклассники занимаются атлетикой, бегут на малые дистанции. Но все же, с большим удовольствием будут играть в футбол. Цель подвижной игры – не только улучшить физические характеристики, но и привить любовь к спорту на всю жизнь.

Салки

Игра «Салки» предназначена для развития быстроты и ловкости.

Место проведения. Зал (площадка).

Описание игры. Определяется игровая зона (например, одна половина волейбольной площадки). Определяется водящий. По команде преподавателя водящий старается как можно быстрее догнать и задеть рукой (осалить) всех остальных игроков. Время засекает преподаватель. После того, как все игроки осалены, водящему сообщается его время (которое он запоминает) и назначается следующий водящий. Игра повторяется до тех пор, пока водящим не побывают все игроки. Выигрывает тот игрок, чье время наименьшее.

Правила.

  1. Осаленный игрок сразу покидает игровую площадку.
  2. Игрокам запрещается заступать за ограничительные линии игровой зоны. При заступе игрок считается осаленным и выходит из игры.

Методическое указание. В зависимости от конкретных задач занятия (развитие скоростной выносливости, развитие быстроты и т.д.) и количества занимающихся, для игры можно использовать различные по размеру игровые зоны, повторять игру несколько раз подряд. Кроме того, можно варьировать способ передвижения: бегом, приставным шагом, прыжками на одной ноге и т.д.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]